Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:25, курсовая работа
Объект курсовой работы – это социальная реабилитация. Предметом исследования является механизм оказания социальной реабилитации инвалидам.
Целью курсовой работы является анализ механизмов социальной интеграции и реабилитации инвалидов и методика её осуществления.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ 5
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 12
2.1 Определение термина «социальная реабилитация» 12
2.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации 14
2.3 Принципы социальной реабилитации 15
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 21
3.1 Методика осуществления социально-бытовой адаптации 21
3.2 Методика осуществления социально-средовой ориентации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
В ходе обучения социально-средовой ориентации клиент уже имеет представление о цели, которую он стремится достичь, плане и средствах осуществления предстоящего действия.
На первых этапах обучения клиент учится ориентироваться в социальной среде, учитывая всю систему правильных условий, которые заложены составленным совместно со специалистом по социальной работе алгоритмом выполнения действия. Результатом сопровождения клиента на последующих этапах является его полная ориентация, когда он принимает во внимание не только конкретные условия отдельной жизненной ситуации, но и руководствуется общими, уже сформированными принципами социально-средовой ориентации.
Последовательность обучения предполагает создание условий для формирования способностей, определяющих уровень социально-средовой ориентированности.
1. Способность к общению - это умение устанавливать контакты с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации, умение вести диалог, сотрудничать, уважать других, проявлять заботу, отзывчивость, доброжелательность.
2. Способность контролировать свое поведение предусматривает знание собственных психологических особенностей, осознание своего эмоционального состояния и способность в любых обстоятельствах к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.
3. Способность планировать свою жизнедеятельность включает определение жизненных перспектив, умение использовать алгоритм планирования для достижения поставленных целей.
4. Способность реализовывать свои планы основана в первую очередь на применении ресурсов человека в интересующей его деятельности, на целеустремленности и развитых волевых качествах15.
При обращении в органы социальной защиты и другие организации, призванные заниматься социальной реабилитацией инвалидов, сами инвалиды, их родственники, а также лица, представляющие интересы инвалидов, должны иметь возможность в полном объел получить всю необходимую информацию о правах инвалидов, возможностях региона и близлежащих областей в деле оказания необходимой им помощи.
Исходя
из вышеизложенного, можно сделать
вывод, что, социально-средовая реабилитация
подразумевает два процесса - приспособление
социальной среды к специфическим возможностям
инвалидов, устранение препятствий к независимому
существованию в условиях окружающей
среды и в производственной сфере, с одной
стороны, и обучение инвалида жить в обычном
социуме и быть интегрированным в общество
- с другой. При таком подходе в полной
мере реализуется процесс социализации
личности, т. е. вхождение или возвращение
инвалида в общество. Инвалид со своей
стороны должен выполнять все необходимое,
чтобы снизить социальные последствия
своего заболевания. Особенности проведения
социальной реабилитации заключаются
в том, что процесс обучения социально-средовой
ориентации происходит при помощи индивидуальных
форм работы с клиентом. Объединение клиентов
учреждения социального обслуживания
населения создает условия для приобретения
ими умений, навыков ориентировочной деятельности.
Теперь, в соответствии с поставленной целью, сформулируем основные выводы нашей работы.
Социально-культурная интеграция является сложным, многоуровневым процессом, в котором человек, группа проходят множество стадий социального развития – адаптацию к окружающему миру, социализацию, культурацию, ассимиляцию путем освоения культурных ценностей и включения их в нормы и образ своей жизни, ментальность и другие.
Данная концепция основывается на системе принципов, к основным из которых следует отнести принципы: всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.
В
современной системе социально-
Реабилитация, должна играть роль своего рода «локомотива» или начальной стадии включения человека в сложную систему интеграции. Без освоения данной ступени реабилитанту невозможно выйти на путь успешной личностной реализации.
В данном контексте социокультурная реабилитация представляет собой, во-первых,- процесс, во-вторых, - комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграцию его в общество.
В
контексте современных
Целью социальной реабилитации является ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в окружающей среде и обществе достижение самостоятельности и материальной независимости.
К задачам социальной реабилитации относят:
Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.
В целом интеграция инвалидов в окружающую среду, происходит путем процессов реабилитации, которые можно условно разделить на две составляющие – социально-бытовую и социально-средовую.
Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения). Социально-бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.
Во время проведения социально-бытовой адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация индивида. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, приобретая при этом опыт организации какой-либо деятельности. Он постоянно встречается с жизненными ситуациями, из которых необходимо уметь найти конструктивный выход, обеспечивающий равновесие между поддержанием межличностных отношений и сохранением собственной жизненной позиции.
Социально-средовая ориентация - это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Этот вид реабилитации подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение инвалида в общество. Инвалид со своей стороны должен выполнять все необходимое, чтобы снизить социальные последствия своего заболевания. Особенности проведения социальной реабилитации заключаются в том, что процесс обучения социально-средовой ориентации происходит при помощи индивидуальных форм работы с клиентом. Объединение клиентов учреждения социального обслуживания населения создает условия для приобретения ими умений, навыков ориентировочной деятельности.
Таким
образом, интеграция инвалидов – объективно
необходимый, организованный (на нормативно-финансовом,
административном, кадровом, научно-методическом,
психолого-педагогическом, медицинском
уровнях) процесс, направленный на решение
задачи их адаптации в окружающей их социально-культурной
среде. Основной механизм такой интеграции
– социальная реабилитация.