Основные направления интеграции инвалидов в окружающую их социально-культурную среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание

Объект курсовой работы – это социальная реабилитация. Предметом исследования является механизм оказания социальной реабилитации инвалидам.

Целью курсовой работы является анализ механизмов социальной интеграции и реабилитации инвалидов и методика её осуществления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ 5
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 12
2.1 Определение термина «социальная реабилитация» 12
2.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации 14
2.3 Принципы социальной реабилитации 15
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 21
3.1 Методика осуществления социально-бытовой адаптации 21
3.2 Методика осуществления социально-средовой ориентации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

291211-1.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)
  • подготовка и обучение клиента способам социально-средовой ориентации;
  • регулирование и контроль поведения клиента в индивидуально-изменчивых ситуациях;
  • организация условий для развития умения клиента самостоятельно регулировать и контролировать свое поведение, быть независимым от специалиста по социальной работе14.

     В ходе обучения социально-средовой ориентации клиент уже имеет представление о цели, которую он стремится достичь, плане и средствах осуществления предстоящего действия.

     На  первых этапах обучения клиент учится ориентироваться в социальной среде, учитывая всю систему правильных условий, которые заложены составленным совместно со специалистом по социальной работе алгоритмом выполнения действия. Результатом сопровождения клиента на последующих этапах является его полная ориентация, когда он принимает во внимание не только конкретные условия отдельной жизненной ситуации, но и руководствуется общими, уже сформированными принципами социально-средовой ориентации.

     Последовательность  обучения предполагает создание условий  для формирования способностей, определяющих уровень социально-средовой ориентированности.

     1. Способность к общению - это умение устанавливать контакты с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации, умение вести диалог, сотрудничать, уважать других, проявлять заботу, отзывчивость, доброжелательность.

     2. Способность контролировать свое поведение предусматривает знание собственных психологических особенностей, осознание своего эмоционального состояния и способность в любых обстоятельствах к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

     3. Способность планировать свою жизнедеятельность включает определение жизненных перспектив, умение использовать алгоритм планирования для достижения поставленных целей.

     4. Способность реализовывать свои планы основана в первую очередь на применении ресурсов человека в интересующей его деятельности, на целеустремленности и развитых волевых качествах15.

     При обращении в органы социальной защиты и другие организации, призванные заниматься социальной реабилитацией инвалидов, сами инвалиды, их родственники, а также  лица, представляющие интересы инвалидов, должны иметь возможность в полном объел получить всю необходимую информацию о правах инвалидов, возможностях региона и близлежащих областей в деле оказания необходимой им помощи.

     Исходя  из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что, социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение инвалида в общество. Инвалид со своей стороны должен выполнять все необходимое, чтобы снизить социальные последствия своего заболевания. Особенности проведения социальной реабилитации заключаются в том, что процесс обучения социально-средовой ориентации происходит при помощи индивидуальных форм работы с клиентом. Объединение клиентов учреждения социального обслуживания населения создает условия для приобретения ими умений, навыков ориентировочной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Теперь, в соответствии с поставленной целью, сформулируем основные выводы нашей работы.

     Социально-культурная интеграция является сложным, многоуровневым процессом, в котором человек, группа проходят множество стадий социального  развития – адаптацию к окружающему  миру, социализацию, культурацию, ассимиляцию  путем освоения культурных ценностей и включения их в нормы и образ своей жизни, ментальность и другие.

     Данная  концепция основывается на системе  принципов, к основным из которых  следует отнести принципы: всеобщего  массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.

     В современной системе социально-культурной интеграции реабилитация охватывает не все население, а лишь те группы людей, которые находятся в трудной  жизненной ситуации – инвалидов  и других. Включение таких групп  населения в интеграционную систему невозможно без предварительной, специально организованной подготовки – комплексной реабилитации.

     Реабилитация, должна играть роль своего рода «локомотива» или начальной стадии включения  человека в сложную систему интеграции. Без освоения данной ступени реабилитанту невозможно выйти на путь успешной личностной реализации.

     В данном контексте социокультурная реабилитация представляет собой, во-первых,- процесс, во-вторых, - комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграцию его в общество.

     В контексте современных представлений  о данном процессе социокультурную  реабилитацию можно рассматривать как один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, и в то же время – как один из путей его гуманизации и стабилизации.

     Целью социальной реабилитации является ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в окружающей среде и обществе достижение самостоятельности и материальной независимости.

     К задачам социальной реабилитации относят:

  1. Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.
  2. Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.
  3. Развитие коммуникативных навыков.

     Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями зависит в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.

     В целом интеграция инвалидов в окружающую среду, происходит путем процессов реабилитации, которые можно условно разделить на две составляющие – социально-бытовую и социально-средовую.

     Социально-бытовая  адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения). Социально-бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.

     Во  время проведения социально-бытовой  адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация индивида. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, приобретая при этом опыт организации какой-либо деятельности. Он постоянно встречается с жизненными ситуациями, из которых необходимо уметь найти конструктивный выход, обеспечивающий равновесие между поддержанием межличностных отношений и сохранением собственной жизненной позиции.

     Социально-средовая ориентация - это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Этот вид реабилитации подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение инвалида в общество. Инвалид со своей стороны должен выполнять все необходимое, чтобы снизить социальные последствия своего заболевания. Особенности проведения социальной реабилитации заключаются в том, что процесс обучения социально-средовой ориентации происходит при помощи индивидуальных форм работы с клиентом. Объединение клиентов учреждения социального обслуживания населения создает условия для приобретения ими умений, навыков ориентировочной деятельности.

     Таким образом, интеграция инвалидов – объективно необходимый, организованный (на нормативно-финансовом, административном, кадровом, научно-методическом, психолого-педагогическом, медицинском уровнях) процесс, направленный на решение задачи их адаптации в окружающей их социально-культурной среде. Основной механизм такой интеграции – социальная реабилитация.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

 
  1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические  проблемы /В.С. Агеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 356 с.
  2. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии /Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2005. – 417 с.
  3. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан: Учебное пособие. – М.: ЦИЭТИН, 2009. – 459 с.
  4. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых /Т.А. Добровольская, Н.Б., Шабалина. //Социс. - №1. - 2007. – С. 62-72.
  5. Комплексная реабилитация инвалидов: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешехина; под ред. Т.В. Зозули. – М.: Академия, 2009. – 304 с.
  6. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Басова. — М: Издательский центр «Академия», 2008. — 288 с.
  7. Социальная работа: Словарь – справочник /Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.А. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович. – М.:Контур,2008. – 480 с
  8. Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2007. – 424 с.
  9. Социально-экономическая помощь населению // Электронный ресурс. Режим доступа. http//n-vartovsk.ru/adm
  10. Социально-бытовая реабилитация инвалидов // Электронный ресурс. Режим доступа. http//www.sci.aha.ru.
  11. Социальная работа / под общей ред. Проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 576 с.
  12. Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК, 2009. – 144 с.
  13. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для вузов. Изд. 2-е доп. и испр. М: Академический Проект, 2007. - 512 с.
  14. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2009 – 340 с.

Информация о работе Основные направления интеграции инвалидов в окружающую их социально-культурную среду