Основные направления интеграции инвалидов в окружающую их социально-культурную среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание

Объект курсовой работы – это социальная реабилитация. Предметом исследования является механизм оказания социальной реабилитации инвалидам.

Целью курсовой работы является анализ механизмов социальной интеграции и реабилитации инвалидов и методика её осуществления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ 5
ГЛАВА II. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 12
2.1 Определение термина «социальная реабилитация» 12
2.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации 14
2.3 Принципы социальной реабилитации 15
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 21
3.1 Методика осуществления социально-бытовой адаптации 21
3.2 Методика осуществления социально-средовой ориентации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа состоит из  1 файл

291211-1.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

     Практика  применения положений данной концепции свидетельствует: для многих инвалидов занятие видами социально-культурной деятельности, вхождение в коммуникативные связи кроме удовольствия, отдыха и развития творческих способностей является средством жизнеобеспечения, поскольку производство материальных ценностей и продуктов культуры помогает выживать.

     Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и других) социальной работы уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуротерапевтические, проективные, креативные технологии. Однако социальные учреждения испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении социально-культурными технологиями.

     Решение множества коммуникативных проблем интеграции в досуговой среде (методических, организационных и других) зависит во многом от финансовых, материальных, кадровых возможностей органов местного самоуправления.

     Успех социально-культурной реабилитации инвалидов  во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления. Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида, условий осуществления реабилитационных мероприятий.

     В настоящее время система принципов  социально-культурной реабилитации лиц  с ограниченными возможностями уточняется и дополняется. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни российского общества, динамикой потребностей и интересов инвалидной категории и здорового населения.

     В дальнейших частях нашей работы, мы проанализируем сущность и содержание, а также методику социальной реабилитации инвалидов, как необходимой составляющей для качественной интеграции этой части  населения в окружающую их социально-культурную среду.  

Глава II. Сущность и содержание социальной реабилитации

     2.1 Определение термина «социальная реабилитация»

 

     Формирование  и терминология концепции социальной реабилитации берут свое начало в  англосаксонских странах, где реабилитация приобрела свое современное содержание в годы Второй Мировой войны, хотя основы и отдельные направления  реабилитации появились гораздо раньше - в XIX в.

     Впервые определение понятия «реабилитация» дано Ф.И.Р. фон Бусом в 1903 г. В буквальном переводе термин «rehabilitation» обозначает «восстановление прав, способностей, доброго имени». Термин «реабилитация» используется и в юридическом смысле, например реабилитация

     Репрессированных, применение к подсудимым мер воспитательного  характера. Концепция реабилитации больных и инвалидов вначале  исходила из идей физической медицины. Впервые понятие «реабилитация» в медицине было применено к больным туберкулезом. После Второй мировой войны медицинская реабилитация приобрела статус самостоятельной специализации. Цель ее заключалась в оказании помощи раненым на войне, прежде всего после ампутации, ранения головы, лицам с неврологическими нарушениями.

     С увеличением числа больных с  хроническими формами соматических заболеваний, детей, родившихся с генетически  обусловленными дефектами, лиц, пострадавших от несчастных случаев, спектр потребителей реабилитационной помощи значительно расширился. Встал вопрос о необходимости перехода от медицинской (пассивной) реабилитации к более активной, ориентированной на реинтеграцию указанных групп населения в общество. Создавались специализированные учреждения для реабилитации отдельных категорий инвалидов и больных. Постепенно медицинская реабилитация дополнялась положениями социальной гигиены, психологии, педагогики, социологии и других дисциплин.

     В связи с этим стали выделять медицинскую, педагогическую, психологическую, профессиональную реабилитацию. Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного и социального статуса5.

     Человек, попавший в трудную жизненную  ситуацию, утрачивает способность самостоятельно организовывать собственную жизнедеятельность. Для восстановления личностных ресурсов индивида или их компенсации разрабатывается особая интегративная технология - социальная реабилитация. Она призвана повысить уровень социального функционирования больного или инвалида, являясь методом психосоциального воздействия.

     Социальную  реабилитацию можно определить, как  комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и др.), девиантного поведения личности (несовершеннолетние лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т.п.)6.

     Субъекты  социальной реабилитации – это государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления, профессионалы социальной работы, т.е. социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию. Объекты социальной реабилитации – это группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды; и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; бездомные; беженцы; мигранты; женщины и дети, подвергшиеся насилию; несовершеннолетние матери и т.д.7.

     2.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации

 

     Целью социальной реабилитации является ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в окружающей среде и обществе достижение самостоятельности и материальной независимости.

     К сожалению, в современных условиях именно эта социальная цель встречает  наибольшие трудности, так как кризис трудовой сферы, отсутствие трудовой мотивации  и возможностей трудовой самообеспеченности ведут к предпочтению в ряде случаев статуса иждивенца, получателя пособий.

     Однако  социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося (и довольного) социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию.

     Проблема  профессиональной реабилитации инвалидов  рассматривается отдельно и в  силу ее значимости выделена в особый раздел профессионально-трудовой реабилитация. В широком смысле проблема социально-средовой реабилитации и интеграции инвалидов в общество не может считаться решенной без возвращения или приобщения инвалида к посильной трудовой деятельности.

     К задачам социальной реабилитации относят:

  1. Содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь.
  2. Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.
  3. Развитие коммуникативных навыков.

     Можно отметить, что целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости, в целом – интеграция личности в окружающую ее социально-культурную среду.

     2.3 Принципы социальной реабилитации

 

     Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями  зависит в немалой степени  от тех принципов, которыми руководствуются  в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.

     Социальная  политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах  изоляции и компенсации. Он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

     Принцип компенсации реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот. Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования. Кроме того, целый ряд потребностей инвалидов не может быть выражен в денежной форме, а восстановление социального статуса, полноценность интеграции в общество лишь опосредованно связана с материальным фактором.

     Изменение идеологии политики в отношении  инвалидов, переход к восприятию социальной модели инвалидности привели  к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип  социального устройства современного общества - принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним, инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности.

     Все более влиятельно заявляет о себе принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде международных правовых документов, в том числе в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время активно воплощается в практике реабилитационных служб ряда зарубежных стран в качестве программы «Shape your life» - «Формируй свою жизнь». В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государственными или муниципальными органами для их реабилитации.

     Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учреждениями и организациями, должны быть адекватными его состоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и побуждать к ней.

     К числу важнейших относится также  принцип неразрывной связи индивида с ограниченными возможностями и социальной среды. Разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям - через общие социальные связи и чувства, через ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей «социальной сети» в значительно меньшей мере - на общество в целом. Это находит отражение в феномене созависимости, в неблагоприятном эмоциональном фоне многих инвалидных семей, в сознательном или бессознательном стремлении ряда инвалидов к манипулированию теми лицами, с которыми они общаются. Разумеется, сказанное не означает, что всякое общение инвалида манипулятивно или контрпродуктивно. Социальные коммуникации каждого индивида, независимо от его физических или психических условий, являются важнейшей частью его социальной роли.

     Принцип связи индивида и социальной среды  позволяет избежать сведения всех проблем  лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными ограничениями  только к медицинским вопросам. В  этот круг изучения включаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения инвалида, возможность или невозможность удовлетворения всех присущих ему потребностей, а не только первичных, витальных.

Информация о работе Основные направления интеграции инвалидов в окружающую их социально-культурную среду