Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
Таким образом, объектом нашего исследования является процесс проведения социальной работы, а предметом - основные направления социальной работы и возможность их реализации.
Для проведения данной исследовательской работы мы использовали следующие методы:
1) анализ документов;
2) сравнение;
3) анализ
Введение
Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы. [1]
Социальная работа немыслима без такого компонента, как управление. [14] Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам. Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое. При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способных зачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека, перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия. Перечисленные компоненты составляют структуру социальной работы. Но структура это ещё не система. Деятельность становится системой, когда её компоненты связываются в единое целое с помощью целей и задач.
Переходный период к рыночным отношениям
знаменует собой новый этап в
социально-экономическом
В России все еще сильно влияние
централизованного управления и
распределительно-
Таким образом, актуальность темы нашей курсовой работы заключается в необходимости определения целей и задач социальной работы в структуре политического, экономического знания. Противоречия между теоретической разработанностью проблемы и недостаточной практической разработанностью обусловили проблему исследования: каковы условия реализации целей и задач проведения социальной работы. Цель работы - выявить условия реализации целей и задач проведения социальной работы. Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:
1) Дать понятие социальной работе;
2) Рассмотреть возникновение и развитие теории социальной работы как научной дисциплины, а также законодательные акты, регламентирующие ее проведение;
3) Рассмотреть основные направления реформирования социальной сферы;
4) Определить условия реализации целей и задач социальной работы;
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: если выявить основные цели и задачи проведения социальной работы, то можно будет определить основные направления социальной работы и возможность их реализации.
Таким образом, объектом нашего исследования является процесс проведения социальной работы, а предметом - основные направления социальной работы и возможность их реализации.
Для проведения данной исследовательской работы мы использовали следующие методы:
1) анализ документов;
2) сравнение;
3) анализ;
Эти методы помогут собрать достоверную и полную информацию о изучаемой проблеме.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. В тексте данной работы содержатся две таблицы. Библиографический список содержит 31 источников. Содержание работы изложено на 34 страницах. Во введении обоснованы актуальность темы, проблема исследования, определены цель и задачи, объект и предмет, методы, сформулирована гипотеза. В первой главе «Основные положения теории социальной работы» выявлены и конкретизированы такие понятия как социальная работа, объекты и субъекты социальной работы, а также рассмотрены основные законодательные акты, регламентирующие проведение социальной работы. Во второй главе «Состояние социальной работы в условиях современной России» мы определили основные цели и задачи проведения социальной работы и возможные направления их реализации. В заключении изложены основные выводы исследования.
Глава I. Основные положения теории социальной работы
1.1 Понятие о социальной работе
Одной из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности является социальная работа. Существует несколько определений социальной работы: [6, 7, 8]
1) Социальная работа - совокупность деятельности, которая обеспечивает каждому человеку социальное благополучие и социальную сплоченность.
2) Социальная работа - профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам или общинам в целях усиления или возрождения их способности к социальному функционированию и создания для этого благоприятных общих условий.
3) Социальная работа - профессиональная деятельность, которая способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений, укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь.
Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Социальная работа базируется на принципах прав человека и социальной справедливости. Профессия социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми. Только знания и понимание человека поможет специалисту принять правильное решение. Проблему целостного постижения человека, как объекта познания теория социальной работы выносит за скобки теоретических построений, акцентируя внимание на обосновании разных моделей практической деятельности по социальной защите нуждающихся, технологий социальной поддержки людей, имеющих проблемы. Однако это не означает, что в теории социальной работы вовсе не учитываются требования целостного видения человека, его разностороннего осмысления.
Когда же мы рассматриваем социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-субъектными отношениями. [7, 8] В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а субъектом является либо сторона этого объекта, либо закономерности социальной работы. При анализе социальной работы как учебной дисциплины объектом являются студенты, слушатели, а субъектом - преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности.
Объектом социальной
работы в ее широкой трактовке
являются все люди. Это объясняется
тем, что жизнедеятельность всех
слоев и групп населения
Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов. Этих объектов достаточно много. Можно классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:
1) Состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы. Это следующие группы населения: инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;
2) Служба и труд в экстремальных социальных условиях. К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны, вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
3) Пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации - это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров. Демографическая ситуация последних десятилетий характеризуется значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения. Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной цивилизации привлекает внимание к положению пожилых людей в современном мире. Эта ситуация обуславливает формирование новых потребностей пожилых людей. Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях. Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, испытывание затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам. Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи;
4) Девиантное поведение в его различных формах и видах. К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения, дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;
5) Семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;
6) Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей. К этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей. Семья - главный объект социальной работы. В семье, в значительной мере, зарождаются и прорастают все здоровые предпосылки. Кто и как будет жить и работать в будущем - это зависит от того, каково социальное самочувствие современной семьи, как она растит детей и какие качества им прививает. Поэтому семья находится в центре внимания социального работника и составляет одну из важнейших сфер его деятельности. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. За последние три года произошел рост семей всех категорий, нуждающихся в материальной поддержке. Особенно заметен рост малообеспеченных семей среди многодетных и неполных. Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - такие как потеря работы, невыплата заработной платы и пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин чаще встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад, пьянство и многие другие проблемы - все это заботы социальной работы. Задача социальной работы с семьей - научить семьи самопомощи и взаимопомощи;
7) Особое положение детей. На этом основании целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;
8) Бродяжничество, бездомность. К этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы; предродовое и послеродовое состояние. Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
Информация о работе Основные положения теории социальной работы