Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
Таким образом, объектом нашего исследования является процесс проведения социальной работы, а предметом - основные направления социальной работы и возможность их реализации.
Для проведения данной исследовательской работы мы использовали следующие методы:
1) анализ документов;
2) сравнение;
3) анализ
2) Внутригосударственные юридические акты федерального значения: конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда и социального развития, Министерства образования и министерства здравоохранения;
3) Документы субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории;
4) Документы муниципальных образований;
5) Решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций;
А также существуют следующие федеральные законы:
1) Федеральный закон об основах социального
обслуживания населения в РФ 10 декабря 1995 года;
2) Федеральный закон о государственной
социальной помощи 17 июля 1999 года;
3) Федеральный закон о социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов
2 августа 1995 года;
4) Федеральный закон об основах обязательного
социального страхования 16 июля 1999 года;
Глава II. Состояние социальной работы в условиях современной России
2.1 Основные направления реформирования социальной сферы
Среди основных направлений cоциальной политики государства ведущим является направленное развитие отраслей социальной сферы. С начала 90-х годов проводится реформа социальной сферы, но жизнь показывает, что сегодня требуется дальнейшее ее реформирование. [12]
В таблице 2.1. приводятся данные о основных социально-экономических показателях по данным Министерства труда и социального развития РФ. Уровень среднемесячной заработной платы населения увеличилась с 2223,4 до 3515-3550 рублей в период с 2000-по 2002 гг., но в то же время произошло и увеличения прожиточного минимума с 1210 до 1695, что в несколько раз превышает уровень среднемесячной зарплаты.
Показатели |
Ед. измер. |
2005г. |
2006г. |
2007 г. | |
Валовой внутренний продукт Сводный индекс потребительских цен |
(декабрь к декабрю |
млрд. руб. в % |
7063,4 120,2 |
9040,8 118,6 |
10400-10600 111-113 |
Денежные доходы на душу населения |
(в среднем за месяц) |
рублей |
934 |
2878 |
3303-3351 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
в % к пред. году |
105 |
131,2 |
105,0-106,0 | |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
2223,4 |
3262 |
3515-3550 | |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения |
(за год) |
руб. в месяц |
1210 |
1500,3 |
1695 |
Оборот розничной торговли |
млрд. руб. |
835,4 |
3005 |
3480,0-3500,0 | |
Объем платных услуг населению |
млрд. руб. |
615,7 |
826,6 |
1125-1140 |
Социальная стабильность - это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечивать поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе. Социальная стабильность обеспечивает сохранение баланса социальных и экономических интересов различных групп населения.
В таблице 2.2. приводятся данные о расходах федерального бюджета, территориальных бюджетов и консолидированного бюджета в 2006-2007 годах. Расходы на социальную сферу в 2002 году значительно выросли более чем на 0,8 процентных пункта ВВП и на финансовую помощь другим уровням власти. Таким образом, анализ расходов консолидируемого бюджета в 2002 году позволяет говорить о том, что усиливается тенденция по перемещению центра тяжести от финансирования военных и правоохранительных расходов, сельского хозяйства и промышленности к социальным расходам.
|
2006г. |
2007г. | ||||
Федеральный бюджет |
Территориальный бюджет |
Консолидированный бюджет |
Федеральный бюджет |
Территориальный бюджет |
Консолидированный бюджет | |
Правоохранительная деятельность |
1,6 |
- |
2,7 |
2,4 |
- |
2,4 |
Промышленность, энергетика, строительство |
0,5 |
1,2 |
1,7 |
0,4 |
1,1 |
1,6 |
Сельское хозяйство |
0,3 |
0,5 |
0,8 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
- |
2,5 |
2,5 |
- |
2,1 |
2,1 |
Образование |
0,6 |
2,5 |
3,1 |
0,6 |
3,0 |
3,6 |
Культура, искусство |
0,1 |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
0,4 |
0,4 |
Здравоохранение и физическая культура |
0,3 |
1,8 |
2,1 |
0,2 |
2,0 |
2,2 |
Социальная политика |
1,2 |
1,1 |
2,4 |
3,9 |
1,2 |
5,1 |
Для достижения её первоочередной задачей
является борьба с безработицей и
трудоустройством населения. Работа в
этом направлении социально-
Социальная сфера оказалась одной из наиболее затронутых системным кризисом. Проблема, видимо, заключается в том, что в советский период была создана всеобъемлющая система социального обеспечения населения, причем объем декларированных социальных прав и гарантий зачастую не соответствовал экономическим возможностям государства. Обозначившийся в 70-80-х годах кризис плановой системы привел к кризису социальной сферы, что повлекло за собой необходимость ее преобразования.
Первое направление
1. Увеличилось число пенсионеров и соответственно снизилось отношение пенсионеров и работающих. Сегодня оно составляет 1: 1,8.
2. Снижается доля зарплаты в общей структуре доходов населения.
3. Сокращается количество занятых в народном хозяйстве - с 75, 8 до 68,5 млн. человек за пять лет.
4. Увеличилось число льготных пенсий.
Реформа пенсионного обеспечения с 2002 года предусматривает заменить принципы функционирования пенсионной системы РФ. Заменить распределительный принцип финансирования на смешанный - распределительно - накопительный. Новая система будет иметь три уровня финансирования пенсий:
- гарантированная государством базовая пенсия с фиксированным размеров, который предоставляется всем, кто выполнил требования по минимальному трудовому стажу. Средства поступают в федеральный бюджет;
- дифференцированная пенсия зависит от результатов труда конкретного человека и зачисляется на индивидуальные накопительные счета, разделяется на две части - 12 % условные пенсионные права, 2% - непосредственно на счета и наращиваются пенсионным фондом в зависимости от возможностей размещения денежных активов;
- негосударственное страхование и создание системы профессиональных пенсионных систем;
Второе направление реформирова
Третье направление реформирова
Таким образом, за последние десятилетия в Росси произошли значительные изменения в сфере социальной политики. Реформы, проводимые государством, постоянно совершенствуются и предлагают все новые пути выхода из проблемных ситуаций.
2.2 Условия реализации целей и задач социальной работы
Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работник несет профессиональную ответственность и перед клиентами, и перед обществом в целом. Исходя из такого двойственного назначения социальной работы, формулируются основные ее цели: [4]
1. Способствовать интеграции общественного целого.
2. Содействовать адаптация людей в меняющемся мире.
3. Достижение социально-
Длительное время наша страна существовала в условиях планово-распределительного общества, где практически каждый, независимо от квалификации, таланта или трудового вклада, получал определенную долю материальных средств из общественных фондов потребления. В таком обществе структуры социального обеспечения и социального обслуживания существовали в усеченном, по сравнению со странами Запада, виде. Типичное для советского общества пренебрежение правами человека обусловливало малую информированность населения, его зависимость от бюрократического произвола. Принудительно насаждавшаяся во всех сферах жизни идеология и практика уравнительства примитивно-общинного типа препятствовала естественной стратификации общества. Общая цель социального работника - удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой системой. [9]
Наряду с основными целями можно выделить ряд других:
- увеличение степени клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
- адаптация или реадаптация людей в обществе;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- способствовать безусловному
соблюдению конституционных
- содействовать обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их новой общественно значимой роли в социальном развитии;
- добиваться оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;
- предоставлять необходимую социальную помощь и гарантированное социальное обслуживание, способствующие созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;
- участвовать в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем пожилых людей;
- способствовать привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей в духе «нового партнерства», опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур;
Цели социальной работы конкретизируются в следующих задачах:
1. Максимально развивать
индивидуальные способности и
нравственно-волевые качества
2. Содействовать достижению
взаимопонимания между
Информация о работе Основные положения теории социальной работы