Основные положения теории социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание

Таким образом, объектом нашего исследования является процесс проведения социальной работы, а предметом - основные направления социальной работы и возможность их реализации.
Для проведения данной исследовательской работы мы использовали следующие методы:
1) анализ документов;
2) сравнение;
3) анализ

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

2) Внутригосударственные юридические акты федерального значения: конституция, законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, решения коллегий и инструкции Министерства труда и социального развития, Министерства образования и министерства здравоохранения;

3) Документы субъектов РФ, обеспечивающие реализацию законов на своей территории;

4) Документы муниципальных образований;

5) Решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций;

А также существуют следующие  федеральные законы:

1) Федеральный закон об основах социального обслуживания населения в РФ 10 декабря 1995 года;  
2) Федеральный закон о государственной социальной помощи 17 июля 1999 года;

3) Федеральный закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов 2 августа 1995 года;  
4) Федеральный закон об основах обязательного социального страхования 16 июля 1999 года;  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Состояние социальной работы в условиях современной России

 

2.1 Основные направления реформирования социальной сферы

 

Среди основных направлений cоциальной политики государства ведущим является направленное развитие отраслей социальной сферы. С начала 90-х годов проводится реформа социальной сферы, но жизнь показывает, что сегодня требуется дальнейшее ее реформирование. [12]

В таблице 2.1. приводятся данные о основных социально-экономических показателях по данным Министерства труда и социального развития РФ. Уровень среднемесячной заработной платы населения увеличилась с 2223,4 до 3515-3550 рублей в период с 2000-по 2002 гг., но в то же время произошло и увеличения прожиточного минимума с 1210 до 1695, что в несколько раз превышает уровень среднемесячной зарплаты.

 

                                                                                                      Таблица 2.1.

 

Показатели

Ед. измер.

2005г.

2006г.

2007 г.

Валовой внутренний продукт Сводный индекс потребительских цен

(декабрь к декабрю предыдущего  года)

млрд. руб. в %

7063,4 120,2

9040,8 118,6

10400-10600 111-113

Денежные  доходы на душу населения

(в среднем за месяц)

рублей

934

2878

3303-3351

Реальные располагаемые денежные доходы населения

 

в % к пред. году

105

131,2

105,0-106,0

Среднемесячная  заработная плата

 

рублей

2223,4

3262

3515-3550

Прожиточный минимум в среднем на душу населения

(за год)

руб. в месяц

1210

1500,3

1695

Оборот  розничной торговли

 

млрд. руб.

835,4

3005

3480,0-3500,0

Объем платных  услуг населению

 

млрд. руб.

615,7

826,6

1125-1140


 

Социальная стабильность - это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечивать поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе. Социальная стабильность обеспечивает сохранение баланса социальных и экономических интересов различных групп населения.

В таблице 2.2. приводятся данные о расходах федерального бюджета, территориальных бюджетов и консолидированного бюджета в 2006-2007 годах. Расходы на социальную сферу в 2002 году значительно выросли более чем на 0,8 процентных пункта ВВП и на финансовую помощь другим уровням власти. Таким образом, анализ расходов консолидируемого бюджета в 2002 году позволяет говорить о том, что усиливается тенденция по перемещению центра тяжести от финансирования военных и правоохранительных расходов, сельского хозяйства и промышленности к социальным расходам.

                                                                                                               Таблица 2. 2.

 

 

2006г.

2007г.

Федеральный бюджет

Территориальный бюджет

Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет

Территориальный бюджет

Консолидированный бюджет

Правоохранительная  деятельность

1,6

-

2,7

2,4

-

2,4

Промышленность, энергетика, строительство

0,5

1,2

1,7

0,4

1,1

1,6

Сельское  хозяйство

0,3

0,5

0,8

0,2

0,3

0,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

-

2,5

2,5

-

2,1

2,1

Образование

0,6

2,5

3,1

0,6

3,0

3,6

Культура, искусство

0,1

0,3

0,4

0,1

0,4

0,4

Здравоохранение и физическая культура

0,3

1,8

2,1

0,2

2,0

2,2

Социальная  политика

1,2

1,1

2,4

3,9

1,2

5,1


 

Для достижения её первоочередной задачей  является борьба с безработицей и  трудоустройством населения. Работа в  этом направлении социально-экономической политики поддерживается государством через правительства городов и областей. [10]

Социальная сфера оказалась  одной из наиболее затронутых системным  кризисом. Проблема, видимо, заключается  в том, что в советский период была создана всеобъемлющая система социального обеспечения населения, причем объем декларированных социальных прав и гарантий зачастую не соответствовал экономическим возможностям государства. Обозначившийся в 70-80-х годах кризис плановой системы привел к кризису социальной сферы, что повлекло за собой необходимость ее преобразования.

Первое направление реформирования социальной сферы - пенсионная система. В России исторически сложилась распределительная пенсионная система, т.е. пенсии выплачиваются за счет взносов работающих, а не накоплений самих пенсионеров. Причины кризиса российской пенсионной системы состоят в следующем:

1. Увеличилось число пенсионеров и соответственно снизилось отношение пенсионеров и работающих. Сегодня оно составляет 1: 1,8.

2. Снижается доля зарплаты в общей структуре доходов населения.

3. Сокращается количество занятых в народном хозяйстве - с 75, 8 до 68,5 млн. человек за пять лет.

4. Увеличилось число льготных пенсий.

Реформа пенсионного обеспечения с 2002 года предусматривает заменить принципы функционирования пенсионной системы РФ. Заменить распределительный принцип финансирования на смешанный - распределительно - накопительный. Новая система будет иметь три уровня финансирования пенсий:

- гарантированная государством  базовая пенсия с фиксированным размеров, который предоставляется всем, кто выполнил требования по минимальному трудовому стажу. Средства поступают в федеральный бюджет;

- дифференцированная пенсия зависит от результатов труда конкретного человека и зачисляется на индивидуальные накопительные счета, разделяется на две части - 12 % условные пенсионные права, 2% - непосредственно на счета и наращиваются пенсионным фондом в зависимости от возможностей размещения денежных активов;

- негосударственное страхование  и создание системы профессиональных пенсионных систем;

Второе направление реформирования социальной сферы - организация здравоохранения на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования. Социальное медицинское страхование обеспечивает получение медицинской помощи на принципах общественной солидарности. Роль свободного рынка медицинских услуг - удовлетворение потребности населения сверх гарантированного минимума.

Третье направление реформирования социальной сферы - образование. Постоянная дефицитность бюджета сказывается на них самым отрицательным образом и постоянно грозит разрушить еще работающие здесь предприятия и учреждения. Между тем эффективную социальную защиту нельзя представить себе без этой сферы: возможность обучиться, получить образование - важнейшие факторы сокращения дифференциации людей различных социальных слоев и групп на жизненном старте, база для будущего повышения дохода в целях достаточного потребления и сокращения тем самым круга социальных иждивенцев у государства. [17]

Таким образом, за последние десятилетия  в Росси произошли значительные изменения в сфере социальной политики. Реформы, проводимые государством, постоянно совершенствуются и предлагают все новые пути выхода из проблемных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

2.2 Условия реализации целей и задач социальной работы

 

Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов  индивида и общества, и социальный работник несет профессиональную ответственность  и перед клиентами, и перед  обществом в целом. Исходя из такого двойственного назначения социальной работы, формулируются основные ее цели: [4]

1. Способствовать интеграции  общественного целого.

2. Содействовать адаптация  людей в меняющемся мире.

3. Достижение социально-экономического и морального благополучия людей, перешагнувших порог пенсионного возраста.

Длительное время наша страна существовала в условиях планово-распределительного общества, где практически каждый, независимо от квалификации, таланта  или трудового вклада, получал  определенную долю материальных средств из общественных фондов потребления. В таком обществе структуры социального обеспечения и социального обслуживания существовали в усеченном, по сравнению со странами Запада, виде. Типичное для советского общества пренебрежение правами человека обусловливало малую информированность населения, его зависимость от бюрократического произвола. Принудительно насаждавшаяся во всех сферах жизни идеология и практика уравнительства примитивно-общинного типа препятствовала естественной стратификации общества. Общая цель социального работника - удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой системой. [9]

Наряду с основными  целями можно выделить ряд других:

- увеличение степени клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

- адаптация или реадаптация людей в обществе;

- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

- способствовать безусловному  соблюдению конституционных прав  и законных интересов пожилых  людей, в том числе на социальное обеспечение;

- содействовать обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их новой общественно значимой роли в социальном развитии;

- добиваться оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;

- предоставлять необходимую социальную помощь и гарантированное социальное обслуживание, способствующие созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;

- участвовать в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем пожилых людей;

- способствовать привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей в духе «нового партнерства», опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур;

Цели социальной работы конкретизируются в следующих задачах:

1. Максимально развивать  индивидуальные способности и  нравственно-волевые качества клиентов, побуждая их к самостоятельным  действиям к принятию личной ответственности за все, происходящее их жизни. В России, где одним из архетипов народного сознания является мифологический образ «царя-батюшки», заступника и избавителя от всех личных обид и страданий, особенно важно формировать представление о том, что к полноценным и долговременным позитивным изменениям в жизни клиентов могут привести только их собственные личные усилия, желание работать, повышать свой жизненный потенциал. Рыночное общество выработало особый взгляд на человека-работника, при котором главной характеристикой является его рыночная стоимость. Желающий преуспеть на рынке должен выйти на этот рынок с обязательными знаниями и умениями, на которые есть спрос, а значит, необходимо овладевать новыми или смежными профессиями, повышать свою квалификацию, изыскивать средства и способы создания конкурентно способных товаров и услуг и т. д. Многие европейские страны и США ужа давно поняли, как опасно создавать в стране слой профессиональных безработных, годами живущих на пособие и терроризирующий правительство я население требованиями сохранять морально и материально устаревшие, убыточные предприятия я даже целые отрасли хозяйства. Поэтому для социальных работников самым важным сегодня считается как можно быстрее стать ненужным для своих клиентов.

2. Содействовать достижению  взаимопонимания между клиентом  и социальной средой, в которой  он существует. Акцент на самопомощь и саморазвитие клиента; не должен заслонять важности привлечения таких естественных источников помощи, как близкие и дальние родственники, использование дружеских и соседских связей, привлечение сослуживцев и участников тех неформальных организаций, членом которых является или может являться данный клиент.

Информация о работе Основные положения теории социальной работы