Основные понятия и категории этносоциологии: этнос, нация, национализм, этноцентризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:30, реферат

Описание

Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные категории этносоциологии.......................................................5
2. Этнос.............................................................................................................8
3. Нация..........................................................................................................11
4. Национализм..............................................................................................13
5. Этноцентризм............................................................................................17
Заключение....................................................................................................20
Список литературы........................................................................................22

Работа состоит из  1 файл

этносоциология.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

    МИНОБР  НАУКИ РОССИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

    ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ 
 

    РЕФЕРАТ

    По  дисциплине «Социология»

    На  тему:

    «Основные понятия и категории этносоциологии: этнос, нация,

    национализм, этноцентризм» 
 

          Выполнила: студентка

    группы 

    Проверила:  
 

Казань, 2011

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………...3

    1. Основные категории этносоциологии.......................................................5

    2. Этнос.............................................................................................................8

    3. Нация..........................................................................................................11

    4. Национализм..............................................................................................13

    5. Этноцентризм............................................................................................17

    Заключение....................................................................................................20

    Список  литературы........................................................................................22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Россия - полиэтническое государство. Кроме  русских, которые составляют 83% населения, в Российской Федерации живут  более 170 народов. Одни из них насчитывают  более миллиона, другие несколько  десятков тысяч человек. Последнее  десятилетие было особым для жизни народов страны. Одни называли его временем <взбунтовавшейся этничности>, другие - <нового национального возрождения>. Совершенно очевидно, что становление гражданского общества в российских условиях взаимосвязано с возросшей этничностью. Важнейшие социальные процессы реформирования различных сфер жизни имеют этническую вариативность. Этничность нередко приобретает декларационные, манифестные формы, становится мобилизующим средством в обретении достоинства, а подчас в коллективном стремлении к преимуществам на социально-политической арене и во многом определяет социальное поведение.

    В какой мере современные национальные движения, этническая консолидация объяснялись  социальными, политическими, психологическими факторами, а в какой были конструкцией элитарных групп? На этот вопрос должны ответить этносоциологи, опираясь на строго представительные материалы. Этносоциология не умозрительна. Она обосновывает выводы системой статистически представительных для народов исследований как в <поясе> республик СССР, так и - теперь - республик и других субъектов Российской Федерации.

    В настоящее время актуальность этносоциологии в системе научного знания неизбежно  возрастает. Разработка этнических аспектов таких общих социальных проблем, как изменение социальной структуры сфер трудовой занятости, миграционной подвижности и т.п., имеет не только социально-политическую значимость для предотвращения социальных и этнических конфликтов, но и гуманистический смысл, поскольку содействует обеспечению равенства прав и возможностей людей разных национальностей. Вот почему сегодня к профессионализму и гражданской ответственности этносоциологов предъявляются самые высокие требования.

    Этническая  социология изучает весьма сложную  сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий, а также в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.

    Предметом этносоциологии являются национальное самосознание и этническое поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их функционирования.

    В этнографической литературе под  этносом (этнической общностью) понимается природно-социальная и антропологическая  общность людей, возникшая и развивающая на основе единства природно-ландшафтных условий кровного родства, языка, особенностей, внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуются наличием устойчивого самосознания и самоназвания, которое трансформируется в языках других народов, а самосознание развивается через антитезу "Мы - они". Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам.

    Этносоциальный  организм, составляющий ядро этноса, обладает не только культурным, но также и территориальным, политическим, экономическим единством. На определенном этапе развития он преобразуется в нацию. 
 

    1. Основные категории этносоциологии

    Этносоциология - область социологии, изучающая  генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения и разрабатывающая основы и методологические принципы их исследования.

    Этническая  социология — часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

    Основные  темы, разрабатываемые этносоциологами:

  • влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения;
  • использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;
  • социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;
  • межэтнические конфликты;
  • национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;
  • этноязыковые процессы, в т.ч. билингвизм.

    Этническая  общность — это группа людей, которые  связаны между собой общим  происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей  в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в некоторых языках и зачастую в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Данные признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего — общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.

    Этнические  общности называются также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они  объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

    Семья — наименьшая кровнородственная  группа людей, связанных единством  происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

    Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

    Клан  — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени, они остались на Кавказе, у индейцев Америки, в Африке и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

    Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов  и кланов. Они обладают собственным  языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной  совет), общими церемониями. Их численность  доходит до десятков тысяч человек.

    В ходе дальнейшего культурного и  экономического развития племена преобразовывались  в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации. 

    Народность  — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

    Э́тнос (от греч. — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

    Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками общность людей. Представители одной нации же не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должны быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

    Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

    Этноцентризм (от греч. ethnоs - народ + kentron - средоточие) - феномен социальной психологии - . Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных групп. 
 
 

    2. Этнос

    Этнос - межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.

    Основы  теории этноса были заложены в 1920-х  С.М. Широкогоровым. Он рассматривал этнос  как основную форму существования  локальных групп человечества, а  основными признаками его считал "единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни". В 1960-1980-е концепция Широкогорова была развита советскими этнографами. Наиболее последовательной ее марксистской интерпретацией стала теория Ю.В. Бромлея. Он предлагал различать этникосы  как совокупности людей, объединенных общим языком, культурой и самосознанием, и этносоциальные организмы, ЭСО  как этнос, сопряженные с территориально-политическими общностями. Последние, по Бромлею, представляют собой самостоятельные макроединицы общественного развития. В зависимости от принадлежности к определенной общественно-экономической формации этносоциальные организмы выступают в форме племени, народности, нации. Значительное место в теории Бромлея занимала детализированная классификация этнических процессов - изменений Ээтнос, проинтерпретированная применительно к различным эпохам прогресса человечества. В работах представителей другого теоретического направления А.С. Арутюнова и Н.Н. Чебоксарова этнос был рассмотрен в контексте теории коммуникации. Этнос представлялись как ареалы повышенной плотности информации. Особое внимание было обращено на межпоколенную трансляцию информации, обеспечивающую преемственность и стабильность этнической системы во времени. Стадиальные типы этнических общностей - племена, народности и нации рассматривались как три разных типа информационной плотности. Концепция Арутюнова и Чебоксарова стала наиболее продуктивным в инструментальном и прикладном отношении вариантом теории этноса.

    Последовательно немарксистский подход к феномену этнос отличает работы Л. Гумилева. В них этнос представлены как элементы этносферы - особой биосоциальной реальности, развивающейся по своим уникальным законам. Этнос, по Гумилеву, может пребывать в "персистентном" (цикличном) и "динамичном" состоянии. Переход в последнее обусловлен своего рода мутациями - пассионарными толчками. По Гумилеву, этнос проходит ряд стадий развития и, подобно живому организму, умирает. Благодаря откровенному нонконформизму концепция Гумилева приобрела необычайную популярность, особенно за пределами профессиональной аудитории. При всех различиях концепции этнос имеют ряд общих недостатков. Опора на понятия, объем которых сам по себе является предметом дискуссии, делает построение теории и самого определения этнос  крайне затрудненным. Понятие "этнос" отражает в полной степени лишь свойства этнических общностей индустриальной эпохи - наций. По отношению к до-национальным стадиям развития, с характерными для них культурно-лингвистической вариативностью и внеэтническими формами самосознания, понятие "этнос" оказалось непродуктивным. В зарубежной социально-культурной антропологии понятие "этнос" употребляется сравнительно редко, а построение его теории не считается актуальным. Более употребительным является понятие "этничность", отражающее принадлежность к определенной нации или этнической группе.

Информация о работе Основные понятия и категории этносоциологии: этнос, нация, национализм, этноцентризм