Основные понятия и категории этносоциологии: этнос, нация, национализм, этноцентризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:30, реферат

Описание

Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные категории этносоциологии.......................................................5
2. Этнос.............................................................................................................8
3. Нация..........................................................................................................11
4. Национализм..............................................................................................13
5. Этноцентризм............................................................................................17
Заключение....................................................................................................20
Список литературы........................................................................................22

Работа состоит из  1 файл

этносоциология.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

    Структура этноса включает: 1) язык (речь, манеру общения, мимику, жесты); 2) бытовую культуру (одежду, приготовление пищи, вид и обстановку жилища); 3) обычаи и традиции (праздники, обряды, типичные модели поведения, трудовую, досуговую и иную деятельность); 4) этническое самосознание (самоидентификацию – осознание себя принадлежащим к той или иной группе, в данном случае – этнической); 5) этническое родство (чувство этнической солидарности – осознание общности происхождения, интересов, потребностей с другими представителями данной группы); 6) самоназвание (этноним, например, русские). Этносы возникли в глубокой древности, существуют сегодня и, очевидно, сохранятся в обозримом будущем, придавая своеобразие социокультурным общностям людей.

    Исследователи выделяют три исторических формы  существования этнических групп: 1) племя – людей, объединенных родовыми и социальными связями (важнейшие  признаки племени: этнокультурная общность, этническое самосознание и самоназвание); 2) народ – общность, объединенную преимущественно социально-экономическими связями и характеризующуюся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры; 3) нацию – наивысшую на сегодняшний день историческую форму этнической группы, объединенную, главным образом, экономическими и политическими связями. Нацию отличают: 1) специфическое национальное самосознание; 2) развитой, литературный язык; 3) профессиональная культура; 4) устойчивый социально-классовый состав, соответствующий эпохе промышленно-научного развития; 5) национальная государственность или развитое движение за ее достижение; 6) экономическая общность на основе национальной государственности.

    Исторически племя возникает в период формирования родоплеменного строя и преобразуется в народ на стадии появления государства. Однако некоторые этнические группы и до сегодняшнего дня существуют в виде племени . Этническая группа в форме народа существовала в традиционных государствах докапиталистической эпохи. В период капитализма появляются первые нации, объединенные в границах государств современного типа. Однако и до сегодняшнего дня не все народы мира стали нациями. Процесс трансформации народов в нации является важнейшей особенностью современного этапа развития этнонациональных отношений 
 

            3. Нация

    Первыми современными нациями, по утверждению  классика исследования национализма Бенедикта  Андерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны».

    Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм  — феномен Нового времени.

    В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810—20 годы), итальянский национализм (1830-е годы), в 1850—1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века — в страны Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев — их рождение пришлось на 1930—50 годы.

    Таким образом, идеология национализма в  одном из своих аспектов заключается  в обособлении и вычленении отдельной  нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации  на определённой территории. После  обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации (ср. становление большинства славянских наций во время распада Австро-Венгерской империи).

    Нация — это политическая ипостась народа. Народ представлен в политике в виде нации. Нация вне государства не существует. Государство без нации — это архаика. Так что в современном мире можно считать дуализм государства и нации неразрывным.

    При этом начинает правильно играть определение  нации, данное П.Святенковым: Нация  — это союз во имя будущего. Правда, пренебрежение политическим заставило автора отказаться от данного определения, что опять же четко указывает на источник обозначенных выше недоразумений с понятиями — наций вне политического не бывает. Подправим приведенный выше слоган и подарим его автору: Нация — это союз людей во имя своего будущего, будущего своего общества и своего государства.

    Мы  видим, что в основе нации лежит  лояльность людей своему государству, и связанному с данным государством обществу. Именно здесь проходит граница. Экзистенцией национальной идентичности является желание защищать свою страну, ее честь, и достоинство.

    Интересный  аспект возникает при взгляде  на границу нации. Гегель считал, что  каждая нация связана со своим  национальным духом, который определяет национальную идентичность людей. Возникающая  сущность общественного сознания —  национальный дух — имеет свое иное, которое в понимании Гегеля образуют национальные духи других наций. Т.е. в классическом понимании национальная граница является резкой и однозначной.

    Однако, действительно ли пограничная картинка является черно-белой? Нет ли там  серых зон? Вспоминая о дуализме нации и государства, и об отношении лояльности государству и нации как сути национальной идентификации, мы видим, что часть народа существует вне указанного отношения лояльности. Так из серой пограничной зоны нации появляется «малый народ» И.Шафаревича. Мы не будем здесь останавливаться на характеристиках данной группы людей, а желающих узнать больше отошлем к работе и приведенным там ссылкам. 
 
 

    4. Национализм

    Национализм является продуктом новейшего времени. На протяжении истории люди испытывали привязанность к родной земле и поддерживали местную власть. Однако большинство политических и культурных явлений до новейшего времени имело универсальный, а не национальный характер.

    Термин  «национализм» впервые ввели  в употребление в XIX веке философ  Гердер и аббат Баррюэль. Наиболее ранним его проявлением стала Славная революция в Англии. Подъём национализма совпал с возникновением либерализма, и на протяжении длительного периода обе идеологии развивались в связке друг с другом. Ярким проявлением национализма явилась борьба элит Нового Света против испанского колониализма. Однако наиболее мощными всплесками стали революции в Америке и Франции. К 1815 г. национализм уже был одной из ведущих идеологий в мире. Он оказался способен обеспечить мобилизацию общества в период перехода к капиталистической экономике, что привело к повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи.

    Если  национализм конца XVIII века во Франции  и США был преимущественно  гражданским, то в большинстве стран  центральной и восточной Европы он возник как реакция на французскую оккупацию и поначалу носил этнический характер. Так, объединение Германии и аннексия Эльзаса-Лотарингии были осуществлены в русле пангерманизма. Во второй половине XIX века национализм начал подрывать целостность Австро-Венгрии, Российской и Османской империй, которые окончательно распались после Первой мировой войны. В начале XX века он расцвёл в Азии и Африке, что привело к обострению борьбы с французским и британским империализмом и в итоге к распаду колониальной системы.

    Существенным  элементом соглашений по окончании  Первой мировой войны был план Вильсона поделить Европу на моноэтнические национальные государства, для осуществления  которого была создана Лига Наций. При  этом война подорвала веру в гуманизм, являющийся фундаментом для либерализма, что в сочетании с другими факторами привело к появлению фашизма и нацизма. Вслед за поражением Германии во Второй мировой войне последовала дискредитация всех форм крайнего национализма и связанных с ними учений.

    В современном мире национализм продолжает играть активную роль на международной  арене и имеет множество проявлений. Крайний национализм официально осуждается и сталкивается с законодательными запретами. В то же время представления  о национальном государстве стали фундаментальной компонентой менталитета людей в либерально-демократических странах.

    В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном  мире формируется несколько типов  национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента.

    Гражданский национализм утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является плебисцит, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

    В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:

    Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

    Либеральный национализм делает акцент на либеральных  ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, такие как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.

    Этнический  национализм полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ, кровнородственное сообщество. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

    Иногда  при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».

    Культурный  национализм определяет нацию общностью  языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.

    Примордиальный  этнический национализм полагает, что  нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер. Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию.

    Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности , а также культурной и религиозной нетерпимости.В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям. 

    5. Этноцентризм

    Этноцентризм  — это общая концепция или  точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая  собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием “этноцентризм” связаны как положительные последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация.

Информация о работе Основные понятия и категории этносоциологии: этнос, нация, национализм, этноцентризм