Основные понятия и категории этносоциологии: этнос, нация, национализм, этноцентризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:30, реферат

Описание

Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные категории этносоциологии.......................................................5
2. Этнос.............................................................................................................8
3. Нация..........................................................................................................11
4. Национализм..............................................................................................13
5. Этноцентризм............................................................................................17
Заключение....................................................................................................20
Список литературы........................................................................................22

Работа состоит из  1 файл

этносоциология.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

    Этноцентризм  свойственен каждой группе, которая  является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей  свой идентитет. Этноцентрические позиции  “выгодны” самой группе тем, что  с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии.

    Анализируя  особенности внутри- и межгрупповых отношений в первобытных обществах, Самнер отмечал, что этноцентризм, проявляясь в чувстве превосходства над другими народами и в завышенной оценке собственной группы, неизбежно порождает более негативное отношение к чужим группам, что приводит к отчуждению, неприязни и враждебности в межгрупповых отношениях. Фрейд рассматривал этноцентризм как переориентированное выражение индивидуального нарциссизма. Принимающий групповые масштабы, нарциссизм интерпретируется как психологический механизм, который обеспечивает самосохранение этноса путем переноса его агрессии на внешние группы. С точки зрения Самнера, этноцентризм является универсальным, единственно возможным механизмом межэтнического взаимодействия: отношениям внутри группы изначально придается дух сотрудничества, солидарности и консолидации, а неизбежным атрибутом отношений с представителями чужих внешних групп выступают проявления враждебности, неприятия, презрения, подозрительности и конкуренции. Однако многочисленные факты, выявленные в результате социологических и этнопсихологических исследований, явились убедительным опровержением универсальности положений теории этноцентризма по Самнеру. Эмпирические данные показывают, что отношения между представителями разных этнических групп могут носить характер взаимной толерантности и уважения при сохраняющейся тенденции более благоприятствовать собственной группе. В связи с этим значение понятия " этноцентризм " значительно изменилось.   Этноцентризм все реже используется для обозначения предубежденности и негативизма в отношениях к иноэтническим группам и, в отличие от терминов "этноэгоизм", "этнофобизм", рассматривается прежде всего как тенденция предпочтения своей этногруппы и ее представителей в сравнении с другими группами. Рядом авторов применяется термин "гибкий или благожелательный этноцентризм ", предполагающий при сохранении более позитивного отношения к своей группе и терпимости к межгрупповым различиям также проявление стремления понять и без предубежденности оценивать чужую культуру.

    Проявление этноцентризм может приобретать разную степень выраженности, причины которой связывают как с особенностями самих этнических групп, так и с характером межэтнических отношений, с социальными условиями межэтнического взаимодействия, а также с результативностью последнего (его успешностью или неуспешностью). В условиях этнополитического конфликта воинственный этноцентризм может проявляться от ненависти чужих этногрупп, навязывания им своих ценностей до крайних форм делегитимизации, предполагающей исключение враждебной группы из рода человеческого и оправдывающей любые средства насилия над ней вплоть до уничтожения. Возникновению этноцентризма, с точки зрения разных авторов, способствуют такие факторы, как: ограниченность жизненных ресурсов, вызывающих неизбежную борьбу за выживание у взаимодействующих этногрупп, ожидание внешней угрозы со стороны иноэтнических групп (Д.Т. Кэмпбелл); стремление к сохранению или приобретению группой более высокого статуса в системе межэтнических отношений (Г. Триандис, В. Вассилиу); защита от мигрантов коренным этносом своей исконной территории (И. Амир, С. Бочнер). Являясь одним из механизмов сплочения этноса, этноцентризм зачастую целенаправленно стимулируется и эксплуатируется идеологическими и политическими структурами в целях быстрой и эффективной этнополитической мобилизации и консолидации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    На  современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений  в разных странах,  тем  не  менее  есть общее, интересующее этносоциологию, — социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями.

    Межнациональные, межэтнические конфликты и по структуре, и по характеру формирования, и по ожесточенности противоборства, по сложности их регулирования и  разрешения, занимают особое место  среди других социальных конфликтов. Не только социальные противоречия, языковые и культурные проблемы, но и историческая память, "мобилизованное прошлое" становятся мощными факторами и основами конфликта.

    Но  особую значимость эти процессы приобрели  для России и всех бывших союзных  республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями. Распад СССР, казалось бы, разрешил крупные и глубокие противоречия между нациями и открыл полосу спокойного решения культурных, языковых и иных проблем в новых государствах, появившихся на территории бывшего Союза. Но этого не произошло, прежде всего, потому, что государства возникли не на основе свободного, демократического самоопределения, а в результате решения группы верхушки политических лидеров. Межэтнические противоречия усилились, существовавшие к этому времени конфликты вспыхнули с новой силой, обострились в различных регионах бывшего Союза (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье и т.д.). Межэтнические противоречия и конфликты заняли существенное место в общественной жизни России.

    Каждый  конкретный конфликт на межнациональной  почве имеет свои особенности, свои причины. Сама федеративная организация  государства России является почвой всевозможных конфликтов. Очень острый конфликт с Татарстаном удалось урегулировать конституционным путем, заключением особого двустороннего договора. С Чечней это не удалось, и политический конфликт вылился в военный. Все указанные межэтнические конфликты, как и другие, нуждаются в особом рассмотрении.

    Но  одно уже вполне очевидно: все существующие и потенциально возможные межэтнические  и межнациональные конфликты, прямо  или косвенно затрагивающие интересы русского народа, могут быть мирно  урегулированы в обоюдных интересах, если в полной мере учитываются в этих конфликтах рост самосознания русского этноса и психологические проявления русского национального характера. Чеченский кризис показал, что вопросы целостности Российского государства и нерушимости его границ приобрели приоритетное значение в способах регулирования межэтнических проблем.

    Применительно к проблемам традиций, обычаев, привычек может быть сформулировано единственное требование: их существование, развитие, поддержка должны основываться на одном - уважении к человеческому достоинству, на том, чтобы специфические явления духовной жизни одного народа не ущемляли и не попирали ни в коей мере ценности других наций и народностей. 
 
 

    Список  литературы

    1. Русские этносоциологические очерки / Под ред. Ю.В.Арутюняна и др. М., 1992.

    2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1989.

    3. Россия: социальная ситуация и  межнациональные отношения в регионах / Авторы-составители: В.Н.Иванов, И.В.Ладодо, Г.Ю.Семигин. М., 1996.

    4. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской академии наук "Социс" №8 2005, 160 с.

    Автор статьи: Якимилей В.Н., Никовская Л.Ш. "Сложносоставные конфликты атрибут  постсоциалистической трансформации".

    5. Тощенко Ж. Т. Постсоветское  пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997

    6. Ильясов Ф. Национальное сознание  и поведение // Страна и мир.  Мюнхен. 1990. Ноябрь-декабрь. № 6 [60]. С.78-89.

    7. Малахов В.С. Национализм как  политическая идеология: Учебное  пособие. — М.: КДУ, 2005. — 320 с.

    8. Уолцер М. О терпимости. — М.: Идея-Пресс, 2000.

    10. Геллнер Э. Нации и национализм.  — М.: Прогресс, 1991.

    11. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении  национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — 320 с. 

    12. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М.  и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2002. — 416 с.

    13. Хобсбаум Э. Нации и национализм  после 1780 г.. — СПб.: Алетейя, 1998

    14. Гавров С.Н. Национальная культура  и модернизация общества. — М.: МГУКИ, 2003. — 86 с.

    15. Юрий Семёнов «Этносы, нации,  расы»

    16. Юлиан Бромлей «К вопросу о  сущности этноса»

    17. Юрий Семёнов «Этнос, нация, диаспора»

    18. Гуц А. К., Паутова Л. А. Глобальная  этносоциология — Либроком —  2009 г. 

    19. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л.  М., Сусоколов А. А. Этносоциология  — Аспект Пресс — 2003 г.

    20. Перепелкин Л.С. Соколовский С.В.  Этносоциология: Учебное пособие. Новосибирск, 1995. 


Информация о работе Основные понятия и категории этносоциологии: этнос, нация, национализм, этноцентризм