Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:30, реферат
Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Основные категории этносоциологии.......................................................5
2. Этнос.............................................................................................................8
3. Нация..........................................................................................................11
4. Национализм..............................................................................................13
5. Этноцентризм............................................................................................17
Заключение....................................................................................................20
Список литературы........................................................................................22
Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. Этноцентрические позиции “выгодны” самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии.
Анализируя особенности внутри- и межгрупповых отношений в первобытных обществах, Самнер отмечал, что этноцентризм, проявляясь в чувстве превосходства над другими народами и в завышенной оценке собственной группы, неизбежно порождает более негативное отношение к чужим группам, что приводит к отчуждению, неприязни и враждебности в межгрупповых отношениях. Фрейд рассматривал этноцентризм как переориентированное выражение индивидуального нарциссизма. Принимающий групповые масштабы, нарциссизм интерпретируется как психологический механизм, который обеспечивает самосохранение этноса путем переноса его агрессии на внешние группы. С точки зрения Самнера, этноцентризм является универсальным, единственно возможным механизмом межэтнического взаимодействия: отношениям внутри группы изначально придается дух сотрудничества, солидарности и консолидации, а неизбежным атрибутом отношений с представителями чужих внешних групп выступают проявления враждебности, неприятия, презрения, подозрительности и конкуренции. Однако многочисленные факты, выявленные в результате социологических и этнопсихологических исследований, явились убедительным опровержением универсальности положений теории этноцентризма по Самнеру. Эмпирические данные показывают, что отношения между представителями разных этнических групп могут носить характер взаимной толерантности и уважения при сохраняющейся тенденции более благоприятствовать собственной группе. В связи с этим значение понятия " этноцентризм " значительно изменилось. Этноцентризм все реже используется для обозначения предубежденности и негативизма в отношениях к иноэтническим группам и, в отличие от терминов "этноэгоизм", "этнофобизм", рассматривается прежде всего как тенденция предпочтения своей этногруппы и ее представителей в сравнении с другими группами. Рядом авторов применяется термин "гибкий или благожелательный этноцентризм ", предполагающий при сохранении более позитивного отношения к своей группе и терпимости к межгрупповым различиям также проявление стремления понять и без предубежденности оценивать чужую культуру.
Проявление
этноцентризм может приобретать разную
степень выраженности, причины которой
связывают как с особенностями самих этнических
групп, так и с характером межэтнических
отношений, с социальными условиями межэтнического
взаимодействия, а также с результативностью
последнего (его успешностью или неуспешностью).
В условиях этнополитического конфликта
воинственный этноцентризм может проявляться
от ненависти чужих этногрупп, навязывания
им своих ценностей до крайних форм делегитимизации,
предполагающей исключение враждебной
группы из рода человеческого и оправдывающей
любые средства насилия над ней вплоть
до уничтожения. Возникновению этноцентризма,
с точки зрения разных авторов, способствуют
такие факторы, как: ограниченность жизненных
ресурсов, вызывающих неизбежную борьбу
за выживание у взаимодействующих этногрупп,
ожидание внешней угрозы со стороны иноэтнических
групп (Д.Т. Кэмпбелл); стремление к сохранению
или приобретению группой более высокого
статуса в системе межэтнических отношений
(Г. Триандис, В. Вассилиу); защита от мигрантов
коренным этносом своей исконной территории
(И. Амир, С. Бочнер). Являясь одним из механизмов
сплочения этноса, этноцентризм зачастую
целенаправленно стимулируется и эксплуатируется
идеологическими и политическими структурами
в целях быстрой и эффективной этнополитической
мобилизации и консолидации.
Заключение
На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее есть общее, интересующее этносоциологию, — социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями.
Межнациональные, межэтнические конфликты и по структуре, и по характеру формирования, и по ожесточенности противоборства, по сложности их регулирования и разрешения, занимают особое место среди других социальных конфликтов. Не только социальные противоречия, языковые и культурные проблемы, но и историческая память, "мобилизованное прошлое" становятся мощными факторами и основами конфликта.
Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями. Распад СССР, казалось бы, разрешил крупные и глубокие противоречия между нациями и открыл полосу спокойного решения культурных, языковых и иных проблем в новых государствах, появившихся на территории бывшего Союза. Но этого не произошло, прежде всего, потому, что государства возникли не на основе свободного, демократического самоопределения, а в результате решения группы верхушки политических лидеров. Межэтнические противоречия усилились, существовавшие к этому времени конфликты вспыхнули с новой силой, обострились в различных регионах бывшего Союза (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье и т.д.). Межэтнические противоречия и конфликты заняли существенное место в общественной жизни России.
Каждый конкретный конфликт на межнациональной почве имеет свои особенности, свои причины. Сама федеративная организация государства России является почвой всевозможных конфликтов. Очень острый конфликт с Татарстаном удалось урегулировать конституционным путем, заключением особого двустороннего договора. С Чечней это не удалось, и политический конфликт вылился в военный. Все указанные межэтнические конфликты, как и другие, нуждаются в особом рассмотрении.
Но одно уже вполне очевидно: все существующие и потенциально возможные межэтнические и межнациональные конфликты, прямо или косвенно затрагивающие интересы русского народа, могут быть мирно урегулированы в обоюдных интересах, если в полной мере учитываются в этих конфликтах рост самосознания русского этноса и психологические проявления русского национального характера. Чеченский кризис показал, что вопросы целостности Российского государства и нерушимости его границ приобрели приоритетное значение в способах регулирования межэтнических проблем.
Применительно
к проблемам традиций, обычаев, привычек
может быть сформулировано единственное
требование: их существование, развитие,
поддержка должны основываться на одном
- уважении к человеческому достоинству,
на том, чтобы специфические явления духовной
жизни одного народа не ущемляли и не попирали
ни в коей мере ценности других наций и
народностей.
Список литературы
1.
Русские этносоциологические
2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1989.
3. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах / Авторы-составители: В.Н.Иванов, И.В.Ладодо, Г.Ю.Семигин. М., 1996.
4. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской академии наук "Социс" №8 2005, 160 с.
Автор
статьи: Якимилей В.Н., Никовская Л.Ш.
"Сложносоставные конфликты
5. Тощенко Ж. Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М., 1997
6.
Ильясов Ф. Национальное
7.
Малахов В.С. Национализм как
политическая идеология:
8. Уолцер М. О терпимости. — М.: Идея-Пресс, 2000.
10.
Геллнер Э. Нации и
11.
Андерсон Б. Воображаемые
12. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2002. — 416 с.
13.
Хобсбаум Э. Нации и
14.
Гавров С.Н. Национальная
15. Юрий Семёнов «Этносы, нации, расы»
16. Юлиан Бромлей «К вопросу о сущности этноса»
17. Юрий Семёнов «Этнос, нация, диаспора»
18. Гуц А. К., Паутова Л. А. Глобальная этносоциология — Либроком — 2009 г.
19.
Арутюнян Ю. В., Дробижева Л.
М., Сусоколов А. А.
20.
Перепелкин Л.С. Соколовский С.