Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:00, курсовая работа
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Объяснить причины, условия и факторы этого социального явления, стало насущной задачей.
Задачи данной работы состоят в следующем:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков.
3. Выяснить особенности работы с молодежью девиантного и делинквентного поведения.
Введение. 2
Глава 1. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности 3
2.1. Биологическое объяснение причин девиантного поведения 4
2.2. Социологическое объяснение причин девиантного поведения 5
2.3. Психологическое объяснение причин девиантного поведения 7
2.4. Социально-личностный подход в объяснении причин девиантного
поведения 20
Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков
3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков 22
3.2. Специфические причины девиантного поведения подростков 28
3.3. Личностные особенности девиантных подростков 33
Заключение 37
Библиография 39
Содержание
Введение. 2
Глава 1. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности 3
2.1. Биологическое объяснение
2.2. Социологическое объяснение причин девиантного поведения 5
2.3. Психологическое объяснение причин девиантного поведения 7
2.4. Социально-личностный подход
в объяснении причин
поведения 20
Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков
3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков 22
3.2. Специфические причины
3.3.
Личностные особенности
Заключение 37
Библиография 39
Введение.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания.
Актуальность работы состоит в следующем. В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Объяснить причины, условия и факторы этого социального явления, стало насущной задачей.
Задачи данной работы состоят в следующем:
Рассмотрение этих аспектов в характеристике девиантного поведения необходимо работникам сферы образования, занятым воспитанием подростков с девиантным поведением, да и просто учителям, для понимания сути этого поведения и определения смысла его профилактики и путей коррекции. В соответствии с этим - и для разработки методики профилактики девиантного поведения таких подростков, и для отработки наиболее приемлемых и эффективных технологий.
Глава 1. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности
Известно, что воспитание ребенка начинается еще с перинатального периода. И если ребенок в дошкольном возрасте не усваивает основ правильного поведения, в школьном возрасте он потребует к себе большего внимания, воспитывать его приходится со значительными трудностями. Имея это в виду, А.С.Макаренко говорил: «На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это девяносто процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет»1
Первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», Я.И. Гилинский.
Девиантное поведение, по определению И.С. Кона, – «это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы права, культуры или морали». 2
С.А. Беличева отмечает, что «отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах» .3
Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» .4
В.Т. Кондрашенко отмечает, что «девиантное, или отклоняющееся поведение – понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья». 5
Распространена в ряде стран теория множественных факторов, согласно которой не существует какого-либо единственного фактора, приводящего к различным отклонениям в поведении личности, а имеются многие конкретные факторы и условия, которые вызывают девиантное поведение, способствуют его развитию.
В социологии существует довольно определенный способ различения девиантного и делинквентного поведений. Первое - относительно. То есть для одних членов группы или общества такое поведение будет считаться отклоняющимся, а для других абсолютно нормальным и привычным. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение других классов (в особенности это касается низших слоев) - отклоняющимся. Поведение будет считаться таковым относительно норм и ценностей данной группы. Второе же абсолютно по отношению к законам страны. Это означает, что для всех членов общества мнение будет одинаково - данное поведение делинквентно. Например, уличное ограбление для представителей социальных низов, конечно, может показаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Однако это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, в котором ограбление квалифицируется как преступление.
1.1.Биологическое объяснение причин девиантного поведения
19 век ознаменован описанием
болезней, приводящих к отклонениям
в поведении: хорея,
Итальянский тюремный врач Чезаре Ломброзо, обнаружив связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами, считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу.
Так, «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.
Э. Кречмер (1924), У. Шелдон (1940) считали, что определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт.
Шелдон сделал вывод, что наиболее склонен к девиантному поведению мезоморф, чье тело отличается силой и стройностью. Он проявляет склонность к беспокойству, активен и не слишком чувствителен. Однако далеко не каждый мезоморф ведет себя неподобающе, а другие типы обязательно законопослушны. Следовательно, подтверждается несостоятельность «антропологических» теорий преступности.
Уиткин (1976) и его коллеги, фокусируя внимание на аномалиях половых хромосом девианта, на материале исследования датской преступности обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом ХУУ наблюдается более высокий уровень правонарушений, чем среди людей, не обладавших дополнительными хромосомами. Возможно, однако, что необычная и даже пугающая внешность таких мужчин в какой-то мере способствует тому, что их арестовывают и признают виновными чаще, чем людей с заурядной внешностью.
Представители современной генной инженерии продолжают попытки выделить и охарактеризовать специфические гены, ответственные за поведение человека, происхождение и развитие преступности. А последние технологические достижения в области биологии и медицины свидетельствуют о том, что становится возможным изменять и даже контролировать способности и поступки людей путем прямого воздействия на физиологию и мозг.
Таким образом, биологическое
объяснение, включая генетическую основу
человека, особенности обменных процессов,
специфику высшей нервной деятельности,
отклонения или патологии в соматическом
или нервно-психическом
Следовательно, биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с другими - социальными или психологическими. Поэтому, хотя биологические концепции и были популярны в начале ХХ века, другие теории происхождения отклоняющегося поведения их постепенно вытеснили.
1.2.Социологическое объяснение причин девиантного поведения
Если биологическое объяснение девиации связано с анализом природы девиантной личности, то социологическое объяснение фокусируется на социальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении.
Впервые социологическое объяснение девиантности было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом (1897) в классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из ее причин явление, названное аномией (буквально «разрегулированность»). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей, нормы управляют их поведением. Следовательно, обычно люди знают, чего следует ожидать от других, и чего ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах.6
В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации, приводящих к подъему уровня самоубийств. Таким образом, «нарушение коллективного порядка» способствует девиантному поведению.
Селлин (1938), занимаясь изучением поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества и не соответствуют им, подчеркивал, что девиантность возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных полиция ассоциируется с карательной организацией, а законопослушные граждане считают ее службой по охране порядка и защите частной собственности. Член банды становится нонконформистом с точки зрения широких слоев общества, однако, он конформен по отношению к своей группе.
Социологи указывают на то, что в современных условиях нарушена регулирующая и контролирующая роль социальных институтов; затруднено удовлетворение и нарушена иерархия жизненных потребностей: физиологических, в самосохранении, признании и престиже, в самореализации.
Социологические исследования показали, что в процессе реформ у молодежи нашей страны произошли изменения ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность».
Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность».
Подводя итоги исследований
социологами причин отклоняющегося
поведения взрослых и молодежи, следует
отметить, что они недостаточно учитывают
психологические особенности
Поскольку не каждая личность в период аномии становится преступной, придерживаясь общечеловеческих ценностей, или может характеризоваться другими видами девиантного поведения вследствие происходящих в обществе изменений, отклоняющееся поведение определяется, скорее всего, сочетанием отрицательных факторов внешней среды и психологических особенностей личности .
1.3.
Психологическое объяснение
Психологический подход, часто
применявшийся к анализу
Так, причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности).
Отклонения такого рода рассматриваются
в рамках неврологии и нейропсихологии.
Однако во многих случаях необычные
формы поведения, отличающиеся от какого-то
усредненного представления о норме,
связывают с особенностями
Шуэсслер и Кресси (1950) проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, которая могла бы наблюдаться у всех преступников.
Особое место среди разнообразных концепций девиантности занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З. Фрейд. Основным источником отклонений в психоанализе считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и «Сверх-Я».
Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, уравновешивающих сферы сознания и бессознательного. Фрейд также предположил, что либидо ищет выхода в любой творческой деятельности; человек стремится к свободе и самоутверждению.
Однако свобода ограничивается вместе с развитием культуры. Подавление, вытеснение либидо ведет к сублимации сексуальной энергии, изменениям поведения вплоть до садизма и преступлений.
Неофрейдисты природу делинквентности рассматривают наряду с другими формами отклоняющегося поведения - неврозами, психастениями, сексуальными расстройствами, состояниями навязчивости, различными формами социальной дезадаптации личности, которую отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности.
Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая в психоаналитических работах считается первопричиной насильственных преступлений.
Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков