Особенности девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Объяснить причины, условия и факторы этого социального явления, стало насущной задачей.
Задачи данной работы состоят в следующем:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков.
3. Выяснить особенности работы с молодежью девиантного и делинквентного поведения.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности 3
2.1. Биологическое объяснение причин девиантного поведения 4
2.2. Социологическое объяснение причин девиантного поведения 5
2.3. Психологическое объяснение причин девиантного поведения 7
2.4. Социально-личностный подход в объяснении причин девиантного
поведения 20
Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков
3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков 22
3.2. Специфические причины девиантного поведения подростков 28
3.3. Личностные особенности девиантных подростков 33
Заключение 37
Библиография 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 60.78 Кб (Скачать документ)

Агрессивную энергию разрушения вызывают врожденные неосознаваемые влечения: у Фрейда это - либидо; у А. Адлера - стремление к власти, превосходству  над другими; у Э. Фромма - мазохистские стремления к смерти, страданию; у К. Хорни - стремление к безопасности, потребность в удовольствии; у В. Шутца - потребность в поддержке и одобрении со стороны ближайшего окружения. Однако дальнейшие исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить лишь на основе анализа психологических факторов.

  А. Адлер в качестве важнейшего фактора формирования личности выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают часто решающее влияние на возникновение отклонений. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности. Таким образом, в исследованиях ученых психоаналитической ориентации большая роль отводится социальным, прижизненно действующим факторам.

Гуманистический подход рассматривает  отклонения в поведении как следствие  потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти  смысл и самореализацию в сложившихся  условиях воспитания (Маслоу А., Рноблок П., 1973). А. Бандура (1969, 1970) считает, что агрессия есть результат искаженного процесса социализации, в частности, злоупотреблений родителей наказаниями, жестоким отношением к детям.

В последние десятилетия  на Западе получил широкое распространение  эмпирический, феноменологический подход к определению отклонений, использующий для их описания понятие синдрома - устойчивого образования в структуре личности - как одного из четырех типов аномалий.

Так, первый тип (синдром  нарушений поведения), включает следующие  симптомы: непослушание, вспыльчивость, деструктивность, безответственность, наглость и др.

Второй тип (нарушения  личности) - тревожность, избегание  общения, неразвитое самосознание, чувство нполноценности и пр.

Третий тип - незрелость - характеризуется следующими проявлениями: неуклюжесть, пассивность.

Четвертый (асоциальные тенденции) - прогулами, наличием плохих товарищей, преданностью асоциальным группам (Халлаган, Кауфман, 1978).

Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения.

К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.7

 

Глава 2.Технологии и особенности работы с молодежью девиантного и делинквентного поведения.

2.1.Программы и технологии социальной работы с девиантными подростками в Голландии.

Голландия считается одной  из самых благополучных стран  Западной Европы. И все же, несмотря на то, что уровень жизни в Голландии  очень высок, здесь существуют проблемы подростковой и молодежной преступности, бродяжничества и вандализма. Правонарушения молодежи в этой стране связаны, в  основном, с некоренным населением. К числу трудных подростков и молодых людей чаще всего относятся выходцы из Турции, Марокко, Антильских островов.

   Социальная работа  с трудными детьми и подростками  осуществляется по нескольким  программам (проектам).8

   1. Проект Thuislozen Team (ТТ) - работа с бездомной молодежью, с бродяжничеством подростков.

   Этот проект был  внедрен в 1992 году. В различных  городах Голландии созданы специальные  бюро, занимающиеся этой деятельностью  Бюро ТТ в Роттердаме имеет в штате четырех социальных работников, которые ведут одновременно с 28 подростками. При этом они привлекают к своей работе других специалистов, например наркологов психологов.

   Основной контингент  проекта - молодые люди в возрасте  до 25 лет, не имеющие в течение  трех месяцев постоянного места  жительства, не совершивших преступлений, но замеченные органами правопорядка. Специалисты этой службы не  предпринимают каких-либо насильственных  способов привлечения бездомных  подростков в систему своей  работы: вызовов по повесткам,  принудительных приводов. В бюро  ТТ приходят только те подростки, которые на самом деле хотят изменить свою жизнь, кто готов принять помощь и одновременно взять на себя ответственность за реализацию своих жизненных планов. Как пишут источник. В настоящее время существует запись подростков на включение в систему работы бюро ТТ.

   2. Проект Yoorkoming Thuisloosheid (VT) - работа по предотвращению побегов из интернатов, а также конфликтных ситуаций, возникающих между сотрудниками интерната и его воспитанниками.

   Следует отметить, что работа по данному проекту  тесно пересекается с проектом  ТТ, поскольку 70% всех бродяг - бывшие воспитанники интернатов. В Голландии существуют разные виды интернатов, некоторые из них напоминают наши, российские. Они также созданы органами образования или социальной защиты населения, в них постоянно проживают 100, 200 и более воспитанников. Дети, проживающие в них, посещают обычную городскую школу.

   Есть интернаты,  созданные по инициативе негосударственных  благотворительных организаций  или отдельных лиц и при  поддержке государственных и  местных органов власти. В таких,  как правило, проживает от 8 до 12 воспитанников. Они скорее напоминают  молодежное общежитие. Каждый  воспитанник имеет отдельную  комнату, которую он устраивают  по своему усмотрению, сам делают  ремонт и уборку. Имеют право  принимать гостей. Гарантом порядка  и дисциплины является угроза  исключения подростка из проекта  VT, что означает для каждого  потерю жизненных перспектив. В  таком интернате имеются бытовые  помещения, ребята учатся вести  хозяйство, рассчитывать бюджет, состоящий из скромного социального  пособия, есть помещения, где  проводятся различные занятия  адаптационно-обучающего характера,  тренинги, организуется совместный  досуг.

  3. Проект Halt - работа с подростками, допустившими мелкие кражи или акты вандализма.

   Данным проектом  охвачено 79% территории Голландии.  Суть этого проекта заключается  в том, что подростку, совершившему  правонарушение, предлагается возместить  материальный или моральный ущерб  собственным трудом. Он может  отказаться, но в этом случае  будет иметь дело с местными  органами правопорядка. Судимость  в Голландии, как известно, имеет  серьезные социальные последствия,  так как в этом случае возникают  сложности при поступлении в  высшее учебное заведение и  на работу.

   Все правонарушения  проверяются в полиции по следующим  критериям:

   1. величина нанесенного  ущерба не должна превышать  определенной суммы (примерно  тысячу долларов);

   2. если это второе  правонарушение, то оно должно  быть совершено не ранее, чем  через год после первого;

   3. третье правонарушение  исключает возможность участия  подростка в проекте Halt. В этом случае участие в программе возможно только по решению органов юстиции. Если правонарушение удовлетворяет этим критериям, то материалы по подростку из полиции направляются в бюро Halt. Работник бюро выступает в качестве посредника, пытаясь найти компромисс между родителями подростка, потерпевшим и прокуратурой. Подросткам предлагается несколько вариантов устранения последствий правонарушения, договоренность оформляется документально, и бюро следит за его выполнением всеми сторонами. В случае отказа дается ход протоколу о правонарушении.

   Согласно договору  подросток обязан: принести извинения  потерпевшим, возместить ущерб,  посещать мероприятия, направленные  на повышение правовой грамотности.  Наиболее распространенными способами  возмещения причиненного ущерба  являются:

   - прямое устранение  результатов правонарушения (мытье,  покраска стен);

   - работа в организации,  которой нанесен урон (например, в магазине);

   - возмещение ущерба  деньгами, заработанными самим подростком  на общественных работах (например, за повреждение автомобиля).

   4. Проект Stichting psychologisch pedagogisch instituut (PPI) - работа с учениками, бросившими или собирающимися бросить школу.

   Этот проект работает  по следующим направлениям:

   1. помощь подросткам, обучающимся в обычной школе,  но потерявшим с ней всякие  связи;

   2. помощь подросткам, не потерявшим связи со школой, но налицо признаки дезадаптации (отставание в учебе, высокий уровень конфликтности);

   3. специальная школа  для подростков, которые вследствие  разных причин не могут вернуться  к регулярным занятиям в обычной  школе.

   Например, в комплексе  PPI в северном районе Амстердама  постоянно работают, исключая администрацию  и технический персонал, социальный  работник, два психолога, четыре ортопеда, деятельность которых сродни деятельности нашего освобожденного классного руководителя, учителя-предметники, мастера производственного обучения. Всего в бюро работает 22 сотрудника.

   Работа указанного  проекта имеет и свои проблемы. Например, педагоги считают, что  целесообразно сконцентрировать  социальных работников и психологов, работающих в штатах школ, в  PPI. Работа непосредственно в школах  должна вестись на договорных  началах между PPI и директорами  школ. Проблема в том, что труд  социальных работников и психологов  в школах оплачиваются министерством  образования, а работа с детьми, бросившими школу в PPI - министерством  по делам молодежи.

5. Проект Family First (FF) - работа с неблагополучными семьями, относительно которых органами власти решается вопрос о лишении родительских прав.

   Как правило, это  неполная семья, в которой мать (обычно не голландского происхождения)  ведет асоциальный образ жизни.  Представители власти, курирующие  эту семью, принимают решение  о лишении матери родительских  прав и подготавливают документы.  Но, прежде чем дать делу ход,  предлагают матери сотрудничество  с социальным работником, работающим  по проекту FF. Исключение составляют  критические случаи, угрожающие  жизни детей. Решение работать  по проекту принимается матерью  добровольно. Когда местные власти, контролирующие результат (но  не процесс), убеждаются, что мать  способна заниматься воспитанием  детей, они ликвидируют ранее  подготовленные документы о лишении  родительских прав. По данным  статистики 11% семей возвращаются  в начальную асоциальную ситуацию (исходное кризисное состояние).

6. Проект Home Video Training (НУТ) - работа по улучшению взаимоотношений между ее членами, помощь в решении проблем, связанных с воспитанием детей.

   Рекомендации обратиться  к специалистам HVT родители могут  получить от администрации школы  или от органов правопорядка. Родители могут и сами обратиться  в бюро по своей инициативе. Но в любом случае работа  ведется по добровольному согласию  всех взрослых членов семьи.  Согласно взаимной договоренности, в семью приходит социальный  работник с видеокамерой. Взрослые  и дети заранее подготовлены  к тому, что он не намерен  нарушать их обычный порядок  жизни. Съемка ведется небольшими  фрагментами. После съемки устраивается  общий просмотр и обсуждается  поведение членов семьи. При  этом социальный работник концентрирует  внимание членов семьи на положительных  моментах общения. Работа завершается,  когда члены семьи и объективные  данные говорят о существенном  улучшении ситуации.

   Работа по проектам FF и HYT осуществляется в Амстердаме  социальным центром (аналогично  центру помощи семье и детям  в России).

7. Проект Nieuwe Perspectieven (NP) - работа с подростками осужденными условно.

   Основной контингент  этого проекта - молодые люди  в возрасте 14-25 лет, имеющие проблемы  с органами правопорядка. В сферу  внимания проекта они попадают  разными путями: через полицию,  направляются из школ и других  учреждений. Большинство из них  - выходцы из стран Азии и  Африки. Необходимо заметить, что  в последнее время голландские  специалисты озабочены также  проблемой молодежи русского  происхождения. В частности, они  отмечают, что русские молодые  люди очень замкнуты, в социальные  службы сами не обращаются  и общаются с ними пока только  волонтеры, а не профессиональные  социальные работники.

   В сферу внимания  рассматриваемого проекта не  включены девушки, занимающиеся  проституцией, ими в Амстердаме  занимается специальная молодежная  полиция и суд.

   Работа с молодым  человеком происходит следующим  образом. Направление подростка  в районное отделение NP производится  в тот момент, когда решение об его уголовном, административном или другом виде наказания по сути уже принято и документально оформлено. Молодому человеку предлагается стать клиентом NP с тем, чтобы не усугубить ситуацию. Работа рассчитана на 4-6 месяцев. По статистике 74% подростков успешно реабилитируется в социальном отношении, 24% подростков совершают повторные правонарушения.

   Анализ источников, описывающих работу голландских  специалистов с трудными детьми, позволяет, выделить некоторые  принципиальные моменты, на которых  базируется большинство представленных  проектов и технологий.9

  • Особенности организации работы.

   Министерство, или  местная администрация только  формулируют проблему, на конкурсной  основе рассматривают проекты  и определяют исполнителя. Роль  министерств и местных властей  заключается также в поиске, выделении,  контроле средств и результатов  применения выбранной технологии. Непосредственная работа по каждому  проекту ведется негосударственными  организациями. Следует подчеркнуть  что:

   - работа по каждому  проекту направлена на определенную, строго ограниченную группу;

   - каждый проект  направлен на решение проблем  конкретного подростка и его  семьи;

   - работа по каждому  проекту ведется на сугубо  добровольных началах;

   - все проекты исключают  из сферы своего внимания подростков-наркоманов  и подростков с тяжелыми психическими  проблемами (для определения этого  контингента проекты привлекают  наркологов, психологов, психиатров  и др.);

Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков