Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:00, курсовая работа
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Объяснить причины, условия и факторы этого социального явления, стало насущной задачей.
Задачи данной работы состоят в следующем:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков.
3. Выяснить особенности работы с молодежью девиантного и делинквентного поведения.
Введение. 2
Глава 1. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности 3
2.1. Биологическое объяснение причин девиантного поведения 4
2.2. Социологическое объяснение причин девиантного поведения 5
2.3. Психологическое объяснение причин девиантного поведения 7
2.4. Социально-личностный подход в объяснении причин девиантного
поведения 20
Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков
3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков 22
3.2. Специфические причины девиантного поведения подростков 28
3.3. Личностные особенности девиантных подростков 33
Заключение 37
Библиография 39
Агрессивную энергию разрушения вызывают врожденные неосознаваемые влечения: у Фрейда это - либидо; у А. Адлера - стремление к власти, превосходству над другими; у Э. Фромма - мазохистские стремления к смерти, страданию; у К. Хорни - стремление к безопасности, потребность в удовольствии; у В. Шутца - потребность в поддержке и одобрении со стороны ближайшего окружения. Однако дальнейшие исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить лишь на основе анализа психологических факторов.
А. Адлер в качестве важнейшего фактора формирования личности выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают часто решающее влияние на возникновение отклонений. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности. Таким образом, в исследованиях ученых психоаналитической ориентации большая роль отводится социальным, прижизненно действующим факторам.
Гуманистический подход рассматривает
отклонения в поведении как следствие
потери ребенком согласия со своими собственными
чувствами и невозможность
В последние десятилетия
на Западе получил широкое
Так, первый тип (синдром нарушений поведения), включает следующие симптомы: непослушание, вспыльчивость, деструктивность, безответственность, наглость и др.
Второй тип (нарушения личности) - тревожность, избегание общения, неразвитое самосознание, чувство нполноценности и пр.
Третий тип - незрелость - характеризуется следующими проявлениями: неуклюжесть, пассивность.
Четвертый (асоциальные тенденции) - прогулами, наличием плохих товарищей, преданностью асоциальным группам (Халлаган, Кауфман, 1978).
Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения.
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.7
Глава 2.Технологии и особенности работы с молодежью девиантного и делинквентного поведения.
2.1.Программы и технологии социальной работы с девиантными подростками в Голландии.
Голландия считается одной из самых благополучных стран Западной Европы. И все же, несмотря на то, что уровень жизни в Голландии очень высок, здесь существуют проблемы подростковой и молодежной преступности, бродяжничества и вандализма. Правонарушения молодежи в этой стране связаны, в основном, с некоренным населением. К числу трудных подростков и молодых людей чаще всего относятся выходцы из Турции, Марокко, Антильских островов.
Социальная работа
с трудными детьми и
1. Проект Thuislozen Team (ТТ) - работа с бездомной молодежью, с бродяжничеством подростков.
Этот проект был
внедрен в 1992 году. В различных
городах Голландии созданы
Основной контингент
проекта - молодые люди в возрасте
до 25 лет, не имеющие в течение
трех месяцев постоянного
2. Проект Yoorkoming Thuisloosheid (VT) - работа по предотвращению побегов из интернатов, а также конфликтных ситуаций, возникающих между сотрудниками интерната и его воспитанниками.
Следует отметить, что работа по данному проекту тесно пересекается с проектом ТТ, поскольку 70% всех бродяг - бывшие воспитанники интернатов. В Голландии существуют разные виды интернатов, некоторые из них напоминают наши, российские. Они также созданы органами образования или социальной защиты населения, в них постоянно проживают 100, 200 и более воспитанников. Дети, проживающие в них, посещают обычную городскую школу.
Есть интернаты,
созданные по инициативе
3. Проект Halt - работа с подростками, допустившими мелкие кражи или акты вандализма.
Данным проектом
охвачено 79% территории Голландии.
Суть этого проекта
Все правонарушения
проверяются в полиции по
1. величина нанесенного ущерба не должна превышать определенной суммы (примерно тысячу долларов);
2. если это второе правонарушение, то оно должно быть совершено не ранее, чем через год после первого;
3. третье правонарушение исключает возможность участия подростка в проекте Halt. В этом случае участие в программе возможно только по решению органов юстиции. Если правонарушение удовлетворяет этим критериям, то материалы по подростку из полиции направляются в бюро Halt. Работник бюро выступает в качестве посредника, пытаясь найти компромисс между родителями подростка, потерпевшим и прокуратурой. Подросткам предлагается несколько вариантов устранения последствий правонарушения, договоренность оформляется документально, и бюро следит за его выполнением всеми сторонами. В случае отказа дается ход протоколу о правонарушении.
Согласно договору
подросток обязан: принести извинения
потерпевшим, возместить ущерб,
- прямое устранение результатов правонарушения (мытье, покраска стен);
- работа в организации, которой нанесен урон (например, в магазине);
- возмещение ущерба
деньгами, заработанными самим
4. Проект Stichting psychologisch pedagogisch instituut (PPI) - работа с учениками, бросившими или собирающимися бросить школу.
Этот проект работает по следующим направлениям:
1. помощь подросткам, обучающимся в обычной школе, но потерявшим с ней всякие связи;
2. помощь подросткам,
не потерявшим связи со школой,
но налицо признаки
3. специальная школа
для подростков, которые вследствие
разных причин не могут
Например, в комплексе PPI в северном районе Амстердама постоянно работают, исключая администрацию и технический персонал, социальный работник, два психолога, четыре ортопеда, деятельность которых сродни деятельности нашего освобожденного классного руководителя, учителя-предметники, мастера производственного обучения. Всего в бюро работает 22 сотрудника.
Работа указанного
проекта имеет и свои проблемы.
Например, педагоги считают, что
целесообразно
5. Проект Family First (FF) - работа с неблагополучными семьями, относительно которых органами власти решается вопрос о лишении родительских прав.
Как правило, это
неполная семья, в которой мать
(обычно не голландского
6. Проект Home Video Training (НУТ) - работа по улучшению взаимоотношений между ее членами, помощь в решении проблем, связанных с воспитанием детей.
Рекомендации обратиться
к специалистам HVT родители могут
получить от администрации
Работа по проектам
FF и HYT осуществляется в Амстердаме
социальным центром (
7. Проект Nieuwe Perspectieven (NP) - работа с подростками осужденными условно.
Основной контингент
этого проекта - молодые люди
в возрасте 14-25 лет, имеющие проблемы
с органами правопорядка. В сферу
внимания проекта они попадают
разными путями: через полицию,
направляются из школ и других
учреждений. Большинство из них
- выходцы из стран Азии и
Африки. Необходимо заметить, что
в последнее время голландские
специалисты озабочены также
проблемой молодежи русского
происхождения. В частности,
В сферу внимания
рассматриваемого проекта не
включены девушки,
Работа с молодым
человеком происходит
Анализ источников,
описывающих работу
Министерство, или
местная администрация только
формулируют проблему, на конкурсной
основе рассматривают проекты
и определяют исполнителя.
- работа по каждому
проекту направлена на
- каждый проект направлен на решение проблем конкретного подростка и его семьи;
- работа по каждому проекту ведется на сугубо добровольных началах;
- все проекты исключают
из сферы своего внимания
Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков