Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:00, курсовая работа
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Объяснить причины, условия и факторы этого социального явления, стало насущной задачей.
Задачи данной работы состоят в следующем:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков.
3. Выяснить особенности работы с молодежью девиантного и делинквентного поведения.
Введение. 2
Глава 1. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности 3
2.1. Биологическое объяснение причин девиантного поведения 4
2.2. Социологическое объяснение причин девиантного поведения 5
2.3. Психологическое объяснение причин девиантного поведения 7
2.4. Социально-личностный подход в объяснении причин девиантного
поведения 20
Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков
3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков 22
3.2. Специфические причины девиантного поведения подростков 28
3.3. Личностные особенности девиантных подростков 33
Заключение 37
Библиография 39
- в работе с подростками используются два пути: “мягкий”, включающий беседы, установление контактов и пр. и “жесткий” путь, когда применяются штрафы, помещение в специализированные учреждения. И в том, и в другом случае в профилактической работе участвует полиция;
- многие проекты
предусматривают широкую
Условно работу
по каждому проекту можно
Второй этап - движение
по выработанному плану,
Социальный работник
являются ключевой фигурой
Молодой человек, участвующий в работе проекта, имеет возможность связаться с социальным работником в любое время суток. В целом, основные обязанности социального работника по указанным проектам заключаются в установлении доверительных отношений, тщательном изучении ситуации и личностных особенной клиента, составлении плана работы, контракта, в установлении и координации контактов с работниками разных учреждений, в обеспечении прогресса в работе и помощи со стороны социального окружения.
Необходимо заметить,
что, кроме социальных
Заключение.
На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведенияи выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.
Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.
Появление нарушений поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв предложил рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.
Характер девиантного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.
Отклоняющееся: агрессивное
или замкнутое поведение
Учителя и даже родители нередко
сами провоцируют агрессивное
Список используемой литературы
1 Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. - М.: 1972. С.189.
2 Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. С.237.
3 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. С. 27.
4 Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.15.
5 Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка: социально-психологические и психиатрические аспекты. Мн.: Беларусь, 1988. с. 77
6 Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. С. 18.
7 Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 2003. С. 47..
8 Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М.: Флинта, 1998.
9 Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. С. 84.
10 Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. -№2.-1994.
Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков