Особенности девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Объяснить причины, условия и факторы этого социального явления, стало насущной задачей.
Задачи данной работы состоят в следующем:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков.
3. Выяснить особенности работы с молодежью девиантного и делинквентного поведения.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности 3
2.1. Биологическое объяснение причин девиантного поведения 4
2.2. Социологическое объяснение причин девиантного поведения 5
2.3. Психологическое объяснение причин девиантного поведения 7
2.4. Социально-личностный подход в объяснении причин девиантного
поведения 20
Глава 3. Особенности девиантного поведения подростков
3.1. Типичные формы девиантного поведения подростков 22
3.2. Специфические причины девиантного поведения подростков 28
3.3. Личностные особенности девиантных подростков 33
Заключение 37
Библиография 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 60.78 Кб (Скачать документ)

   - в работе с  подростками используются два  пути: “мягкий”, включающий беседы, установление контактов и пр. и “жесткий” путь, когда применяются  штрафы, помещение в специализированные учреждения. И в том, и в другом случае в профилактической работе участвует полиция;

   - многие проекты  предусматривают широкую рекламу  своей деятельности, имеют фирменный  стиль, эмблему, девиз, возможность  арендовать рекламное время в  СМИ.

  • Этапы непосредственной работы с подростком.

   Условно работу  по каждому проекту можно разделить  на два этапа. Первый связан  с диагностикой, которая включает  в себя изучение ситуации, сложившейся  вокруг подростка (положение в  семье, школе, среде свободного  времени) и изучение мотивационной  сферы самого молодого человека (он сам определяет значимые  для него проблемы, например, трудности  взаимоотношений или профессионального  самоопределения). Этот этап завершается  составлением совместно с подростком  и его семьей плана решения  возникшей проблемы и заключением  контракта между бюро и клиентом. Контракт предусматривает только  моральную ответственность, он  не имеет юридической силы.

   Второй этап - движение  по выработанному плану, который  включает в себя прежде все  психосоциальную помощь путем  регулирования ситуации вокруг  подростка. Параллельно ведется  работа по развитию навыков  и умений самого подростка.

  • Роль социальных работников.

   Социальный работник  являются ключевой фигурой всех  проектов. Вообще в Голландии  очень высок престиж данной  профессии. Почти все социальные  работники бюро имеют высшее  образование. Примечательно, что  они работают одновременно с  небольшим количеством клиентов. Это позволяет сделать работу  адресной. Насколько хватает средств  и специалистов, столько клиентов  и задействовано в работе. Существует  конкурс на участие в работе  по проекту. Это, естественно,  усиливает желание подростков  работать в нем.

   Молодой человек,  участвующий в работе проекта,  имеет возможность связаться  с социальным работником в  любое время суток. В целом,  основные обязанности социального работника по указанным проектам заключаются в установлении доверительных отношений, тщательном изучении ситуации и личностных особенной клиента, составлении плана работы, контракта, в установлении и координации контактов с работниками разных учреждений, в обеспечении прогресса в работе и помощи со стороны социального окружения.

   Необходимо заметить, что, кроме социальных работников, работающих непосредственно в  бюро помощи разным подросткам, в Голландии существуют и другие  категории социальных работников, занимающихся реабилитацией трудных  детей. Например, есть участковые  социальные работники, действующие  в общине и домах (один участковый  опекает, как правило, 1-2 дома с  250-280 квартирами), социальные работники,  работающие в лечебных, образовательных  учреждениях, в местных государственных  социальных службах. Трудными  подростками занимаются также  многочисленные общественные и  посреднические организации, которые  на время, в зависимости от  ситуации, создают в общине различные  оперативные отряды, бригады развития, целевые группы. Все это позволяет  голландским специалистам осуществлять  работу с подростками повседневно  по месту жительства и учебы  детей.10

 

 

 

Заключение.

На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, психологический и биологический. Социологический подход определяет девиацию как отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведенияи выделяет два типа девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил. Вследствие этого данный подход отождествляет разрушительную (асоциальную) девиацию только с преступность – поведением, уголовно наказуемым, запрещенным законом, и является лишь одной из форм данного вида девиантного поведения. Психологический подход рассматривает девиацию как отклонение от естественного для конкретного индивида поведения. Поэтому некоторые ученые считают девиантным поведение зацикленности на чем-то одном, хотя оно может и не носить антисоциальный характер. Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные  действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного  характера (алкоголизм, токсико- и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Появление нарушений поведения  подростков зависит от взаимодействия многих факторов. В.В. Ковалёв предложил рассматривать их по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

Характер девиантного поведения подростка зависит, от того, как он научен или научен вообще отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество, макро- и микросоциум, стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.

Отклоняющееся: агрессивное  или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу  вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Учителя и даже родители нередко  сами провоцируют агрессивное поведение  подростков и закрепляют его своей  реакцией. Самой распространенной мерой  борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные отношения с "трудным" подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. -№2.-1994
  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. С. 27.
  3. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.15.
  4. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. С. 18
  5. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М.: Флинта, 1998.
  6. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. С.237
  7. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка: социально-психологические и психиатрические аспекты. Мн.: Беларусь, 1988. с. 77
  8. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. С. 84
  9. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. - М.: 1972 -- 189с.
  10. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 2003. С. 47..

1 Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. - М.: 1972. С.189.

2 Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. С.237.

3 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. С. 27.

4 Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.15.

5 Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка: социально-психологические и психиатрические аспекты. Мн.: Беларусь, 1988. с. 77

6 Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1994. С. 18.

7 Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 2003. С. 47..

8 Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. - М.: Флинта, 1998.

9 Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. С. 84.

10 Алексеева Л. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Семья в России. -№2.-1994.

 


Информация о работе Особенности девиантного поведения подростков