Особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками.

Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть наркозависимых подростков как объект социальной работы;

- охарактеризовать формы и методы социальной работы с наркозависимыми подростками.

Содержание

ГЛАВА I.
НАРКОЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
6


1.1. Проблемы наркозависимых подростков
6


1.2. Сущность социальной работы с наркозависимыми подростками
18







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

49

Работа состоит из  1 файл

Социология.Курсовая.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)


22


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

3

ГЛАВА I.

НАРКОЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

6

 

1.1. Проблемы наркозависимых подростков

6

 

1.2. Сущность социальной работы с наркозависимыми подростками

18

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

47

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

49


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Известно, что наркомания - это пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории. Эти вещества различны как по составу, так и по действию на организм человека. Злоупотребление ими наносит вред, как индивиду, так и обществу в целом.

Токсикомания-употребление с целью наркотического эффекта или лекарственных средств,не относящихся к наркотикам,или средств бытовой химии.

  Наркомания - заболевани ,возникающее в результате немедицинского употребления наркотичкских средств.

Наркомания - это форма девиантного поведения, которая выражается в физиче­ской или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

Наркотизация - процесс распространения наркотиков, вовлечение в потребление психоактивных (наркотических, токсикоманических) веществ отдельных индивидов, групп людей. Следствием наркотизации выступает наркомания.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения - это состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением в организм наркотика, т. е. вещества растительного или синтетического происхождения, которое может изменить нормальные функции организма, а при многократном употреблении приводит к психической или физиологической зависимости

В России уже нет людей, так или иначе не сталкивавшихся с наркотиками: либо они пробовали их сами, либо их друзья, знакомые, родст­венники, либо им предлагали наркотики.

Печальная статистика свидетельствует о том, что число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возрас­тает. Увеличивается число смертных случаев от употребления наркотиков среди населения России. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6000 че­ловек заболевают СПИДом, из них 70% приходят к этому через внутривенное введение наркотиков. Получили распростране­ние «семейная наркомания» и даже приобщение родителями малолетних детей.

Г.Н. Штинова отмечает: «По данным Международной организации здравоохранения в каждом школьном классе 3-4 ученика - наркоманы. Подсчита­но, что каждый наркоман вовлекает в наркозависимость от 10 до 15 человек в год, значит, эта социальная болезнь прогрессирует. Наряду с этим большая часть наркоманов больна гепатитом, СПИДом и другими неизлечимыми болезнями. Общаясь, они заражают окружающих людей» В настоящее время принят ряд законов по борьбе с наркоманией, в частности, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Однако количество наркоманов не уменьшается, а продолжает расти. Чтобы понять такую слож­ную социальную проблему, как наркомания, необходимо:

- выяснить причины возникновения и распространения наркомании;

– выявить социальные, биологические, психологические механизмы ее возникновения и взаимодействия;

- создать социально-психологические службы, нацеленные на профилактику наркомании в школьных коллективах, не­формальных объединениях и по месту жительства.

В связи с проблемами наркомании речь идет не о здоровье отдельных личностей, а о здоровье всего общества, которое не может чувствовать себя в безопасности, не найдя эффективного механизма предупреждения и лечения наркомании, организа­ции социального контроля над ее распространением.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в последнее время наблюдается резкий рост наркотизации среди молодежи и подростков. Причин для этого более чем до­статочно. Они кроются в политической и социально-экономи­ческой нестабильности общества. Очевиден тот факт, что в Рос­сию хлынула волна наркотиков все более новых и тяжелых. Появилось новое поле для роста и процветания наркомании и токсикомании. По ряду причин подрастающее поколение ока­залось не способным противостоять этой эпидемии, и прежде всего с точки зрения психологической. Прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации были рез­ко разрушены. Педагоги, родители, социальные работники поставленные в условия новой социально-стрессовой реальности, не в состоянии ока­зывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями, навы­ками и современными социально-адаптивными стратегиями поведения. Это привело к тому, что выработка новых форм по­ведения у молодых людей происходит стихийно и бессистем­но.

Объект данного исследования – наркозависимые подростки. Предмет исследования – социальная работа  с наркозависимыми подростками.

Цель данной работы – исследовать особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками.

Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть наркозависимых подростков как объект социальной работы;

- охарактеризовать формы и методы социальной работы с наркозависимыми подростками.


Глава I. НАРКОЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

1.1. Проблемы наркозависимых подростков

Если рассматривать термин «наркомания» в социально-педа­гогическом аспекте, то можно определить, что наркомания - это форма девиантного поведения, которая выражается в физиче­ской или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10–20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенно ослабляются и прекращаются полезные социальные связи с друзьями, школьным коллективом, педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваются эгоистические черты характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме приобретения наркотиков. Вопросы формиро­вания наркотической зависимости в подростковом возрасте при­влекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обраща­ется за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков. Эффективность профилактических мероприятий подростко­вой наркомании крайне низка, и одной из причин этого являет­ся недостаточное знание специфики подросткового возраста. Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои осо­бенности, он труден в социально-психологическом плане. У подро­стков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоя­тельности, активно добиваясь этого различными способами.

«Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции:

- группирование со сверстниками;

- эмансипация - стремление выйти из-под опеки взрослых;

- чувство протеста и оппозиции - когда в ответ на излишнее «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь;

- имитация - копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям» Употребление наркотических веществ стало серьезной мо­лодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и подростковых проблем, которые характеризуются:

- массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;

- «омоложением» контингента лиц, употребляющих нарко­тические средства, до возраста 13-14 лет;

- переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 1980-х гг. транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази». Они оказывают более разрушительное действие на организм подростков, вы­зывающее быстрое привыкание к наркотикам и приводящее к деградации личности, хотя есть и определенная группа подро­стков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики. Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

- распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку.

Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминаль­ность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денеж­ных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ве­дущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «ту­совки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и принимаются наркотики.

«На сегодняшний день особую опасность представляет употреб­ление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экста­зи» (несмотря на достаточно высокую цену от 50 до 150 долларов США за одну дозу). Этап первых проб сменяется этапом «поли-наркотизма», когда подростком начинают повторно и система­тически приниматься различные наркотические препараты. Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными оказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумную коммуникацию. Здесь уже мож­но говорить о переходе отклоняющегося поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика;

- следованием молодежной моде. Так, популярным видом мо­лодежных развлечений становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что молодежь будет танцевать без перерыва в тече­ние 10 часов. Чтобы выдержать такую физическую нагрузку, мо­лодые люди должны быть хорошо подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушаю­щую музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощу­щая усталости, в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде - увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества.

Распространены мифы о наркомании.

Миф первый -«я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свой­ственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными).

Миф второй - «я в любое время могу отказаться, я не наркоман».

Миф третий - «алкоголь и табак - это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков». Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здоровья - физиче­ские (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремитель­ного падения не останавливается»

Любой наркотической зависимости предшествует так назы­ваемое аддиктивное поведение - злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение, до того, как сформировалась физическая зависимость от них. Аддиктивное поведение у подростков может развиться двумя путями, первый из которых называется в ме­дицине полисубстантным, а второй - моносубстантным.

Информация о работе Особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками