Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками.
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть наркозависимых подростков как объект социальной работы;
- охарактеризовать формы и методы социальной работы с наркозависимыми подростками.
ГЛАВА I.
НАРКОЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
6
1.1. Проблемы наркозависимых подростков
6
1.2. Сущность социальной работы с наркозависимыми подростками
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
49
22
СОДЕРЖАНИЕ
|
| 3 |
ГЛАВА I. | НАРКОЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ | 6 |
| 1.1. Проблемы наркозависимых подростков | 6 |
| 1.2. Сущность социальной работы с наркозависимыми подростками | 18 |
| ||
| ||
| ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
| 47 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ |
| 49 |
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что наркомания - это пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории. Эти вещества различны как по составу, так и по действию на организм человека. Злоупотребление ими наносит вред, как индивиду, так и обществу в целом.
Токсикомания-употребление с целью наркотического эффекта или лекарственных средств,не относящихся к наркотикам,или средств бытовой химии.
Наркомания - заболевани ,возникающее в результате немедицинского употребления наркотичкских средств.
Наркомания - это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.
Наркотизация - процесс распространения наркотиков, вовлечение в потребление психоактивных (наркотических, токсикоманических) веществ отдельных индивидов, групп людей. Следствием наркотизации выступает наркомания.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения - это состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением в организм наркотика, т. е. вещества растительного или синтетического происхождения, которое может изменить нормальные функции организма, а при многократном употреблении приводит к психической или физиологической зависимости
В России уже нет людей, так или иначе не сталкивавшихся с наркотиками: либо они пробовали их сами, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики.
Печальная статистика свидетельствует о том, что число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возрастает. Увеличивается число смертных случаев от употребления наркотиков среди населения России. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6000 человек заболевают СПИДом, из них 70% приходят к этому через внутривенное введение наркотиков. Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родителями малолетних детей.
Г.Н. Штинова отмечает: «По данным Международной организации здравоохранения в каждом школьном классе 3-4 ученика - наркоманы. Подсчитано, что каждый наркоман вовлекает в наркозависимость от 10 до 15 человек в год, значит, эта социальная болезнь прогрессирует. Наряду с этим большая часть наркоманов больна гепатитом, СПИДом и другими неизлечимыми болезнями. Общаясь, они заражают окружающих людей» В настоящее время принят ряд законов по борьбе с наркоманией, в частности, Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Однако количество наркоманов не уменьшается, а продолжает расти. Чтобы понять такую сложную социальную проблему, как наркомания, необходимо:
- выяснить причины возникновения и распространения наркомании;
– выявить социальные, биологические, психологические механизмы ее возникновения и взаимодействия;
- создать социально-психологические службы, нацеленные на профилактику наркомании в школьных коллективах, неформальных объединениях и по месту жительства.
В связи с проблемами наркомании речь идет не о здоровье отдельных личностей, а о здоровье всего общества, которое не может чувствовать себя в безопасности, не найдя эффективного механизма предупреждения и лечения наркомании, организации социального контроля над ее распространением.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в последнее время наблюдается резкий рост наркотизации среди молодежи и подростков. Причин для этого более чем достаточно. Они кроются в политической и социально-экономической нестабильности общества. Очевиден тот факт, что в Россию хлынула волна наркотиков все более новых и тяжелых. Появилось новое поле для роста и процветания наркомании и токсикомании. По ряду причин подрастающее поколение оказалось не способным противостоять этой эпидемии, и прежде всего с точки зрения психологической. Прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации были резко разрушены. Педагоги, родители, социальные работники поставленные в условия новой социально-стрессовой реальности, не в состоянии оказывать эффективное воспитательное воздействие на молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями, навыками и современными социально-адаптивными стратегиями поведения. Это привело к тому, что выработка новых форм поведения у молодых людей происходит стихийно и бессистемно.
Объект данного исследования – наркозависимые подростки. Предмет исследования – социальная работа с наркозависимыми подростками.
Цель данной работы – исследовать особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками.
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть наркозависимых подростков как объект социальной работы;
- охарактеризовать формы и методы социальной работы с наркозависимыми подростками.
Глава I. НАРКОЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Проблемы наркозависимых подростков
Если рассматривать термин «наркомания» в социально-педагогическом аспекте, то можно определить, что наркомания - это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Главная опасность наркомании не столько в нанесении физиологического вреда организму, сколько в последующей деградации личности, которая наступает в 10–20 раз быстрее, чем при алкоголизме. Наркоманы перестают интересоваться учебой, школой, а потом и вовсе оставляют ее. Постепенно ослабляются и прекращаются полезные социальные связи с друзьями, школьным коллективом, педагогами, возникают сложные отношения в семье, развиваются эгоистические черты характера, лицемерие, лживость; внимание концентрируется лишь на проблеме приобретения наркотиков. Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков. Эффективность профилактических мероприятий подростковой наркомании крайне низка, и одной из причин этого является недостаточное знание специфики подросткового возраста. Подростковый возраст, как отмечалось выше, имеет свои особенности, он труден в социально-психологическом плане. У подростков ярко выражена познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого различными способами.
«Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции:
- группирование со сверстниками;
- эмансипация - стремление выйти из-под опеки взрослых;
- чувство протеста и оппозиции - когда в ответ на излишнее «давление взрослых», подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь;
- имитация - копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям» Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу детских и подростковых проблем, которые характеризуются:
- массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;
- «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13-14 лет;
- переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 1980-х гг. транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази». Они оказывают более разрушительное действие на организм подростков, вызывающее быстрое привыкание к наркотикам и приводящее к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные» наркотики. Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, которые, пристрастившись к наркотикам, как правило, стараются использовать более мягкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;
- распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку.
Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка, достаток денежных средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок-звезд, молодежные «тусовки» становятся теми «наркоопасными» местами, в которых свободно продаются и принимаются наркотики.
«На сегодняшний день особую опасность представляет употребление таких наркотиков, как кокаин, героин, таблетки «экстази» (несмотря на достаточно высокую цену от 50 до 150 долларов США за одну дозу). Этап первых проб сменяется этапом «поли-наркотизма», когда подростком начинают повторно и систематически приниматься различные наркотические препараты. Попробовав разные наркотики, подросток делает выбор, когда предпочтительными оказываются те психоактивные вещества, которые облегчают бездумную коммуникацию. Здесь уже можно говорить о переходе отклоняющегося поведения в болезнь, где за этапом выбора наступает вначале психическая, а потом и физическая зависимость от любого наркотика;
- следованием молодежной моде. Так, популярным видом молодежных развлечений становятся ночные дискотеки, которые предполагают, что молодежь будет танцевать без перерыва в течение 10 часов. Чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены: иметь хорошую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушающую музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро стали распространяться психоактивные вещества «для безудержного веселья», например, наркотик «экстази», когда под действием только одной таблетки можно танцевать без перерыва, не ощущая усталости, в течение 10-12 часов. Или другое направление в моде - увлечение музыкой. Для обострения восприятия модной музыки, сексуальной расторможенности молодые люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества.
Распространены мифы о наркомании.
Миф первый -«я только попробую, это не страшно и не опасно» (детям свойственно ощущать себя бессмертными и бесстрашными).
Миф второй - «я в любое время могу отказаться, я не наркоман».
Миф третий - «алкоголь и табак - это тоже наркотики, но человек принимает их и это является общественно одобряемым, поэтому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков». Опасность данных мифов состоит в недооценке наркотиков, после первого же приема которых ухудшаются все компоненты здоровья - физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (душевные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается»
Любой наркотической зависимости предшествует так называемое аддиктивное поведение - злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение, до того, как сформировалась физическая зависимость от них. Аддиктивное поведение у подростков может развиться двумя путями, первый из которых называется в медицине полисубстантным, а второй - моносубстантным.