Особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками.

Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть наркозависимых подростков как объект социальной работы;

- охарактеризовать формы и методы социальной работы с наркозависимыми подростками.

Содержание

ГЛАВА I.
НАРКОЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
6


1.1. Проблемы наркозависимых подростков
6


1.2. Сущность социальной работы с наркозависимыми подростками
18







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

49

Работа состоит из  1 файл

Социология.Курсовая.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

- работа с семьей. Родители должны быть информированы о вреде наркотиков для подрастающего поколения и обучены уме­нию направлять заинтересованность подростков в свободное от учебы время на занятия спортом, искусством, техникой, при­общение к культурным ценностям. Следует акцентировать вни­мание родителей на совместное проведение досуга в семейном кругу – посещение музеев, выставок, туристические походы и т.п.

- работа с подростковыми группами с социально-негативным поведением.

- контроль проведения досуга в социально-позитивных груп­пах без подавления инициативы подростков, с направлением ее в социально приемлемое русло.

- создание профилактических сообщений, направленных на определенные группы населения: педагогические коллективы, родителей, учащихся, младших школьников, подростков, стар­шеклассников. Такие сообщения должны отличаться и содержа­нием, и формой представления. В частности, для школьников главным должно стать нега­тивное представление их личного будущего в случае употребления наркотиков, для родителей и педагогов – способы распо­знавания наркологической интоксикации, методы психологи­ческого и педагогического воздействия и взаимодействия меж­ду взрослыми и школьниками.

«Компетентность разработчиков программ и занятий обеспечивается прямым и детальным знакомством с вопросами, касающимися обсуждаемого предмета. Квалифицированный нарколог, психолог, валеолог, пе­дагог, социальный работник, сотрудник МВД должны уметь за­интересовать подростков и долго удерживать их внимание без ге­нерирования повышенного интереса к наркотикам. В работе с подростками необходимо учитывать, что они склонны слушаться тех, кого любят и уважают. Активность и эру­дированность организатора и руководителя профилактических занятий, а также его умение вызвать доверие, уважение и инте­рес слушателей способствуют повышению эффективности ан­тиалкогольной и антинаркотической работы. При рассказе о наркотических веществах подросткам и их родителям следует избегать ненужной детализации, излишней информации, нельзя давать подробные сведения о них (внеш­нем виде, способах приема, действии, вызываемых ощущени­ях). Это часто играет роль негативной рекламы, провоцирует к ненужному, вредному экспериментированию.

Необходимо подчеркивать (приводя при этом соответству­ющие реальные конкретные примеры) непредсказуемость дей­ствия употребляемых веществ, неизвестность предстоящего, большую опасность возникновения беды.

Надо учитывать «бунтарский дух» молодежи, которую зап­реты только подстегнут к наркотизации, являющейся «запре­щенным» поступком, «неправильным» действием. Молодежь не любит учиться на чужих ошибках, она хочет испытать и попро­бовать всё сама, иметь собственное мнение. Этим и вызываются протестные формы поведения против навязываемых ей «хоро­ших», «правильных» схем поведения»

Излагая проблематику употребления наркотических ве­ществ, не следует придавать ей особую, первостепенную значимость. Необходимо уменьшать, развенчивать роль употребле­ния таких веществ в жизни людей, показывая, что их истинная роль – это эрзац (замена) полноценной жизни, ее жалкое по­добие. Не следует огульно голословно ругать потребителей нар­котиков, надо лишь подчеркнуть, что они составляют незна­чительную часть молодежи. Необходимо стремиться развеять ореол, атмосферу «романтики», окружающую употребляющих наркотики, якобы создающих свои «общества», свою «культу­ру», снять с употребления наркотических средств покров тай­ны, необычности, разоблачить мифы, связанные с наркотика­ми и наркоманами.

«Употребление наркотических средств следует рассматривать не как «особую жизнь», а как бегство от жизни, слабость, бо­язнь жизненных проблем и препятствий, тогда как эти препят­ствия на самом деле являются условиями и источниками раз­вития и расширения личностных возможностей, прообразами свободы. Прием наркотиков превращает человека в автомат, робота, действиями которого управляет принимаемое вещество. В самих наркотических веществах нет какой-то особой сверхъестествен­ной силы, порабощающей человека, наоборот, человек собствен­ной рукой накладывает на себя гнетущее его впоследствии ярмо наркомании»

Изложение материала должно проходить без излишней дра­матизации, без многих сообщений об ужасах, опасностях, свя­зывания употребления наркотиков с «греховностью», «мораль­ной распущенностью». Большой части молодежи свойственно стремление к риску и убежденность, что «со мной этого не слу­чится». Сегодня многие подростки достаточно хорошо информиро­ваны, и в случае искажения и преувеличения негативных послед­ствий злоупотребления наркотиками при описании их воздей­ствия они могут оценить информацию как ложную, что будет повышать их критичность и скептицизм по отношению к взрос­лым.

Необходимо учитывать, что существуют типы наркомании, не наносящие быстро существенного вреда физическому здоро­вью, но при этом они опасны развитием психической патологии и, безусловно, очень опасны с общественной точки зрения. Профилактические сведения должны содержать установку на активное, раннее выявление лиц, употребляющих наркоти­ки, необходимость раннего обращения к врачу по поводу дан­ного заболевания. Обязательно следует указать, что большое зна­чение имеет ликвидация источников изготовления и сбыта нар­котических веществ.

Первичная профилактика употребления наркотических ве­ществ должна начинаться с целенаправленного воспитания. Нравственное и трудовое воспитание подрастающего поколения необходимо направлять на формирование позитивно ориенти­рованной личности в социальном плане, с высокой культурой и сильным характером, развитыми познавательными интересами, прочными стремлениями и навыками творческого труда и про­ведения досуга. Учитывая сложность и ответственность проведения антинар­котической профилактической работы с подростками, склонными употреблению наркотиков, она может вестись исключительно ли­цами, прошедшими специальную подготовку, которая должна обязательно включать в себя:

• изучение особенностей возраста;

• повышение коммуникативной компетентности;

• изучение актуальных потребностей и интересов подростков;

• освоение методов групповой работы;

• формирование навыков визуальной диагностики особен­ностей личности;

• изучение особенностей подростковых групп и субкультур;

• широкую осведомленность о медицинских и биохимичес­ких аспектах молодежной наркомании.

Подготовка социальных работников для проведения профилактической работы с подростками должна носить междисцип­линарный характер, отражающий сложную системную природу молодежной наркомании как феномена. Можно сформулировать следующие задачи организации широкой профилактики употребления наркотиков подростками.

• Организация и проведение целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и уменьшение вреда от их употребления. Данные программы должны охватывать пять ос­новных направлений:

1) широкая воспитательная работа – это повышение культур­ного уровня, организация разумного использования досуга подростков;

2) валеологическое воспитание – пропаганда здорового об­раза жизни, развитие физкультурного движения, обучение ме­тодам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;

3) психологическое воспитание и психокоррекционная работа – занятия, проводимые социальными психологами и педагогами, посвященные развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления, регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни. В за­нятия можно включать беседы об общественных и юридических последствиях злоупотребления наркотиками;

4) общественные меры борьбы – привлечение общественнос­ти к выявлению и выделению «групп риска», к социально-реа­билитационной помощи;

5) правовые средства борьбы – пропаганда нормативных ак­тов, регламентирующих ответственность за наркоманию.

• Подготовка групп специалистов, способных реализовывать эти программы, из числа социальных работников.

• Организация раннего выявления случаев употребления нарко­тиков с целью оказания помощи, что включает в себя:

– просветительную работу с родителями и работниками школы;

– определение групп риска и профилактическую работу со­вместно с родителями, правоохранительными органами и орга­нами социальной защиты.

Содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных груп­пах происходят накопление знаний о наркотиках и формирование отношения к ним. В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.

«Сам факт нелегального употребления наркотиков подростками свидетельствует о наличии у них убеждения в воз­можности нарушать нормы и правила общества, закон.  Следует учитывать, что это убеждение не могло быть сформировано только в подростко­вом возрасте. Его источники лежат в опыте ребенка, его оценке и определении своего отношения к выполнению норм и пра­вил, а в дальнейшем – и законов. Девиантная социализация является основным механизмом вхождения школьников в нар­котизированное пространство и наркотизм. Поэтому любое асо­циальное поведение ребенка требует раннего вмешательства, своевременной помощи, которая может рассматриваться как предупреждение развития девиантного, делинквентного, зави­симого от психоактивных веществ поведения»

Таким образом, можно сформулировать сущность социальной работы с наркозависимыми подростками.

«Первая привычная стратегия – осуждение и запретительство – уже доказали свою неэффективность.

Вторая стратегия – всеобъемлющее принятие любых молодежных течений и ассимиляция их в деятельности официальных организационных структур – нереальна. Остается последнее – диалог»

Перспективным подходом к предупреждению наркотической зависимости является формирование у подростков установки на здоровый образ жиз­ни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее – с развитием его потребностно-мотивационной сферы.

В социальной работе с наркозависимыми подростками профилактической работе выделяются такие направле­ния, как:

1. Формирование у подростков четкой установки на неприятие наркотиков; выявление подростков группы риска и оказание им социально-педагогической и психологической по­мощи; обучение родителей созданию в семье атмосферы, исклю­чающей употребление наркотиков, способам заполнения досуга и оказания помощи детям в организации своей жизни без нарко­тиков.

2. Формирование у подростков стратегической мотивации (дальних перспектив); формирование черт совершенствующей социально-успешной личности; усиление защитных механиз­мов и ослабление механизмов, провоцирующих употребление наркотиков.

3. Обеспечение просоциальной активности подростков, общественно-полезной деятельности, необходимой для их пол­ноценного развития и предупреждения девиантного поведения, путем включения подростка в группу просоциальной ориента­ции.

4. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики и реабилитации по принципу дополнительности в каче­стве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмо­циональных проблем, разрешении конфликтных ситуации, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни.

5. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами; формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации о психоактивных веществах; включение  игровых программ антинаркотического воспитания.

6. Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на психоактивные  вещества в подростковой популяции.

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     заключение

 

В современном обществе, где происходит постоянное из­менение социально-психологических процессов, особенно важна разработка комплекса неотложных мер, помогающих молодежи и взрослой части населения адаптироваться к новой стрессовой действительности.

Таким образом, можно сформулировать основные направления работы социальных служб с наркозависимыми подростками:

• подготовка специалистов из числа школьных психоло­гов, социальных               педагогов и учителей для работы с детьми группы риска, склонными к употреблению наркотиков;

• профилактическая работа со всеми детьми и подростка­ми с приоритетной ориентацией на детей группы риска;

• работа с родителями детей, склонных к употреблению или употребляющих наркотические вещества.

Информация о работе Особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками