Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками.
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть наркозависимых подростков как объект социальной работы;
- охарактеризовать формы и методы социальной работы с наркозависимыми подростками.
ГЛАВА I.
НАРКОЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
6
1.1. Проблемы наркозависимых подростков
6
1.2. Сущность социальной работы с наркозависимыми подростками
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
49
- работа с семьей. Родители должны быть информированы о вреде наркотиков для подрастающего поколения и обучены умению направлять заинтересованность подростков в свободное от учебы время на занятия спортом, искусством, техникой, приобщение к культурным ценностям. Следует акцентировать внимание родителей на совместное проведение досуга в семейном кругу – посещение музеев, выставок, туристические походы и т.п.
- работа с подростковыми группами с социально-негативным поведением.
- контроль проведения досуга в социально-позитивных группах без подавления инициативы подростков, с направлением ее в социально приемлемое русло.
- создание профилактических сообщений, направленных на определенные группы населения: педагогические коллективы, родителей, учащихся, младших школьников, подростков, старшеклассников. Такие сообщения должны отличаться и содержанием, и формой представления. В частности, для школьников главным должно стать негативное представление их личного будущего в случае употребления наркотиков, для родителей и педагогов – способы распознавания наркологической интоксикации, методы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия между взрослыми и школьниками.
«Компетентность разработчиков программ и занятий обеспечивается прямым и детальным знакомством с вопросами, касающимися обсуждаемого предмета. Квалифицированный нарколог, психолог, валеолог, педагог, социальный работник, сотрудник МВД должны уметь заинтересовать подростков и долго удерживать их внимание без генерирования повышенного интереса к наркотикам. В работе с подростками необходимо учитывать, что они склонны слушаться тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность организатора и руководителя профилактических занятий, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес слушателей способствуют повышению эффективности антиалкогольной и антинаркотической работы. При рассказе о наркотических веществах подросткам и их родителям следует избегать ненужной детализации, излишней информации, нельзя давать подробные сведения о них (внешнем виде, способах приема, действии, вызываемых ощущениях). Это часто играет роль негативной рекламы, провоцирует к ненужному, вредному экспериментированию.
Необходимо подчеркивать (приводя при этом соответствующие реальные конкретные примеры) непредсказуемость действия употребляемых веществ, неизвестность предстоящего, большую опасность возникновения беды.
Надо учитывать «бунтарский дух» молодежи, которую запреты только подстегнут к наркотизации, являющейся «запрещенным» поступком, «неправильным» действием. Молодежь не любит учиться на чужих ошибках, она хочет испытать и попробовать всё сама, иметь собственное мнение. Этим и вызываются протестные формы поведения против навязываемых ей «хороших», «правильных» схем поведения»
Излагая проблематику употребления наркотических веществ, не следует придавать ей особую, первостепенную значимость. Необходимо уменьшать, развенчивать роль употребления таких веществ в жизни людей, показывая, что их истинная роль – это эрзац (замена) полноценной жизни, ее жалкое подобие. Не следует огульно голословно ругать потребителей наркотиков, надо лишь подчеркнуть, что они составляют незначительную часть молодежи. Необходимо стремиться развеять ореол, атмосферу «романтики», окружающую употребляющих наркотики, якобы создающих свои «общества», свою «культуру», снять с употребления наркотических средств покров тайны, необычности, разоблачить мифы, связанные с наркотиками и наркоманами.
«Употребление наркотических средств следует рассматривать не как «особую жизнь», а как бегство от жизни, слабость, боязнь жизненных проблем и препятствий, тогда как эти препятствия на самом деле являются условиями и источниками развития и расширения личностных возможностей, прообразами свободы. Прием наркотиков превращает человека в автомат, робота, действиями которого управляет принимаемое вещество. В самих наркотических веществах нет какой-то особой сверхъестественной силы, порабощающей человека, наоборот, человек собственной рукой накладывает на себя гнетущее его впоследствии ярмо наркомании»
Изложение материала должно проходить без излишней драматизации, без многих сообщений об ужасах, опасностях, связывания употребления наркотиков с «греховностью», «моральной распущенностью». Большой части молодежи свойственно стремление к риску и убежденность, что «со мной этого не случится». Сегодня многие подростки достаточно хорошо информированы, и в случае искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия они могут оценить информацию как ложную, что будет повышать их критичность и скептицизм по отношению к взрослым.
Необходимо учитывать, что существуют типы наркомании, не наносящие быстро существенного вреда физическому здоровью, но при этом они опасны развитием психической патологии и, безусловно, очень опасны с общественной точки зрения. Профилактические сведения должны содержать установку на активное, раннее выявление лиц, употребляющих наркотики, необходимость раннего обращения к врачу по поводу данного заболевания. Обязательно следует указать, что большое значение имеет ликвидация источников изготовления и сбыта наркотических веществ.
Первичная профилактика употребления наркотических веществ должна начинаться с целенаправленного воспитания. Нравственное и трудовое воспитание подрастающего поколения необходимо направлять на формирование позитивно ориентированной личности в социальном плане, с высокой культурой и сильным характером, развитыми познавательными интересами, прочными стремлениями и навыками творческого труда и проведения досуга. Учитывая сложность и ответственность проведения антинаркотической профилактической работы с подростками, склонными употреблению наркотиков, она может вестись исключительно лицами, прошедшими специальную подготовку, которая должна обязательно включать в себя:
• изучение особенностей возраста;
• повышение коммуникативной компетентности;
• изучение актуальных потребностей и интересов подростков;
• освоение методов групповой работы;
• формирование навыков визуальной диагностики особенностей личности;
• изучение особенностей подростковых групп и субкультур;
• широкую осведомленность о медицинских и биохимических аспектах молодежной наркомании.
Подготовка социальных работников для проведения профилактической работы с подростками должна носить междисциплинарный характер, отражающий сложную системную природу молодежной наркомании как феномена. Можно сформулировать следующие задачи организации широкой профилактики употребления наркотиков подростками.
• Организация и проведение целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и уменьшение вреда от их употребления. Данные программы должны охватывать пять основных направлений:
1) широкая воспитательная работа – это повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга подростков;
2) валеологическое воспитание – пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, обучение методам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;
3) психологическое воспитание и психокоррекционная работа – занятия, проводимые социальными психологами и педагогами, посвященные развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиску средств для решения задач взросления, регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию жизненных целей для достижения здорового образа жизни. В занятия можно включать беседы об общественных и юридических последствиях злоупотребления наркотиками;
4) общественные меры борьбы – привлечение общественности к выявлению и выделению «групп риска», к социально-реабилитационной помощи;
5) правовые средства борьбы – пропаганда нормативных актов, регламентирующих ответственность за наркоманию.
• Подготовка групп специалистов, способных реализовывать эти программы, из числа социальных работников.
• Организация раннего выявления случаев употребления наркотиков с целью оказания помощи, что включает в себя:
– просветительную работу с родителями и работниками школы;
– определение групп риска и профилактическую работу совместно с родителями, правоохранительными органами и органами социальной защиты.
Содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о наркотиках и формирование отношения к ним. В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.
«Сам факт нелегального употребления наркотиков подростками свидетельствует о наличии у них убеждения в возможности нарушать нормы и правила общества, закон. Следует учитывать, что это убеждение не могло быть сформировано только в подростковом возрасте. Его источники лежат в опыте ребенка, его оценке и определении своего отношения к выполнению норм и правил, а в дальнейшем – и законов. Девиантная социализация является основным механизмом вхождения школьников в наркотизированное пространство и наркотизм. Поэтому любое асоциальное поведение ребенка требует раннего вмешательства, своевременной помощи, которая может рассматриваться как предупреждение развития девиантного, делинквентного, зависимого от психоактивных веществ поведения»
Таким образом, можно сформулировать сущность социальной работы с наркозависимыми подростками.
«Первая привычная стратегия – осуждение и запретительство – уже доказали свою неэффективность.
Вторая стратегия – всеобъемлющее принятие любых молодежных течений и ассимиляция их в деятельности официальных организационных структур – нереальна. Остается последнее – диалог»
Перспективным подходом к предупреждению наркотической зависимости является формирование у подростков установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее – с развитием его потребностно-мотивационной сферы.
В социальной работе с наркозависимыми подростками профилактической работе выделяются такие направления, как:
1. Формирование у подростков четкой установки на неприятие наркотиков; выявление подростков группы риска и оказание им социально-педагогической и психологической помощи; обучение родителей созданию в семье атмосферы, исключающей употребление наркотиков, способам заполнения досуга и оказания помощи детям в организации своей жизни без наркотиков.
2. Формирование у подростков стратегической мотивации (дальних перспектив); формирование черт совершенствующей социально-успешной личности; усиление защитных механизмов и ослабление механизмов, провоцирующих употребление наркотиков.
3. Обеспечение просоциальной активности подростков, общественно-полезной деятельности, необходимой для их полноценного развития и предупреждения девиантного поведения, путем включения подростка в группу просоциальной ориентации.
4. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики и реабилитации по принципу дополнительности в качестве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмоциональных проблем, разрешении конфликтных ситуации, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни.
5. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами; формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации о психоактивных веществах; включение игровых программ антинаркотического воспитания.
6. Изменение ценностного отношения подростков к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на психоактивные вещества в подростковой популяции.
В современном обществе, где происходит постоянное изменение социально-психологических процессов, особенно важна разработка комплекса неотложных мер, помогающих молодежи и взрослой части населения адаптироваться к новой стрессовой действительности.
Таким образом, можно сформулировать основные направления работы социальных служб с наркозависимыми подростками:
• подготовка специалистов из числа школьных психологов, социальных педагогов и учителей для работы с детьми группы риска, склонными к употреблению наркотиков;
• профилактическая работа со всеми детьми и подростками с приоритетной ориентацией на детей группы риска;
• работа с родителями детей, склонных к употреблению или употребляющих наркотические вещества.