Особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследовать особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками.

Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть наркозависимых подростков как объект социальной работы;

- охарактеризовать формы и методы социальной работы с наркозависимыми подростками.

Содержание

ГЛАВА I.
НАРКОЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
6


1.1. Проблемы наркозависимых подростков
6


1.2. Сущность социальной работы с наркозависимыми подростками
18







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

49

Работа состоит из  1 файл

Социология.Курсовая.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

«Этапы полисубстантного поведения:

- этап первых проб, который, как правило, происходит в ком­пании сверстников;

- этап поискового наркотизма, когда пробуются все психо­активные вещества, к которым имеется доступ;

– этап выбора предпочитаемого вещества, который завершает поиск;

- этап групповой зависимости, проявляющейся потребности в приеме наркотика в компании; за пределами группы влечение отсутствует.

Этапы моносубстантного периода:

- случайное употребление психоактивного вещества;

- эпизодический прием;

- злоупотребление;

- групповая зависимость.

Этап первого случайного или преднамеренного употребле­ния наркотика характеризуется «знакомством» организма с наркотиками. На этом этапе ребенок употребляет наркотиче­ское вещество только из любопытства или для поддержания общения с приятелями. Как правило, при первом приеме под наблюдением «опытных лидеров» одурманивающие вещества неприятны и болезненны для организма.

На этапе злоупотребления наркотиком происходит адаптация организма к новым условиям, определяемым постоянною нарко­тизацией. Из всех признаков, характеризующих возникающее на этом этапе состояние, особенно важны следующие: желание (но не неудержимое) продолжать прием наркотика в целях воссоздания его эффекта; зависимость только психического со­стояния данного человека от наличия или отсутствия наркотика; вредные последствия, касающиеся только самого человека. На этом этапе изменения психики происходят в виде вегетативных нарушений, понижения настроения, раздражительности.

Этап групповой зависимости - этап сложившегося привыка­ния, переходящего в пристрастие. В отличие от предыдущего этапа состояние наркомана характеризуется неудержимым желанием продолжать прием наркотиков и добывать их любы­ми средствами. Здесь можно говорить о начале органического поражения мозга (слабоумие, личностные изменения), когда подростки теряют контроль за дозой, и, оглушенные, одурма­ненные, доводят себя до смертельного отравления»

В докла­де Всемирной организации здравоохранения о причинах нарко­мании говорится, что основные причины связываются, прежде всего, с особенностями характера наркомана; психическими и физическими расстройствами его организма; социально-куль­турным влиянием на его личность.

Соглашаясь с такой классификацией, уточним ее и рассмот­рим на микро-, мезо- и макроуровнях

1. Микроуровень

Здесь различают биологические и психологические причины.

Среди биологических факторов особенно выделяются:

- степень изначальной толерантности (терпимости) к наркоти­ческому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или «минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременно­сти женщины. Известно, что примерно с 1960-х гг. в практику ро­довспоможения широко вошла стимуляция родовой деятельности. Стала использоваться практика регулируемых родов (остановка родов в ночное время и стимуляция в дневное), роженицам стали активно вводить вещества с психоактивным действием: транкви­лизаторы, антигистаминные препараты и др., что неизбежно ведет к различным мозговым дисфункциям плода;

- природа наркотического вещества, которым злоупотреб­ляет подросток, а также способ его введения;

- потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилением половой потенции, хроническим переутомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков». Соматические заболевания, требующие принятия «успокоительных» или «снимающих боль» препаратов, ведут к возникновению лекар­ственной зависимости, превращающей больного в наркомана.

Психологические факторы включают в себя:

- привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;

- стремление к самоутверждению;

- отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных со­циальных интересов;

- расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога. Субъективная причина неудовлетворенности жизнью рассматривается в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, не обеспечивающей условия для проведения свободного времени, что особенно важно для подростков, социальной несправедливостью, неустроенно­стью быта, неуспехами в учебе, разочарованием в людях и т. д.;

- особенности личностной акцентуации подростка.

Наиболее значимыми типами акцентуации характера, ока­зывающими влияние на формирование наркотической зависи­мости, являются:

- эпилептоидный тип - при употреблении наркотиков и алко­голя происходит наиболее быстрое формирование зависимости;

- неустойчивый тип - уровень высокого риска;

- конформный тип - характеризуется высокой внушаемо­стью и быстрым формированием наркотической зависимости;

- астенический тип - для него характерно употребление наркотиков или алкоголя для стимуляции настроения;

- шизоидный тип - употребление наркотиков (опий, героин) и алкоголя для улучшения контакта;

- истерический тип - в основном, происходит употребление алкоголя и стимуляторов.

2. Мезоуровень

Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально-пе­дагогических и социальных причинах.

Социально-педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе.

«Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в моло­дости». Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу пси­хологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и на­ставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духов­ного мира личности закономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех слу­чаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом.

По данным только одной наркологической службы, среди 344 детей, страдающих наркотической зависимостью, были выявлены:

- социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа) - всего у 198 человек;

- нездоровый быт вследствие распада семьи - у 158 нарко­манов;

- материальная необеспеченность - у 109 человек;

- воспитание в неполной семье - у 319 человек.

На основании приведенных данных был сделан вывод, что наркотизму в большей мере способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем психопатологическая наследственность.

Аномалии психического развития ребенка чаще всего связы­вают с неправильным построением взаимоотношений «мать -ребенок». Замечено, что в каком психическом состоянии на­ходится мать (или лицо, ее заменяющее), в таком состоянии будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции, поступки, реакции демонстрирует мать, такие же реакции будут формироваться у ребенка.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решаю­щее значение из всех вышеперечисленных факторов.

По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению нар­котиков следующие типы подростковых групп:

- территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства. Это свободные, слабо регла­ментированные объединения. Основными психоактивными веществами, употребляемыми в них, являются алкоголь и дешевые наркотики;

- делинквентные (свершившие преступления) и криминаль­ные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура. Даже личностно слабые индивиды, называемые «шестерками», держатся за группу, так как она защищает их от других подростков, создавая некоторое подобие психологического комфорта. Эти группы немногочисленны, но часто стараются вовлечь в свою среду новичков, склонных к злоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах их снабжают наркотиками бесплатно.

.

Итак, подростковая наркомания обладает целым рядом специфических особенностей, а также тенденций к злокачест­венному течению, что определяет и специфику социально-пе­дагогической деятельности с этой категорией детей, которая может быть отнесена к числу наиболее сложных. Подростковые наркомании сложны и для диагностики, и для лечения, и для социальной реабилитации. Они требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по реконструкции личности под­ростка, восстановлению утраченных социальных связей.

 

1.2. Сущность социальной работы с наркозависимыми подростками

По мнению специалистов, работающих с подростками, одной из главных причин взрывного роста заболеваемости является неосведом­ленность потенциальных наркоманов-подростков и лиц с не­высоким социальным статусом. В практической деятельности нередки случаи, когда молодой пациент сообщает, что даже не представлял себе эффекта и механизма действия нар­котика, не говоря уже о формировании зависимости.

Сложившаяся ситуация требует срочного развития системы контрпропаганды и разъяснительной работы об опасности нар­котиков среди населения. Сейчас же, наоборот, пропаганда и рек­лама наркотиков преобладают в обществе над контрпропагандой. Реклама наркотиков производится обычно двумя путями.

Прямая реклама – бытовой путь, т.е. из уст в уста; реклама энергетических напитков на радио, на транспорте и т.д. Косвенная реклама – видео- и книжная беллетристика с опи­санием безысходной борьбы с непобедимыми наркодельцами; некомпетентная контрпропаганда наркотиков лицами, не обла­дающими достаточными для этого знаниями. Часто следствием описания действия наркотиков становится рост интереса к ним. В особенности это касается разнообразных скандальных мате­риалов в газетах и журналах.

«По мнению наркологов, психологов, социальных работников, система контрпропаганды наркотиков должна строиться на трех принципах:

1. Широкий выбор средств контрпропаганды.

2. Разумный выбор объектов профилактики.

3. Компетентность разработчиков программ и занятий.

Эти принципы лежат в основе построения социальных программ в области антинаркотической первичной профилактической работы» Речь идет о последовательной противонаркотической воспитательной работе с подростками, имеющими склонности к употреблению наркотиков, включающей:

-распространение информации о причинах, формах и по­следствиях злоупотребления наркотическими средствами;

- формирование у подростков навыков анализа и критичес­кой оценки информации, получаемой о наркотиках и умение принимать правильные решения. Включение игровых программ воспитания трезвости в обу­чение начиная с младших классов и до окончания школы;

- формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок у подрастающего поколения;

- целевая работа с группой риска – определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, веду­щих к появлению тяги к наркотикам и алкоголю: образователь­но-психологическая, психокоррекционная и психотерапевти­ческая работа с детьми и подростками из группы риска;

- групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие навыков со­циальной адаптации, психофизиологической саморегуляции, повышение устойчивости к стрессам, уверенности в себе, осо­знание положительных свойств личности, формирование жиз­ненных целей для достижения здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и т.д.;

- вовлечение подростков во внешкольную, внеучебную деятель­ность, в которой могли бы проявиться их способности, душев­ные качества, где они могли бы получить одобрение, знаки вни­мания, уважение окружающих.

- беседы, диспуты, лекции, проводимые медиками, юриста­ми, психологами, психотерапевтами, педагогами, с объяснением общественных, психологических, медицинских и юридичес­ких последствий злоупотребления наркотиками и алкоголем;

- видеоматериалы.

- яркая полиграфическая продукция на рекламных щитах в об­щественных местах и в особенности в местах сбора молодежи.

- выступление популярных личностей, спортивных тренеров, священников, психотерапевтов, имеющих дело с молодежью. Темы для выступлений: «Формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни», «Формирование харак­тера» (или силы воли, физического совершенства, развитие твор­ческих начал, антистрессовая подготовка, виды психофизиоло­гической саморегуляции и т.п.).

- переход от лекционной формы работы к беседе с вовлече­нием слушателей в оценку и обсуждение информации. Прове­дение диспутов, вечеров вопросов и ответов с активным участи­ем аудитории, с демонстрацией слайдов, плакатов, диаграмм, гра­фиков.

Информация о работе Особенности и современное состояние социальной работы с наркозависимыми подростками