Особенности реализации художественных технологий в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьезное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии.
Именно в социальной работе на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработка и умелое использование социальных технологий применительно ко всем уровням социальной работы и категориям ее клиентов, что позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовывать работу на порученном участке.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы социальной работы с детьми
§1. Дети, как клиенты социальной службы
§2. Технология социальной работы с детьми
2. Анализ художественных технологий в деятельности социальных служб
§1. Особенности реализации художественных технологий в социальной работе
§2. Рекомендации специалистам по усовершенствованию художественных технологий
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности реализации художественных технологий в социальной работе.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы социальной  работы с детьми

§1. Дети, как клиенты социальной службы

§2. Технология социальной работы с  детьми

2. Анализ художественных технологий  в деятельности социальных служб

§1. Особенности реализации художественных технологий в социальной работе

§2. Рекомендации специалистам по усовершенствованию художественных технологий

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьезное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии [1, с. 7].

Именно в социальной работе на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработка и умелое использование социальных технологий применительно ко всем уровням социальной работы и категориям ее клиентов, что позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовывать работу на порученном участке.

Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов  в различных общностях с помощью  специфических средств. Многообразие социальных процессов, а, следовательно, и технологий их регулирования, обусловлено  широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам [2, с. 15-20].

В условиях трансформации современного общества возник ряд проблем, напрямую связанный с детьми: рост числа  безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нравственности и другие.

В современном мире социальная защита детства рассматривается в ряду важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества, государства. Право ребёнка на социальную защиту стало одним из социально-экономических прав и свобод личности и зафиксировано в конституциях большинства цивилизованных стран.

Сегодня численность детей в  российском обществе оценивается в  пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны. Столь значительный удельный вес детского населения в демографической структуре общества приводит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходимой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государственное значение [3, с. 76].

Дети растут в эпоху затянувшегося  экономического кризиса, заметного  расслоения населения на бедных и  богатых. Снижается качество образования, уменьшается количество образовательных и воспитательных учреждений. Положение детей осложняется незнанием родителями, социальными работниками и педагогами социальных технологий, позволяющих ребенку адаптироваться в окружающем мире.

Значительная часть детей (дети группы риска), несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу [4, с. 5].

Чтобы преодолеть негативные тенденции  в подготовке названной категории  детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических и практических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем социализации.

Эта задача должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защиты детей группы риска, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества [4, с. 6]. Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации с использованием художественных технологий или арт-технологий.

Объект исследования – дети как клиенты социальной службы.

Предмет исследования – художественные технологии по адаптации детей группы риска в деятельности социальных служб.

Цель исследования – рекомендации по усовершенствованию художественных технологий в деятельности социальных служб.

Задачи исследования:

1) выявить категории детей –  клиентов социальной службы;

2) исследовать технологии социальной  работы с детьми, клиентами социальной  службы;

3) дать анализ художественных  технологий в деятельности социальных служб и выявить особенности их реализации в социальной работе с детьми;

4) разработать рекомендации по  усовершенствованию художественных  технологий для работы с детьми.

Гипотеза исследования. Использование технологий в социальной работе с детьми направлено на адаптацию и ресоциализацию ребенка. Поэтому знание и умение применять в практике социальной работы художественных – арт-технологии коллажирования позволит повысить эффективность деятельности социальных служб по адаптации детей группы риска.

Курсовая работа содержит введение, основной текст, включающий две главы  и четыре параграфа, заключение и список литературы.

 

1. Теоретические основы социальной  работы с детьми

§ 1. Дети, как клиенты социальной службы

 

Представления о том, кого и  на каком основании, можно считать ребёнком, во многом схожи в разных культурах и традициях.

В соответствии с Конвенцией ООН  о правах ребёнка, ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия [5, с. 74].

Согласно федеральному закону от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» № 124-ФЗ ребенком считается лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) [6].

В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в начальном периоде своей жизни, наиболее важные и наиболее прочные; изменить их в последующем достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно. Успешное становление ребенка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение им своей ниши, но, в конечном счете, прогресс общества, его устойчивое развитие. Однако роль детей этим не ограничивается. Их ценность для человечества, общества, семьи в том, что они - есть. Осознание и понимание этого предопределяет огромную ответственность государства в решении социально-экономических проблем, требующих максимального учета интересов детей. Именно потому так важно создать благоприятную среду обитания, обеспечить нормальные условия жизни для будущих граждан, для развития и социализации каждой личности и усиления роли родителей [7, с. 7].

В России, как и во всем мире, проблемы детей изучаются и решаются представителями  конкретных областей знаний: учителями, врачами, работниками правоохранительных органов и т. д. Все они выполняют  свои профессиональные функции. Их усилия, как и результат, направлены не на помощь и поддержку ребенка как субъекта, но на решение поставленных перед ними обществом задач.

Другим важным элементом, определяющим положение детей, является отношение  к ним в обществе. Сейчас в центре внимания находится взрослый, ребенок - на периферии. Дети обычно - объекты воздействия. Такое отношение к ним оборачивается невольным и неосознанным умалением их реальных возможностей и прав. Общество все еще не задумалось всерьез, как ребенок будет жить завтра, если сегодня его не учат жить сознательной, ответственной жизнью. Общественному мнению тяжело свыкнуться с такой необходимостью. В результате дети как бы «исключаются» из взрослой жизни, выступают как бы в роли «меньшинства» С одной стороны, подобная постановка дает определенные преимущества для детей: их защищают и охраняют, они имеют конкретные привилегии. С другой же стороны - защита детей от общества одновременно выступает и как защита общества от детей. Таким образом, они в некотором смысле выступают как маргиналы. Единственно возможный путь избежать подобного положения - признать то, что ребенок - это не только объект защиты, воспитания, социализации и иных внешних воздействий, но и активный, сознательный субъект жизнедеятельности [7, с. 9].

Становление рыночных отношений, экономический  кризис, возрастающая дифференциация доходов в обществе и весь спектр изменений реальной жизни привели  к существенному изменению положения  детей. Процесс их адаптации к  новым условиям протекает с еще большими трудностями, чем у взрослого населения. Социализация детей сегодня происходит в условиях смены системы ценностей, ориентации и предпочтений [7, с. 19].

Дети всегда рассматривались и  рассматриваются как безусловный  объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими возрастными группами населения. Такое положение вещей обусловлено следующими причинами: во-первых, объективной заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности своего существования, во-вторых, объективно ограниченными возможностями жизнедеятельности, присущими ребёнку [3, с. 75].

Общегосударственная система социальной работы с детьми представлена в текстах  российских законов «Об основах  социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейном кодексе.

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»  рассматривает в качестве объекта социальной работы несовершеннолетнего безотносительно к его образовательному или социальному статусу, но провозглашает защиту его прав в контексте задач профилактики.

Именно здесь законодателем  вычленены специфические признаки групп детей - объектов социальной работы, а именно:

- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого  отсутствует вследствие неисполнения  или ненадлежащего исполнения  обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со  стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

- беспризорный - безнадзорный, не имеющий  места жительства и/или места  пребывания;

- несовершеннолетний, находящийся  в социально опасном положении  - лицо в возрасте до 18 лет, которое,  вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

- семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [8].

На сегодня, образовательное учреждение остается практически единственным стабильно действующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогической профилактики - концентрацию педагогического внимания и организацию должного профессионально-педагогического сопровождения детей в процессе получения образования. Безусловно, решение проблем детей находящихся в социально-опасном положении (детей так называемой группы социального риска) находится в общей компетенции субъектов системы профилактики.

Сиротство как социальное явление  существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины  приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба  или один-единственный родитель, а  дети, оставшиеся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными.

Инвалидность, в соответствии с  принятой классификацией, трактуется как социальная недостаточность, происходящая вследствие нарушения здоровья, сопровождающегося стойким расстройством функций организма и приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты [4, с. 9].

Инвалид - ребенок, у которого возможности  его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Некоторые специалисты рассматривают  инвалидность как одну из форм социального  неравенства.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Детская беспризорность - социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой  постоянного места жительства.

Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

«Уличные дети» - это дети и подростки  в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительное время  проводят на улице, и именно улица  оказывает на них основополагающее влияние [9, с. 6].

Информация о работе Особенности реализации художественных технологий в социальной работе