Особенности реализации художественных технологий в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьезное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии.
Именно в социальной работе на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработка и умелое использование социальных технологий применительно ко всем уровням социальной работы и категориям ее клиентов, что позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовывать работу на порученном участке.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы социальной работы с детьми
§1. Дети, как клиенты социальной службы
§2. Технология социальной работы с детьми
2. Анализ художественных технологий в деятельности социальных служб
§1. Особенности реализации художественных технологий в социальной работе
§2. Рекомендации специалистам по усовершенствованию художественных технологий
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Особенности реализации художественных технологий в социальной работе.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорность вызывается причинами  социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения  условий жизни, влекущие за собой  сиротство детей. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению).

Беспризорность влечёт за собой  тяжёлые социальные последствия, такие  как рост правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, проституция, алкоголизм, наркомания [9, с. 7].

Детский возраст характеризуется  тем, что в это время происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, индивидуализация и социализация его личности. Эти процессы могут протекать успешно лишь в тесном контакте родителей и детей, однако, такой контакт у беспризорного ребенка отсутствует, он чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, одиноким. Без участия и поддержки семьи личностное и социальное развитие детей задерживается, что заранее предопределяет трудности их взрослого существования. Никаких перспектив личного и социального характера перед ними не открывается.

Здоровье детей, живущих на улице, расшатано. По оценкам специалистов более 70% бездомных детей больны. В числе этих болезней - энурез, невротическое развитие или задержки нервно-психического развития (вплоть до олигофрении в стадии дебильности); пограничные психические расстройства; поражение бронхолегочной системы (у многих большой стаж курения, токсикомании); аномалии развития и заболевания мочеотделительной системы; нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы; аллергические заболевания (астматические бронхиты, риниты, аллергодерматиты, нейродермиты, псориаз). Причем все болезни в основном имеют запущенную или хроническую форму. Часть бездомных детей - носители и распространители опасных инфекционных заболеваний. Педикулез, венерические заболевания - обычное среди них явление [7, с. 47].

У детей, испытавших насилие, часто  возникают эмоциональные проблемы. Обычным последствием любого типа насилия  является низкая самооценка и неуверенность  в себе. Ребенок может ощущать себя бесполезным и никому не нужным. Что, в свою очередь, станет причиной трудностей в общении с ровесниками и взрослыми, замкнутости, неспособности завести друзей, депрессии и неумении выразить собственные чувства или понять чувства окружающих [10, с. 96].

В литературе часто встречается  понятие «трудный» ребенок. Что  значит трудный? Оценка любого поведения  подразумевает его сравнение  с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся  от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение подразделяется на две группы.

1. Поведение, отклоняющееся от  норм психического здоровья, т.  с. наличие у человека явной  или скрытой психопатологии. Эту  группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести  к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически нездоровых людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

2. Поведение, отклоняющееся от  морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений.

Психические расстройства в форме  акцентуаций возникают у подростков по ряду причин. Часто психические расстройства обусловлены тем, что среда и общество предъявляют к подростку непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умственной отсталости, т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера [7, с. 84].

Прогрессивные педагоги с тревогой отмечают, что господство в авторитарной школе культа силы, культа приобретательства  и потребления, духа соперничества и постоянной конкурентной борьбы за успеваемость, «выживание», а также отсутствие радости, комфортности, защищенности детей дома и в школе обрекают юное поколение на постоянное чувство тревоги, страха, нервозности, депрессии, вызывают у некоторых нарушения психики, появление жестокости, агрессивности в различных формах [7, с. 72].

Если на врожденные отклонения в  характере накладываются болезненные  переживания с отрицательным  эмоциональным знаком, то формируется  комплекс неполноценности и, как следствие, возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение в жизни в низком, подчас нищенском уровне большей части населения; в расслоении общества на богатых и бедных.

Дети девиантного поведения - алкоголики, наркоманы, проститутки - в большинстве  выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют.

Неблагоприятные условия в семье  и школе, проблемы на пути к знаниям и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья часто ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения детей [7, с. 95].

Для детей подростковый возраст (11-17 лет) – одни из самых сложных, внутренне противоречивых, «кризисных». Это возраст, который в силу целого ряда объективных причин таит в себе опасность дезадаптационных процессов, психологических проблем, нередко приводящих к девиантному и делинквантному поведению.

Дети дезадаптированные – дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития [3, с. 86].

В психолого-педагогической литературе к числу основных причин, факторов, условий дезадаптационных сдвигов у подростков относят, прежде всего, особенности социокультурного уровня в их развивающейся психосоматической структуре. Главное здесь нарушение относительного равновесия латентного периода в развитии детей в связи с половым созреванием (пубертат) в подростковом возрасте. В целом биологическое развитие подростков резко усиливается, тогда, как социокультурное значительно отстает [11, с. 78].

Наиболее сложной проблемой  в системе социально-психологической  работы с «трудными» подростками, в  том числе с делинквентным  и аддиктивным поведением является проблема их воспитания, преодоление  дезадаптационных процессов, их социально-психологическая реабилитация. Помещение молодых правонарушителей и лиц с аддиктивным поведением в специальные заведения (колонии, спецшколы, спецучилища, реабилитационные центры и т.д.), как свидетельствует практика, достаточно часто превращается в способ подготовки будущих взрослых преступников, членов организованных криминальных группировок.

Этому способствуют, во-первых, такой  объективный фактор как сам процесс  сосредоточения в одном замкнутом  изолированном пространстве значительного числа лиц с девиантным поведением, в силу чего необходимо начинающие действовать социально-психологические механизмы поведения людей в группе – внушение, заражение, подражание, иерархия отношений (разделение группы на лидера и зависимых от него) и другие – создают реальные предпосылки дальнейшего развития девиантных наклонностей. С другой стороны, немаловажное значение имеет имеющие в ряде случаев неадекватные формы воздействия и воспитания, применяемые персоналом заведений, в частности, жестокое обращение с воспитанниками, непонимание и нежелание вникать и понимать их внутренний мир, личности и специфику межличностных отношений и т.п.[11, с. 77].

Таким образом, клиентами социальной службы являются дети группы риска, а именно: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети- жертвы насилия; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, отбывающие наказание виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях – то есть дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [12, с. 44-47].

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).

2.Обусловленные основными характеристиками  семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4.Порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей) [3, с. 77].

§ 2. Технология социальной работы с детьми

 

Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.

При определении технологий социальной работы необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы) [13, с. 13].

В отечественной литературе социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области  общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др. [14, с. 17].

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности [13, с. 14].

Учитывая интегрированный, универсальный  характер социальной работы, можно выделить собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии [14, с. 19].

Теоретические работы и практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др.

Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень  тесно связаны между собой, но в, то же время, относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они имеют довольно существенные различия, обусловленные спецификой объектов социальной работы (например, реализация социального надзора  над детьми с девиантным поведением и преступниками-рецидивистами, попечительство над несовершеннолетними детьми и одинокими престарелыми и т.д.).

Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики  объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение. Эти виды работ (технологий) весьма разнообразны и направлены в первую очередь на работу с детьми «группы риска», то есть с дезадаптированными детьми.

В исследовательской литературе перечисляется  несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:

- наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная),

- психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного  воспитания),

- социальный фактор (социальные  и социально-экономические условия  функционирования общества),

- социальная деятельность самого  индивида, т.е. активно-избирательное  отношение к нормам и ценностям  своего окружения, его воздействию,  а также личные ценностные  ориентации и способность к  саморегулированию своего окружения.

Однако социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков с помощью социальных технологий [7, с. 97].

Социальная адаптация - это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации. Социальная дезадаптация подростков - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида.

Информация о работе Особенности реализации художественных технологий в социальной работе