Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:25, реферат
Социальная работа как социокультурный феномен современности, возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями. Она осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в системе социальной защиты населения, образовании и здравоохранении, воинской среде и пенитенциарных учреждениях, на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, в области спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и др.
Введение
1. Объективная необходимость учета специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе
2. Социальная защита и социальная работа
3. Особенности социальной работы в системе образования
4. Социальная работа в системе здравоохранения
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Объективная необходимость учета специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе
2. Социальная защита и социальная работа
3. Особенности социальной работы в системе образования
4. Социальная работа в системе здравоохранения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социальная работа как социокультурный феномен современности, возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями. Она осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в системе социальной защиты населения, образовании и здравоохранении, воинской среде и пенитенциарных учреждениях, на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, в области спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и др.
В каждой
области социальной сферы решаются
конкретные задачи по оказанию помощи
и поддержки человеку, существует
своя законодательная и нормативно-
1. Объективная необходимость учета специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе
Убеждение в том, что каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага, является базовой профессиональной установкой социального работника, в какой бы сфере он ни работал. И несмотря на то, что представления о правах человека в разное время подвергались коренному пересмотру, этот принцип существенных изменений не претерпел. Наоборот, к началу XXI в. количество людей, желающих профессионально или на общественных началах приблизиться к реализации этого принципа жизнь, значительно возросло. Появилось даже новое понятие — "представители помогающих профессий", к которым относятся практические психологи, психотерапевты, социальные педагоги, социальные работники и др. Миллионы людей принимают участие в оказании помощи нуждающимся в качестве парапрофессионалов, "добровольцев" и др.
Вместе с тем возникла потребность более четко определить границы между профессиональной деятельностью названных специалистов, а также уяснить суть различий позиций людей, занятых в разных общественных системах помощи, обеспечивающих не только социальную защиту и социальное обслуживание, но и освобождение человека от нужды, бедности, несправедливости, маргинальное, помощь в преодолении ограничения возможностей, улучшение способности самостоятельно решать свои проблемы и преодолевать трудности. Социальная работа как профессия оказывается средоточием более глубокого знания масштабов человеческих бедствий. А это значит, что представители этой профессии могут обеспечить государству более адекватную обратную связь в ответ на претворяемые в жизнь правительственные решения, подсказать пути улучшения качества жизни, элементами которого являются состояние окружающей среды и физическое здоровье, уровень развития экономики, образования, здравоохранения, социальной защищенности и др. В какой бы сфере ни работал социальный работник, он обязан исходить из принципиальной профессиональной позиции: человек должен иметь условия, необходимые ему для развития и достойной жизни, облегчать повседневную жизнь людей, помогать им решать многочисленные социальные проблемы, исполнять свои функции с учетом специфики социальной сферы, конкретного социума. Объектом социальной работы является "личность в социуме".
Взаимодействие клиента социальной работы со специалистами, различными структурами и окружением составляет предмет социальной работы в любом социуме.
Социальный работник помогает клиенту:
обеспечивая выживание, обучая способам самостоятельного решения житейских проблем, открывая возможности самообеспечения и достижения достойного уровня существования;
обеспечивая связь клиента с системами, которые могут предоставлять ресурсы, услуги для выхода из трудной жизненной ситуации, содействуя эффективной и слаженной работе этих систем;
стремясь как посредник между человеком и государством изменить ситуацию социального функционирования своего клиента, найти эффективные и гуманные средства решения его проблем, заставить государственную систему учитывать его интересы и потребности, создать в социуме необходимые условия для быстрейшей социальной адаптации клиента;
адаптироваться
(приспосабливаться) к изменившимся
условиям социальной действительности.
Используя возможности своей
системы, ее нормативно-правовые акты,
социальный работник должен уметь активизировать
механизмы самоорганизации
2. Социальная защита и социальная работа
Система
социальной защиты населения начинает
складываться как социальный институт,
характеризующийся
Система социальной защиты населения складывается как многоукладная структура, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя в силу нерешенности ряда теоретических, организационных и экономических проблем их функционирование пока не является полным.
Ведущие организационно-правовые формы социальной защиты населения в настоящее время — это пенсионное обеспечение; назначение пособий и льгот особо нуждающимся категориям населения; социальное страхование; социальное обслуживание.
Формирующийся
целостный самостоятельный
Понятно, что технологии пенсионного обслуживания существенно отличаются от технологий социального страхования, выплат пособий и льгот и тем более от оказания социальных услуг и помощи.
Социальная работа, осуществляемая в рамках института социальной защиты:
является многофункциональной. Если еще в начале 90-х гг. ведущее место занимали функции социально-бытового характера, то в настоящее время — такие функции, как: активизационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи, социальной группы) в продолжении трудовой жизненной ситуации;
системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов помощи);
организаторская
(координация деятельности государственных
и негосударственных
социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, коммуникативная и др. Появление новых функций, обновление старых — это приведение форм, методов, технологий социальной работы в соответствие новым требованиям, предъявляемыми ей как профессиональному виду деятельности, направленному на развитие способностей людей самостоятельно разрешать жизненные ситуации, используя потенциал внутренних сил; на обеспечение связи людей с системами, которые представляют ресурсы, услуги для преодоления возникших проблем; на использование эффективных и гуманных средств решения проблем;
отличается более выраженным, чем социальная работа в других отраслях социальной сферы, сочетанием профессионального и непрофессионального видов деятельности, т.е. наряду с профессиональными специалистами здесь трудится большой отряд добровольцев, многие из которых имеют высшее и среднее образование, но по другим специальностям, или окончили курсы подготовки социальных работников. Успех социальной работы в этой сфере во многом будет зависеть от овладения всеми сотрудниками системой знаний в области теории и технологии социальной работы, другими дисциплинами, умениями и навыками применять их на практике, от освоения современных технологий;
отличается технологичностью и многоплановостью, проявляющимися на всех структурных уровнях, — микро-, мезо-и макроуровне. В условиях нарастания социальных проблем и ограничения социальных ресурсов эффективность воздействия в решающей степени определяется умением правильно использовать комплекс приемов, методов, способов воздействия на клиента. Добиваясь изменений в его социальной ситуации, социальный работник, как правило, проводит психологическую коррекцию, оказывает социально-бытовую и медико-социальную помощь, юридическую или социально-психологическую консультацию и т.д. Известно, что жизненные ситуации и проблемы клиента специфичны на различных уровнях. На микроуровне жизненная ситуация складывается под воздействием непосредственного социального окружения. Обеспечить социальную защиту своего клиента социальный работник может лишь хорошо владея методами индивидуальной работы с людьми. На мезоуровне клиент взаимодействует с другими людьми и малыми группами внутри социума (семья, коллектив, группа сверстников). В этом случае социальный работник должен хорошо владеть методами и технологиями работы с группой. На макроуровне клиент взаимодействует с большими организациями, системами и группами, сталкивается с крупными социальными проблемами, которые ему трудно решить одному, поэтому социальный работник должен помочь найти оптимальные пути решения проблем.
Учитывая специфику каждого уровня, социальные работники формируют у клиентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации. Здесь проявляется важнейшее свойство социальной работы — способность осуществлять преобразовательную деятельность одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях, т.е. решение проблемы на индивидуальном уровне должно облегчить решение текущих и перспективных проблем, выходящих за рамки индивидуальных проблем, — на мезо- и микроуровень. Только в этом случае деятельность по оказанию помощи человеку становится эффективной; • формируется активнее, чем в других сферах, как многосубъектная деятельность. Нарастание социальных проблем населения и снижение его жизненного уровня, усиливающаяся социальная незащищенность значительной части россиян предполагают соответствующую реакцию со стороны различных слоев и групп общества, проявление социальной инициативы. Субъектами социальных инициатив являются различные социальные институты, общественные объединения и благотворительные организации, представляющие складывающийся в стране третий сектор (Московский дом милосердия, Российский союз ветеранов Афганистана, фонд "Душа человека", Всероссийское общество инвалидов и др.). Совершенствуются механизмы социального воздействия государства и третьего сектора в решении социально значимых задач. Развиваются: государственный социальный заказ; государственное социальное спонсорство; социальное обслуживание; лоббирование; стимулирование социальной активности прямым финансированием и др. Это, в свою очередь, предполагает знание специалистами, работающими в органах социальной защиты, учреждениях социального обслуживания, технологий деятельности общественных объединений в социальной среде, нахождение способов взаимодействия государственных и благотворительных организаций, коммерческих структур в деле помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, умение координировать деятельность различных общественных сил.
Свои
особенности имеет социальная работа
в системе социального
Социальная работа реализует важнейшие функции социального обслуживания:
а) оказание социальной помощи:
• выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;
• создание
нуждающимся условий для
• предоставление
надомных услуг семьям и одиночкам,
нуждающимся в постороннем
• содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);
• организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;
б) консультирование:
• консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);
• участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
• подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
• родительский
медико-психологический
в) социальное
корректирование и
• социальная,
медико-психологическая
• медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей;
Информация о работе Особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы