Особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:25, реферат

Описание

Социальная работа как социокультурный феномен современности, возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями. Она осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в системе социальной защиты населения, образовании и здравоохранении, воинской среде и пенитенциарных учреждениях, на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, в области спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и др.

Содержание

Введение
1. Объективная необходимость учета специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе
2. Социальная защита и социальная работа
3. Особенности социальной работы в системе образования
4. Социальная работа в системе здравоохранения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.16 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1. Объективная необходимость учета специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе

2. Социальная защита и социальная работа

3. Особенности социальной работы в системе образования

4. Социальная работа в системе здравоохранения

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Социальная  работа как социокультурный феномен современности, возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями. Она осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в системе социальной защиты населения, образовании и здравоохранении, воинской среде и пенитенциарных учреждениях, на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, в области спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и др.

В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются  апробированные технологии, создаются  общественные условия для полной реализации функций социальной работы как профессионального вида деятельности. Главными идеями социальной работы, вокруг которых идет ее становление как  профессии, накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации, является идея прав человека и концепция профессионализма. Защита прав, определяющих положение  человека в обществе и соответствующих  его основным социальным потребностям, является и снованием социальной работы, и ее стимулом в любой  сфере жизни общества. Имеются  в виду права человека, без которых  он не может состояться, — право  на жизнь, труд, социальное обеспечение  в старости, охрану семьи, достаточный  жизненный уровень.

 

 

1. Объективная  необходимость учета специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе

 

Убеждение в том, что каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага, является базовой  профессиональной установкой социального  работника, в какой бы сфере он ни работал. И несмотря на то, что представления о правах человека в разное время подвергались коренному пересмотру, этот принцип существенных изменений не претерпел. Наоборот, к началу XXI в. количество людей, желающих профессионально или на общественных началах приблизиться к реализации этого принципа жизнь, значительно возросло. Появилось даже новое понятие — "представители помогающих профессий", к которым относятся практические психологи, психотерапевты, социальные педагоги, социальные работники и др. Миллионы людей принимают участие в оказании помощи нуждающимся в качестве парапрофессионалов, "добровольцев" и др.

Вместе  с тем возникла потребность более  четко определить границы между  профессиональной деятельностью названных  специалистов, а также уяснить  суть различий позиций людей, занятых  в разных общественных системах помощи, обеспечивающих не только социальную защиту и социальное обслуживание, но и освобождение человека от нужды, бедности, несправедливости, маргинальное, помощь в преодолении ограничения  возможностей, улучшение способности  самостоятельно решать свои проблемы и преодолевать трудности. Социальная работа как профессия оказывается средоточием более глубокого знания масштабов человеческих бедствий. А это значит, что представители этой профессии могут обеспечить государству более адекватную обратную связь в ответ на претворяемые в жизнь правительственные решения, подсказать пути улучшения качества жизни, элементами которого являются состояние окружающей среды и физическое здоровье, уровень развития экономики, образования, здравоохранения, социальной защищенности и др. В какой бы сфере ни работал социальный работник, он обязан исходить из принципиальной профессиональной позиции: человек должен иметь условия, необходимые ему для развития и достойной жизни, облегчать повседневную жизнь людей, помогать им решать многочисленные социальные проблемы, исполнять свои функции с учетом специфики социальной сферы, конкретного социума. Объектом социальной работы является "личность в социуме".

Взаимодействие  клиента социальной работы со специалистами, различными структурами и окружением составляет предмет социальной работы в любом социуме.

Социальный  работник помогает клиенту:

обеспечивая выживание, обучая способам самостоятельного решения житейских проблем, открывая возможности самообеспечения и достижения достойного уровня существования;

обеспечивая связь клиента с системами, которые  могут предоставлять ресурсы, услуги для выхода из трудной жизненной  ситуации, содействуя эффективной и  слаженной работе этих систем;

стремясь  как посредник между человеком и государством изменить ситуацию социального функционирования своего клиента, найти эффективные и гуманные средства решения его проблем, заставить государственную систему учитывать его интересы и потребности, создать в социуме необходимые условия для быстрейшей социальной адаптации клиента;

адаптироваться (приспосабливаться) к изменившимся условиям социальной действительности. Используя возможности своей  системы, ее нормативно-правовые акты, социальный работник должен уметь активизировать механизмы самоорганизации клиента  — от индивидуально-личностного до группового. И с этой точки зрения профессиональное мастерство социального работника заключается в том, чтобы результатом его взаимодействия с клиентом или группой клиентов было умение людей реализовывать принципы самопомощи в избавлении от нужды, трудной жизненной ситуации.

 

2. Социальная  защита и социальная работа

 

Система социальной защиты населения начинает складываться как социальный институт, характеризующийся совокупностью  принципов, социальных норм, учреждений, организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения  и действия людей. Ее становление  и развитие обусловлено экономическими, политическими, идеологическими, нравственно-психологическими факторами, сложившимися в обществе и определяющими ее содержание, направленность, формы и методы.

Система социальной защиты населения складывается как многоукладная структура, в  которой используются практически  все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя в силу нерешенности ряда теоретических, организационных  и экономических проблем их функционирование пока не является полным.

Ведущие организационно-правовые формы социальной защиты населения в настоящее  время — это пенсионное обеспечение; назначение пособий и льгот особо  нуждающимся категориям населения; социальное страхование; социальное обслуживание.

Формирующийся целостный самостоятельный социальный институт имеет свои особенности, связанные  со спецификой организационно-правовых форм данного института.

Понятно, что технологии пенсионного обслуживания существенно отличаются от технологий социального страхования, выплат пособий  и льгот и тем более от оказания социальных услуг и помощи.

Социальная  работа, осуществляемая в рамках института  социальной защиты:

является  многофункциональной. Если еще в  начале 90-х гг. ведущее место занимали функции социально-бытового характера, то в настоящее время — такие  функции, как: активизационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи, социальной группы) в продолжении трудовой жизненной ситуации;

системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов помощи);

организаторская (координация деятельности государственных  и негосударственных учреждений, участие в формировании и реализации социальной политики, развитие сети учреждений социального обслуживания и использование  в их работе новых приемов и  способов деятельности); профилактическая (приведение в действие различных  механизмов (юридических, медицинских, психологических, педагогических и  др. с целью предупреждения и преодоления  негативных явлений, организации помощи нуждающимся);

социально-медицинская, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, коммуникативная  и др. Появление новых функций, обновление старых — это приведение форм, методов, технологий социальной работы в соответствие новым требованиям, предъявляемыми ей как профессиональному  виду деятельности, направленному на развитие способностей людей самостоятельно разрешать жизненные ситуации, используя  потенциал внутренних сил; на обеспечение  связи людей с системами, которые  представляют ресурсы, услуги для преодоления  возникших проблем; на использование эффективных и гуманных средств решения проблем;

отличается  более выраженным, чем социальная работа в других отраслях социальной сферы, сочетанием профессионального  и непрофессионального видов  деятельности, т.е. наряду с профессиональными  специалистами здесь трудится большой  отряд добровольцев, многие из которых  имеют высшее и среднее образование, но по другим специальностям, или окончили курсы подготовки социальных работников. Успех социальной работы в этой сфере во многом будет зависеть от овладения всеми сотрудниками системой знаний в области теории и технологии социальной работы, другими дисциплинами, умениями и навыками применять их на практике, от освоения современных технологий;

отличается  технологичностью и многоплановостью, проявляющимися на всех структурных  уровнях, — микро-, мезо-и макроуровне. В условиях нарастания социальных проблем и ограничения социальных ресурсов эффективность воздействия в решающей степени определяется умением правильно использовать комплекс приемов, методов, способов воздействия на клиента. Добиваясь изменений в его социальной ситуации, социальный работник, как правило, проводит психологическую коррекцию, оказывает социально-бытовую и медико-социальную помощь, юридическую или социально-психологическую консультацию и т.д. Известно, что жизненные ситуации и проблемы клиента специфичны на различных уровнях. На микроуровне жизненная ситуация складывается под воздействием непосредственного социального окружения. Обеспечить социальную защиту своего клиента социальный работник может лишь хорошо владея методами индивидуальной работы с людьми. На мезоуровне клиент взаимодействует с другими людьми и малыми группами внутри социума (семья, коллектив, группа сверстников). В этом случае социальный работник должен хорошо владеть методами и технологиями работы с группой. На макроуровне клиент взаимодействует с большими организациями, системами и группами, сталкивается с крупными социальными проблемами, которые ему трудно решить одному, поэтому социальный работник должен помочь найти оптимальные пути решения проблем.

Учитывая  специфику каждого уровня, социальные работники формируют у клиентов умение не просто справляться с проблемами, но и обогащаться новым опытом преодоления трудной ситуации. Здесь  проявляется важнейшее свойство социальной работы — способность  осуществлять преобразовательную деятельность одновременно на макро-, мезо- и микроуровнях, т.е. решение проблемы на индивидуальном уровне должно облегчить решение текущих и перспективных проблем, выходящих за рамки индивидуальных проблем, — на мезо- и микроуровень. Только в этом случае деятельность по оказанию помощи человеку становится эффективной; • формируется активнее, чем в других сферах, как многосубъектная деятельность. Нарастание социальных проблем населения и снижение его жизненного уровня, усиливающаяся социальная незащищенность значительной части россиян предполагают соответствующую реакцию со стороны различных слоев и групп общества, проявление социальной инициативы. Субъектами социальных инициатив являются различные социальные институты, общественные объединения и благотворительные организации, представляющие складывающийся в стране третий сектор (Московский дом милосердия, Российский союз ветеранов Афганистана, фонд "Душа человека", Всероссийское общество инвалидов и др.). Совершенствуются механизмы социального воздействия государства и третьего сектора в решении социально значимых задач. Развиваются: государственный социальный заказ; государственное социальное спонсорство; социальное обслуживание; лоббирование; стимулирование социальной активности прямым финансированием и др. Это, в свою очередь, предполагает знание специалистами, работающими в органах социальной защиты, учреждениях социального обслуживания, технологий деятельности общественных объединений в социальной среде, нахождение способов взаимодействия государственных и благотворительных организаций, коммерческих структур в деле помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, умение координировать деятельность различных общественных сил.

Свои  особенности имеет социальная работа в системе социального обслуживания, являющегося важнейшей организационно-правовой формой социальной защиты. Социальная работа осуществляется специалистами, работающими в учреждениях социального обслуживания. Комплексные центры социального обслуживания, Центры социального обслуживания, территориальные центры помощи семьи и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты); геронтологические центры и иные учреждения представляют разносторонние услуги нуждающимся.

Социальная  работа реализует важнейшие функции  социального обслуживания:

а) оказание социальной помощи:

• выявление  и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся  в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;

• создание нуждающимся условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного  предпринимательства, что является и профилактикой бедности;

• предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка  в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);

• содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного  и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных  групп и т.п.);

• организация  совместно с органами народного  образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его  дальнейшего устройства в детские  учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;

б) консультирование:

• консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);

• участие  в подготовке молодежи к выбору профессии;

• подготовка юношей и девушек к браку и  сознательному родительству;

• родительский медико-психологический всеобуч;

в) социальное корректирование и реабилитация:

• социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся  поведением, безнадзорных детей и  подростков, оставшихся без попечения  родителей или лиц, их заменяющих;

• медико-социальная реабилитация и реабилитация детей  и подростков с ограниченными  возможностями и их семей;

Информация о работе Особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы