Особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:25, реферат

Описание

Социальная работа как социокультурный феномен современности, возникнув более 100 лет назад, превратилась в профессию, обогатилась новыми направлениями, функциями, технологиями. Она осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в системе социальной защиты населения, образовании и здравоохранении, воинской среде и пенитенциарных учреждениях, на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, в области спортивно-оздоровительной и культурно-досуговой деятельности и др.

Содержание

Введение
1. Объективная необходимость учета специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе
2. Социальная защита и социальная работа
3. Особенности социальной работы в системе образования
4. Социальная работа в системе здравоохранения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.16 Кб (Скачать документ)

г) информирование населения, изучение и прогнозирование  социальных нужд, в рамках которых  выделяются три относительно самостоятельных  направления:

• предоставление клиенту информации, необходимой  для разрешения сложной жизненной  ситуации;

• распространение  среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

• изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, научными организациями потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных способов их устранения;

д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

• участие  специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

• формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном уровнях) бригад социальных работников, готовых в случае необходимости  прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, население которой  оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической  и иной помощи.

Владение  современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности  людей, обеспечивать их выживание в  кризисные периоды и непосредственно  воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.

 

3. Особенности  социальной работы в системе  образования

 

Социальная  работа в системе образования  как самостоятельное направление  деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения  социальных работников в данную сферу  на всех ее уровнях. Социальные работники  все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности. В нашей стране в системе образования  трудятся и социальные педагоги, и  социальные работники, которые помогают детям и взрослым, преодолевать определенные жизненные трудности.

Социальная  педагогика как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Если родители по каким-либо причинам не в состоянии  оказать ребенку помощь в разрешении его проблем, эту задачу стремится  выполнить социальный педагог.

Социальный  же работник в основном оказывает  помощь людям уже самоопределившимися в жизни. Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека. И социальный педагог, и социальный работник в системе образования способствуют более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции, тем более что к настоящему времени сложились необходимые условия для интеграции целей и задач образования и социальной работы. Активизация социальных работников в данной сфере знаменует координацию усилий обоих социальных институтов, направленных на решение проблем человека, и может рассматриваться как одно из условий достижения социального благополучия.

Знание  законов Российской Федерации о  развитии образования помогает социальному  работнику успешно исполнять  свои функции. Так, в Законе "Об образовании" (1992 г.) и Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (новая редакция Закона от 13 января 1996 г.) в разделе 2 "Право на образование" (ст. 5 "Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования") записано:

"...государство  гарантирует гражданам общедоступность  и бесплатность начального, общего, основного общего, среднего (полного)  общего образования и начального  профессионального образования,  а также на конкурсной основе  бесплатного среднего профессионального  и послевузовского профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов, если  образование данного уровня гражданин  получает впервые..." (п. 3);

"...В  целях реализации права на  образование граждан, нуждающихся  в социальной помощи, государство  полностью или частично несет  расходы на их содержание в  период получения ими образования.  Категории граждан, которым оказывается  данная помощь, ее формы, размеры  и источники устанавливаются  федеральным законом..." (п. 5);

"...Государство  оказывает содействие в получении  образования гражданами, проявившими  выдающиеся способности, в том  числе посредством представления  им специальных государственных  стипендий, включая стипендии  для обучения за рубежом. Критерии  и порядок представления таких  стипендий устанавливаются правительством  РФ..." (п. 6).

Необходимая социальная помощь может быть оказана  на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного  общего образования (1—9 кл.); среднего (полного) общего образования (10—11 кл.); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском образовании" (1996 г.) предоставляет социальному работнику возможность защищать права граждан, имеющих соответствующий образовательный уровень.

Социальный  работник должен быть компетентным в  ряде вопросов, например, он обязан знать, что является образовательным учреждением ("образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько  образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся  воспитанников"); какими могут быть формы учреждений ("образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)"; на все ли формы образовательных учреждений распространяется действие российского законодательства ("действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и подчиненности"). Эти сведения сдержатся в упомянутом Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (ст. 12).

Осуществляя деятельность в условиях образовательного учреждения любого уровня, любой формы  и подчиненности, социальный работник должен быть осведомлен, кто именно, в силу каких именно причин и в какой именно социальной помощи нуждается (социальная помощь носит адресный характер); в какой именно части право человека оказалось ущемленным. Иногда социальному работнику приходится оказывать помощь и поддержку не отдельному человеку, а группе лиц или даже целому коллективу, чьи права в сфере образования не находят законной реализации" при этом не изыскиваются возможности удовлетворить законные требования граждан, чьи способы получения необходимых благ неконструктивны и средства доступа к социальным силам ограничены.

 

4. Социальная  работа в системе здравоохранения

 

Здоровье  человека, как известно, зависит  всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося  в процессе длительной эволюции под  влиянием факторов окружающей среды, и  многочисленных социальных влияний. Эти  две составляющие здоровья человека — биологическое и социальное — находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи.

Биологические факторы характеризуются определенными  анатомо-физиологическими особенностями  функциональных систем организма, обеспечивающих устойчивость биологической системы  в целом, ее уровень адаптационных  ресурсов при взаимодействии с окружающей средой, а также наследственную предрасположенность  биологических признаков и функциональных особенностей организма. В то же время  в совокупности социальные условия  создают определенную социальную среду, в которой проявляются биологические  факторы.

Вместе  с тем врожденные наследственные заболевания, дефекты физического  и психического развития, наследственная предрасположенность к ряду заболеваний  как изменения биологической  системы организма, в свою очередь, оказывают воздействие на социальную среду.

Состояние социальной среды обитания человека, экономическое благополучие общества определяют такие демографические  показатели, как рождаемость, смертность, структура заболеваемости населения, являющиеся предметом специальных медико-социальных исследований, на основе которых разрабатываются различные комплексные программы оздоровления общества.

Решая сходные  проблемы, направленные на улучшение  благосостояния общества и конкретного  индивидуума, медицина и социальная работа используют различные методологические подходы.

Медицина  преимущественно исследует анатомо-физиологическое  состояние организма человека в  целом и его отдельных систем, выявляя отклонения от физиологической  нормы, диагностирует патологические изменения в организме, определяет причинно-следственные связи, лежащие  в их основе, механизмы развития заболеваний. При этом используются различные методы для более полного  восстановления организма, нормализации его физиологических процессов.

К задачам  социальной работы относятся выявление  ведущих социальных факторов, оказывающих  наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию, и генеалогического дерева, возможно, влияющих на состояние здоровья детей. Весьма важно выявить наследственные заболевания или состояния (алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), которые  могут оказать влияние на здоровье будущего поколения. Организационной  основой для решения этой проблемы являются:

• создание в учреждениях здравоохранения  кабинетов медико-генетической консультации;

• проведение санитарно-просветительной работы с будущими родителями посредством  издания соответствующей научно-публицистической литературы, обучение в школе матери и ребенка на базе женских консультаций и т.п.;

• проведение комплекса мероприятий по воспитанию у населения здорового образа жизни;

• профилактическое углубленное обследование населения  с целью формирования "групп  риска", лиц, у которых развиваются  патологические состояния, а также больных с целью предупреждения развития и прогрессирования у них осложнений.

Однако  профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку не затрагивает  целый комплекс социальных проблем  или решает их частично. При этом недостаточно изучается воздействие отдельных социальных факторов и их сочетаний на здоровье человека, практически не изучается экономическое состояние общества и семьи в частности обеспеченность людей самым необходимым для жизни: жильем, работой, транспортом, продуктами питания; не проводятся исследования демографических показателей: заболеваемость, рождаемость, смертность, воспроизводство населения; недостаточно учитываются экономическая обстановка местности проживания и ее влияние на здоровье человека.

По определению  ВОЗ, здоровье — это "состояние  полного физического, душевного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Все это  свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения  нового вида профессиональной деятельности — социальной работы. Становление  такого вида деятельности обусловлено  ухудшением здоровья населения, потребовавшим  решения проблем медицинского и  социального характера на качественно  новом уровне — на уровне медико-социальной работы.

Медико-социальная работа определяется как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Ее главная  цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и  адаптации лиц с физической и  психической патологией, а также  социальным неблагополучием. Важным является то, что медико-социальная работа принципиально  меняет комплекс мер помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и развития болезненных процессов.

В этой связи  становится понятным, что комплексное  изучение медицинских и социальных факторов, влияющих на здоровье человека, имеет существенное преимущество перед  односторонним учетом только медицинских  или социальных аспектов в проведении профилактической работы.

Основные  направления медико-социальной работы

Существуют  два типа медико-социальной работы — патогенетический и профилактический.

Патогенетическая  медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Профилактическая  медико-социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Профилактическая  медико-социальная работа подразделяется на два вида:

• первичная  профилактика;

• вторичная  профилактика.

Задача  первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При этом проводится медико-социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов (характер трудовой деятельности, экономическое состояние семьи, полноценность и разнообразие питания, обеспеченность пациентов жильем, экономическая и климатогеографическая обстановка местности проживания и т.п.) на здоровье человека. При работе с больным человеком необходимы целенаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующей развитию социального иждивенчества, устройство быта, материальная и моральная поддержка его семьи, его трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья. При необходимости осуществляются переквалификация, предоставление сокращенной рабочей недели, уменьшение продолжительности рабочего времени и рабочей недели и т.д.

Информация о работе Особенности социальной работы в системе профессий социальной сферы