Особенности воспроизводства населения Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:48, реферат

Описание

Целью работы - является анализ современных демографических процессов на Северном Кавказе.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие "демография", ее задачи, связь с другими науками;
- выявить факторы демографического развития;
- определить, влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона;
- проанализировать особенности процессов воспроизводства в новых геополитических условий на Северном Кавказе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты демографических процессов в современных условиях
1.1. Понятие, предмет, задачи демографии, связь с другими науками, развитие демографических исследований
1.2. Факторы демографического развития
1.3. Влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона
2. Анализ современных демографических процессов на северном кавказе
2.1. Особенности процессов воспроизводства населения на Северном Кавказе в новых геополитических условиях
2.2. Анализ современной миграционной ситуации на Северном Кавказе
2.3. Современная демографическая ситуация в Ставропольском крае
3. Современные подходы к стабилизации демографической ситуции на северном кавказе
3.1. Конституционно-правовые основы и важнейшие направления демографической политики Российского государства
3.2. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, стимулирования рождаемости и укрепления семьи в РФ
3.3. Направления совершенствования миграционной политике на Северном Кавказе в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Современные демографические процессы в Ставропольском крае и на Северном Кавказе.docx

— 127.21 Кб (Скачать документ)

Демографическая ситуация в  стране или регионе характеризуется  несколькими процессами, соотношение  которых определяет численность  населения. На нее влияет общий процент, который складывается из суммы показателей  естественного и механического (миграционного) прироста.

Необходимость учета демографического фактора особенно возрастает в регионах. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, несмотря на определенную тенденцию  сближения демографических процессов  по регионам различия в их показателях  остаются довольно значительными. Это  предполагает осуществление дифференцированной политики не только в экономике и  социальной сфере, но и в области  народонаселения. Во-вторых, регионы  получили большую экономическую  самостоятельность. Если при прежней  системе основные решения экономического и социального характера диктовались  из Центра, то в современных условиях они принимаются региональными  органами власти. Это означает, что  региональные органы власти не только обрели экономические полномочия, но и увеличили ответственность  за социальное и экономическое развитие своего населения. В-третьих, в сфере  народонаселения, особенно в последние  годы, наблюдаются негативные явления, которые нашли свое отражение  во всех составляющих воспроизводства  населения.

На современную демографическую  ситуацию на Северном Кавказе оказали  влияние те же социально-экономические  факторы, которые присуще России в целом. Однако в воспроизводстве  населения имеются свои особенности.

Северный Кавказ занимает территорию 355,1 тыс. кв. километров, что  составляет немногим 2% от всей территории Российской Федерации. В тоже время  на столь относительно небольшой (по российским меркам) территории проживает  около 12% всего населения страны.

В регионе один из самых  высоких показателей плотности  населения в стране – 49,5 человека на 1 кв. км, что выше среднего показателя по России почти в 6 раз.

Северный Кавказ является наименее урбанизированным районом  страны. В городских поселениях региона  проживает 57,3% всего населения, в  то время как в России 73% населения  живут в городских поселениях.

Северному Кавказу "повезло" в большей степени по сравнению  с другими приграничными регионами  страны - здесь депопуляция пока не стала постоянной характеристикой  демографической ситуации. Это связанно с тем, что рост населения происходит как за счет естественного, так и  за счет механического прироста. Северный Кавказ – самый многонациональный  регион России, и традиционные установки  на высокую рождаемость, свойственны  некоторым кавказским народам.

Общие показатели возрастно-полового состава населения Северного  Кавказа незначительно отличаются от аналогичных показателей по Российской Федерации. Однако жители Северного  Кавказа немного моложе, чем все  россияне - 36,1 и 37,3 лет соответственно.

Северный Кавказ отличают высокие коэффициенты демографической  нагрузки: на 1 тыс. жителей трудоспособных возрастов приходится 765 лиц нетрудоспособного  возраста, из них 403 ребенка и подростка, а также 362 человека старшего возраста.

Относительный показатель смертности в регионе несколько ниже, чем  в России. Причины смертности на Северном Кавказе сходны по своей  структуре с общероссийскими. Но существуют и региональные особенности. В регионах, которые "пережили" крупные конфликты и военные действия, несколько выше доля неестественных причин смертности населения. Важной причиной неестественной смерти населения на Северном Кавказе стали убийства, к которым относятся террористические акты.

Северный Кавказ традиционно  являлся достаточно важным с точки  зрения миграционной активности населения  регионом России.

После распада Советского Союза притягивающая роль региона  существенно усилилась, поскольку  он кардинально изменил свое геополитическое  положение, став новым российским приграничьем и одновременно зоной нескольких крупных этнических конфликтов и  военных действий. Эти геополитические  изменения привели к формированию двух достаточно устойчивых миграционных тенденций, фиксируемых в настоящее  время.

Во-первых, Северный Кавказ как  приграничная территория принимает  на себя или пропускает через свою территорию различные категории  и этнические группы иммигрантов  из сопредельных стран СНГ и государств дальнего зарубежья. При этом регион можно сравнить со своеобразным миграционным "фильтром", который абсорбирует на себя значительную часть мигрантов.

Во-вторых, в пределах самого Северного Кавказа на протяжении последнего десятилетия отмечаются активные миграционные "переливы" собственного населения. Отдельные  субъекты Федерации стали центрами притяжения и концентрации внутрироссийских мигрантов (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область), а иные территории - главными источниками "выброса" мигрантов (Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан).

Половина прямого и  обратного миграционного потока в регионе приходится на перемещения  внутри самого Северного Кавказа.

Вооруженные конфликты в  районе вызвали массовые, катастрофического  масштаба исходы населения и почти  полную смену этнического состава  населения, террористические акты, гибель населения и усиление межетнической напряженности в районе и стране. Этнические противостояния в республиках вызывают миграцию противоборствующих этносов за пределы этнических территорий.

По этнической структуре  миграции внутри Северо-Кавказского  региона прослеживается достаточно четкое деление на "национальные" республики и "русские" регионы. Для  первых (за редким исключением, например Адыгея) характерен устойчивый миграционный отток русского населения, а также  приток представителей "титульных" национальностей и некоторых  этнических групп, в основном проживающих  за пределами России (осетин, аварцев, даргинцев, лакцев, адыгейцев, месхетинских турок и пр) территориях с преобладанием русскоязычного населения наблюдаются иные тенденции - активный миграционный приток русских и представителей других этнических групп.

Сегодня от разрозненных мер, направленных на отдельные социально-демографические  группы, необходимо перейти к комплексной  демографической политике, рассчитанной на длительный период. Это вытекает из того, что демографические процессы тесно переплетаются с экономическими, социальными процессами. Только комплексное  решение проблем может, ускорить успешную реализацию экономических  реформ.

Основными направлениями  демографической политики могут  быть следующие:

- оптимизация рождаемости,  социальная защита материнства  и

детства;

- укрепления здоровья  населения и увеличения продолжительности

его жизни;

- повышение устойчивости  брака;

- социальная поддержка  инвалидов и пенсионеров и  других

социально уязвимых групп;

- рационализация миграционных  процессов;

Список использованной литературы

 

1. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания  и жительства в пределах Российской  Федерации" // Ведомости Съезда  народных депутатов и Верховного  Совета РФ. 1993. № 32. Ст.1227.

2. Постановление Правительства  РФ от 21 июня 2002 г. № 453 "О  правительственной комиссии по  миграционной политике" // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст.2596; Постановление Правительства  РФ от 3 июля 1998 г. № 690 "О неотложных  мерах государственной поддержки  переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово в Республику Адыгея" // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст.3204; Распоряжение Правительства РФ от 9 ноября 2002. № 1549-р о миграционной карте // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст.4530.

3. Приказ МВД РФ от 31 мая 2002 г. № 522 "О полномочиях  МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской  Федерации в области миграции" // РГ.11.06. 2002.

4. Распоряжение Правительства  РФ от 24 сентября 2001 г. №1270-Р. О  концепции демографического развития  РФ на период до 2015 года. СЗ  РФ. 2001. № 40. Ст.3873.

5. Собрание законодательства  РФ. 1995. № 27. Ст.2503

6. Собрание законодательства  РФ 1996. №1. Ст.16; 1997. № 46. Ст.5243; 1998. №  26. Ст.3014; 2000 №2. Ст.153

7. Собрание законодательства  РФ 1996. №15. Ст.1627.

8. Собрание законодательства  РФ 1996. №21. Ст.2470.

9. Собрание законодательства  РФ 1996. №25. Ст.3010.

10. Собрание законодательства  РФ 1997. №26. Ст.2956; 1998. №30. Ст.3613; 2000. №33. Ст.3348; №46. Ст.4537.

11. Собрание законодательства  РФ 1998. №31. Ст.3802.

12. Собрание законодательства  РФ 1999. №18. Ст.2202.

13. Собрание законодательства  РФ 2000. №2. Ст.170.

14. Собрание законодательства  РФ 2000. №37. Ст.3712.

15. Собрание законодательства  РФ 2001. №2. Ст.172.

16. Собрание законодательства  РФ 2001. №28. Ст.2943.

17. Собрание законодательства  РФ 2001. №51. Ст.4831; 2002. №30. Ст.3033.

18. Собрание законодательства  РФ 2001. №52 (ч.1). Ст.3033; 2003. №1. Ст.13.

19. Собрание законодательства  РФ 2002. №4. Ст.256.

20. Собрание законодательства  РФ 2002. №6. Ст.578.

21. Собрание законодательства  РФ 2002. №16. Ст.1565

22. Собрание законодательства  РФ 2002. №45. Ст.4530

23. Указ Президента РФ  от 23 февраля 2002 г. № 232 "О  совершенствовании государственного  управления в области миграционной  политике" // СЗ РФ. 2002. № 8. Ст.813; Распоряжение Президента РФ от 10 июля 2002 г. № 328-рп "О продлении  срока деятельности межведомственной  рабочей группы по подготовке  предложений по совершенствованию  миграционного законодательства  Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст.2859.

24. Федеральный закон Российской  Федерации "О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской  Федерации "О вынужденных переселенцах" № 202-ФЗ от 28.12.95 Федеральный закон  Российской Федерации "О внесении  и дополнении в Закон РФ. "О  беженцах" РГ.03.07. 1997.

25. Федеральный закон от 12 июля 2000 г. № 97-ФЗ "О ратификации  Соглашения о сотрудничестве  государств – участников Содружества  Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией" // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст.3006; Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 205 - ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев" // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст.5623; Федеральный закон от 23 июня 1998 г. № 88 - ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о регулировании процесса добровольного переселения" // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст.3008.

26. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве  Российской Федерации" // Собрание  законодательства РФ (СЗ РФ). 2002. №  22. Ст. 2031.

27. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом  положении иностранных граждан  в Российской Федерации" // СЗ  РФ. 2002. № 30. Ст.3032.

28. Федеральная миграционная  программа на 1998-2000 г. г. Постановление  Правительства РФ от 10.10.97. № 1414. РГ.

29. Акинин П.В., Гаевский В.В., Рязанцев С.В. Экономика Ставропольского края / учебное пособие для студентов высших учебных заведениях экономических специальностей. - Ставрополь: Ки. Изд-во, 2000. – 392 с.

30. Акопян А.С. Демография  и политика // Общественные науки  и современность – 2001. - №2. –  С.3850.

31. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.Н., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: Мамускрит, 1999. – 231 с.

32. Баранов А.К. Депопуляция  // Знание – сила. 2001. – 31 С.70-75

33. Белозеров В.С. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2000. – 215 с.

34. Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. М., 1999. –  272 с.

35. Бутов В.И. Демография: Учебник для вузов. Москва. - Ростов-Н/Д, 2003. – 592 с.

36. Валентий Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., "Мысль". 1989. – 286 с.

37. Витновский Г.С., Кочарян А.В. Вынужденные миграции как социальная проблема. /Миграция населения. – М.: институт Социально-экономических проблем народонаселения, 1992. – 156с.

38. Владимиров Ф.П. Будем  рожать!: Демография // Российская газета. – 2001. – 3 августа. – С 5.

39. Воробьева О.Д. Миграция  населения. Вып.6: Миграционная политика // Приложение к журналу "Миграция  в России" - М., 2001. – С 8

40. Вынужденная миграция: Научная серия "Международная  миграция населения и России  и современный мир" / Гл. ред.  В.А. Ионцев. _ М.: МАКС Пресс, 2001 Вып.6.

41. Галицин Р.А. Роль демографического фактора в управлении социально-экономического региона. // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №2. С 70-77.

42. Гундаров И.С. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа. // Общественные науки и современность. – 2001. - №5. – С.58-65.

43. Демографический еженедельник  России: Cтат. Сб. / Госкомстат России. – М.: 1998.

44. Доклад о состоянии  и мерах по улучшению социально-демографического  положения в Ставропольском крае  – Ставрополь: ИПК СГУ, 2002, - 48 с.

45. Зона пригодная для  жизни // Северный Кавказ. - № 40. – октябрь 2001. С.14.

46. Колеченков Н.В. Что происходит в демографическом развитии России? // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - №3. – С. 201. – 212.

47. Курс демографии6 учебник  / Под. ред.А.Я. Боярского. - М., 1989. – 214.

48. Курицин И.И. Рождаемость в России в условиях реформирования экономики / / География в школе. - 2003. №10. – С 29-36.

49. Лебедев Е.Н. Ломоносов.  М., 1990. – 286 с.

50. Магомедов А.А. Вопросы  социально-демографического развития  северного Кавказа // Проблемы  населения и рынка труда России  и кавказского региона. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – С.149 – 152.

51. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2002. – 303 с.

52. Никитин Д.С. Миграционные  потоки как фактор дестабилизации  положения на Северном Кавказе. // Россия и мусульманский мир.  – 2002. - №10. – С.66-74.

Информация о работе Особенности воспроизводства населения Северного Кавказа