Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:48, реферат
Целью работы - является анализ современных демографических процессов на Северном Кавказе.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие "демография", ее задачи, связь с другими науками;
- выявить факторы демографического развития;
- определить, влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона;
- проанализировать особенности процессов воспроизводства в новых геополитических условий на Северном Кавказе;
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты демографических процессов в современных условиях
1.1. Понятие, предмет, задачи демографии, связь с другими науками, развитие демографических исследований
1.2. Факторы демографического развития
1.3. Влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона
2. Анализ современных демографических процессов на северном кавказе
2.1. Особенности процессов воспроизводства населения на Северном Кавказе в новых геополитических условиях
2.2. Анализ современной миграционной ситуации на Северном Кавказе
2.3. Современная демографическая ситуация в Ставропольском крае
3. Современные подходы к стабилизации демографической ситуции на северном кавказе
3.1. Конституционно-правовые основы и важнейшие направления демографической политики Российского государства
3.2. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, стимулирования рождаемости и укрепления семьи в РФ
3.3. Направления совершенствования миграционной политике на Северном Кавказе в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Для Российской Федерации
актуальны и проблемы национальных
меньшинств. Национальным меньшинством
в РФ признается часть народа, проживающая
за пределами его национально-
Правовое положение
Миграционные процессы представляют собой важнейший вид движения населения, в значительной степени определяющий демографическое развитие мира и его отдельных регионов.
Миграционная политика России строится, опираясь на ст.27 Конституции РФ, согласно которой каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждому адресуется право, свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а российские граждане вправе беспрепятственно возвращаться в РФ.
Приведенные конституционные позиции получают конкретизацию в законодательстве, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, в ведомственных актах, а также в правовых актах субъектов Российской Федерации.
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами России, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами РФ.
Миграционные потоки составляют не только российские граждане, но и иностранцы. В целях реализации Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",(27) Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. №232 и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 ноября 2002 г. №1549-р (22) был издан Приказ МВД РФ, МИД РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, ГТК РФ и ФПС РФ от 11 ноября 2002 г. №1095/16531/143/49/1189/692 "О введении в действие миграционных карт". Миграционные карты содержат сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства, въезжающих в Россию, и служит для контроля за его временным пребыванием на территории РФ.
В целях реализации Указа
Президента РФ от 23 февраля 2002 г. №232 "О
совершенствовании
В качестве основных задач
данных структур определены представление
интересов МВД в области
К функциям представительств отнесены, в частности, обеспечение взаимодействия и сотрудничества МВД с миграционными органами государств пребывания; разработка предложений по развитию сотрудничества с государствами пребывания по вопросам миграции; осуществление приема граждан государств пребывания, граждан других государств, лиц без гражданства по вопросам трудовой миграции и переселения в РФ, оказание содействия дипломатическим представительствам и консульским учреждениям РФ в государствах пребывания в предварительном рассмотрении ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства о признании их беженцами в РФ; участие в пределах своей компетенции в разработке и согласовании заключаемых с государствами пребывания международных договоров РФ в области миграции; участие во взаимодействии с дипломатическими представительствами РФ в государствах пребывания в решении вопросов" связанных с предотвращением и пресечением незаконной миграции; анализ миграционной ситуации в государствах пребывания и прилегающих регионах с точки зрения ее возможного влияния на миграционную ситуацию в РФ и своевременное информирование о результатах такой аналитической деятельности МВД и дипломатических представительств России в государствах пребывания и др.
Таким образом, в России предприняты
правовые, институциональные и
Известно, что наряду с добровольной имеет место и вынужденная миграция. В этой связи возникают проблемы правового оформления статуса вынужденного мигранта. Различают беженцев и вынужденных переселенцев. К началу 1997 г. в России официальный статус вынужденных переселенцев и беженцев имели свыше 1,2 млн. человек, к 2000 г. численность этой категории мигрантов составила 978,4 тыс. человек. (14)
Статус вынужденных мигрантов оговорен соответствующим Федеральным законодательством от 28 июня 1997 г. №95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г). (10)
Несмотря на предпринятые
меры, проблемы вынужденных мигрантов
далеко не решены. Требуется систематическое
комплексное воздействие
3.2. Приоритеты
демографического развития в
области укрепления здоровья
и увеличения
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты: (4)
-укрепление здоровья детей
и подростков, прежде всего за
счет совершенствования
- улучшение репродуктивного
здоровья населения путем
- улучшение здоровья населения
трудоспособного возраста в
- сохранение здоровья
пожилых людей, для которых
наиболее актуально
Для эффективной профилактической
работы необходимы объединение и
координация действий органов государственной
власти всех уровней, общественных объединений,
религиозных и
Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействий. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, неновую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием. (4)
В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.
В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматривается совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.
Для оказания медицинской
помощи тяжелобольным городским
и сельским жителям, включая применение
дорогостоящих медицинских
В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения необходимо повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также провести структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.
Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты населения реализуют комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.
Реализация региональных
программ профилактики и раннего
выявления онкологических заболеваний
создаст реальные предпосылки для
снижения количества осложнений и смертности
от злокачественных
Особого внимания требуют
соответствующие программы
Мероприятия, направленные на
обеспечение охраны и улучшение
условий труда, проведение аттестации
рабочих мест для выявления и
устранения воздействия на здоровье
работников неблагоприятных факторов,
осуществление сертификационных работ
по охране труда, а также на внедрение
принципов экономической
Обеспечение доступности
среды жизнедеятельности для
лиц с ограниченными
В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе развитие сети домов ночного пребывания, в которых предусматривается оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты: (4)
- формирование системы
общественных и личностных
- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
- создание социально-
- обеспечение работникам,
имеющим детей, условий,
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- разработка и реализация
стратегии развития доступных
форм семейного обустройства
детей-сирот, в том числе
Обеспечение условий для улучшения; материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.
В целях обеспечения
Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования.
Также целесообразно в этой сфере пересмотреть расчет потребительской корзины беременной женщины. Для беременной женщины необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличения калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы.
Незамедлительно должны быть
приняты все возможные меры по
изменению информационной, образовательной
политики в части формирования нравственной
основы для создания условий укрепления
семьи, повышение рождаемости (воспитание
уважительного отношения к
О необходимости развития
в регионе ипотечного кредитования
жилищного строительства не приходится
говорить. Это позволит не только частично
решать очень большую проблему жилья,
в том числе и для молодых
семей, но и может явиться дополнительным
источником рабочих мест, как в
строительстве, так и смежных
с ним производствах, толчком
к их развитию. Необходимо предоставлять
дополнительные льготы в оплате нового
жилья для семей, предусматривать
выделение безвозмездных
Информация о работе Особенности воспроизводства населения Северного Кавказа