Особенности воспроизводства населения Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:48, реферат

Описание

Целью работы - является анализ современных демографических процессов на Северном Кавказе.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие "демография", ее задачи, связь с другими науками;
- выявить факторы демографического развития;
- определить, влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона;
- проанализировать особенности процессов воспроизводства в новых геополитических условий на Северном Кавказе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты демографических процессов в современных условиях
1.1. Понятие, предмет, задачи демографии, связь с другими науками, развитие демографических исследований
1.2. Факторы демографического развития
1.3. Влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона
2. Анализ современных демографических процессов на северном кавказе
2.1. Особенности процессов воспроизводства населения на Северном Кавказе в новых геополитических условиях
2.2. Анализ современной миграционной ситуации на Северном Кавказе
2.3. Современная демографическая ситуация в Ставропольском крае
3. Современные подходы к стабилизации демографической ситуции на северном кавказе
3.1. Конституционно-правовые основы и важнейшие направления демографической политики Российского государства
3.2. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, стимулирования рождаемости и укрепления семьи в РФ
3.3. Направления совершенствования миграционной политике на Северном Кавказе в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Современные демографические процессы в Ставропольском крае и на Северном Кавказе.docx

— 127.21 Кб (Скачать документ)

Для Российской Федерации  актуальны и проблемы национальных меньшинств. Национальным меньшинством в РФ признается часть народа, проживающая  за пределами его национально-государственного или национально-территориального образования, в инонациональной  среде и сохранившая национальное самосознание, язык, культуру, традиции и другие этнические особенности  этого народа.

Правовое положение национальных меньшинств определяется международно-правовыми  нормами и соответствующими им внутригосударственными нормами. Фактическое же положение  национальных меньшинств определяется зрелостью гражданского общества и  его приверженностью к демократии, готовностью создать и соблюдать  законы, защищающие права лиц, относящихся  к национальным меньшинствам.

Миграционные процессы представляют собой важнейший вид движения населения, в значительной степени  определяющий демографическое развитие мира и его отдельных регионов.

Миграционная политика России строится, опираясь на ст.27 Конституции  РФ, согласно которой каждый, кто  законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждому адресуется право, свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а российские граждане вправе беспрепятственно возвращаться в РФ.

Приведенные конституционные  позиции получают конкретизацию в законодательстве, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, в ведомственных актах, а также в правовых актах субъектов Российской Федерации.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами России, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ними другими  нормативными правовыми актами РФ.

Миграционные потоки составляют не только российские граждане, но и  иностранцы. В целях реализации Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",(27) Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 г. №232 и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 ноября 2002 г. №1549-р (22) был издан Приказ МВД РФ, МИД РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, ГТК РФ и ФПС РФ от 11 ноября 2002 г. №1095/16531/143/49/1189/692 "О введении в действие миграционных карт". Миграционные карты содержат сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства, въезжающих в Россию, и служит для контроля за его временным пребыванием на территории РФ.

В целях реализации Указа  Президента РФ от 23 февраля 2002 г. №232 "О  совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" и Постановления Правительства  РФ от 21 мая 2002 г. №327 Приказом МВД РФ от 2 декабря 2002 г. №1183 утверждено Положение  о представительствах МВД РФ по делам  миграции за рубежом.

В качестве основных задач  данных структур определены представление  интересов МВД в области миграционной политики в государствах пребывания, участие в реализации миграционной политики России; осуществление мер  по реализации международных договоров  РФ в области миграции; сбор, изучение и анализ информации о миграционной ситуации в государствах пребывания и проводимой ими миграционной политике, а также 6 законодательстве государств пребывания в области миграции. (25)

К функциям представительств отнесены, в частности, обеспечение  взаимодействия и сотрудничества МВД  с миграционными органами государств пребывания; разработка предложений по развитию сотрудничества с государствами пребывания по вопросам миграции; осуществление приема граждан государств пребывания, граждан других государств, лиц без гражданства по вопросам трудовой миграции и переселения в РФ, оказание содействия дипломатическим представительствам и консульским учреждениям РФ в государствах пребывания в предварительном рассмотрении ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства о признании их беженцами в РФ; участие в пределах своей компетенции в разработке и согласовании заключаемых с государствами пребывания международных договоров РФ в области миграции; участие во взаимодействии с дипломатическими представительствами РФ в государствах пребывания в решении вопросов" связанных с предотвращением и пресечением незаконной миграции; анализ миграционной ситуации в государствах пребывания и прилегающих регионах с точки зрения ее возможного влияния на миграционную ситуацию в РФ и своевременное информирование о результатах такой аналитической деятельности МВД и дипломатических представительств России в государствах пребывания и др.

Таким образом, в России предприняты  правовые, институциональные и процессуальные меры для урегулирования вопросов внешней  миграции, преодоления негативных последствий  стихийно развивающихся процессов  миграции.

Известно, что наряду с  добровольной имеет место и вынужденная миграция. В этой связи возникают проблемы правового оформления статуса вынужденного мигранта. Различают беженцев и вынужденных переселенцев. К началу 1997 г. в России официальный статус вынужденных переселенцев и беженцев имели свыше 1,2 млн. человек, к 2000 г. численность этой категории мигрантов составила 978,4 тыс. человек. (14)

Статус вынужденных мигрантов  оговорен соответствующим Федеральным  законодательством от 28 июня 1997 г. №95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О  беженцах" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г). (10)

Несмотря на предпринятые меры, проблемы вынужденных мигрантов  далеко не решены. Требуется систематическое  комплексное воздействие государственных  органов по правовому, процессуальному, ресурсному обеспечению статуса  беженцев и вынужденных переселенцев с особой заботой о детях вынужденных  мигрантов.

 

3.2. Приоритеты  демографического развития в  области укрепления здоровья  и увеличения продолжительности  жизни населения, стимулирования  рождаемости и укрепления семьи  в РФ

 

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности  жизни населения определены следующие  приоритеты: (4)

-укрепление здоровья детей  и подростков, прежде всего за  счет совершенствования мероприятий,  направленных на профилактику  травматизма и отравлений, на  борьбу с курением, алкоголизмом  и наркоманией, а также путем  развития физической культуры  и спорта и организации досуга;

- улучшение репродуктивного  здоровья населения путем совершенствования  профилактической и лечебно-диагностической  помощи;

- улучшение здоровья населения  трудоспособного возраста в первую  очередь за счет профилактики  травматизма и отравлений, а также  за счет раннего выявления  и адекватного лечения болезней  системы кровообращения, новообразований  и инфекционных болезней;

- сохранение здоровья  пожилых людей, для которых  наиболее актуально предупреждение  сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и  координация действий органов государственной  власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных  организаций по пропаганде здорового  образа жизни и возрождению системы  массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание  мер фискальной политики, административных ограничений и информационного  воздействий. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, неновую политику, ориентирующую  население на ограничение потребления  алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и  действенный контроль за их рекламированием. (4)

В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая  развитие сети телефонов доверия, совершенствование  деятельности врачей-психиатров, медицинских  психологов, психотерапевтов и социальных работников.

В области охраны и укрепления здоровья граждан предусматривается  совершенствование организации  и развитие государственных и  негосударственных форм оказания населению  специализированной медицинской помощи, включая использование высоких  медицинских технологий, в том  числе в рамках федеральных целевых  программ.

Для оказания медицинской  помощи тяжелобольным городским  и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и республиканских  учреждений, здравоохранения, а также  обеспечение работы в; сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а также больниц  и отделений медико-социальной помощи. (4)

В целях своевременного выявления  заболеваний и эффективного их лечения  необходимо повысить роль первичной  медико-санитарной помощи, развивать  стационарозамещающие технологии, а также провести структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.

Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты населения  реализуют комплексные меры по дальнейшему  развитию психиатрической, наркологической  помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.

Реализация региональных программ профилактики и раннего  выявления онкологических заболеваний  создаст реальные предпосылки для  снижения количества осложнений и смертности от злокачественных новообразований.

Особого внимания требуют  соответствующие программы обеспечения  ранней диагностики и качественного  лечения нарушений репродуктивного  здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.

Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение  условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и  устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ  по охране труда, а также на внедрение  принципов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих  развитие страхования от производственного  травматизма, должны стать действенным  механизмом, обеспечивающим охрану и  укрепление здоровья населения. Законодательство должно предусматривать ответственность работодателей и других должностных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья людей, работающих во вредных и тяжелых условиях.

Обеспечение доступности  среды жизнедеятельности для  лиц с ограниченными возможностями  требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание возможностей для максимального использования  потенциала инвалидов.

В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе развитие сети домов ночного пребывания, в которых предусматривается оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи  определены следующие приоритеты: (4)

- формирование системы  общественных и личностных ценностей,  ориентированных на семью с  двумя детьми и более;

- повышение материального  благосостояния, уровня и качества  жизни семьи;

- создание социально-экономических  условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких  детей, включая условия для  самореализации молодежи, в том  числе получение общего и профессионального  образования, работа с достойной  заработной платой, а также возможность  обеспечить семью соответствующими  жилищными условиями;

- обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих  сочетанию трудовой деятельности, и выполнению семейных обязанностей;

- повышение воспитательного  потенциала семьи;

- разработка и реализация  стратегии развития доступных  форм семейного обустройства  детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Обеспечение условий для  улучшения; материального положения  семей предполагает разработку и  принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение  уровня заработной платы.

В целях обеспечения благоприятных  условий для укрепления семьи  необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношений, а также совершенствование системы выплаты пособий Гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров, пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

Поддержка молодых семей  в регионах предполагает улучшение  их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных  субсидий и использование механизма  льготного кредитования.

Также целесообразно в  этой сфере пересмотреть расчет потребительской  корзины беременной женщины. Для  беременной женщины необходимо предусмотреть  дополнительные расходы на увеличения калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское  обслуживание, непродовольственные  товары, транспортные расходы.

Незамедлительно должны быть приняты все возможные меры по изменению информационной, образовательной  политики в части формирования нравственной основы для создания условий укрепления семьи, повышение рождаемости (воспитание уважительного отношения к семейным традициям, семьям, имеющим детей, любви  к детям, ценности человеческой жизни  и т.д.).

О необходимости развития в регионе ипотечного кредитования жилищного строительства не приходится говорить. Это позволит не только частично решать очень большую проблему жилья, в том числе и для молодых  семей, но и может явиться дополнительным источником рабочих мест, как в  строительстве, так и смежных  с ним производствах, толчком  к их развитию. Необходимо предоставлять  дополнительные льготы в оплате нового жилья для семей, предусматривать  выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей  с понижающейся кредитной ставкой  в зависимости от числа детей  в семье.

Информация о работе Особенности воспроизводства населения Северного Кавказа