Особенности воспроизводства населения Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:48, реферат

Описание

Целью работы - является анализ современных демографических процессов на Северном Кавказе.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие "демография", ее задачи, связь с другими науками;
- выявить факторы демографического развития;
- определить, влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона;
- проанализировать особенности процессов воспроизводства в новых геополитических условий на Северном Кавказе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты демографических процессов в современных условиях
1.1. Понятие, предмет, задачи демографии, связь с другими науками, развитие демографических исследований
1.2. Факторы демографического развития
1.3. Влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона
2. Анализ современных демографических процессов на северном кавказе
2.1. Особенности процессов воспроизводства населения на Северном Кавказе в новых геополитических условиях
2.2. Анализ современной миграционной ситуации на Северном Кавказе
2.3. Современная демографическая ситуация в Ставропольском крае
3. Современные подходы к стабилизации демографической ситуции на северном кавказе
3.1. Конституционно-правовые основы и важнейшие направления демографической политики Российского государства
3.2. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, стимулирования рождаемости и укрепления семьи в РФ
3.3. Направления совершенствования миграционной политике на Северном Кавказе в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Современные демографические процессы в Ставропольском крае и на Северном Кавказе.docx

— 127.21 Кб (Скачать документ)

Кроме того, поток мигрантов  привел к достаточно серьезным изменением численности основных национальных групп.

До 2000 года в структуре  миграционного прироста преобладали  русские. В 1992 году на их долю приходилось 72,5%. В последующие годы их удельный вес колебался, но наблюдался не рост, а постоянное сокращение: в 1997 году - 70,2%; в 1999 году - 58,3%. В 2000 году сальдо миграции русских сократилось почти в 7 раз и составило 41%. В 2001 году эта тенденция усилилась и сальдо миграции русских - всего - 0,4 тыс. человек (36%).

На протяжении последних  пяти лет самый высокий коэффициент  миграционного прироста имели армяне (в среднем за 5 лет - 22,4 человека в  расчете на 1000 населения). Второе место  по величине коэффициента миграционного  прироста занимают чеченцы (19,4 человек). Коэффициент миграционного прироста у русских в 1997 году был в 4 раза меньше, чем у армян и чеченцев (5,7 человек). К 2001 году он снизился более  чем в 28 раз.

Можно сделать вывод, что  характерными чертами национальной структуры миграционного прироста Ставропольского края в последние  годы является интенсивный рост доли кавказских народов (чеченцев - в 30 раз, армян - в 6 раз, ногайцев - в 5 раз) в сочетании  с быстрым снижении доли русских - почти в 2 раза. При этом русские имеют самую высокую естественную убыль (для сравнения: в 1997 году-9,5 тыс. человек, в 2001 году-16,9 тыс. человек). В этих условиях миграция усиливает, с одной стороны, полиэтничность населения Ставрополья, с другой - снижает долю славянских народов, и, прежде всего, русских, особенно в приграничных территориях края.

В Курском, Нефтекумском, Левокумском, Степновском и Туркменском районах наблюдается исход коренных русских жителей. На этом фоне идет процесс активного компактного расселения в этих районах прибывающих в край чеченцев, даргинцев и ногайцев.

При этом особенности геополитического положения Ставрополья, обострение межнациональных отношений на Северном Кавказе, принципиально изменили статус самого края, сделав его важнейшей  приграничной территорией Российской Федерации на Кавказе. В связи, с  чем стрессовые миграции заняли ведущее  место. Доля вынужденных мигрантов  в общем, миграционном потоке края достаточно велика: в 1993 году она достигла пика - около 28% (при средне российском показателе - 7%), затем начала снижаться и  в 1997 году составила 15,5%, в 2001 году - 4,1%.

За период официальной  регистрации в Ставропольском крае статус вынужденного переселенца получили 78,4 тыс. человек. На 1 января 2002 года статус вынужденного переселенца имели 24,0 тыс. человека: каждый пятый - ребенок, каждый третий - пенсионер. Иными словами, к нам приезжают социально  незащищенные и нуждающиеся в  заботе люди. Финансовых средств, выделяемых федеральным бюджетом, явно недостаточно для их обустройства.

Таким образом, отличительной  чертой современного воспроизводства  населения Cтавропольского края, так и Северного Кавказа в целом, является высокий рост смертности (особенно мужской), а также быстрое снижение рождаемости. Основными причинами снизивших рождаемости можно назвать урбанизацию, изменение жизненного уклада народов, рост уровня образования населения, падения уровня жизни, политическая нестабильность и межнациональная напряженность.

Несмотря на все эти  причины Северному Кавказу "повезло" в большей степени по сравнению  с другими приграничными регионами  страны - здесь депопуляция пока не стала постоянной характеристикой  демографической ситуации. Активно  распространяется депопуляция у  отдельных народов региона и, прежде всего, у самого многочисленного  этноса – русских, сохранение высоких  показателей воспроизводства населения  наблюдается у ряда кавказских народов, численность которых постоянно  возрастает не только в ходе естественного, но и миграционного прироста. Рассматривая географическое распределение мигрантов  в регионе, обнаруживаем, что половина прямого и обратного миграционного  потока приходится на перемещение внутри самого Северного Кавказа.

В итоге, во многом именно под  воздействием миграции, удельный вес  русских в общей численности  населения "национальных" республик  на Северном Кавказе с каждым годом  сокращается.

Столь масштабный и интенсивный  миграционный отток русскоязычного населения из республик Северо-Кавказского  региона может привести к свертыванию  целых отраслей экономики и замедлению их социально-экономического развития.

3. Современные  подходы к стабилизации демографической  ситуции на северном кавказе

 

3.1. Конституционно-правовые  основы и важнейшие направления  демографической политики Российского  государства

 

Атрибутом любого государства  является население, которое составляет его главнейший ресурс. Поэтому вполне объяснимо, что ключевые параметры  взаимоотношений между государством и его населением закреплены в  конституционном порядке.

Конституция Российской Федерации  принята 12 декабря 1993 г. многонациональным  народом России. Это первая конституционная  характеристика населения России - многонациональность. Далее Преамбула  Конституции РФ прибегает к таким  определениям, как человек, народы, предки, нынешние и будущие поколения, часть мирового сообщества. Все это  непосредственным образом связано  со статусом населения России, с  его этническими общностями и  воспроизводством. В самом тексте Конституции РФ используются и уже  приведенные характеристики населения, и вводят дополнительные, например, гражданин (ст.2), иностранный гражданин  и лицо без гражданства (ч.3 ст.62), народ (ч.2 ст.3), инвалиды, пожилые граждане (ч.2 ст.7), население (ч.2 ст.41), люди (ч. З ст.41), дети (ч.2 ст.38), родители (ч.3 ст.38), трудоспособные и нетрудоспособные (ч.3 ст.38), малоимущие (ч. З ст.40), коренные малочисленные народы (ст.69), национальные меньшинства (п. "в" ст.71, п. "б" ст.72), малочисленные этнические общности (п. "м" ст.72) и др.

Конституция России фиксирует  некоторые объективные основания  для структурирования населения  страны. Среди них пол, раса, национальность, возраст, социальная и религиозная  принадлежность, место жительства, имущественное положение и др. (ч.2 ст. 19). Следует особо отметить, что в конституционном порядке  прямо запрещаются любые формы  ограничения прав граждан по вышеназванным  признакам, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29).

Важной объективной характеристикой  любого государства является численность  населения. Данный показатель опосредован  продолжительностью жизни и воспроизводством населения, его миграцией. Государство  может влиять на названные параметры, проводя грамотную демографическую  политику.

Основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры  населения, его распределения по территории Российской Федерации в  сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным  уровнем является Всероссийская  перепись населения, которая представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся  на определенную дату на территории РФ, и проводится на всей территории РФ по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений. Такое определение формализовано Федеральным законом от 25 января 2002 г. №8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения". (19) Все российская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет. Организация Всероссийской переписи населения в 2002 г. определена Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2002 г. №231.

Оценивая современную  демографическую ситуацию в России, Правительство РФ одобрило Концепцию  демографического развития РФ на период до 2015 г., разработанную Минтрудом  России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. (4) Концепция  демографического развития РФ представляет собой систему взглядов, принципов  и приоритетов в сфере регулирования  демографических процессов. Она разработана на основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации".

Целями демографического развития России Концепцией названы  стабилизация численности населения  и формирование предпосылок к  последующему демографическому росту. Для достижения данных целей необходимо решить задачи в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой  продолжительности жизни; в области  стимулирования рождаемости и укрепления семьи; в области миграции и расселения. Каждая из сформулированных задач имеет  свое правовое обеспечение, сформированное в контексте конституционных  ориентиров. Например, Конституция (ч.1 ст.39) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Государственные  пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом. К числу таких законов относятся Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г),(17) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря, 2002 г). (18) В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительство РФ утвердило программу "Старшее поколение" на 2002-2004 г. г.

Повышение уровня жизни, улучшение  социального обеспечения, включая  социальную защиту населения, способно увеличить продолжительность жизни, как мужчин, так и женщин. Вместе с тем остро стоит проблема воплощения конституционных положений  о правах и свободах мужчин и женщин и равных возможностях для их реализации (ч.3 ст. 19). В этой связи весьма актуален Национальный план действий по улучшению  положения женщин в РФ и повышению  их роли в обществе на 2001-2005 гг., утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28 июня. 2001 г. №855-р.

В сфере нормативно-правового  обеспечения государственной молодежной политики действуют Федеральный  закон от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ "О государственной  поддержке молодежных и детских  общественных объединений" (с изм. от 21 марта 2002 г),(5) Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №727 "О мерах государственной  поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому  воспитанию молодежи" (с изм. от 21 апреля 1997 г),(8) Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. №387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации" (с изм. от 3 августа г),(7) Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. №1015 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 годы)" (с изм. от 29 мая 2002 г).

Дети как часть населения  составляют будущее любого общества и государства. Они требуют пристального внимания не только потому, что так  установлено в конституционных  положениях ст.38. Забота о детях со стороны государства связана  и с его объективной зависимостью от трудовых ресурсов, налогоплательщиков, которыми завтра станут сегодняшние  дети.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. от 20 июля 2000 г) в числе принципов  государственной политики в отношении  детей установил законодательное  обеспечение прав ребенка; государственную  поддержку семьи в целях обеспечения  полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной  жизни в обществе; установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности; должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Обеспечение интересов детей  осуществляется посредством принятия специальных программ. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" (с изм. от 14 февраля и 23 октября 2002 г) были уточнены федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Развитие всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан", "Дети Севера", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Безопасное материнство" и определены их государственные заказчики.

Брак и семья на протяжении многих столетий являются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими  воспроизводство населения и  устойчивость человеческого общества. Согласно Конституции РФ (ч.1 ст.38) семья  находится под защитой государства, а семейное законодательство отнесено к совместному ведению Федерации  и субъектов (п. "к" ст.72). Семейное законодательство исходит из необходимости  укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви  и уважения, взаимопомощи и ответственности  перед семьей всех ее членов.

Согласно Семейному кодексу  РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изм. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г) регулирование семейных отношений  осуществляется в соответствии с  принципами добровольности брачного союза  мужчины и женщины, равенства  прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Запрещаются любые формы  ограничения прав граждан при  вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности.

Таким образом, сложная половозрастная структура российского населения  требует от государства необходимых  управленческих воздействий, которые  основаны на конституционно-правовых принципах.

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных  государств, где проживает более  ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

В целях всестороннего  учета интересов народов России и обеспечения взаимодействия органов  власти различных уровней при  реализации государственной национальной политики Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. №909 утверждена Концепция государственной  национальной политики РФ. (9) Она учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов России, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов  установлены Федеральным законом  от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях  прав коренных малочисленных народов  Российской Федерации", который соответствует  Конституции РФ, общепризнанным принципам  и нормам международного права, международным  договорам РФ.

Информация о работе Особенности воспроизводства населения Северного Кавказа