Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:48, реферат
Целью работы - является анализ современных демографических процессов на Северном Кавказе.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть понятие "демография", ее задачи, связь с другими науками;
- выявить факторы демографического развития;
- определить, влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона;
- проанализировать особенности процессов воспроизводства в новых геополитических условий на Северном Кавказе;
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты демографических процессов в современных условиях
1.1. Понятие, предмет, задачи демографии, связь с другими науками, развитие демографических исследований
1.2. Факторы демографического развития
1.3. Влияние демографического фактора на социально-экономическую ситуацию региона
2. Анализ современных демографических процессов на северном кавказе
2.1. Особенности процессов воспроизводства населения на Северном Кавказе в новых геополитических условиях
2.2. Анализ современной миграционной ситуации на Северном Кавказе
2.3. Современная демографическая ситуация в Ставропольском крае
3. Современные подходы к стабилизации демографической ситуции на северном кавказе
3.1. Конституционно-правовые основы и важнейшие направления демографической политики Российского государства
3.2. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, стимулирования рождаемости и укрепления семьи в РФ
3.3. Направления совершенствования миграционной политике на Северном Кавказе в современных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Кроме того, поток мигрантов привел к достаточно серьезным изменением численности основных национальных групп.
До 2000 года в структуре миграционного прироста преобладали русские. В 1992 году на их долю приходилось 72,5%. В последующие годы их удельный вес колебался, но наблюдался не рост, а постоянное сокращение: в 1997 году - 70,2%; в 1999 году - 58,3%. В 2000 году сальдо миграции русских сократилось почти в 7 раз и составило 41%. В 2001 году эта тенденция усилилась и сальдо миграции русских - всего - 0,4 тыс. человек (36%).
На протяжении последних
пяти лет самый высокий коэффициент
миграционного прироста имели армяне
(в среднем за 5 лет - 22,4 человека в
расчете на 1000 населения). Второе место
по величине коэффициента миграционного
прироста занимают чеченцы (19,4 человек).
Коэффициент миграционного
Можно сделать вывод, что
характерными чертами национальной
структуры миграционного
В Курском, Нефтекумском, Левокумском, Степновском и Туркменском районах наблюдается исход коренных русских жителей. На этом фоне идет процесс активного компактного расселения в этих районах прибывающих в край чеченцев, даргинцев и ногайцев.
При этом особенности геополитического положения Ставрополья, обострение межнациональных отношений на Северном Кавказе, принципиально изменили статус самого края, сделав его важнейшей приграничной территорией Российской Федерации на Кавказе. В связи, с чем стрессовые миграции заняли ведущее место. Доля вынужденных мигрантов в общем, миграционном потоке края достаточно велика: в 1993 году она достигла пика - около 28% (при средне российском показателе - 7%), затем начала снижаться и в 1997 году составила 15,5%, в 2001 году - 4,1%.
За период официальной регистрации в Ставропольском крае статус вынужденного переселенца получили 78,4 тыс. человек. На 1 января 2002 года статус вынужденного переселенца имели 24,0 тыс. человека: каждый пятый - ребенок, каждый третий - пенсионер. Иными словами, к нам приезжают социально незащищенные и нуждающиеся в заботе люди. Финансовых средств, выделяемых федеральным бюджетом, явно недостаточно для их обустройства.
Таким образом, отличительной чертой современного воспроизводства населения Cтавропольского края, так и Северного Кавказа в целом, является высокий рост смертности (особенно мужской), а также быстрое снижение рождаемости. Основными причинами снизивших рождаемости можно назвать урбанизацию, изменение жизненного уклада народов, рост уровня образования населения, падения уровня жизни, политическая нестабильность и межнациональная напряженность.
Несмотря на все эти
причины Северному Кавказу "повезло"
в большей степени по сравнению
с другими приграничными
В итоге, во многом именно под воздействием миграции, удельный вес русских в общей численности населения "национальных" республик на Северном Кавказе с каждым годом сокращается.
Столь масштабный и интенсивный миграционный отток русскоязычного населения из республик Северо-Кавказского региона может привести к свертыванию целых отраслей экономики и замедлению их социально-экономического развития.
3. Современные
подходы к стабилизации
3.1. Конституционно-правовые
основы и важнейшие
Атрибутом любого государства
является население, которое составляет
его главнейший ресурс. Поэтому вполне
объяснимо, что ключевые параметры
взаимоотношений между
Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. многонациональным народом России. Это первая конституционная характеристика населения России - многонациональность. Далее Преамбула Конституции РФ прибегает к таким определениям, как человек, народы, предки, нынешние и будущие поколения, часть мирового сообщества. Все это непосредственным образом связано со статусом населения России, с его этническими общностями и воспроизводством. В самом тексте Конституции РФ используются и уже приведенные характеристики населения, и вводят дополнительные, например, гражданин (ст.2), иностранный гражданин и лицо без гражданства (ч.3 ст.62), народ (ч.2 ст.3), инвалиды, пожилые граждане (ч.2 ст.7), население (ч.2 ст.41), люди (ч. З ст.41), дети (ч.2 ст.38), родители (ч.3 ст.38), трудоспособные и нетрудоспособные (ч.3 ст.38), малоимущие (ч. З ст.40), коренные малочисленные народы (ст.69), национальные меньшинства (п. "в" ст.71, п. "б" ст.72), малочисленные этнические общности (п. "м" ст.72) и др.
Конституция России фиксирует
некоторые объективные
Важной объективной
Основным источником формирования
федеральных информационных ресурсов,
касающихся численности и структуры
населения, его распределения по
территории Российской Федерации в
сочетании с социально-
Оценивая современную
демографическую ситуацию в России,
Правительство РФ одобрило Концепцию
демографического развития РФ на период
до 2015 г., разработанную Минтрудом
России, Минздравом России с участием
других федеральных органов
Целями демографического развития России Концепцией названы стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Для достижения данных целей необходимо решить задачи в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи; в области миграции и расселения. Каждая из сформулированных задач имеет свое правовое обеспечение, сформированное в контексте конституционных ориентиров. Например, Конституция (ч.1 ст.39) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу таких законов относятся Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г),(17) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря, 2002 г). (18) В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительство РФ утвердило программу "Старшее поколение" на 2002-2004 г. г.
Повышение уровня жизни, улучшение
социального обеспечения, включая
социальную защиту населения, способно
увеличить продолжительность
В сфере нормативно-правового
обеспечения государственной
Дети как часть населения
составляют будущее любого общества
и государства. Они требуют пристального
внимания не только потому, что так
установлено в конституционных
положениях ст.38. Забота о детях со
стороны государства связана
и с его объективной
Федеральный закон от 24 июля
1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации"
(с изм. от 20 июля 2000 г) в числе принципов
государственной политики в отношении
детей установил
Обеспечение интересов детей осуществляется посредством принятия специальных программ. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 г. № 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы" (с изм. от 14 февраля и 23 октября 2002 г) были уточнены федеральные целевые программы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Развитие всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан", "Дети Севера", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Дети Чернобыля", "Безопасное материнство" и определены их государственные заказчики.
Брак и семья на протяжении
многих столетий являются фундаментальными
социальными институтами, обеспечивающими
воспроизводство населения и
устойчивость человеческого общества.
Согласно Конституции РФ (ч.1 ст.38) семья
находится под защитой
Согласно Семейному кодексу РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изм. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г) регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Таким образом, сложная половозрастная
структура российского
Российская Федерация - одно
из крупнейших в мире многонациональных
государств, где проживает более
ста народов, каждый из которых обладает
уникальными особенностями
В целях всестороннего учета интересов народов России и обеспечения взаимодействия органов власти различных уровней при реализации государственной национальной политики Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. №909 утверждена Концепция государственной национальной политики РФ. (9) Она учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
Правовые основы гарантий
самобытного социально-
Информация о работе Особенности воспроизводства населения Северного Кавказа