Отчуждение и современные молодежные субкультуры (социально-философский анализ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 02:50, автореферат

Описание

Философскому анализу феномена молодёжных субкультур посвящены работы Э. Я. Баталова, А. К. Бычко, Г. Б. Власовой, Э. М. Дымова, Л. Г. Ионина, Е. В. Касьяновой, В. И. Красикова, О. С. Кузина, Г. А. Нигматулиной, В. В. Павловского, Э. А. Раманаускайте, Е. Е. Сартаковой, Б. Я. Студницкой. В работах этих авторов раскрываются отдельные аспекты указанного феномена (чаще в контексте проблематики философии культуры, социальной философии и философской антропологии, реже – этики и эстетики). В то же время, до сих нет крупных, обобщающих работ отечественных философов по данной тематике.
Объект исследования – отчуждение как предпосылка и фактор формирования современных молодёжных субкультур.
Предмет исследования – современные молодёжные субкультуры в их отношении к доминирующей культуре и господствующему типу социальности. Целью диссертационного исследования является экспликация сущностных характеристик современных молодёжных субкультур, определяющих взаимоотношения последних друг с другом и социальной средой.

Работа состоит из  1 файл

karmanova.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)


На правах рукописи

 

 

 

 

 

КАРМАНОВА Анастасия Викторовна

 

 

 

 

 

ОТЧУЖДЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

 

 

 

 

 

Специальность 09.00.11 – социальная философия

 

 

 

 

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2007

Диссертация выполнена на кафедре философии ФГО ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

 

 

 

Научный руководитель:                  кандидат философских наук, доцент

                                                           Клецов Юрий Владимирович

 

 

 

Официальные оппоненты:              доктор философских наук, профессор

                                                           Комаров Валентин Евгеньевич

 

                                                           кандидат философских наук, доцент

                                                           Жогина Наталья Николаевна

 

 

 

Ведущая организация:                    ФГОУ ВПО «Кемеровский институт

                                                           (филиал) Российского государственного

                                                           торгово-экономического университета»

 

 

 

 

 

Защита состоится 9 ноября 2007 г. в 14.30 часов на заседании диссертационного совета К 210.006.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук при ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 17, ауд. 218.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств».

 

 

Автореферат разослан 6 октября 2007 г.

 

 

 

Учёный секретарь

диссертационного совета К 210.006.01,

кандидат философских наук, доцент                                                    Ю. В. Клецов

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования.

Первая половина XX века прошла под знаком величайших социальных потрясений, вторая – под знаком «беспрецедентного творчества против потенциала самоуничтожения человеческого рода» (С. Стоянович). Одним из наиболее активных субъектов этого творчества стала молодёжь, впервые заявившая о себе как о новой общественной силе в «бурные шестидесятые». Именно этой силе удалось, в итоге, если не опровергнуть, то поставить под сомнение тезис о том, что будущее творится – преимущественно или даже исключительно – средствами организованной экономической и политической борьбы. В связи с этим есть основания полагать, что созданная этой силой альтернативная социокультурная среда, представленная молодёжными субкультурами, оказывает на современное общество гораздо более глубокое и многостороннее влияние, чем это может показаться на первый взгляд.

Очевидно, что такое влияние значительно возрастает в условиях масштабных и динамичных общественных перемен. В обновляющемся социуме именно молодёжь, являющаяся естественной союзницей нового в его борьбе со старым, оказывается «на острие» сложных, противоречивых социальных процессов, становясь и первой жертвой, и последним героем своего времени. Испытывая на себе, пожалуй, в большей мере, чем другие социальные слои и группы, давление обусловленных переменами «трансакционных издержек», молодое поколение вырабатывает собственные формы и способы защиты, повышающие запас прочности и расширяющие сферу влияния молодёжных субкультур.

В эпоху кардинальных социальных преобразований возникает опасность отклонения обновляющегося общества от магистральной линии мирового развития и даже его движения вспять – в направлении «цивилизационного тупика». В современном сложном, динамично меняющемся мире, испытывающем давление глобальных вызовов и угроз, эта опасность намного возрастает. Это выдвигает задачу эффективного противодействия работающим на такую перспективу негативным общественным настроениям и процессам на основе консолидации всех прогрессивных сил, в том числе – альтернативных молодёжных движений и объединений.

К мысли и действию в указанном выше направлении побуждает и та глубинная коллизия человеческого бытия, которая во многом определяет характер современной культурно-исторической ситуации и которая описывается понятием «отчуждение». Как представляется, именно молодёжная среда является сегодня главным источником постоянного, глубокого беспокойства внутри современной культуры, подталкивающего к поиску гуманистической альтернативы существованию в интерьере отчуждённых и превращённых структур социальности.

Основная проблема исследования определяется невозможностью свободного развития и успешной самореализации молодёжи в условиях порождаемой отчуждением дегуманизированной социальной среды. Умножение возникающих на этой почве социальных конфликтов и рисков актуализирует проблему минимизации негативных последствий отчуждения с использованием как защитного, так и креативного потенциала современных молодёжных субкультур.

Степень научной разработанности проблемы.

Философско-мировоззренческие истоки проблематики отчуждения обнаруживаются в идейном наследии античных мыслителей – софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, киников, эпикурейцев, стоиков и скептиков, а также в учениях Бл. Августина (Аврелия) о предопределении и Фомы Аквинского об универсальной иерархии сущего. Своё первое концептуальное оформление проблематика отчуждения находит в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, А. Шопенгауэра, а в наиболее полном виде – в философских системах И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля. После Гегеля проблема отчуждения разрабатывалась Л. А. Фейербахом, К. Марксом и М. Штирнером. Именно Маркс показал и обосновал важнейшую методологическую роль категории «отчуждение» для анализа процессов функционирования и развития современного ему общества.

В XX веке проблема отчуждения наиболее активно разрабатывалась представителями так называемого «неомарксизма», у истоков которого стояли К. Корш и Д. Лукач. Первый рассматривал указанную проблему, преимущественно, в контексте «нестыковки» объективной (универсальные законы общественного развития) и субъективной (отражение этих законов в сознании людей) формул марксизма, тогда как второй – в аспекте преодоления пролетариатом унаследованного от буржуазного общества «фетишистского сознания». Дальнейшее своё развитие эти подходы получили в концептуальных построениях философов и социологов Франкфуртской школы. Особый интерес в этом плане представляют работы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и М. Хоркхаймера. Идеи «франкфуртцев» оказали заметное влияние на многих зарубежных исследователей, разрабатывавших отдельные аспекты проблемы отчуждения, среди которых следует назвать, прежде всего, Л. Альтюссера, Х. Арендт, М. Мерло-Понти, Э. Фромма и К. Хорни.

Проблематика отчуждения нашла своё отражение в философии экзистенциализма и «теологии кризиса» XX века. Трактовки отчуждения как переживаемой человеком ситуации своего «онтологического одиночества», провала «испытания свободой», покинутости Богом, утраты связи с «Другим» и смысла («почвы») жизни, неподлинности (абсурдности) своего существования представлены в трудах К. Барта, Н. А. Бердяева, С. Бовуара, М. Бубера, А. Камю, Г. Марселя, Р. Нибура, Ж. П. Сартра, П. Тиллиха, М. Хайдеггера, Л. И. Шестова, К. Ясперса.

В советской философии проблема отчуждения рассматривалась исключительно с позиций марксизма (преимущественно, в историко-философском плане и под углом критики немарксистских концепций). В связи с этим следует упомянуть работы Б. Т. Григорьяна, С. М. Ковалёва, И. С. Нарского, А. И. Огурцова, Т. И. Ойзермана. Сегодня традицию историко-философского подхода продолжают лишь немногие российские исследователи (Л. Л. Кортунова, М. Ш. Шихаде и др.). Большинство их коллег предпочитают разрабатывать новые, перспективные подходы (О. Р. Аверина, З. Р. Валеева, С. А. Ветров, Э. М. Викторов, В. Е. Кемеров, С. Г. Лагутин, Б. В. Марков, В. И. Марков, В. В. Парцвания, В. Н. Первушина, Д. Н. Приходько, Ю. А. Прозоров, Е. М. Прошанова, Е. М. Солина, Ю. Н. Солонин, А. Д. Спирин, М. Ш. Шихаде, С. Н. Шкарубо, М. В. Шугуров, Н. А. Яковлев).

Исследования молодёжных субкультур ведутся учёными-обществоведами с 60-х годов прошлого века. У истоков данного направления стояли американские социологи Т. Роззак и Ч. Рейч. Социологические исследования указанного феномена продолжили Б. Андерссон, Д. Белл, Ч. Бидуэлл, М. Брейк, Д. Колеман, Дж. Маршалл, Г. Сибольд, Д. Тапскотт, Р. Флекс, Д. Хебдидж и другие. В нашей стране такие исследования ведут И. С. Алексеев, П. И. Бабочкин, Е. А. Бойко, Н. М. Блинов, Ю. Р. Вишневский, Ю. Г. Волков, Л. О. Горюнова, Ю. Н. Давыдов, А. С. Запесоцкий, Н. А. Зоркая, Н. М. Дюк, А. А. Игнатьев, С. Н. Иконникова, Т. Г. Исламшина, О. И. Карпухин, А. И. Ковалёва, А. Е. Круглов, А. Г. Кузнецов, В. Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, Е. Л. Омельченко, Д. В. Петров, Б. Н. Попов, И. Б. Роднянская, А. Л. Салагаев, Н. П. Салохин, В. В. Сергеев, В. К. Сергеев, В. А. Сибирев, З. В. Сикевич, Н. Ю. Турчина, Ю. С. Ульянова, В. Т. Шапко, А. В. Шашкин, А. А. Шмелёв, Р. С. Цейтлин. Идеология и политические ориентации молодёжных движений анализируются в работах В. А. Бабахо, Э. Я. Баталова, Н. М. Блинова, Ю. Н. Давыдова, Ю. М. Каграманова, К. Г. Мяло, С. А. Сергеева и других. Культурологические и искусствоведческие исследования современных молодёжных субкультур представлены работами О. А. Аксютиной, А. А. Артюх, Э. М. Береговской, А. А. Васильевой, Т. В. Вергун, П. С. Гуревича, М. В. Дегтярёвой, Г. Дэвис, Ц. У. Жимбаевой, Е. Г. Любинской, С. В. Родионова, В. Я. Суртаева, М. С. Цапко, Т. Б. Щепанской. Психолого-педагогические аспекты формирования и функционирования молодёжных субкультур раскрываются в работах И. П. Башкатова, А. Г. Быстрицкой, И. В. Воронова, Т. П. Долговой, С. В. Киселёва, И. С. Кона, Д. Л. Константиновского, С. В. Косарецкой, А. И. Мазуровой, Д. В. Ольшанского, Л. А. Радзиховского, М. В. Розина, Н. Ю. Синягиной, Д. И. Фельдштейна, Л. Н. Шиловой.

Философскому анализу феномена молодёжных субкультур посвящены работы Э. Я. Баталова, А. К. Бычко, Г. Б. Власовой, Э. М. Дымова, Л. Г. Ионина, Е. В. Касьяновой, В. И. Красикова, О. С. Кузина, Г. А. Нигматулиной, В. В. Павловского, Э. А. Раманаускайте, Е. Е. Сартаковой, Б. Я. Студницкой. В работах этих авторов раскрываются отдельные аспекты указанного феномена (чаще в контексте проблематики философии культуры, социальной философии и философской антропологии, реже – этики и эстетики). В то же время, до сих нет крупных, обобщающих работ отечественных философов по данной тематике.

Объект исследования – отчуждение как предпосылка и фактор формирования современных молодёжных субкультур.

Предмет исследования – современные молодёжные субкультуры в их отношении к доминирующей культуре и господствующему типу социальности.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является экспликация сущностных характеристик современных молодёжных субкультур, определяющих взаимоотношения последних друг с другом и социальной средой.

Достижение указанной выше цели обеспечивается постановкой и решением следующих основных исследовательских задач:

1.      Выделить основные этапы оформления проблематики отчуждения в философии и гуманитаристике, уточнить и обосновать её значение для осмысления современных социальных реалий.

2.      Выявить специфику отчуждённых и превращённых продуктов человеческой деятельности, проследить и оценить их влияние на социокультурные характеристики современного общества и положение в нём молодёжи.

3.      Проанализировать философское содержание понятий «культура», «субкультура» и «контркультура», уточнить их значение и смысл в контексте сложившихся представлений о природе отчуждения.

4.      Рассмотреть предпосылки и факторы формирования молодёжных субкультур, выявить закономерности и зафиксировать границы их позиционирования в социокультурном пространстве современного общества.

5.      Охарактеризовать структуру, функции и динамику современных молодёжных субкультур, а также формы и способы их взаимодействия друг с другом и социальной средой.

6.      Сформулировать и аргументировать социальное кредо современных молодёжных субкультур, определить их вклад в создание условий для минимизации негативных последствий и преодоления отчуждения.

Методологическую основу исследования составили принципы восхождения от абстрактного к конкретному и единства исторического и логического в познании, а также элементы диалектической методологии и системного подхода, методы структурно-функционального и сравнительного анализа. В диссертации использованы общенаучные методы (наблюдения, описания, формализации, классификации и др.) и реализованы теоретико-методологические установки междисциплинарного подхода к изучению социальных отношений и процессов.

Информация о работе Отчуждение и современные молодежные субкультуры (социально-философский анализ)