Отечественные школы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Облик современного гуманитарного знания теперь уже не мыслим без социальной психологии. Будучи тесно связана с идеологией и политикой, социальная психология фактически была лишена гражданства в социалистическом обществе. Социально-психологические проблемы решались в рамках других, разрешенных наук - философии, педагогики, общей психологии. В то же время она активно развивалась на Западе, о чем свидетельствует большое число теоретических и эмпирических исследований, посвященных самым разным сторонам жизни общества, социальных групп и личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….3
I. История становления социальной психологии как науки…...............4-11
II. Становление отечественной социальной психологии……………….12-18
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………...............20

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 56.28 Кб (Скачать документ)

Военный Университет 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Сержанта 4-го курса 6 факультета

«Иностранных языков и зарубежной военной информации»

Зинченко  Евгения Алексеевича

Тема: «Отечественные школы социальной психологии» 
 
 
 
 

Научный руководитель:

Старший лейтенант Толмачёв С.Г. 
 

Защищена                                                                                               Оценка

__________                                                                                         ___________ 
 

Москва-2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………..…….3

  I. История становления социальной психологии как науки…...............4-11

II. Становление отечественной социальной психологии……………….12-18

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………...............20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  темы. Облик современного гуманитарного знания теперь уже не мыслим без социальной психологии. Будучи тесно связана с идеологией и политикой, социальная психология фактически была лишена гражданства в социалистическом обществе. Социально-психологические проблемы решались в рамках других, разрешенных наук - философии, педагогики, общей психологии. В то же время она активно развивалась на Западе, о чем свидетельствует большое число теоретических и эмпирических исследований, посвященных самым разным сторонам жизни общества, социальных групп и личности.

    Все исторические документы, свидетельствующие  о появлении научной дисциплины, предметом которой является социальное поведение человека, относятся к  началу ХХ века. И за короткий срок молодой  науке удалось проникнуть в глубинную  сущность таких сложных явлений, как человеческие убеждения и  иллюзии, любовь и ненависть, конформизм и независимость многое в поведении  человека еще остается загадкой, но уже сейчас социальная психология может  предложить ответы на далеко не простые  вопросы. Социальная психология углубляет  наше представление о самих себе, делает нас более чуткими к  социальным влияниям.

    Начиная с 1960-х гг. отечественная социальная психология переживает свое бурное развитие - как в том, что касается фундаментальных  исследований, так и широко развивая прикладные исследования во всех областях общественной жизни. Мера представленности в ней основных проблем вполне сопоставима с объемом их исследования в странах Европы и США.

    Социальная  психология - это наука, изучающая, как  люди думают друг о друге, как они  влияют друг на друга и как относятся  друг к другу.

    К социальной психологии обращаются сегодня психологи-практики, социальные педагоги, социологи. Курс социальной психологии является одним из базовых при подготовке широкого круга специалистов - его слушают будущие экономисты, менеджеры и другие.

    Новизна темы заключается в том, что социальная психология, несмотря на свою долгую предысторию, является молодой, развивающейся и не до конца изученной наукой. 
 
 
 

I.История становления социальной психологии как науки.

    Началом научного социально-психологического знания можно считать анализ наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности. Уже  в произведениях Платона и  Аристотеля обнаруживается немало рассуждений  о связи между индивидуальными  особенностями тех или иных людей  и их положением в обществе, об идеальной  личности и идеальном образе жизни, о том, как люди влияют друг на друга. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработки социально-психологических  концепций в более позднее  время. Философы прошлого в течение  продолжительного периода сосредоточивали  свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе "хорошим" или "плохим". Отсюда и выводились источники социального  поведения людей.

    Задолго до возникновения научной социальной психологии люди стали задумываться над вопросами влияния общества на поведение человека, взаимодействия людей в различных группах. Эти  вопросы были вызваны потребностями  практики - поисками наилучших форм организации людей в политической, военной и хозяйственной сферах деятельности.

    Многие  исследователи отмечают наличие  элементов социально-психологических  знаний в лоне самых разных философских  концепций. Большинство проблем  социальной психологии зародилось в  философских системах древности. Родоначальником  этих проблем считают Платона. Философию  Аристотеля в целом называют порой  «социологически ориентированной», поскольку он рассматривал человека как «социальное животное». В  противоположность взглядам Платона, считавшего первичным мир людей, дающий основу для познавательной деятельности человека, Аристотель утверждал, что  человек не может развиваться  нормально вне воздействий со стороны внешнего мира, общества.

   То есть, уже в трудах философов античности можно обнаружить немало мыслей об идеальной личности и идеальном образе жизни, особенностях взаимовлияния людей в обществе. Философы прошлого в течение продолжительного периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим»1.

1 - Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967. С. 37-38

В философии  нового времени нельзя упустить такие  имена, как Гоббс, Локк, Руссо, Гегель. Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что люди в силу своей натуры проявляют тенденцию к враждебности по отношению друг к другу и «борьба всех против всех» является естественной для человечества. Поэтому только развитие Левиафана, или своеобразного супер государства, может предохранить людей от взаимного уничтожения. Человек, лишенный упорядоченного общества, по словам Гоббса, был предоставлен жизни «одинокой, жалкой, опасной, тупой и короткой». Гоббс проявлял пренебрежение к законности или морали, когда касался прагматических вопросов эффективности государства, основанного на силе.

В XVIII в. идеи Гоббса получили сравнительно широкое  распространение. Такие философы, как  Руссо, Кант, Дидро придерживались вере в естественную доброту человека. Они считали, что человек по своей природе добр, и именно общество портит его, формируя негативные черты. Поэтому эти философы подвергли критике взгляды Гоббса. Последователи Гоббса называли сторонников этой позиции «романтиками», полагая, что их собственный взгляд на природу человека является «реалистическим».

Важной  вехой становления социальной психологии как науки были работы французского философа О. Конта (1798-1857). Порой его  даже называют «единственным отцом  социальной психологии»2 .

В 1854 г. в последнем томе своей «системы позитивной психики» Конт заявил о  своем намерении создать «систему позитивной морали», имея в виду под  этим термином, по сути, социальную психологию. Однако он не успел осуществить свой замысел.

Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологической  проблематике возрастает в разных странах. В Германии формируется научная  школа, сосредоточившая свое внимание на изучении психологии народов. Теоретическими источниками ее послужили: учение Гегеля о народном духе и идеалистическая  психология Гербарта. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь.

________

2 - Социальная психология /Под ред. П.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 1975. С. 98

В 1859 г. был основан журнал «Психология  народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения  о психологии народов». В ней была сформулирована мысль о том, что  главная сила истории - народ, или  «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах  и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой  психической связи. Задача состояла в том, что бы познать сущность духа народа, открыть законы, по которым  протекает духовная деятельность народа3.Идеи психологии народов получили развитие в работах «отца психологии» В. Вундта (1832-1920). К сфере изучения «народной психологии» Вундт относил «те психические продукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому необъяснимы только исходя из индивидуального сознания»4.Так, он считал, что языки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны. В соответствии с этим объектом социально-психологического исследования должен выступать язык, миф, обычай.

В конце XIX - начале XX в. ведется активный исследовательский  поиск движущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой многих работ этого периода было выделение  того или иного доминирующего  фактора при анализе социально-психологической  проблематики. Подобное упрощение сводило  основы всех социально-психологических  явлений к единственному объяснению. У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание Г. Лебон - внушение, У. Джеме - привычку, У. Макдугалл и У. Троттер - инстинкт, Э. Дюркгейм - «коллективное сознание».

Большое влияние на развитие социально-психологической  мысли оказали труды английского  естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882). В соответствии с принципом  естественного отбора, который был  им сформулирован, в «борьбе за существование» выживают особи «наиболее приспособленные». 

________

3 - Шибутани С. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 1998. С. 36-37

4 - Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб: Питер, 2000. С.25

    Многие  последователи Дарвина обратились к его теории эволюции органического  мира, чтобы использовать ее как  основу для объяснения социальных и  социально-психологических явлений.

    На  этой почве возник социальный дарвинизм, который делал акцент на «борьбе  за существование» посредством межличностных  и межгрупповых конфликтов, хотя сам  Дарвин был далек от такой мысли.

Основателем социального дарвинизма является английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), выступивший со своими собственными эволюционными идеями и предвосхитивший точку зрения Дарвина. Вслед за Спенсером многие мыслители второй половины XIX в. считали расовые, этнические, национальные и классовые различия людей функцией биологических факторов, обусловленных эволюционными процессами естественного отбора. Идеи социального дарвинизма развивают во Франции А. Фуле, А. Эспина, Р. Вормс, Ж. Лапуж, в Англии - У. Баджот, в Австрии - Л. Гумплович и Г. Ратценхофер, в США - Д. Фиске, А. Смолл, У. Самнер5.

Хотя  позиции этих исследователей по многим вопросам были различны, все они  исходили из того, что биологическое  изменение является детерминантой6 изменения социального.

Основоположник  психоанализа и соответствующей  научной школы, внес австрийский  психолог, невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческой природы. Фрейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическими данными.

На рубеже XIX-XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период - исследователи  обращаются к лабораторному эксперименту.  

________

5 - Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. - М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 41 

6 - Детерминанта (греч. Determinans – определяющий) - фактор или элемент, обусловливающие то или иное явление.  

    Так, американский психолог Норман Триплетт обратил внимание на то, что велогонщики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуации непосредственного соревнования друг с другом, нежели тогда, когда проходят свою дистанцию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер.

С целью верификации  этих выводов он провел следующий  эксперимент. Задача испытуемых (детей  от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы  наматывать леску на катушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбиты на пары и каждого из двоих  просили работать быстрее, чем их оппонент. В другой серии испытуемые работали в одиночестве и их инструктировали  наматывать леску так быстро, как  только они могут. Триплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее в условиях соревнования друг с другом, чем в одиночестве. Его статья с изложением этих данных была опубликована в 1897 г. в "Американском психологическом журнале", а сам автор с тех пор приобрел репутацию первого экспериментатора в социальной психологии. Однако такое начало не привело сразу к заметному увеличению количества лабораторных экспериментов. Подавляющее число подобных работ было проведено социальными психологами в течение последних 40 лет.

Информация о работе Отечественные школы психологии