Отечественные школы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Облик современного гуманитарного знания теперь уже не мыслим без социальной психологии. Будучи тесно связана с идеологией и политикой, социальная психология фактически была лишена гражданства в социалистическом обществе. Социально-психологические проблемы решались в рамках других, разрешенных наук - философии, педагогики, общей психологии. В то же время она активно развивалась на Западе, о чем свидетельствует большое число теоретических и эмпирических исследований, посвященных самым разным сторонам жизни общества, социальных групп и личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….3
I. История становления социальной психологии как науки…...............4-11
II. Становление отечественной социальной психологии……………….12-18
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………...............20

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 56.28 Кб (Скачать документ)

Работа У. Макдугалла «Введение в социальную психологию» и книга социолога Э. Росса «Социальная психология», вышли в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании. Каждая из этих двух книг внесла важный вклад в развитие социальной психологии как самостоятельной науки. Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии7.

________

7 - Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб., 1999. С. 98 

Значительным  событием для социальной психологии стало появление крупной работы двух социологов - американца У. Томаса и поляка Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке».

Их произведение состояло из пяти томов, выходивших в  свет с 1918 по 1920 г. в США. Это был  итог исследования, длившегося более 10 лет и посвященного приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Впервые в качестве эмпирической основы исследования широко использовались личные документы (письма, биографический и автобиографический материал). Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки  ее членов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как «научное исследование установок»8.

С тех  пор изучение установок прочно вошло  в основную проблематику западной социальной психологии.

Первым, кто обратился к измерению  установок, был в 1925 г. американский социолог Э. Богардус, приобретший с тех пор научную известность во многом благодаря своей шкале «социальной дистанции». В 1928 г. Л. Терстоун предложил использовать при измерении установок тот же методический подход, что и в психофизике, разработав в итоге шкалу «равных интервалов». Он также определил ряд правил для конструирования шкал установок. Через год Л. Терстоун и Э. Чейв применили шкалу «равных интервалов» с целью измерения отношений к религии. Эта шкала включала в себя пункты, ранжированные от «высшей» до «низшей» благожелательности. Работы Богардуса и Терстоуна послужили важным толчком для создания многочисленных шкал установок.

За этими  шкалами последовали другие, среди  которых следует отметить социометрический метод Я. Морено. Этот метод, обнародованный им в 1933 г., предназначался для измерения динамики межличностных отношений в группе. В соответствии с концепцией Морено межличностные отношения, особенно предпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные черты человеческой жизни.  

________

8 - Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. - М., 1984. С. 178-179

Социометрический  метод позволяет получить картину  предпочтений и неприятии среди членов группы. С помощью социометрии получено немало важных данных о строении группы и ее функционировании. Постепенно социометрия превратилась в отдельное направление в западной социальной психологии9.

Среди выдающихся исследователей, в значительной степени повлиявших на формирование лица современной социальной психологии, необходимо назвать К. Левина. Он привнес  в социальную психологию концепции, экстраполированные из других наук. Из физики он заимствовал общее представление  о «поле сил», а из математики - понятия топологии (отрасли знания, изучающей наиболее общие свойства геометрических фигур). Данные положения  Левин использовал как основу анализа индивидуального и социального  поведения.

К концу 1930-х гг. социальная психология достигла своего наибольшего развития в США. Подъему социальной психологии способствовало появление трех специальных журналов, посвященных этой отрасли знания. В 1936 г. Левин основал «Общество психологического исследования социальных проблем», которое успешно работает по настоящий день, объединяя сейчас более трех тысяч социальных психологов США и ряда стран (в том числе и России). В те же годы начинает проявляться все более отчетливая тенденция привлечения социальных психологов к решению прикладных задач, главным образом в сфере деятельности индустриальных организаций10.

В последние  годы в США отмечается дальнейшее расширение сферы социально-психологических  работ (и теоретических и прикладных), возникновение новых научных  центров, увеличение выпуска дипломированных  социальных психологов.

Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальной психологии» считается  важной вехой в ее развитии. Этот фундаментальный труд до сих пор  выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знания.

________

9 - Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. - М., 1995. С. 211-212

10 - Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. - М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 118

В течение  двух последних десятилетий можно  наблюдать активизацию социально-психологической  науки в ряде стран Западной Европы. Здесь все большее число исследователей начинают отходить от научных стандартов, заданных американской социальной психологией, демонстрируя свою теоретическую и  методологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив развития социальной психологии на иных, нежели в США, основаниях. Стараясь преодолеть свойственный американской социальной психологии «ползучий эмпиризм», делающий акценты на лабораторном эксперименте, европейские ученые провозглашают  необходимость осуществления исследовательской  работы, исходя из более широкого «социального контекста», который включал бы в  себя актуальные проблемы современного общества.

Настоящий этап развития социальной психологии как науки на Западе оценивается  неоднозначно. Накоплен огромный эмпирический (в том числе, экспериментальный) материал. Однако высказывается неудовлетворенность  качеством теоретического его осмысления. В прикладной сфере социальная психология также не оправдывает многих ожиданий.

Не случайно в западных публикациях двух последних  десятилетий порой говорится  о "кризисе" социальной психологии. Однако современное состояние социальной психологии (даже если согласиться  с термином "кризис") можно рассматривать  как своеобразную "болезнь роста". Социальная психология, несмотря на свою долгую предысторию, является молодой  наукой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Становление отечественной социальной психологии

В России социальная психология развивалась  под сильным влиянием марксизма. Лишь социолог Н.К. Михайловский (1842-1904), которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит, прежде всего, в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно-освободительным движением в России.

Широкое распространение получила его концепция  «героев и толпы». Рассматривая толпу  как «самостоятельное общественно-психологическое явление», Михайловский считал, что герой является порождением толпы, которая «выдавливает» (выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главных психологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.

Несмотря  на марксистскую критику взглядов Михайловскою, они оказали существенное влияние  на дальнейшее развитие отечественной социально-психологической мысли.

Значительный  вклад в разработку ряда проблем  социальной психологии внес Г.В. Плеханов (1856-1918), революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в  России. С позиций исторического  материализма он дал определение понятия «общественная психология», рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования общественной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания.

Вскоре  после установления в России советской  власти в октябре 1917 г. марксизм становится единственной методологической основой психологической науки1. В своих поисках в области социальной психологии отечественные исследователи старались в той или иной степени следовать идеологическим и методологическим требованиям советской системы. В 20-е гг. выходит ряд публикаций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных наук – психологи К.Н. Корнилов, В.А. Артемов, Б.В. Беляев, П.П. Блонский, психолог и философ Г.И. Челпанов, зоопсихолог В.А. Вагнер, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев, юрист М.А. Рейснер, филолог Л.Н. Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических основах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (В.М. Бехтерев, М.А. Рейснер, Л.Н. Войтоловский).

Следует особенно отметить труды В.М. Бехтерева (1857-1927), проявлявшего интерес к разработке вопросов социальной психологии еще в конце XIX в., когда он обратился к анализу роли внушения в общественной жизни. Провозглашая объективные методы единственно возможными при изучении психики, Бехтерев соответствующим образом подходил и к явлениям социальной психологии. Групповую психику Бехтерев рассматривал как совокупность «сочетательных рефлексов» (синоним условного рефлекса по его терминологии). Свое понимание социально-психологических явлений он представил наиболее полно в книге «Коллективная рефлексология» (1921). Здесь Бехтерев дает характеристику различных социальных групп, выступает с оригинальной классификацией коллективов, правда, используя этот термин очень расширительно. При объяснении социально-психологических явлений он обращается к основным законам физики, исходя из своей идеи об универсальности последних. Таким образом, законы психологии масс сводятся к физическим законам2. Неудивительно, что концепция «коллективной рефлексологии» сразу же и вполне обоснованно подверглась критике за «механистический материализм».

Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния  членов коллектива, Бехтерев первым в  отечественной социальной психологии обратился к эксперименту. Задача экспериментов, проведенных Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, состояла в том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия, памяти, мышления и др.) в условиях групповой работы и деятельности изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данных показало существенное влияние группы на особенности психической деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные различия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Так, в частности, обнаружилось, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других. Результаты этих экспериментов, опубликованные в 1924 г., получили широкую известность за рубежом и считаются важной вехой развития социальной психологии.

Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам  детских, ученических коллективов, которые рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом  аспекте (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, А.С. Залужный, С.С. Моложавый). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Н.А. Витке, А.К. Гастев, П.М. Керженцев). Начинаются поиски в области методов социальной психологии3.

Особое  значение для отечественной социальной психологии имели работы Л.С. Выготского (1896-1934), который выступил с концепцией, получившей название культурно-исторической теории развития психики. Культура, как отмечает Выготский, «создает особые формы поведения», «видоизменяет деятельность психических функций». «В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные» (Выготский, 1960. С. 45). Культурно-историческая теория Выготского в свое время не получила достойной оценки, хотя впоследствии оказала немалое влияние на отечественные и зарубежные исследования развития поведения ребенка.

Конец 1920-х – начало 1930-х гг. характеризуется  свертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ. Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития «марксистской социальной психологии». Логика ее противников была такова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный продукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукой социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССР почти тридцать лет – до конца1950-х гг.

Информация о работе Отечественные школы психологии