Отечественные школы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Облик современного гуманитарного знания теперь уже не мыслим без социальной психологии. Будучи тесно связана с идеологией и политикой, социальная психология фактически была лишена гражданства в социалистическом обществе. Социально-психологические проблемы решались в рамках других, разрешенных наук - философии, педагогики, общей психологии. В то же время она активно развивалась на Западе, о чем свидетельствует большое число теоретических и эмпирических исследований, посвященных самым разным сторонам жизни общества, социальных групп и личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….3
I. История становления социальной психологии как науки…...............4-11
II. Становление отечественной социальной психологии……………….12-18
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………...............20

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 56.28 Кб (Скачать документ)

В Большой  Советской Энциклопедии хорошо представлено сложившееся к этому времени  официальное отношение к социальной психологии. В 1957 г. она характеризуется как «одна из ветвей буржуазной психологии», которая «подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением». Далее следовал заключительный вывод: «В советской науке проблемы, неправомерно относимые буржуазной психологией к социальной психологии, заняли свое место в системе наук об обществе и разрабатываются специалистами соответствующих областей знания (историками, философами, экономистами и др.) как проблемы исторического материализма» (БСЭ. Т. 40. С. 197).

Таким образом, период начала 1930-х – конца 1950-х гг. не без основания можно  считать временем перерыва в развитии отечественной социальной психологии, хотя многие наши авторы полагают, что разработка социально-психологических проблем продолжалась в рамках других (прежде всего психологических и педагогических) наук4. Пожалуй, единственным подтверждением этого мнения являются труды педагога и писателя А.С. Макаренко (1888-1939). Его основной педагогический опыт состоял в перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей. В течение пятнадцати лет А.С. Макаренко руководил сначала трудовой колонией, а затем «детской коммуной», созданной под эгидой НКВД УССР.

Практическая  деятельность А.С. Макаренко послужила  основой для его «теории и методики коммунистического воспитания в коллективе». Главной целью советского воспитания он считал формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей «коллективиста».

«Нравственно  оправданная потребность – это  есть потребность коллективиста, то есть человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, единством борьбы, живыми несомненным ощущением своего долга перед обществом. Потребность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способностей, это проявление интересов не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, создателя этих благ»5. Итак, позиция А.С. Макаренко состояла в том, что личный интерес человека – это «правильно понятый общественный интерес».

Взгляды А.С. Макаренко как нельзя лучше  соответствовали идеологии марксизма-ленинизма  и оказали большое влияние  на советскую педагогику и социальную психологию. С начала 1950-х и до середины 1980-х гг. эти взгляды не подлежали какой бы то ни было критической оценке. Лишь в наше время систему взглядов А.С. Макаренко стали называть концепцией «тотального коллективизма».

Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х  гг., в период так называемой «оттепели», когда на волне общественно-политических перемен, охвативших страну, советское  руководство допустило некоторую  либерализацию научной сферы. По существу это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки. В своих статьях, опубликованных в 1959 г., ряд ленинградских ученых (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин) выступили с критикой нигилистического отношения к этой отрасли научного знания. Обосновывалась не только возможность, но и необходимость разработки социальной психологии на марксистской основе.

В начале 60-х гг. заметным явлением в психологической среде стала дискуссия о предмете социальной психологии, развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы психологии». Здесь выступили такие инициаторы развития отечественной социальной психологии, как А.В. Баранов, Б.Д. Парыгин, Е.С. Кузьмин, Е.В. Шорохова, Н.С. Мансуров, К.К. Платонов.

Важным  событием для данной отрасли знания было создание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном  университете (под руководством Е.С. Кузьмина). На II съезде Общества психологов СССР (Ленинград, 1963) впервые была выделена специальная секция, по вопросам социальной психологии. Первые отечественные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде. Это книги Б.Д. Парыгина «Социальная психология как наука» (Л., 1965) и Е.С. Кузьмина «Основы социальной психологии» (Л., 1967)6. В них рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии. В работе Е.С. Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученные сотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественной науки пласт проблем социальной психологии личности был поднят в монографиях А.А. Бодалева «Восприятие человека человеком» (Л., 1965) и «Формирование понятия о другом человеке как личности» (Л., 1970).

Значимым  событием для развития отечественной  социальной психологии был выход  в свет сборника статей «Проблемы  общественной психологии» под редакцией В.Н. Колбановского и Б.Ф. Поршнева (М., 1965). В нем представители философских, исторических, филологических, педагогических и психологических наук выступали с анализом истории и теории социальной психологии. Ряд статей был посвящен результатам эмпирических исследований фольклора, взаимоотношений в производсттвенных бригадах, школьных классах.

В монографии Б.Ф. Поршнева «Социальная психология и история» (М., 1966) впервые у нас обстоятельно рассматривались такие социально-психологические категории, как «мы» и «они». Автор делал радикальный для марксистской науки вывод о том, что историки очень отстали в изучении психической стороны описываемых ими массовых явлений, и подчеркивал необходимость восполнить этот пробел.

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. завершился процесс становления отечественной социальной психологии как самостоятельной науки, входящей в систему психологического знания и в то же время находящейся в родстве с социологией. Известно, что важным моментом становления любой науки является организация подготовки соответствующих специалистов. Первые в стране кафедры социальной психологии открываются в 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьмина) и в 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой). Здесь начинается подготовка дипломированных специалистов по социальной психологии. Курсы социальной психологии постепенно появляются и в других учебных заведениях. Публикуются первые учебные пособия – «Курс лекций по социальной психологии» А.Г. Ковалева (М., 1972) и «Социальная психология» под редакцией г.п. Предвечного и Ю.А. Шерковина (М., 1975). Выходит первый учебник для студентов вузов – «Социальная психология» Г.М. Андреевой (М., 1980), выдержавший к настоящему времени несколько изданий7.

В последующие  годы отечественные социальные психологи  проводили свою работу в различных  сферах общественной жизни. Отражением их трудов являются опубликованные материалы многочисленных исследований, проведенных на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.          Следующее знаменательное событие для развития отечественной психологии – это освобождение от идеологических догм и необоснованных запретов как следствие преобразований общественно-экономического уклада. Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологической помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия. 
 Прогресс психологии зависит от потребности общества в психологическом знании и его практической полезности. Сама потребность общества обусловлена уровнем развития сфер науки и культуры, производительных сил.  
  Понятие духовности с позиции сегодняшнего знания уже не представляется ни мистическим, ни просто образным выражением. Оно включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи, верования. Стало быть, духовность может изучаться, равно как и другие психические явления, с помощью психологических методов. Наверное, есть основания говорить о духовности как об особой форме психического, производной от коллективного бессознательного и психического отражения действительности. Скорее всего, эта форма не имеет прямых физиологических коррелятов, кроме энергетики. С учетом изложенного психология может, по-видимому, пониматься как наука о человеке, его духовной сущности и психическом отражении в их развитии и во всем многообразии форм проявления. 
  В структуре психологической науки прослеживаются ее фундаментальная область (общая психология, дифференциальная психология, история психологии, психология развития, психология личности, психофизиология) и отраслевые дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными областями человеческой жизни и деятельности. Это психология социальная, политическая, клиническая, криминальная, педагогическая, инженерная, возрастная и др. В психологии сформированы направления психодиагностики, психологической экспертизы, психотерапии, реабилитации, консультирования. 
В современных условиях постсоветской России отечественная социальная психология вступила в новый этап своего развития8.

Характерные для новой России социально-психологические  и общественно-политические черты (развитие рыночных отношений, демократизация общества, идеологический плюрализм и др.) не могут не влиять соответствующим образом и на социально-психологическую науку. Так, полностью исключены из сферы внимания исследователей многие проблемы, которыми были заняты социальные психологи в советский период (например, текучесть кадров, социалистическое соревнование). Рыночные отношения диктуют необходимость работы в новых направлениях. Так, в условиях конкуренции кадров специалистов на рынке труда приобретает особое значение не только их профессионализм, но и уровень коммуникативных знаний и навыков, умение работать в команде. В ряде научных центров страны сейчас ведется разработка новых методик социально-психологического тренинга с целью подготовки людей к эффективной деятельности в различных организациях. По-прежнему остаются актуальными проблемы подбора, расстановки и оценки персонала на предприятиях. Особого внимания требует сегодня и разработка теоретических основ социально-психологического знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Так развивалась  психология на протяжении более чем  двух веков, рука об руку с другими научными знаниями. И сейчас нельзя сказать, что

психология  окончательно сформировалась: с течением времени психологические знания ревизуются и нельзя обьективно сказать, что в этой науке есть константы.

Невозможно  в ограниченном объеме курсовой работы хоть сколько-нибудь подробно описать развитие отечественной психологии на протяжении почти трех веков, единственный вывод, который можно сделать выглядел бы как утверждение приблизительно такого вида : «В психологии все точки над i не расставлены и вряд ли когда- либо будут».        

 В  наше время психология представлена  в мировой системе научного  знания как самостоятельная наука,  имеющая разветвленные связи  и пограничные области деятельности  с социальными, медицинскими, техническими  и другими науками. Ее практические  задачи направлены на гуманизацию человеческого бытия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Андреева  Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 1999.

3. Андреева  Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная  социальная психология ХХ столетия. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

4. Белинская  Е.П. Социальная психология: Хрестоматия. - М.: Аспект-Персс, 2000.

5. Введение  в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - 3-е, испр. изд. - М.: Смысл, 1999. -377 с.

6. Кузьмин  Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.

8. Социальная  психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М., 2001.

9. Социальная  психология /Под ред. П.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 1975.

10. Социальная  психология в трудах отечественных  психологов: Хрестоматия. - СПб., 2000.

11. Социальная  психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. - М., 1985.

12.Леонтьев  А.Н.Деятельность.Сознание.Личность.М.,1985.

13.Леонтьев  А.Н.Человек, как предмет познания.М.,1995

14.Психологическая  наука в России 20 века. Издательство  института психологии РАН.М.,1997.

15.Выготский  Л.С. История развития высших психических функций.М-1983.,с 235.

16.Рубинштейн  С.Л.Основы общей психологии,2-е  изд.М.,2009

17. Макаренко В.Г.Становление отечественной психологии 2008. С. 39-40

Информация о работе Отечественные школы психологии