Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 18:40, шпаргалка
Ответы на 21 вопрос.
4)В анкете должны содержаться инструкции по ее заполнению
5) Не
рекомендуется использовать общепринятые
сокращения.
16. Виды вопросов в социолог. анкете.
Открытые – вообще не содержат вариантов ответов. Дают более богатую по содержанию информацию, т.к. опрашиваемый может полностью выразить свое мнение.
Закрытые – представляют собой форму вопроса и варианты ответов на него. Респонденту следует только указать свой выбор.
Шкальные- содержат шкалу измерения признака вопроса. При ответе необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.
Ранговые
– респонденту предлагается упорядочить
ответы по степени значимости.
17 Включенное наблюдение- наблюдение , при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.
Включенное наблюдение применяется в изучении "жизненных миров" социальных общностей, областей социального опыта, которые могут стать предметом этнографического описания. Задача исследователя, ведущего включенное наблюдение, - показать, как социальное действие в одном мире может быть понято (осмыслено) с точки зрения другого мира. Например, лозунги рекламной или избирательной компании, акценты в маркетинговой политике фирмы или изменения в организационной структуре компании, направленные на достижение определенного эффекта и понятые их инициаторами в одном ключе, могут дать совершенно неожиданный результат и быть истолкованными совершенно по-иному конечными потребителями, избирателями или персоналом. Включенное наблюдение является техникой полевого исследования, используемой антропологами и социологами для сбора качественных данных и достижения более глубокого понимания мотиваций и отношений людей. Включенное наблюдение зовется так потому, что наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Находясь в поле, исследователь, занимающийся включенным наблюдением, визуально наблюдает, слушает, задает вопросы и ведет подробные полевые записи.
Включенное наблюдение может служить дополнительным инструментом исследования в ходе любой проектной фазы, поскольку исследования, оживленные таким образом, могут позволить получить "интерпретации культуры", которые способствуют расширению общественного участия в процессе планирования, реализации, мониторинга и оценки.
Преимущества включенного наблюдения заключены, прежде всего, в возможности получения детальной «дотеоретической» информации об изучаемых социальных явлениях. Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных «языках взаимодействия», знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа. Хотя ученый не может «влезть в шкуру» других людей, особенно принадлежащих к чужой культуре или другой исторической эпохе, он может попытаться упорядочить и подвергнуть более глубокому и систематическому рассмотрению те слова, символы и культурные формы, посредством которых изучаемые им люди описывают и передают свой опыт, делая это зачастую непоследовательно, случайно или не вполне осознанно.
Наиболее
очевидные недостатки
включенного наблюдения связаны
с излишне описательным характером получаемых
данных, опасностью подмены научных объяснений
субъективными повествованиями.
18 Контент-анализ — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:
1. Выявление
смысловых единиц контент-
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
г) длительность трансляции по радио или ТВ;
д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
3. Процедура
подсчета в общем виде сходна
со стандартными приемами
19. Экспертный опрос - метод, который является способом аккумуляции научных знаний и практик профессионалов по вопросам, имеющим непосредственное отношение к предмету опроса. Беседа записывается с помощью видео- и аудио- оборудования, потом все записи, собранные в ходе исследования, расшифровываются и анализируются. Как правило, экспертные интервью кабинетные исследования и позволяют получить сформулированное мнение профессионалов.
Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.
В практике социологических исследований используется:
-для прогноза развития того или иного явления
-для оценки степени достоверности массового опроса
-для сбора предварительной информации о проблеме исследования (зондаж)
в ситуациях, когда массовый опрос простых респондентов не возможен или не эффективен.
Данный метод позволяет Вам выяснить преимущества и недостатки деятельности предприятий, определить целевую группу, усовершенствовать политику продвижения товара на рынке и позволяет сформулировать задачи для фокус-групп, дальнейшего маркетингового исследования.
Выбор экспертов:
В качестве основных критериев отбора можно назвать следующие:
1. Уровень
компетентности эксперта в
- уровень и профиль образования,
- профиль работы (связь с данной предметной областью),
- опыт работы по профилю (общий стаж работы по профилю и стаж работы непосредственно в данной предметной области),
- уровень решаемых проблем (соответствие занимаемой должности характеру и уровню возникшей проблемы),
- количество и качество ранее выполненных экспертиз, например, сбывшиеся прогнозы.
2. Степень объективности и беспристрастности эксперта при анализе и оценке явлений в данной предметной области (незаинтересованность эксперта в принятии определенного решения).
3. Умение
работать в команде (это
- коммуникативные навыки,
- способность к совместному творчеству,
- гибкость ума и "незашоренность" взгляда,
- нонконформизм.
При оценивании экспертов по названным критериям и выборе экспертов могут использоваться следующие процедуры:
1. Самооценка
экспертов по объективным
2. Взаимная оценка экспертов.
3. Оценка
экспертов независимыми
4. Оценка
уровня компетентности
Наиболее
предпочтительным является отбор экспертов
на основе независимой квалифицированной
оценки с поправкой на качество ранее
сделанных экспертиз.
20 Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций) - Техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление организации, ее развитие, результаты в бизнесе
Классификация кейсов
По структуре
Структурированные кейсы — короткое и точное изложения ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определенное количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания и/или умения использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний.
Неструктурированные кейсы . Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.
Первооткрывательские кейсы могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
По размеру
Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление
Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию
Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.
По уровню сложности : Кейсы для бакалавров, Кейсы для магистров, Кейсы для программ MBA и курсов повышения квалификации
Кейс-стади
как стратегия исследования представляет
собой достаточно сложный метод с собственной
логикой создания и включающий специфические
подходы к сбору и анализу данных.
21 Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.
Социологическое исследование включает в себя 4 основные стадии: подготовка, проведение, обработка и анализ.
На стадии подготовка, разрабатывается программа социологического исследования и календарный план проведения работ. Программа социологического исследования (ее методическая часть) включает: определение проблемы исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулировку, цель и задачи, интерпретацию понятий (основные понятия в анкете должны быть интерпретированы, слова должны пониматься), системный анализ объекта и постановку рабочей гипотезы (предположение о результатах исследования). В процедурной части программы предусматривается определение метода исследования и расчет выборочной совокупности.