1.
Социологическое
Исследование - Исследование соц. объектов,
отношений, процессов, направленное на
получение новой информации и выявление
закономерностей обществ, жизни на основе
теорий, методов и процедур, принятых в
социологии.
2 функции прикладной социологии:
познавательная.
Она выражается в том, что прикладная социология
наряду с общей социологией помогает обществу
глубже понять сущность социальных процессов
и явлений, раскрыть динамику, тенденции
и перспективы их развития.
информационная,
заключается в том, что она на основе познания
социальных процессов и явлений предоставляет
в распоряжение общества, его обучающих
и управляющих структур, предпринимательских,
коммерческих и иных организаций информацию
об интересующих их социальных объектах,
особенностях их изменения и развития
в современном обществе. Эта функция позволяет
прикладной социологии стать важным фактором
информатизации социологического пространства,
в рамках которого происходят все явления
и процессы общественной жизни.
диагностическая,
выражающаяся в том, что она позволяет
установить и изучить признаки, характеризующие
состояние изучаемых социальных объектов,
в том числе признаки социальной напряженности,
экстремальных ситуаций, конфликтов, а
это содействует своевременному принятию
необходимых управленческих решений,
способствующих поддержанию социальной
системы в динамичном и устойчивом состоянии.
созидательно
преобразующую, инновационную, воплощающуюся
в активном воздействии на социальные
процессы и явления, их прогнозировании
и проектировании в целях создания более
благополучных условий для развития социальных
объектов и систем.
Наконец,
пятая функция прикладной социологии
заключается в том, что она
способна выполнять
технологизацию социального
пространства, т.е. разрабатывать и применять
в практике управления социальные технологии,
методы выявления и использования скрытых
резервов и потенциалов социальной системы,
помогать управляющим структурам получать
оптимальные социальные результаты при
наименьших материальных и организационных
издержках.
Предметом
фундаментальной
социологии, стало быть, является действительное,
реально существующее в человеческой
жизни общее. Но оно не есть некое формально-логическим
путем образованное общее, помещаемое
или над, или между общественными формациями,
сферами общественной жизни. Оно составляет
их реальное основание, субстанцию и законы
развития общества, которые «скрепляют»
в единое целое исторический процесс и
различные сферы общественной жизни. Следовательно,
основа бытия всякого общества, законы
его развития и функционирования образуют
предмет фундаментальной социологической
науки. Но эта основа не может быть только
в социальной сфере. Она лежит глубже —
в экономике, в материальном производстве,
определяющих развитие других сфер общественной
жизни.
3
В Чикагском университете в 1892 г. возник
первый в мире социологический университет,
возглавляемого А.Смоллом, с которого
началась институциализация университетской
социологии. Сам университет был основан
семейством Рокфеллеров. Чикагская социологическая
школа - явление в социологической науке
действительно уникальное, не только вызывающее
интерес у исследователей, но и имеющее
безусловную значимость для развития
социологии и ее утверждения как академической
дисциплины. Ее основателем считается
Р. Парк.
Первой
заявкой на лидерство Чикагской
школы в социологии была работа У.
Томаса и Ф. Знанецкого <Польский крестьянин
в Европе и Америке>. Среди центральных
тем исследования значилась социология
города, разрабатывавшаяся Р. Парком
и Э. Берджесом в рамках социально-экологической
теории (<инвайронментальной социологии>).
Городские исследования, проводившиеся
в духе социального реформизма, были нацелены
на установление <социального контроля>
и <консенсуса>. Чикагская социологическая
школа в период с 1915 года до начала 30-х
годов сформировала интегральную и кумулятивную
программу проведения основанных на местных
проблемах исследований, которые произвели
в свое время очень сильное впечатление.
Несмотря на имевшиеся в этой программе
слабые места, она стала важным этапом
в институциализации социологии и эмпирических
исследований и имела долгосрочное значение
и влияние. Несколько меньшее значение
как социологический центр имел в начале
XX века Колумбийский университет, который
приобрел международную значимость с
1940 года под руководством Пауля Лазарсфельда
и Роберта Мертона.
Главной
своей практической
задачей школа с момента создания поставила
научное обеспечение решений, принимаемых
местными органами власти, в частности
муниципальными властями Чикаго. Вот почему
в перечне ее исследований значительное
место занимали такие проблемы, как девиантное
и маргинальное поведение, изучаемое на
примере работы тюрем графств, суда для
несовершеннолетних, выполнения закона
о бедности. Объектом исследования являлись
пенитенциарная система, жизнь в отелях,
бродяги, городские районы порока, банды,
самоубийства, психические заболевания,
«сухой закон», религиозные секты.
Школа
существует и пользуется высокой
профессиональной репутацией и сегодня
(ее представители специализируют на
проблемах урбанизма и окружающей среды),
но уже не в качестве безусловного научного
лидера.
5.
Социальное исследование -
это научная последовательность действий,
которая называется эмпирической, когда
исследуются соц. факты опытным путем.
Социологическое
исследование - это системное изучение
социальных процессов и явлений, характеризующееся:
всесторонним сущностным анализом предмета
исследования; эмпирическим способом
получения данных об изучаемом явлении,
процессе; статистической обработкой
данных об единичных проявлениях социальной
реальности. Это система теоретических
и эмпирических методов обследования
социальной реальности с использованием
методов статистической обработки данных.
Кратко
различия между двумя типами исследования
можно сформулировать так:
♦
Понятие «социальное исследование»
более широкое, чем понятие «социологическое
исследование».
♦
Понятие «социальное исследование»
не отражает стоящую за ним конкретную
науку, а «социологическое исследование»
— отражает. Это социология.
♦
Социологическое исследование нормировано
идеалом научного метода, а социальное
— нет.
♦
Социологическое исследование определено
предметом и тематикой социологии,
а также методом, социальное исследование
— нет.
♦
У социологического исследования есть
специфический метод, а у социального
нет.
♦
Социологическое исследование —
внутридисциплинарный метод познания,
а социальное — междисциплинарный.
♦
Социальное исследование охватывает любые
социальные проблемы общества, даже те,
которые необязательно принадлежат
к социологии, а социологическое — узкий
круг проблем, заданных предметом социологии.
♦
Социальное исследование всеядно и
неразборчиво, социологическое —
избирательно.
♦
Социальные исследования (опросы) проводят
юристы, врачи, экономисты, журналисты,
кадровики. Это общественные социологи.
Социологическое исследование проводят
только профес-ионалы. Его отличительная
черта — спаянность теории и метода. Этого
не понимают первые.
♦
Источник социологического исследования
— научная литература и профессиональная
подготовка, социального — популярная
литература и обыденный опыт (собственный
жизненный опыт или опыт данного ведомства).
♦
Социальное исследование отражает широкий
взгляд на общество, социологическое
— узкий, специализированный.
6.
Разведывательное исследование решает
весьма ограниченные по своему содержанию
задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие
обследуемые совокупности и основывается
на упрощенной программе и сжатом по объему
инструментарии.
Разведывательное
исследование используется для предварительного
обследования определенного процесса
или явления. Потребность в таком предварительном
этапе, как правило, возникает тогда, когда
проблема или мало, или вообще не изучена.
В частности, он успешно применяется для
получения дополнительной информации
о предмете и объекте, для уточнения и
корректировки гипотез и задач, инструментария
и границ обследуемой совокупности в углубленном,
широкомасштабном исследовании, а также
для выявления трудностей, которые могут
встретиться в дальнейшем.
Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное
исследование служит поставщиком оперативных
данных. В этом смысле можно говорить о
такой его разновидности, как экспресс-опрос,
цель которого состоит в получении отдельных
сведений, особо интересующих исследователя
в данный момент.
Обычно
в разведывательном исследовании используется
какой-либо один из наиболее доступных
методов сбора первичной социологической
информации, дающий возможность сделать
это в короткие сроки.
Описательное
исследование - более сложный вид социологического
анализа, который позволяет составить
относительно целостное представление
об изучаемом явлении, его структурных
элементах. Осмысление, учет такой всесторонней
информации помогают лучше разобраться
в обстановке, более глубоко обосновать
выбор средств, форм и методов управления
общественными процессами.
Описательное
исследование проводится по полной, достаточно
подробно разработанной программе
и на базе методически апробированного
инструментария. Его методологическая
и методическая оснащенность делает
возможным группировку и классификацию
элементов по тем характеристикам, которые
выделены в качестве существенных в связи
с изучаемой проблемой.
Описательное
исследование обычно применяется в
тех случаях, когда объектом служит
относительно большая общность людей,
отличающихся различными характеристиками.
Это может быть коллектив крупного предприятия,
где трудятся люди разных профессий и
возрастных категорий, имеющие различные
стаж работы, уровень образования, семейное
положение и т.д., или население города,
района, области, региона. В таких ситуациях
выделение в структуре объекта относительно
однородных групп дает возможность осуществить
поочередную оценку, сравнение и сопоставление
интересующих исследователя характеристик,
а кроме того, выявить наличие или отсутствие
связей между ними.
Выбор
методов сбора информации в описательном
исследовании определяется его задачами
и направленностью. Сочетание различных
методов повышает представительность,
объективность, полноту социологической
информации, а следовательно, позволяет
дать более обоснованные выводы и рекомендации.
Аналитическое
социологическое исследование ставит
своей целью наиболее углубленное изучение
явления, когда нужно не только описать
структуру, но и узнать, что определяет
его основные количественные и качественные
параметры.
Подготовка
аналитического исследования требует
значительного времени, тщательно
разработанной программы и инструментария.
По используемым методам сбора социологической
информации аналитическое исследование
носит комплексный характер. В нем,
дополняя друг друга, могут применяться
различные формы опроса, анализа документов,
наблюдения. Естественно, это требует
умения взаимоувязывать, «стыковать»
информацию, полученную по разным каналам,
придерживаться определенных критериев
ее интерпретации. Тем самым аналитическое
исследование существенно отличается
не только содержанием своего подготовительного
этапа и этапа сбора первичной информации,
но и подходом к анализу, обобщению и объяснению
полученных результатов.
Разновидностью
аналитического исследования можно считать
эксперимент. Его проведение предполагает
создание экспериментальной ситуации
путем изменения в той или иной степени
обычных условий функционирования объекта.
В ходе эксперимента особое внимание уделяется
изучению «поведения» тех факторов, которые
придают объекту новые черты и свойства.
7
Пилотажное исс — это исс выполняется
в виде предварительного, когда предмет
исс мало изучен. Такие исс применяются
для уточнения гипотез и задач, отработки
методик исс. Проводится без заранее готового
плана. Пилотажное исследование предназначено
для отработки технических процедур и
приемов, чаще всего — для апробации вопросника.
При проведении
пилотажного исследования необходимо
учитывать правила:
Объем
выборки в пилотажном исследовании
не имеет четкого методического обоснования.
Обычно полагают достаточным опросить
около 30 респондентов. Важно только, чтобы
они представляли все существенные категории
планируемого объекта исследования.
Малая
выборка в пилотаже вовсе не обязательно
должна быть репрезентативной по отношению
к генеральной совокупности. Куда важнее
другое ее качество — разнообразие: она
должна включать те группы респондентов,
которые способны реагировать на инструментарий
по-разному. Если малообразованные люди
составят в будущей выборке незначительную
долю, их необходимо опрашивать в первую
очередь именно потому, что они могут отвечать
на ваши умные вопросы совсем не так, как
ожидается.