Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 18:40, шпаргалка
Ответы на 21 вопрос.
В
пилотажную выборку включают тех респондентов,
которые представляют наиболее важные
для темы опроса социально-демографичекие
признаки (пол, возраст, образование, стаж
работы, содержание труда и т.п.).
Пилотажное
исследование составляется на основе
логического осмысления всей проблемы
будущего исследования, приблизительного
расположения вопросов с точки зрения
их очевидной целесообразности. В ходе
пилотажа проверяются все процедуры, весь
инструментарий исследования, выбраковываются
неудачные вопросы, вносятся коррективы
на отдельных этапах исследования.
8 Повторное исследование рассматривает изучаемый объект в динамике, изменении. Это - исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию. Повторные исследования, в свою очередь, делятся на панельные (повторяющиеся с определенным интервалом) и лонгитюдные (длительные исследования, подготовка и проведение которых осуществляются в течение нескольких лет).
Повторные
социологические исследования при
соответствующей организационной работе
обеспечивают новую форму получения социальной
информации - социальный мониторинг, который
представляет собой целостную систему
отслеживания происходящих в обществе
процессов на основе сбора, хранения и
обработки информации через определенные
промежутки времени.
9 Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.
Метод анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Например, домохозяйка может покупать дорогой стиральный порошок, чтобы удовлетворить потребность в чистом, опрятном внешнем виде (выгода). Ценностный ориентир, который определяет выбор бренда/продукта — стремление быть образцовой женой и матерью и заслужить таким образом уважение в обществе. Другим мотивом (выгодой) может быть сохранение первоначального цвета белья и потребность модно выглядеть. За последней выгодой стоят уже иные ценностные ориентиры — например, стремление выделиться из общей массы.
Опросники личностные — совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. д. Личностные опросники позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне — от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Личностные опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.).
10 Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Выделят следующие виды наблюдения: включенное и невключенное; открытое и скрытое; полевое и лабораторное, а также спровоцированное.
Включенное наблюдение: исследователь является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником событий (например, используется в оперативно-розыскной деятельности при внедрении сотрудника правоохранительных органов в преступную среду);
при невключенном, внешнем наблюдении наблюдатель является сторонним лицом (часто используется при подготовке программы исследования, для уточнения гипотез, определения принципов организации исследования).
Наблюдение может быть открытым, явным и скрытым (например, наблюдатель скрыт, невидим за стеклом Гезелла).
Полевое наблюдение проводится в естественных для наблюдаемого лица условиях и позволяет исследовать естественную жизнь объекта наблюдения, но интересующая ситуация мало поддается контролю, а может и вообще не проявиться – это часто выжидательное, несистематическое наблюдение.
Лабораторное наблюдение направлено на исследование личности (группы) в контролируемой ситуации, которая создается искусственно и это может исказить получаемые результаты.
Спровоцированное
наблюдение по форме является приближенным
к естественному эксперименту, так как
исследователь создает ситуацию, которая
его интересует.
11 Эксперимент – это изучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в социологии весьма затруднено. И не только вследствие сложности объектов исследования, трудностей с контролированием и управлением социальными условиями, но и по этическим соображениям.
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.
В полевом эксперименте воздействие экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты исследования функционируют в привычной среде и участники, как правило, не знают о проводимом эксперименте. Такой эксперимент может быть неконтролируемым ( исследователь просто наблюдает за действием фактора) и контролируемым (исследователь сам вводит в действие экспериментальный фактор).
В лабораторном эксперименте объект исследования наблюдается не в естественных условиях, а в лабораторной обстановке. Это позволяет более точно контролировать воздействие экспериментального фактора. Но поскольку участники знают о факте эксперимента, исследователю необходимо замаскировать его истинные цели и задачи.
Для
эксперимента важнейшим
условием является установление
его валидности, т.е. обоснованности
и адекватности его результатов и выводов.
Внутренняя валидность означает доказательство
того, что именно экспериментальный фактор
вызвал наблюдаемые изменения объекта.
Внешняя валидность – установление того,
что выявленная экспериментом закономерность
может быть перенесена на естественную,
неэкспериментальную ситуацию. Для полевого
эксперимента особой проблемой является
обеспечение внутренней валидности, для
лабораторного – внешней.
12 Анализ документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.
Количественный анализ документов (контент-анализ). Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и т.п. источники, является возможность, субъективных влияний на результаты анализа, т.е. влияния установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Эти влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для обнаружения подобных влияний при интуитивном анализе не существует. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом расчете различных объективных характеристик текста. Суть метода контент-анализа сводится к тому, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа (например, упоминания названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания.
Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением.
13 Качественные методы ставят в центр рассмотрения общие закономерности, при которых из отдельных случаев можно вывести повторяющиеся или общие признаки. Тем самым, в отличие от качественных количественные не учитывают единое и особенное в предмете исследования. Отличие качественных методов будет заключаться в том, что позволяет выявить частное, специфичное. Таким образом, принципиальные различия между качественным и количественными методами проявляются в особом эмпирическом угле зрения при рассмотрении соц.реальности. Количественные методы нацелены на выявление общих принципов, а качественные- на определение различий в соц. Явлениях или процессах. Качествен. Методы позволяют анализировать специфические признаки, а количествен. – позволяют выявить общие закономерности и тенденции.
Если необходимо изучить проблему характерную для всего общества в целом используют количественный метод для выявления соц. Аспектов. Например: рост подростковой и молодежной преступности в украинском обществе.
Качественные методы эффективно применяются в случаях, когда необходимо:
получить глубинное понимание моделей потребления, покупательского поведения и факторов, определяющих выбор потребителя; его привычек, предпочтений;
изучить процесс принятия решений о покупке;
описать
отношение потребителя к
оценить
степень удовлетворенности
14 Глубинные интервью
Это полустандартизированные/
Глубинное интервью - разновидность личного интервью, в ходе которого наряду с непосредственными оценками и суждениями исследователь старается выяснить глубинные психологические мотивы и установки по отношению к изучаемому продукту. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы маркетингового исследования, а не заполнение формальной анкеты. Это позволяет детально выяснить все аспекты поведения и реакций респондента, которые могут быть важны для решения задач исследования.
Основная идея метода - откровенный разговор на определенную тему, которая закрыта при присутствии других людей либо связана с процессом принятия индивидуальных решений, как например, процесс приобретения товаров. Методика позволяет получить более детальную информацию о восприятии продукта потребителем, выяснить поведенческие установки, критерии выбора и факторы влияния.
Глубинные интервью применяют, когда:
-тема
исследования затрагивает
- тема
обсуждения касается
-изучаемая
группа людей представляет
труднодоступными" респондентами (например, респонденты - директора крупных компаний)
Глубинные
интервью проводятся профессиональными
интервьюерами, которые способны эффективно
контролировать ход мыслей респондента
и фиксировать его глубинные мотивации.
Полученная информация записывается с
помощью видео- и аудио-оборудования. Видеозапись
используется также при анализе невербальных
реакций респондентов.
15 Композиция анкеты:
1. Титульный лист( не обязательно)- указывают реквизиты службы, которая проводит исследование.
2. Вводная
часть: обращение к
3. Содержательная: все вопросы по типам, которые выбраны.
4. Паспортичка: Как правило хорошо разработанная анкета должна заполняться не более 30 мин.
Социологическая анкета должна соответствовать ряду требований, которые повышают уровень надежности социологической информации:
1) Анкета должна быть анонимной и факт конфиденциальности должен быть прописан.
2) Ситуация
анкетного опроса должна быть
объявлена (время, место,
3) Содержание анкеты строго по ее структуре и композиции