Ответы по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 18:40, шпаргалка

Описание

Ответы на 21 вопрос.

Работа состоит из  1 файл

81кк.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие признаки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.). 

    Пилотажное  исследование составляется на основе логического осмысления всей проблемы будущего исследования, приблизительного расположения вопросов с точки зрения их очевидной целесообразности. В ходе пилотажа проверяются все процедуры, весь инструментарий исследования, выбраковываются неудачные вопросы, вносятся коррективы на отдельных этапах исследования. 

Повторное исследование рассматривает изучаемый объект в динамике, изменении. Это - исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию. Повторные исследования, в свою очередь, делятся на панельные (повторяющиеся с определенным интервалом) и лонгитюдные (длительные исследования, подготовка и проведение которых осуществляются в течение нескольких лет).

Повторные социологические исследования при  соответствующей организационной работе обеспечивают новую форму получения социальной информации - социальный мониторинг, который представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени. 

9 Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.

Метод анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно-следственных связей между свойствами (attributes) продукта или бренда, выгодами от использования (consequences) и ценностями (values) потребителей. Например, домохозяйка может покупать дорогой стиральный порошок, чтобы удовлетворить потребность в чистом, опрятном внешнем виде (выгода). Ценностный ориентир, который определяет выбор бренда/продукта — стремление быть образцовой женой и матерью и заслужить таким образом уважение в обществе. Другим мотивом (выгодой) может быть сохранение первоначального цвета белья и потребность модно выглядеть. За последней выгодой стоят уже иные ценностные ориентиры — например, стремление выделиться из общей массы.

Опросники личностные — совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый (информант) может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. д. Личностные опросники позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне — от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Личностные опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.).

10 Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменении в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Выделят следующие виды наблюдения: включенное и невключенное; открытое и скрытое; полевое и лабораторное, а также спровоцированное.

Включенное  наблюдение: исследователь является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником событий (например, используется в оперативно-розыскной деятельности при внедрении сотрудника правоохранительных органов в преступную среду);

при невключенном, внешнем наблюдении наблюдатель является сторонним лицом (часто используется при подготовке программы исследования, для уточнения гипотез, определения принципов организации исследования).

Наблюдение  может быть открытым, явным и скрытым (например, наблюдатель скрыт, невидим за стеклом Гезелла).

Полевое наблюдение проводится в естественных для наблюдаемого лица условиях и позволяет исследовать естественную жизнь объекта наблюдения, но интересующая ситуация мало поддается контролю, а может и вообще не проявиться – это часто выжидательное, несистематическое наблюдение.

Лабораторное  наблюдение направлено на исследование личности (группы) в контролируемой ситуации, которая создается искусственно и это может исказить получаемые результаты.

Спровоцированное  наблюдение по форме является приближенным к естественному эксперименту, так как исследователь создает ситуацию, которая его интересует. 

11 Эксперимент – это изучение объекта в искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях. Проведение экспериментов в социологии весьма затруднено. И не только вследствие сложности объектов исследования, трудностей с контролированием и управлением социальными условиями, но и по этическим соображениям.

По  характеру экспериментальной  ситуации эксперименты делятся на полевые  и лабораторные.

В полевом эксперименте воздействие экспериментального фактора происходит в реальной жизненной ситуации, объекты исследования функционируют в привычной среде и участники, как правило, не знают о проводимом эксперименте. Такой эксперимент может быть неконтролируемым ( исследователь просто наблюдает за действием фактора) и контролируемым (исследователь сам вводит в действие экспериментальный фактор).

В лабораторном эксперименте объект исследования наблюдается не в естественных условиях, а в лабораторной обстановке. Это позволяет более точно контролировать воздействие экспериментального фактора. Но поскольку участники знают о факте эксперимента, исследователю необходимо замаскировать его истинные цели и задачи.

Для эксперимента важнейшим  условием является установление его валидности, т.е. обоснованности и адекватности его результатов и выводов. Внутренняя валидность означает доказательство того, что именно экспериментальный фактор вызвал наблюдаемые изменения объекта. Внешняя валидность – установление того, что выявленная экспериментом закономерность может быть перенесена на естественную, неэкспериментальную ситуацию. Для полевого эксперимента особой проблемой является обеспечение внутренней валидности, для лабораторного – внешней. 

12 Анализ документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.

Количественный  анализ документов (контент-анализ). Наиболее существенным ограничением, связанным  с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и т.п. источники, является возможность, субъективных влияний на результаты анализа, т.е. влияния установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Эти влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для обнаружения подобных влияний при интуитивном анализе не существует. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом расчете различных объективных характеристик текста. Суть метода контент-анализа сводится к тому, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа (например, упоминания названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания.

Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением.

13 Качественные методы ставят в центр рассмотрения общие закономерности, при которых из отдельных случаев можно вывести повторяющиеся или общие признаки. Тем самым, в отличие от качественных количественные не учитывают единое и особенное в предмете исследования. Отличие качественных методов будет заключаться в том, что позволяет выявить частное, специфичное. Таким образом, принципиальные различия между качественным и количественными методами проявляются в особом эмпирическом угле зрения при рассмотрении соц.реальности. Количественные методы нацелены на выявление  общих принципов, а качественные- на определение различий в соц. Явлениях или процессах. Качествен. Методы позволяют анализировать специфические признаки, а количествен. – позволяют выявить общие закономерности и тенденции.

Если  необходимо изучить проблему характерную  для всего общества в целом  используют количественный метод для  выявления соц. Аспектов. Например: рост подростковой и молодежной преступности в украинском обществе.

Качественные методы эффективно применяются в случаях, когда необходимо:

получить  глубинное понимание моделей  потребления, покупательского поведения  и факторов, определяющих выбор потребителя; его привычек, предпочтений;

изучить процесс принятия решений о покупке;

описать отношение потребителя к продуктам, брендам и компаниям;

оценить степень удовлетворенности существующими  продуктами.

14 Глубинные интервью

Это полустандартизированные/интервью с одним, реже 2-3, респондентами. Длительность одного интервью: 1-1,5 часа.

Глубинное интервью - разновидность личного интервью, в ходе которого наряду с непосредственными оценками и суждениями исследователь старается выяснить глубинные психологические мотивы и установки по отношению к изучаемому продукту. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы маркетингового исследования, а не заполнение формальной анкеты. Это позволяет детально выяснить все аспекты поведения и реакций респондента, которые могут быть важны для решения задач исследования.

Основная  идея метода - откровенный разговор на определенную тему, которая закрыта при присутствии других людей либо связана с процессом принятия индивидуальных решений, как например, процесс приобретения товаров. Методика позволяет получить более детальную информацию о восприятии продукта потребителем, выяснить поведенческие установки, критерии выбора и факторы влияния.

Глубинные интервью применяют, когда:

-тема  исследования затрагивает личные  взгляды или может вызвать  смущение (например, использование предметов женской гигиены, социально значимые темы)

- тема  обсуждения касается особенностей  принятия личных решений мнения  по теме очень варьируется,  что нарушает гомогенность группы

-изучаемая  группа людей представляет собой  редкую категорию населения или с так называемыми

труднодоступными" респондентами (например, респонденты - директора крупных компаний)

Глубинные интервью проводятся профессиональными  интервьюерами, которые способны эффективно контролировать ход мыслей респондента  и фиксировать его глубинные мотивации. Полученная информация записывается с помощью видео- и аудио-оборудования. Видеозапись используется также при анализе невербальных реакций респондентов. 

15 Композиция анкеты:

1. Титульный  лист( не обязательно)- указывают  реквизиты службы, которая проводит исследование.

2. Вводная  часть: обращение к респонденту, преамбула, в которой коротко излагается тематика исследования: цель и условия заполнения анкеты.

3. Содержательная: все вопросы по типам, которые  выбраны.

4. Паспортичка: Как правило хорошо разработанная анкета должна заполняться не более 30 мин.

Социологическая анкета должна соответствовать ряду требований, которые повышают уровень  надежности социологической информации:

1) Анкета  должна быть анонимной и факт  конфиденциальности должен быть прописан.

2) Ситуация  анкетного опроса должна быть  объявлена (время, место, необходимые  инструменты)

3) Содержание  анкеты строго по ее структуре  и композиции

Информация о работе Ответы по социологии