Овременная российская социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание

Проще говоря, ученые осознали, что наши средства и возможности менее развиты, чем устремления и познавательные амбиции. Поэтому возникла реальная проблема дальнейшего развития социального знания: сохранить либо предмет изучения (общество как целостная система), либо – метод (научный анализ и практическое подтверждение научных выводов). И сегодня параллельно развиваются две социологии: академическая (система знаний об обществе) и прикладная (с позиций аналитики для изучения конкретных социальных событий и фактов).

Содержание

1. Введение.

3 1.1 Термин

«социология».

3

1.2 Рождение социологии в России.

4

2. Основная часть.

5

1. Ранние русские социологи.

5

2. Жизнь и творчество П.А. Сорокина.

8

3. Советская социология 20-30-х годов.

12

2.3.1 Положение русской социологии после

Октябрьской революции.

12

2.3.2 Предпосылки становлени марксистской социологии

13

2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов.

14

2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы).

16

2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы)

18

2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели»

18

2.5.2 Исследования социологов 80-х годов.

19

3. Заключение.

21

3.1 Современная российская социология. 21

3.2 Вывод.

22

4. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

5 Социология в России.docx

— 36.86 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

1. Введение.

 

3 1.1 Термин

 

«социология».

 

3

 

1.2 Рождение социологии  в России.

 

4

 

2. Основная часть.

 

5

 

1. Ранние русские социологи.

 

5

 

2. Жизнь и творчество  П.А. Сорокина.

 

8

 

3. Советская социология 20-30-х  годов.

 

12

 

2.3.1 Положение русской  социологии после

 

Октябрьской революции.

 

12

 

2.3.2 Предпосылки становлени  марксистской социологии

 

13

 

2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов.

 

14

 

2.4 Возрождение советской  социологии (50-60-е годы).

 

16

 

2.5 Парадоксы развития  советской социологии (60-80-е годы)

 

18

 

2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели»

 

18

 

2.5.2 Исследования социологов 80-х годов.

 

19

 

3. Заключение.

 

21

 

3.1 Современная российская  социология. 21

 

3.2 Вывод.

 

22

 

4. Список использованной  литературы.

 

23

 

1. Введение.

 

1.1 Термин «социология»  ввел в 30-е годы Х1Х века  Огюст Конт, который и считается  отцом-основателем новой научной  дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать  (объединить) все знания об обществе  как едином организме и дать  им подлинную научную

(построенную на строгом  изучении фактов) основу.

 

Поэтому социология ставила  перед собой две основные задачи:

 

1) изучение общества как  целостной системы;

 

2) изучение общества позитивным (научно-инструментарным) методом.

 

Она должна была отличаться от философии, которая подходила  к изучению общества умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также от психологии, которая  интересовалась индивидуумами, а не типическими групповыми проявлениями социального поведения и взаимодействия.

 

Но вскоре социологи поняли, что могут: 1) либо изучать общество как целостную систему – и  тогда они вынуждены применять  умозрительный подход

(социально-философский); 2) либо  изучать общество строго научным

(инструментарным) средством  и тогда они не охватывают  всю целостность, а анализируют  только малые сообщества, отдельные  явления или процессы.

 

Проще говоря, ученые осознали, что наши средства и возможности  менее развиты, чем устремления  и познавательные амбиции. Поэтому  возникла реальная проблема дальнейшего  развития социального знания: сохранить  либо предмет изучения (общество как  целостная система), либо – метод (научный анализ и практическое подтверждение  научных выводов). И сегодня параллельно  развиваются две социологии: академическая (система знаний об обществе) и прикладная (с позиций аналитики для изучения конкретных социальных событий и  фактов).

 

Таким образом социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью  раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между  индивидами и группами.

 

Социология – одна из общественных наук, или поведенческих, как таковая  она отличается от естественных наук (биологии, физики, химии) и от гуманитарных (литературы, музыки, искусства). Все  социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика  и политическая наука имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи и отличаются друг от друга.

 

1.2 Развитие социологии  в России представляет собой  весьма увлекательный и вместе  с тем во многом драматичный  процесс. Во второй половине  Х1Х века, по мере становления  социологии на западе, новая социальная  наука стала проникать в Россию. Российское научное общество  быстро обнаружило новаторский  характер теорий Конта, Спенсера, Миля. Эти представления ранней  классической социологической мысли  превратились в самых читаемых  авторов в среде просвещенной  публики. Одновременно росло и  влияние марксисткой теории, которая  к концу Х1Х века приобрела  не только академический вес,  но и превратилась в политическое  движение.

 

На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула  теоретиков мирового масштаба, однако, для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социологической мысли, отражающие историческое и социальное своеобразие России.

 

2 Основная часть.

 

2.1 В русскую интеллектуальную  среду социологические идеи проникли  спустя два десятилетия после  опубликования во Франции знаменитого  труда

Огюста Конта «Курс  позитивной философии». Уже в 1859 г. в  «Современнике» были изданы статьи П.Л. Лаврова, имевшие позитивную направленность.

 

Петр Лаврович Лавров (1828-1900) известен, прежде всего, как политик- теоретик и политик-практик, и это  справедливо. Его наиболее известное  произведение «Исторические письма»  проникнуто духом индивидуализма и  изобилирует романтическими идеями о смене политического устройства общества и о роли личности в истории. Он выдвигает понятие «критически  мыслящей личности», эдакой своеобразной предтечи ницшеанского Сверхчеловека, которая сперва совершает внутреннюю критическую работу, а затем организует массовое движение, формирует политическую партию, наконец, изменяет государственное  устройство. У Лаврова трудно найти  произведение собственно социологической  направленности, то есть такие, которые  бы исследовали социальные процессы.

Его заслуга перед отечественной  социологией состоит в том, что  он первым популяризировал позитивистские идеи Конта в России, он говорил  и писал о социологии как о  возможном и научно правильном методе исследования.

 

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) наиболее яркая личность в  славной плеяде русских социологов-позитивистов. Несмотря на то, что он не создал законченного учения и не написал труда, в котором  представил бы систему взглядов в  обобщенном виде, его заслуга перед  отечественной социологической  мыслью огромна. Михайловский, являясь  редактором журнала «Современник», публиковал в нем многочисленные статьи.

Систематизация взглядов Михайловского позволяет сделать  ряд выводов. Во- первых, его следует  отнести к сторонникам позитивизма  биологического и психологического направлений. В работе «Борьба за индивидуальность» и «Что такое  прогресс» выражается биологическое  направление. Михайловский ставит человеческую индивидуальность в последовательность, исходным элементом которой является биологическая клетка, а завершающим  элементом – человеческое общество, таким образом, клетка и общество – явления одного порядка. О приверженности к психологизму свидетельствуют  статьи «Герои и толпа», «Еще о герое», «Еще о толпе». В них, Михайловский приходит к весьма ценным в научном  плане открытиям. Анализируя толпу, он находит в ее экспрессивном  и хаотическом поведении строгую  закономерность. Он делит толпу на массу и героя, дает характеристику каждому из компонентов, говорит  о роли героя, который передает свой психологический импульс, а толпа заражается им. В споре со Спенсером, он приходит к совершенно иным выводам.

Спенсер доказывает, что уровень  развития общества пропорционален уровню социальной и профессиональной дифференциации, то есть термины общественного прогресса  зависят от того, насколько многообразна социальная структура.

Михайловский считает, что  многообразие социальное и профессиональное действительно способствует темпам прогресса, однако, отрицательно сказывается  на личности, а так как личность является ценностью абсолютной, то в споре личности и общественного  развития приоритет должен оставаться за личностью.

 

Лев Ильич Мечников (1832-1888), родной брат Ивана Ильича Мечникова, известного русского врача и физиолога. Написал труд «Цивилизация и великие  исторические реки», изданный впервые  в 1889 г. Автор поставил перед собой  ряд глобальных вопросов: в чем  причина солидарности человеческих сообществ, какой принцип лежит  в основе развития цивилизации. По мнению Мечникова в основании важнейших  социальных процессов лежит географический фактор.

Человеческая цивилизация  прошла три этапа: речной, морской, океанский.

Первый этап характеризуется  рождением цивилизаций Древнего мира, все они родились по берегам  великих рек. При низком уровне развитии орудий труда поведение их работ  связано с неординарностью привлечения  огромного числа людей. Именно этот фактор создал условия для рождения государств с жесточайшей формой правления – сантратией. Второй этап связан с освоением бассейнов  Средиземного и других морей. Наличие  островов с реальной социальной и  политической организации создал, по мнению автора условия для рождения Античной цивилизации с вариантностью  ее политического устройства, философии, экономики. Наконец, освоение Мирового океана, Великие географические открытия сделали человечество единым. Таким  образом, макросоциальные процессы объясняются с помощью привлечения  географической науки.

 

Субъективный метод в  социологии – явление, свойственное только отечественной социологии. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кореев отстаивают возможность и необходимость  субъективизма в социологии. По их мнению, субъективный взгляд исследователя  надо отполировать от объективизма, результатов  исследования. Субъективизм необходим  в тех исследованиях, где социальное действие индивида, поставив себя на его  место, только тогда можно сделать  вывод о поведении другого  человека.

 

На рубеже веков российская социологическая мысль стала  постепенно выходить на уровень мировой  социальной науки. Это прогрессивное  развитие было связано с именами  замечательных мыслителей П.А. Кропоткина, Н.К.

Ковалевского, Е.И. Де Роберти, Л. Петражидского и др.

 

Активное развитие неокантианства получает в начале ХХ века, и в  особенности после легализации  социологии, когда в Россию, из Германии вернулись ряд социологов неокантианцев: А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А.

Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражидский.

Неокантианцы считали  невозможным рассматривать общественную жизнь как следствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другие критерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцент внимания на проблемы культурных ценностей, а не на развитие и смешение цивилизаций.

 

Одновременно с неокантианством, в период начала ХХ века в России набирает силу новое методологическое направление – неопозитивизм. Его  приверженцами были А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин. В отличие  от позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поиск  социальных факторов, неопозитивизм  обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальному  поведению.

 

На революционной волне  в 1918 г. был учрежден Социобиблиографический институт, в 1919 г. были созданы первые кафедры социологии в Ярославском  и

Петроградском университетах, а в последнем в 1920 г. – отделение  социологии на факультете общественных наук.

 

2.2 Теории русских Социологов  отражали не только современные  для того времени теории западных  ученых, но и практические социально-политические  и экономические проблемы российской  действительности, реалии общественных  движений, направленных прежде всего  на установление в России демократического  строя.

 

Сочетание этих научных и  социально-политических факторов оказалось  решающим для формирования творческого  гения выдающегося русского социолога

П.А. Сорокина (1889 – 1968) – теоретика  социологии, политического деятеля, крупного организатора социологического образования. Выпускник

Петербуржского университета, Сорокин чрезвычайно рано обнаружил  интерес к новой социологической  науке, которой и поставил уже  начальные этапы своей научной  карьеры. Сочетая огромную трудоспособность с природным талантом к научной  деятельности Сорокин проявил себя также в политике: он стал одним  из лидеров партии эсеров.

 

После Февральской революции 1917 года Сорокин входил в состав

Временного правительства, а после октября 1917 года ушел в  оппозицию большевикам. Годы духовных и физических преследований Сорокина, последовавшего после установления в России советской власти, привлекли  к его насильственной высылке  на Запад. В США Сорокин весьма быстро приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом  социологического факультета Гарвардского Университета, где его влияние  испытали такие корифеи современной  социологии, как Т. Парсонс, Р. Мертон,

Э. Тирсквян и др.

 

П.А. Сорокин, автор колоссального  количества робот, в том числе

«Системы социологии» (1920), «Социальная мобильность»(1927), «Современные социологические теории»(1928), «Социальной  и культурной динамики» (1946),

«Общество, культура и личность»(1947). В Петербургском университете в 1919

– 1921 годах собрал студентов  и организовал широмасштабные социологические  исследования, которые вошли в  труды: «Голод как фактор» (1922), «Социология  революции» (1928) и др. Будучи заведующим кафедрой и одновременно деканом  факультета социологии в Гарвардском  университете, он получил предложение  от американского правительства  организовать первый в США исследовательский  социологический центр. Будучи на пенсии, к нему обращались правительства  разных стран с аналогичной просьбой.

 

Информация о работе Овременная российская социология