Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:51, курсовая работа
Проще говоря, ученые осознали, что наши средства и возможности менее развиты, чем устремления и познавательные амбиции. Поэтому возникла реальная проблема дальнейшего развития социального знания: сохранить либо предмет изучения (общество как целостная система), либо – метод (научный анализ и практическое подтверждение научных выводов). И сегодня параллельно развиваются две социологии: академическая (система знаний об обществе) и прикладная (с позиций аналитики для изучения конкретных социальных событий и фактов).
1. Введение.
3 1.1 Термин
«социология».
3
1.2 Рождение социологии в России.
4
2. Основная часть.
5
1. Ранние русские социологи.
5
2. Жизнь и творчество П.А. Сорокина.
8
3. Советская социология 20-30-х годов.
12
2.3.1 Положение русской социологии после
Октябрьской революции.
12
2.3.2 Предпосылки становлени марксистской социологии
13
2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов.
14
2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы).
16
2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы)
18
2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели»
18
2.5.2 Исследования социологов 80-х годов.
19
3. Заключение.
21
3.1 Современная российская социология. 21
3.2 Вывод.
22
4. Список использованной литературы.
Содержание.
1. Введение.
3 1.1 Термин
«социология».
3
1.2 Рождение социологии в России.
4
2. Основная часть.
5
1. Ранние русские социологи.
5
2. Жизнь и творчество П.А. Сорокина.
8
3. Советская социология 20-30-х годов.
12
2.3.1 Положение русской социологии после
Октябрьской революции.
12
2.3.2 Предпосылки становлени марксистской социологии
13
2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов.
14
2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы).
16
2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы)
18
2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели»
18
2.5.2 Исследования социологов 80-х годов.
19
3. Заключение.
21
3.1 Современная российская социология. 21
3.2 Вывод.
22
4. Список использованной литературы.
23
1. Введение.
1.1 Термин «социология»
ввел в 30-е годы Х1Х века
Огюст Конт, который и считается
отцом-основателем новой
(построенную на строгом изучении фактов) основу.
Поэтому социология ставила перед собой две основные задачи:
1) изучение общества как целостной системы;
2) изучение общества позитивным
(научно-инструментарным)
Она должна была отличаться
от философии, которая подходила
к изучению общества умозрительно,
спекулятивно, а не путем строгого
анализа фактов и научных обобщений;
а также от психологии, которая
интересовалась индивидуумами, а не
типическими групповыми проявлениями
социального поведения и
Но вскоре социологи поняли, что могут: 1) либо изучать общество как целостную систему – и тогда они вынуждены применять умозрительный подход
(социально-философский); 2) либо
изучать общество строго
(инструментарным) средством
и тогда они не охватывают
всю целостность, а
Проще говоря, ученые осознали,
что наши средства и возможности
менее развиты, чем устремления
и познавательные амбиции. Поэтому
возникла реальная проблема дальнейшего
развития социального знания: сохранить
либо предмет изучения (общество как
целостная система), либо – метод
(научный анализ и практическое подтверждение
научных выводов). И сегодня параллельно
развиваются две социологии: академическая
(система знаний об обществе) и прикладная
(с позиций аналитики для
Таким образом социология
– отрасль науки о человеческом
поведении, ставящая своей целью
раскрытие причинно-
Социология – одна из общественных наук, или поведенческих, как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики, химии) и от гуманитарных (литературы, музыки, искусства). Все социальные науки – антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи и отличаются друг от друга.
1.2 Развитие социологии
в России представляет собой
весьма увлекательный и вместе
с тем во многом драматичный
процесс. Во второй половине
Х1Х века, по мере становления
социологии на западе, новая социальная
наука стала проникать в
На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба, однако, для ведущих российских социологов были характерны прекрасное знакомство с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии, высокая духовная культура, стремление найти и выделить специфические черты российской социологической мысли, отражающие историческое и социальное своеобразие России.
2 Основная часть.
2.1 В русскую интеллектуальную
среду социологические идеи
Огюста Конта «Курс позитивной философии». Уже в 1859 г. в «Современнике» были изданы статьи П.Л. Лаврова, имевшие позитивную направленность.
Петр Лаврович Лавров (1828-1900)
известен, прежде всего, как политик-
теоретик и политик-практик, и это
справедливо. Его наиболее известное
произведение «Исторические письма»
проникнуто духом индивидуализма и
изобилирует романтическими идеями
о смене политического
Его заслуга перед отечественной социологией состоит в том, что он первым популяризировал позитивистские идеи Конта в России, он говорил и писал о социологии как о возможном и научно правильном методе исследования.
Николай Константинович Михайловский
(1842-1904) наиболее яркая личность в
славной плеяде русских социологов-
Систематизация взглядов
Михайловского позволяет
Спенсер доказывает, что уровень
развития общества пропорционален уровню
социальной и профессиональной дифференциации,
то есть термины общественного
Михайловский считает, что многообразие социальное и профессиональное действительно способствует темпам прогресса, однако, отрицательно сказывается на личности, а так как личность является ценностью абсолютной, то в споре личности и общественного развития приоритет должен оставаться за личностью.
Лев Ильич Мечников (1832-1888),
родной брат Ивана Ильича Мечникова,
известного русского врача и физиолога.
Написал труд «Цивилизация и великие
исторические реки», изданный впервые
в 1889 г. Автор поставил перед собой
ряд глобальных вопросов: в чем
причина солидарности человеческих
сообществ, какой принцип лежит
в основе развития цивилизации. По мнению
Мечникова в основании
Человеческая цивилизация прошла три этапа: речной, морской, океанский.
Первый этап характеризуется
рождением цивилизаций Древнего
мира, все они родились по берегам
великих рек. При низком уровне развитии
орудий труда поведение их работ
связано с неординарностью
Субъективный метод в социологии – явление, свойственное только отечественной социологии. П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кореев отстаивают возможность и необходимость субъективизма в социологии. По их мнению, субъективный взгляд исследователя надо отполировать от объективизма, результатов исследования. Субъективизм необходим в тех исследованиях, где социальное действие индивида, поставив себя на его место, только тогда можно сделать вывод о поведении другого человека.
На рубеже веков российская социологическая мысль стала постепенно выходить на уровень мировой социальной науки. Это прогрессивное развитие было связано с именами замечательных мыслителей П.А. Кропоткина, Н.К.
Ковалевского, Е.И. Де Роберти, Л. Петражидского и др.
Активное развитие неокантианства получает в начале ХХ века, и в особенности после легализации социологии, когда в Россию, из Германии вернулись ряд социологов неокантианцев: А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А.
Кистяковский, П.И. Новгородцев, В.М. Хвостов, Л.И. Петражидский.
Неокантианцы считали
невозможным рассматривать
Одновременно с
На революционной волне в 1918 г. был учрежден Социобиблиографический институт, в 1919 г. были созданы первые кафедры социологии в Ярославском и
Петроградском университетах, а в последнем в 1920 г. – отделение социологии на факультете общественных наук.
2.2 Теории русских Социологов
отражали не только
Сочетание этих научных и социально-политических факторов оказалось решающим для формирования творческого гения выдающегося русского социолога
П.А. Сорокина (1889 – 1968) – теоретика социологии, политического деятеля, крупного организатора социологического образования. Выпускник
Петербуржского университета,
Сорокин чрезвычайно рано обнаружил
интерес к новой
После Февральской революции 1917 года Сорокин входил в состав
Временного правительства, а после октября 1917 года ушел в оппозицию большевикам. Годы духовных и физических преследований Сорокина, последовавшего после установления в России советской власти, привлекли к его насильственной высылке на Запад. В США Сорокин весьма быстро приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского Университета, где его влияние испытали такие корифеи современной социологии, как Т. Парсонс, Р. Мертон,
Э. Тирсквян и др.
П.А. Сорокин, автор колоссального количества робот, в том числе
«Системы социологии» (1920),
«Социальная мобильность»(1927)
«Общество, культура и личность»(1947). В Петербургском университете в 1919
– 1921 годах собрал студентов и организовал широмасштабные социологические исследования, которые вошли в труды: «Голод как фактор» (1922), «Социология революции» (1928) и др. Будучи заведующим кафедрой и одновременно деканом факультета социологии в Гарвардском университете, он получил предложение от американского правительства организовать первый в США исследовательский социологический центр. Будучи на пенсии, к нему обращались правительства разных стран с аналогичной просьбой.