Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:51, курсовая работа
Проще говоря, ученые осознали, что наши средства и возможности менее развиты, чем устремления и познавательные амбиции. Поэтому возникла реальная проблема дальнейшего развития социального знания: сохранить либо предмет изучения (общество как целостная система), либо – метод (научный анализ и практическое подтверждение научных выводов). И сегодня параллельно развиваются две социологии: академическая (система знаний об обществе) и прикладная (с позиций аналитики для изучения конкретных социальных событий и фактов).
1. Введение.
3 1.1 Термин
«социология».
3
1.2 Рождение социологии в России.
4
2. Основная часть.
5
1. Ранние русские социологи.
5
2. Жизнь и творчество П.А. Сорокина.
8
3. Советская социология 20-30-х годов.
12
2.3.1 Положение русской социологии после
Октябрьской революции.
12
2.3.2 Предпосылки становлени марксистской социологии
13
2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов.
14
2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы).
16
2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы)
18
2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели»
18
2.5.2 Исследования социологов 80-х годов.
19
3. Заключение.
21
3.1 Современная российская социология. 21
3.2 Вывод.
22
4. Список использованной литературы.
Однако в начале 30-х
годов социологию объявили буржуазной
лженаукой и запретили
2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы).
В период «хрущевской оттепели»
роль общественных наук как опоры
строительства
Активное участие в возрождении социологии приняли А.А. Зворыкин, А.Г.
Здравомыслов, Т.И. Заславская, И.С. Кон, Г.В. Осипов, А.Т. Харчев, О.И.
Шкаратан, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и др.
С первых шагов четко обозначилась
линия развития отечественной социологии
– изучение и участие в строительстве
социалистического и
Парадокс заключался в
том, что если сто лет назад
марксизм претендовал на средство переоценки
ценностей, защиты угнетенных и на орудие
изменения мира, то теперь он превратился
в отсталую догматическую теорию,
защищавшую тоталитаризм и авторитаризм.
Положительная
С1958 по 1964 г. СССР посетили Р. Арон, Р. Мертон, Т. Парсонс, и др. С созданием в 1962 г. Советской социологической ассоциации произошла официальная институциализация социологии. На философских факультетах
Ленинградского и Московского университетов были созданы лаборатории социологических исследований (В.А. Ядов и Ю.В. Арутюнян), в 1960 г. в институте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г.В. Осипов). В
1968 г. начал работу Институт
конкретных социальных
С середины 60-х годов стала издаваться социологическая литература, начинали выходить периодические сборники «Социальные исследования» и
«Информационный бюллетень ССА». Широко публиковались статьи, отчеты, монографии, книги, сборники по социологической проблематике.
Реабилитация социологии,
вовлечение ее в создание нового общества
настоятельно требовали разворота
социологических исследований. Обращение
к опыту западных исследователей
– это было познание новых возможностей
научно- исследовательской работы,
но основанной на ином менталитете. Поэтому
возникал целый ряд трудностей. В
этот период появились социологические
центры, где велась систематическая
и серьезная работа над совершенствованием
научного аппарата исследования. Так,
ленинградские социологи
Вынужденное увлечение эмпиризмом обуславливало преобладание конкретно- социологических исследований узкоприкладного характера – организация и автоматизация труда, текучесть рабочей силы, бюджет времени рабочих, культурный рост советского рабочего класса, всестороннее развитие личности, проблемы молодежи, брака и семьи, массовой коммуникации, социального планирования и др. В результате формировались новые социологические отрасли. На основе которых возникали ТСУ – теоретико-прикладная социология.
2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы).
2.5.1 Необходимо отметить,
что наступление на социологию
явилось лишь моментом общего
политико-идеологического
1968 в Чехословакии. Закончилась
так и неустоявшаяся «оттепель»
1992 г., реально угрожает
превратить Россию в самое
большое криминальное
Противники социологии как
самостоятельной науки
70-х годов социологию
взяли в жесткие политико-
ССА была проведена своего
рода чистка. В результате известные
и квалифицированные социологи
были вынуждены уйти из университета
это значительно ослабило его
функции теоретико-
(контролируемых) социологических
исследований на «позитивных»
аспектах социального развития
страны по принципу «чего
Драматически складывались судьбы гонимых социологов. В 1969 – 1972 гг. в определенной мере удалось задавить свободу мысли и творчества. Но задавить «вполне было уже нельзя. В 1972 г. ИКСИ был переименован в
Институт социологических исследований, в 1974 г. начал выходить журнал
«Социологические исследования»
Шкаратаном, В.Э. Шляпентохом, В.А. Ядовым и др. в них, в отсутствие развитой системы социологического образования, с успехом передавались накапливаемые социологические знания и опыт исследовательской работы следующим поколениям социологов.
В этот период вновь ожила дискуссия о предмете социологии.
Накопленный опыт прикладной
социологии, начавшийся процесс формирования
новых научных дисциплин
(частных») социологических
теориях. Они объясняли
Угримович и др.).
2.5.2 Исследования по
Барулин, Г.Г. Караваев, Ю.К. Плетников, К. Уледов и др.). Отсюда вытекала проблема их соединения с понятиями специальных социологических теорий.
Формирование прикладной
социологии, специальных социологических
теорий свидетельствовало о
В начале 80-х годов жесткий контроль ЦК КПСС, политико-идеологическое давление на советскую социологию усиливается. В 1984 г. Институт социологии
АН СССР был подвергнут критике и было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Особому административному
«расследованию» подверглась Т.И. Заславская по поводу ее «новосибирского доклада» в 1985 г. Дискуссия о предмете социологии как самостоятельной науки, соотношении теоретической и прикладной социологии грозила завершиться трагически. Вновь социологам пришлось вести борьбу за сохранение социологии как науки. Начавшаяся перестройка вновь ее реабилитировала.
Более того, начиная с 1988 г. постановлениями ЦК КПСС социология была призвана для решения проблем перестройки, она обрела права на научные исследования социальной сферы жизнедеятельности общества без каких-либо изъятий. ИСИ был переименован в институт социологии АН СССР. В срочном порядке высшие партийные школы – кузнецы кадров властных бюрократических структур, были переименованы в социолого-политические институты с профилем подготовки кадров социологов и политологов. Все свидетельствовало, что длинный период борьбы в советской социологии за ее самостоятельность как науки завершился. Марксистский фундаментализм оказался преодоленным.
3 Заключение.
3.1 В современной России
положение социологии
На идейно-теоретическом
уровне ее статус не подвергается сомнению,
но в плане практического
Все это весьма печально, ибо культура общества определяется в частности, тем, как это общество понимает и исследует само себя.
Однако многочисленные трудности и проблемы, выражающие перед современной российской социологии имеют и свои положительные стороны. Одна из них состоит в том, что после социологических исследований – как прикладных, так и теоретических – открыто для молодых ученых, входящих в социологическую науку. А это редкий исторический шанс.
Завершение
Института социологии РАН (В.А. Ядов), а в 1992 г. – Российской социологической ассоциации. Открылись широкие возможности контактов и интеграции с широкой общественной наукой. Появлялось все большее количество профессиональной литературы, работы известных социологов. В последнее время
СМИ используют социологическую информацию и проводят интерактивный опрос.
Широкое признание получили работы современных Российских социологов:
Т.И. Заславской, Г.В. Осипова, В.Н. Иванова, О.И. Шпарастака, И.С. Коги,
В.В. Рывкиной, Ю.А. Левады, И.В. Бестужева-Лады, А.Г. Здравомыслова, Н.М.
Вимашевской, Б.А. Трунина, А.В. Дмитриева и др.
Наконец-то создалась реальная
возможность развития отечественной
социологии вне монополии философии
на социальное познание, без административного
вмешательства в
3.2 Вывод