Овременная российская социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание

Проще говоря, ученые осознали, что наши средства и возможности менее развиты, чем устремления и познавательные амбиции. Поэтому возникла реальная проблема дальнейшего развития социального знания: сохранить либо предмет изучения (общество как целостная система), либо – метод (научный анализ и практическое подтверждение научных выводов). И сегодня параллельно развиваются две социологии: академическая (система знаний об обществе) и прикладная (с позиций аналитики для изучения конкретных социальных событий и фактов).

Содержание

1. Введение.

3 1.1 Термин

«социология».

3

1.2 Рождение социологии в России.

4

2. Основная часть.

5

1. Ранние русские социологи.

5

2. Жизнь и творчество П.А. Сорокина.

8

3. Советская социология 20-30-х годов.

12

2.3.1 Положение русской социологии после

Октябрьской революции.

12

2.3.2 Предпосылки становлени марксистской социологии

13

2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов.

14

2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы).

16

2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы)

18

2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели»

18

2.5.2 Исследования социологов 80-х годов.

19

3. Заключение.

21

3.1 Современная российская социология. 21

3.2 Вывод.

22

4. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

5 Социология в России.docx

— 36.86 Кб (Скачать документ)

В своей первой книге «Преступление  и кара, подъем и награда»(1913) социальный феномен (сфера «надорганизации») определяется им как «социальная связь, имеющая  психическую природу и реализующаяся  в сознании индивидов».

То есть, всякое взаимодействие, если оно обладает психологическим  характером суть социальное явление.

 

В «Социологии революции»(1925), где причины всех революций или  иных социальных потрясений Сорокин  видит в подавлении базовых инстинктов людей

(пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыживания). Кроме  того, автор замечает, что войны  и революции уничтожают самых  физически и духовно лучших  людей, а остается «третий сорт».

 

В работе «Системы социологии»(1920) автор предпринял разделение социального  тела на элементарные составные части, а затем создания теоретической  конструкции из ранее выделенных элементов. В процессе реализации первой задачи, аналитической, Сорокин находит, что в основе любой общественной организации лежит социальное явление, которое может быть разложено  на действия индивидов (а также акты, действия) и на проводники общения (символы  интеракции, т.е. языки, письменность, орудия труда, деньги и др.), посредством  которых происходит общение между  индивидами.

Многовариантное соединение частей – синтез, приводит к рождению множественных социальных взаимодействий: взаимодействие одного индивида с одним, одного с несколькими, нескольких с  группой, взаимодействие организованное и неорганизованное, длительное и  бессознательное и т.д.

Далее Сорокин произвел восхождение  от малых групп к большим и  к социальному обществу в целом. В этом восхождении он отметил  наличие структурной иерархии групп. Сперва следуют элементарные группы, сформированные по какому-либо одному признаку: профессиональному, образовательному и др.

Далее следуют кумулятивные группы, в состав которых входят несколько элементарных групп. Кумулятивные группы – объединения, из которых  состоит общество, к ним относятся  классы и нации. На конец, на самом  верху структуры находится сложный  социальный агрегат или попросту конкретное общество, состоящее из совокупности ряда кумулятивных и элементарных групп.

Таким образом, система социологии Сорокина позволяет получить достоверные  знания о сложном агрегате, о его  составных частях, отношениях, опираясь при этом на данные, полученные из наблюдений за поведением людей в их повседневной жизни.

 

Исключительная заслуга  Сорокина в разработке структуры  социологии. В труде «Система социологии»  он выделил три основных раздела  в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная антропология и  морфология); социальная механика, т.е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т.е. теория эволюции общественной жизни.

 

П.А. Сорокин разработал теорию социальной мобильности и стратификации, которая позволяла прослеживать динамику социальных процессов с  помощью определения положения  индивидов и групп в структуре  общества. В работе «Социальная мобильность» автор говорит, что мобильность  есть естественное состояния общества и включающая в себя не только индивидов  и групп, но и социальных объектов (ценности). Мобильности могут различаться  по направленности (восходящая и нисходящая), по формам (коллективная, индивидуальная), по интенсивности, по масштабности. Вертикальную мобильность он рассматривал в трех аспектах по трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая, профессиональная), внутри- и межпрофессиональная. При  этом автор четко различал социальную мобильность и так называемый «коллективный переход» относительно общественной стабильности и в периоды  социальной дезорганизации (войны, революционные  периоды, голод и т.д.).

 

Еще большую известность  приобрело фундаментальней шее  исследование, проведенное Сорокиным  и посвященное социокультурной  динамике – «Социальная и культурная динамика»(1937 –1941). Задача, поставленная самим Сорокиным, состояла в том, чтобы проследить всемирно-историческое развитие человечества и возникновение  социокультурной «суперсистемы». В  основе идеалистической концепции  Сорокина – идея о приоритете сверхорганической  системы ценностей, значений, «чистых  культурных систем», носителями которых  являются индивиды и институты. Исторический процесс по Сорокину, есть цикличная  флуктуация типов культуры, каждый из которых – специфическая целостность, имеющая в основе несколько главных предпосылок (представлений о природе реальности методах ее познания). Он выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate), где преобладает непосредственно чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), где преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic), где господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, и структуре общественных отношений, рациональное преобразование и смена которых происходит в результате войн, революций, кризисов. Эти стадии или своеобразные парадигмы определяют по мысли Сорокина все основные социальные структуры и процессы, происходящие в обществе. Причем переход от одной стадии к другой подчас сопровождается столкновением и крушением общественных структур. Кризис современной «чувственной» культуры Сорокин связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в победе религиозной

«идеалистической» культуры.

 

Влияние теорий Сорокина на развитие западной социологии было значительным.

 

2.3 Советская социология 20-30 гг.

 

2.3.1 Положение социологии  в нашей стране после Октябрьской  революции характеризовалось сравнительно  кратковременным подъемом вначале  и середине

20-х годов, подъемом, который  сменился чуть ли не сорокалетнем  периодом запретов и гонений  на эту науку и ее представителей. Социологическая теория, по природе  своей признающая плюрализм теоретических  интерпретаций и подходов, была  полностью подчинена господству  институализированного марксизма  и его идеологии.

 

В истории российской социологической  науки период 20-30 гг. был периодом «вычитания и потерь». Для него характерны такие парадоксы, как новаторство, блестящее начинание и бесплодное экспериментаторство; много энтузиазма и идеологизация теоретических  поисков; поиск новой культуры и  большевидский принцип «справедливости». Доведенные до логически завершенного абсурда, они разрешились официальным  запретом социологии, который в советской  социологии оставил «белое пятно».

 

Развитие социологии в  России в начале ХХ века было на подъеме  и к

Февральской и Октябрьской  революциям 1917 г. сложился достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Он был представлен: а) немарксистской традицией академической социологии с приоритетом теоретических  исследований – Н.И. Караев, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев и др.; б) марксистской традицией с приоритетом радикализации  социологии в политической борьбе –  А.А. Богданов, В.И. Ленин, Е.А Энгель и др.

 

К этому времени была наработана практика социологических исследований, имелся значительный теоретический  и практический задел в развитии социальной статистики. Более скромными  были результаты в области институциализации  и образовании, свидетельствующие  о несколько худшем положении  русской социологии, чем социологии в странах Запада. Однако надо отметить появление учебной литературы: первые официальные учебники по социологии для вузов Т. Фадеева в 1917 г. и  для средней школы Е. Энгеля в

1918г.

 

Необходимо отметить, что  в академической среде определяющим было влияние немарксистских и антисоциалистических течений. Поэтому, после опубликования  в 1922 г. статьи Ленина «О значении воинствующего  материализма», был поставлен вопрос о коммунистическом контроле за процессом  обучения. Он был облечен в формулировку, что «мы не так сильны, чтобы  за пролетарские деньги разрешить в  стране враждебное инакомыслие и  спорить с еретиками». Деятельность старой профессуры была оценена как  духовное развращение молодежи. Последовательно  выдвижение идеологической и политической функции науки на первый план под  лозунгом: «Кто не нами, тот против нас». За этим жестким каноном марксизма  последовала высылка из страны и  вынужденная эмиграция лучшей части  ученых и преподавателей, тех кто  не поступился своими принципами. В  частности за рубежом оказалось  более восьмидесяти социологов, двое из которых обрели мировое имя  – Г.Д. Гурвич

(Франция) и П.А. Сорокин  (США). В целом, эта была традиция  России, подлинную цену которой  по силам уплатить только несколькими  поколениями.

 

2.3.2 В тоже время строительство  нового социалистического строя  остро нуждалось в социологической  науке. Дефицит марксистских кадров  с достаточно профессиональной  квалификации обуславливал потребность  в их быстрейшей подготовке  через систему рабфаков, института  «красной профессуры». В 20-е  годы была введена промежуточная  научная степень «кандидат наук»,  в том числе и по социологии. Накладываемый на эти трудности  приоритет классового интереса (партийности)  неизбежно сопровождался значительным  упрощением теоретических представлений  о социальной действительности, популяризацией социального знания  в почти сплошь безграмотном  населении, доходящей до крайней  вульгаризации.

 

В месте с тем, в 20-е годы имел место и плодотворный, активный рост отечественной социологии, который  в определенном смысле можно назвать

«золотым». Становление советской (марксистской) социологии носило пионерский характер: ее объектом было общество, строящееся на базе общественной собственности  и приоритетом большинства –  трудящихся масс над остальным меньшинством (концепция двух дружественных классов  плюс слой).

Это сопровождалось революционной  смелостью мысли, многообразием  точек зрения, активным изданием литературы по социальным проблемам, свободным  от авторитета вождя.

 

Дело в том, что в  этот период советской власти отношение  к ее вождю –

В.И. Ленину было достаточно свободным. Старые большевики не считали  его крупным теоретиком, тем более  в новых проблемах, связанных  со строительством социализма. К нему относились главным образом как  к практику, умело прилагающему марксисткою  теорию к стратегии и практике социалистической революции, как политическому  вождю партии. Именно в этом качестве Ленин написал много статей, брошюр и книг, в которых ему приходилось  высказываться «походя» о таких  вещах, как Философия, экономика, социология, военное дело и др. В 1924 г. только еще начиналось обсуждение его вклада в развитие марксизма и пропаганда ленинизма. В последующем

«верные ленинцы» превратили Ленина в корифея науки и гениального  философа, экономиста, социолога, историка и т. д.

 

2.3.3 Исследования имели  поимущественно социально-экономический  характер с использованием социологических  подходов. Среди работ такого  плана можно выделить исследования  С.Г. Струмилина, Я Видревича (экономика  труда, бюджет времени); А. Крицмана, Ф. Казанского (структура советского  общества); А.К. Гастева, Н.А. Витке  (научная организация труда); А.  Исаева,

И. Ходоровского (безработица); М. Берштейна, Н.Н. Иорданского (молодежь);

А. Большакова, А. Гайстера (советская  деревня); С. Вольфсона, И. Гельмана

(брак и семья); В. Андреева, Г. Полляка (условия жизни); А.  Гозулова, Б.

Смулевича (народонаселение); А. Герцензона, В. Внукова (преступность); Л.М.

Сабсовича, Н. Мещерякова (градостроительство); Н.А. Гредескула, Е.А. Энгеля

(образование и воспитание); М. Загорского, В. Кузьмичева (духовная  жизнь) и десятков других революционно-прогрессивных  представителей социологии, вынуждено  прервавших свою деятельность.

 

Результаты исследований помещались в более чем десяти журналах по проблемам условий организации  труда и управления («Организация труда»,

«Система и организация», «Производство, труд и управление», «Экономика и быт» и др.). Они также  использовались в государственных  и ведомственных предприятиях построения экономических основ социализма.

 

Интерес к конкретным социологическим  исследованиям вел к росту  числа методических разработок, который  был сродни американской эмпирической социологии. Отличительной чертой было то, что в советской социологии работа над методикой и техникой прикладных исследований носила разрозненный характер и осуществлялась в основном путем проб и ошибок. Вместе с  тем, достаточно активно накапливался практический опыт по организации и  проведению исследований и широкий набор социологических методов. Здесь, необходимо отметить традиционное для российской социологии широкое обращение к социальной статистике. В Коммунистической академии в 1925г. было образовано «Общество статистиков-марксистов» и стал выпускаться журнал «Статистика труда» богатый статистический материал давали переписи населения, начиная с 1921г.

 

С.Г. Струмилин внес вклад  в разработку различных статистических материалов обработки и анализа  данных. Он, в частности, использовал  прием ранжирования. Кроме того, Струмилин, при анализе способностей работников к различным видам  деятельности с помощью самооценки, использовал метод оценок по пятичной шкале, которая впоследствии получила название «шкалы

Терстоуна».

 

Советская социология 20-30-х  годов имела две основные черты: 1) закрытость, самоизоляция от общего развития социологии, отрыву то богатых  традиций в истории развития социологической  мысли и достижений методического  уровня; 2) накопление эмпирического  накопление эмпирического опыта  вело к возникновению зачатков отраслевых социологий: труда, быта и культуры, бюджета времени, социальной структуры  и др.; обращение к социологическим  исследованиям имело достаточно широкую географию.

Информация о работе Овременная российская социология