Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:51, курсовая работа
Проще говоря, ученые осознали, что наши средства и возможности менее развиты, чем устремления и познавательные амбиции. Поэтому возникла реальная проблема дальнейшего развития социального знания: сохранить либо предмет изучения (общество как целостная система), либо – метод (научный анализ и практическое подтверждение научных выводов). И сегодня параллельно развиваются две социологии: академическая (система знаний об обществе) и прикладная (с позиций аналитики для изучения конкретных социальных событий и фактов).
1. Введение.
3 1.1 Термин
«социология».
3
1.2 Рождение социологии в России.
4
2. Основная часть.
5
1. Ранние русские социологи.
5
2. Жизнь и творчество П.А. Сорокина.
8
3. Советская социология 20-30-х годов.
12
2.3.1 Положение русской социологии после
Октябрьской революции.
12
2.3.2 Предпосылки становлени марксистской социологии
13
2.3.3 Исследования социологов 20-30-х годов.
14
2.4 Возрождение советской социологии (50-60-е годы).
16
2.5 Парадоксы развития советской социологии (60-80-е годы)
18
2.5.1 Наступление на социологию, окончание «оттепели»
18
2.5.2 Исследования социологов 80-х годов.
19
3. Заключение.
21
3.1 Современная российская социология. 21
3.2 Вывод.
22
4. Список использованной литературы.
В своей первой книге «Преступление
и кара, подъем и награда»(1913) социальный
феномен (сфера «надорганизации») определяется
им как «социальная связь, имеющая
психическую природу и
То есть, всякое взаимодействие, если оно обладает психологическим характером суть социальное явление.
В «Социологии революции»(1925), где причины всех революций или иных социальных потрясений Сорокин видит в подавлении базовых инстинктов людей
(пищеварительного, сексуального,
самосохранения, самовыживания). Кроме
того, автор замечает, что войны
и революции уничтожают самых
физически и духовно лучших
людей, а остается «третий
В работе «Системы социологии»(1920) автор предпринял разделение социального тела на элементарные составные части, а затем создания теоретической конструкции из ранее выделенных элементов. В процессе реализации первой задачи, аналитической, Сорокин находит, что в основе любой общественной организации лежит социальное явление, которое может быть разложено на действия индивидов (а также акты, действия) и на проводники общения (символы интеракции, т.е. языки, письменность, орудия труда, деньги и др.), посредством которых происходит общение между индивидами.
Многовариантное соединение частей – синтез, приводит к рождению множественных социальных взаимодействий: взаимодействие одного индивида с одним, одного с несколькими, нескольких с группой, взаимодействие организованное и неорганизованное, длительное и бессознательное и т.д.
Далее Сорокин произвел восхождение от малых групп к большим и к социальному обществу в целом. В этом восхождении он отметил наличие структурной иерархии групп. Сперва следуют элементарные группы, сформированные по какому-либо одному признаку: профессиональному, образовательному и др.
Далее следуют кумулятивные
группы, в состав которых входят
несколько элементарных групп. Кумулятивные
группы – объединения, из которых
состоит общество, к ним относятся
классы и нации. На конец, на самом
верху структуры находится
Таким образом, система социологии Сорокина позволяет получить достоверные знания о сложном агрегате, о его составных частях, отношениях, опираясь при этом на данные, полученные из наблюдений за поведением людей в их повседневной жизни.
Исключительная заслуга Сорокина в разработке структуры социологии. В труде «Система социологии» он выделил три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная антропология и морфология); социальная механика, т.е. изучение социальных процессов; социальная генетика, т.е. теория эволюции общественной жизни.
П.А. Сорокин разработал теорию социальной мобильности и стратификации, которая позволяла прослеживать динамику социальных процессов с помощью определения положения индивидов и групп в структуре общества. В работе «Социальная мобильность» автор говорит, что мобильность есть естественное состояния общества и включающая в себя не только индивидов и групп, но и социальных объектов (ценности). Мобильности могут различаться по направленности (восходящая и нисходящая), по формам (коллективная, индивидуальная), по интенсивности, по масштабности. Вертикальную мобильность он рассматривал в трех аспектах по трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая, профессиональная), внутри- и межпрофессиональная. При этом автор четко различал социальную мобильность и так называемый «коллективный переход» относительно общественной стабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т.д.).
Еще большую известность
приобрело фундаментальней шее
исследование, проведенное Сорокиным
и посвященное социокультурной
динамике – «Социальная и культурная
динамика»(1937 –1941). Задача, поставленная
самим Сорокиным, состояла в том,
чтобы проследить всемирно-историческое
развитие человечества и возникновение
социокультурной «суперсистемы»
«идеалистической» культуры.
Влияние теорий Сорокина на развитие западной социологии было значительным.
2.3 Советская социология 20-30 гг.
2.3.1 Положение социологии
в нашей стране после
20-х годов, подъемом, который
сменился чуть ли не
В истории российской социологической
науки период 20-30 гг. был периодом
«вычитания и потерь». Для него характерны
такие парадоксы, как новаторство,
блестящее начинание и
Развитие социологии в России в начале ХХ века было на подъеме и к
Февральской и Октябрьской
революциям 1917 г. сложился достаточно
высокий интеллектуальный потенциал.
Он был представлен: а) немарксистской
традицией академической
К этому времени была наработана практика социологических исследований, имелся значительный теоретический и практический задел в развитии социальной статистики. Более скромными были результаты в области институциализации и образовании, свидетельствующие о несколько худшем положении русской социологии, чем социологии в странах Запада. Однако надо отметить появление учебной литературы: первые официальные учебники по социологии для вузов Т. Фадеева в 1917 г. и для средней школы Е. Энгеля в
1918г.
Необходимо отметить, что
в академической среде
(Франция) и П.А. Сорокин
(США). В целом, эта была традиция
России, подлинную цену которой
по силам уплатить только
2.3.2 В тоже время строительство
нового социалистического
В месте с тем, в 20-е годы имел место и плодотворный, активный рост отечественной социологии, который в определенном смысле можно назвать
«золотым». Становление советской (марксистской) социологии носило пионерский характер: ее объектом было общество, строящееся на базе общественной собственности и приоритетом большинства – трудящихся масс над остальным меньшинством (концепция двух дружественных классов плюс слой).
Это сопровождалось революционной смелостью мысли, многообразием точек зрения, активным изданием литературы по социальным проблемам, свободным от авторитета вождя.
Дело в том, что в этот период советской власти отношение к ее вождю –
В.И. Ленину было достаточно свободным. Старые большевики не считали его крупным теоретиком, тем более в новых проблемах, связанных со строительством социализма. К нему относились главным образом как к практику, умело прилагающему марксисткою теорию к стратегии и практике социалистической революции, как политическому вождю партии. Именно в этом качестве Ленин написал много статей, брошюр и книг, в которых ему приходилось высказываться «походя» о таких вещах, как Философия, экономика, социология, военное дело и др. В 1924 г. только еще начиналось обсуждение его вклада в развитие марксизма и пропаганда ленинизма. В последующем
«верные ленинцы» превратили Ленина в корифея науки и гениального философа, экономиста, социолога, историка и т. д.
2.3.3 Исследования имели
поимущественно социально-
И. Ходоровского (безработица); М. Берштейна, Н.Н. Иорданского (молодежь);
А. Большакова, А. Гайстера (советская деревня); С. Вольфсона, И. Гельмана
(брак и семья); В. Андреева, Г. Полляка (условия жизни); А. Гозулова, Б.
Смулевича (народонаселение); А. Герцензона, В. Внукова (преступность); Л.М.
Сабсовича, Н. Мещерякова (градостроительство); Н.А. Гредескула, Е.А. Энгеля
(образование и воспитание);
М. Загорского, В. Кузьмичева (духовная
жизнь) и десятков других
Результаты исследований помещались в более чем десяти журналах по проблемам условий организации труда и управления («Организация труда»,
«Система и организация»,
«Производство, труд и управление»,
«Экономика и быт» и др.). Они также
использовались в государственных
и ведомственных предприятиях построения
экономических основ
Интерес к конкретным социологическим исследованиям вел к росту числа методических разработок, который был сродни американской эмпирической социологии. Отличительной чертой было то, что в советской социологии работа над методикой и техникой прикладных исследований носила разрозненный характер и осуществлялась в основном путем проб и ошибок. Вместе с тем, достаточно активно накапливался практический опыт по организации и проведению исследований и широкий набор социологических методов. Здесь, необходимо отметить традиционное для российской социологии широкое обращение к социальной статистике. В Коммунистической академии в 1925г. было образовано «Общество статистиков-марксистов» и стал выпускаться журнал «Статистика труда» богатый статистический материал давали переписи населения, начиная с 1921г.
С.Г. Струмилин внес вклад в разработку различных статистических материалов обработки и анализа данных. Он, в частности, использовал прием ранжирования. Кроме того, Струмилин, при анализе способностей работников к различным видам деятельности с помощью самооценки, использовал метод оценок по пятичной шкале, которая впоследствии получила название «шкалы
Терстоуна».
Советская социология 20-30-х годов имела две основные черты: 1) закрытость, самоизоляция от общего развития социологии, отрыву то богатых традиций в истории развития социологической мысли и достижений методического уровня; 2) накопление эмпирического накопление эмпирического опыта вело к возникновению зачатков отраслевых социологий: труда, быта и культуры, бюджета времени, социальной структуры и др.; обращение к социологическим исследованиям имело достаточно широкую географию.