Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:20, дипломная работа
Целью написания данной работы является изучение и анализ современного и дореформенного пенсионного законодательства, учет результатов теоретических исследований, глубокое познание процесса развития и особенностей действующих норм, устанавливающих порядок пенсионного обеспечения, определение перспектив и путей его развития и совершенствования.
Введение
Глава I. Эволюция правового регулирования пенсионного обеспечения граждан
Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения
§1. Понятие и виды трудовых пенсий
§2. Условия назначения и размеры трудовых пенсий
а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости
б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю
потери кормильца
в) Условие назначения и размер трудовой пенсии по
инвалидности
Глава III. Понятие и виды государственных пенсий
§1. Понятие государственной пенсии
§2. Виды государственных пенсий
а) Пенсия по старости
б) Пенсия по инвалидности
в) Пенсия по случаю потери кормильца
г) Пенсия за выслугу лет
д) Социальная пенсия
Глава IV. Обязательное пенсионное страхование в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Законодатель не устанавливает также никаких требований по продолжительности возможных перерывов между периодами деятельности, включаемой и засчитываемой в страховой стаж. Следовательно, при соблюдении правил п. 2 ст. 11 Закона они могут учитываться независимо от продолжительности перерывов между ними.
Пункт
1 ст. 12 Закона устанавливает порядок
исчисления периодов как включаемых,
так и засчитываемых в
Поскольку возможны случаи совпадения по времени некоторых периодов, включаемых и засчитываемых в трудовой стаж, в п. 1 ст. 12 Закона особо оговаривается, что в таких случаях учитывается только один из этих периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии.
Правило п. 1 ст. 12 Закона применяется и при зачете в страховой стаж периодов, перечисленных в п. 2 ст. 11 Закона. Например, если в одно и то же время застрахованный получал пособие по безработице, был занят уходом за ребенком в возрасте до полутора лет и за 80-летним родственником (п/п. 3, 4, 6 п. 1 ст. 11 Закона), в страховой стаж может быть засчитан лишь один из этих периодов. То же относится и к одновременному уходу за несколькими детьми в возрасте до полутора лет (п/п. 3 п. 1 ст. 11 Закона). Если второй ребенок родился через год после первого, в страховой стаж матери может быть засчитано полтора года ухода за первым и один год ухода за вторым из них либо наоборот.
Как
предусматривает п. 2 ст. 12 Закона, работа
в течение полного
Зачет навигационного периода за год страхового стажа связан с особенностями работы, зависящими от продолжительности судоходного периода. Так, согласно Положению о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов речного флота, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 25 мая 1998 г.,11 для членов судовых экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени. Во всех случаях учетный период не должен превышать года (от начала навигации до начала следующей навигации). Нормальная продолжительность рабочего времени за учетный период определяется исходя из продолжительности рабочей недели (40 либо 36-часовой), установленной для данной категории работников (п.п. 6, 7 Положения). Положение распространяется на членов судовых экипажей: судов речного флота, снабженных механическим двигателем, плавучей перегрузочной техники, несамоходных и стоечных судов, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ судовладельцам независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и осуществляющих: перевозки грузов и пассажиров; ледокольные, рейдовые, аварийно-спасательные, дноуглубительные или обстановочные работы, а также вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев, и другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс (п. 2 Положения).
Поскольку в межнавигационный период работники водного транспорта могут выполнять иные работы, п. 2 ст. 12 Закона устанавливает правило о том, что полный навигационный период учитывается с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Иначе говоря, работа в течение полного навигационного периода и работа в межнавигационный период в течение календарного года не могут составить более года страхового стажа.
Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий могут выполняться не круглый год, а лишь в течение определенного периода – сезона, не превышающего шести месяцев (ч. 1 ст. 293 Трудового кодекса РФ).
Работникам,
занятым на сезонных работах, проработавшим
полный сезон, заключившим договор
на следующий сезон и
П. 2 ст. 12 Закона устанавливает, что сезонные отрасли промышленности, в организациях которых работа в течение полного сезона учитывается за год страхового стажа, должны определяться Правительством РФ. Если сезонная работа Перечнем не предусмотрена, она учитывается в составе страхового стажа в календарном порядке, по фактической продолжительности.12
Следует
отметить, что Закон не ставит вопрос
включения в страховой стаж того
или иного периода в
Трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения общеустановленного пенсионного возраста, как предусмотрено ст. ст. 27 – 28 Закона. Законодатель счел необходимым сохранить право на досрочную пенсию по старости тем категориям граждан, за которыми оно было признано ранее. Так, по достижении 50 лет и при наличии 15 лет страхового стажа может быть назначена пенсия женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, а также матерям, воспитавшим до того же возраста инвалидов с детства.
Инвалиды вследствие военной травмы могут получить пенсию, если достигли 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины) и имеют соответственно не менее 25 и 20 лет страхового стажа. При достижении 50 и 40-летнего возраста и при наличии 15 и 10 лет страхового стажа назначается пенсия (соответственно мужчинам и женщинам) инвалидам I группы по зрению (с 1 января 2004 г. при условии, если инвалиды будут иметь ограничение способности к трудовой деятельности III степени). Лилипутам и диспропорциональным карликам для получения пенсии достаточно достичь возраста 45 и 40 лет (в зависимости от пола) и иметь соответственно не менее 15 и 10 лет страхового стажа (п. п. 1, 3, 4, 5 ст. 28).
Ст. 28 Закона сохранено право на досрочное назначение пенсии и за северянами, проработавшими определенное количество календарных лет в районах Крайнего Севера (РКС) и (или) в местностях, к ним приравненных (МКС). Пенсия назначается досрочно: женщинам, родившим двух и более детей и проработавшим не менее 12 лет в РКС и не менее 17 лет – в МКС (п/п. 2 п. 1 ст. 28 Закона); остальным женщинам и мужчинам, проработавшим не менее 15 – 20 календарных лет в РКС и МКС соответственно. Однако и в этих случаях пенсия может быть назначена по достижении женщинами 50, мужчинами – 55 лет, если они имели соответственно не менее 20 – 25 лет не общего трудового, а страхового стажа, исчисляемого к тому же в календарном порядке (п.п. 3, 6 п. 1 ст. 28 Закона). Аналогично трансформированы и условия назначения пенсии гражданам, проработавшим в РКС не менее 7 лет 6 мес.13
Сохранено право на пенсии за работу с особыми условиями труда и за длительную профессиональную деятельность. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (п. 2 ст. 27, п. 3 ст. 28 Закона).
В зависимости от характера трудовой деятельности такие пенсии, получившие название профессиональных, поделены на две группы. Для назначения пенсий одной группы не имеет значения, когда выполнялись или будут выполняться работы, дающие право на досрочную пенсию.
Право на пенсию без срока его действия имеют: лица, занятые на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (п/п. 8 п. 1 ст. 28 Закона.); профессиональные спасатели (п/п. 7 п. 1 ст. 28 Закона); работники противопожарной службы (п/п. 9 п. 1 ст. 28 Закона) . При сохранении прежнего пенсионного возраста и прежней требуемой продолжительности специального стажа для работающих с осужденными требование 20 – 25-летнего общего трудового стажа заменено требованием страхового стажа той же продолжительности (п/п. 8 п. 1 ст. 28 Закона).
Без срока действия сохранено также право на досрочную пенсию за педагогическую, медицинскую и творческую деятельность (п/п. 10 – 12 п. 1 ст. 28 Закона). Для получения пенсии (как правило, независимо от возраста) таким работникам требуется специальный стаж прежней продолжительности, однако при этом педагогическая деятельность, деятельность по охране здоровья населения и творческая деятельность на сцене в течение установленного срока учитывается лишь при ее осуществлении в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях. Это требование предъявляется ко всему специальному стажу (ко всей выслуге лет) при обращении за пенсией после 1 января 2002 г., в том числе и к стажу, приобретенному до 1 ноября 1999 г.
Право
на досрочную пенсию по старости другой
группы работников с особыми условиями
труда или длительной выслугой зависит
от времени и срока приобретения
ими специального трудового стажа,
поскольку для них
Право названных работников на досрочную пенсию сохраняется не только при замене требуемого общего трудового стажа (в случаях, когда он был предусмотрен) страховым той же продолжительности, но и при еще одном дополнительном ограничении. Пенсия может быть назначена, если претенденты на нее проработали на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 г. не менее половины требуемого срока. При назначении пенсии в период с 1 января по 31 декабря 2002 г. половина требуемого срока должна приходиться на день, с которого пенсия назначается. При меньшем сроке соответствующих работ, а также при их выполнении после 1 января 2003 г. могут устанавливаться только профессиональные пенсии, регулируемые специальным федеральным законом (п. 3 ст. 27). Предполагалось, что соответствующий закон будет принят в 2002 г. и вступит в действие с 1 января 2003 г., однако до сих пор такой закон не принят.
Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-114 по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного федеральным законодательством срока выхода на пенсию. Эта норма не противоречит Закону о трудовых пенсиях. Она вписывается в позицию законодателя сохранить ранее установленные права на досрочное пенсионное обеспечение и, по нашему мнению, подлежит применению в полном объеме.
Досрочное
пенсионное обеспечение установлено
и для граждан, проживающих и работающих
в закрытых административно-
Размер трудовой пенсии по старости зависит от суммы фактически уплаченных взносов, так называемых накопленных пенсионных прав или условного пенсионного капитала, и продолжительности жизни после выхода на пенсию.
Базовая часть (БЧ) пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины, устанавливается в твердом размере 621 рубль в месяц.16
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК/Т, где
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК – сумма страховых взносов застрахованного лица, учтенных по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев) – вводится с 2013 года. На переходный период Т будет составлять:
Для установления накопительной части (НЧ) трудовой пенсии необходимо, чтобы страхователем перечислялись дополнительные средства на накопление.