Пенсионное обеспечение РФ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:20, дипломная работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение и анализ современного и дореформенного пенсионного законодательства, учет результатов теоретических исследований, глубокое познание процесса развития и особенностей действующих норм, устанавливающих порядок пенсионного обеспечения, определение перспектив и путей его развития и совершенствования.

Содержание

Введение
Глава I. Эволюция правового регулирования пенсионного обеспечения граждан
Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения
§1. Понятие и виды трудовых пенсий
§2. Условия назначения и размеры трудовых пенсий
а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости
б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю
потери кормильца
в) Условие назначения и размер трудовой пенсии по
инвалидности
Глава III. Понятие и виды государственных пенсий
§1. Понятие государственной пенсии
§2. Виды государственных пенсий
а) Пенсия по старости
б) Пенсия по инвалидности
в) Пенсия по случаю потери кормильца
г) Пенсия за выслугу лет
д) Социальная пенсия
Глава IV. Обязательное пенсионное страхование в РФ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 127.13 Кб (Скачать документ)
lign="justify">      Пример  расчета досрочной  трудовой пенсии по старости с 1 января 2002 г.

      Женщина, 1949 г. р., проработала 30 лет в городе в качестве врача-терапевта.

      Из  указанного специального стажа в  декабре 2000 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ».

      После установления пенсии продолжает работать в муниципальном учреждении здравоохранения «городской поликлинике» в той же должности.

      С 01.08.2001 пенсия установлена в размере 655 руб. 96 коп.:

        - основной размер пенсии – 555 руб. 96 коп.,

        - компенсационная выплата – 100 руб.

      По  документам пенсионного дела: ЗР/ЗП – 1,2; имеет на иждивении одного ребенка, не достигшего 18 лет.

      В конце января 2002 года для конвертации  представлены документы о трудовом стаже, в соответствии с которым  на 31.12.2001 общий трудовой стаж составляет – 33 года, выслуга лет – 32 года. 

Расчетные формулы

Расчет  пенсии

1. Определение расчетного размера  трудовой пенсии по старости 

(п.6 ст.30 Закона  от 17.12.2001):

 РП (расчетный  размер трудовой пенсии,ч.1 п.6 ст.30) = СК х ЗР/ЗП х СЗП + повышения, где

 СК = 55 % + % сверх  полного общего или требуемого спец.стажа,

ЗР/ЗП – отношение  среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате  по стране за этот же период,

СЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01.07.2001 по 30.09.2001 (1671 руб.)

В.1:

П = 57% х 1,2 х1671 = 1142,96 руб., где

СК = 57% = 55% + 2% (32-30)

В.2:

П = 68%х 1,2 х 1671 =1363,54 руб. где

СК=68% =55%+13% (33-20)

 

2. Определение  расчетного пенсионного капитала

(п.1 ст.30 Закона  от 17.12.2001):

ПК = (РП – БЧ) х Т, где

БЧ = 450 руб.( размер базовой части пенсии по старости, п.1 ст. 14 );

Т = 144 мес. (п.5 ст.14 и п.1 ст.32);

В.1 :

ПК = (1142,96 – 450) х 144 = 99786,82 руб.

В.2:
ПК = (1363,54 – 450) х 144 = 131549,76 руб.
3. Определение размера страховой  части трудовой пенсии старости

(п.5 ст.14 Закона  от 17.12.2001):

СЧ = ПК/Т 
В.1:

СЧ=99786,82/144 = 692,96 руб.

В.2:

СЧ=131549,76/144= 913,54 руб.

4. Определение размера базовой  части трудовой пенсии старости (БЧ)

(п.1-4 ст.14 Закона  от 17.12.2001)

 БЧ = 600 руб.
5. Определение  размера трудовой пенсии по  старости (п.11 ст. 14 Закона от 17.12.2001):
П = БЧ + СЧ
В.1:

 П =600 + 692,96 = 1292,96 руб.,

В. 2:

П=600+913,54=1513,54 руб.

 

        С 01.01.2002 пенсия по старости устанавливается в сумме: 1513,54 руб. 

      б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца

       Условием  для назначения рассматриваемого вида пенсии является смерть лица, застрахованного в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

      Как уже отмечалось, трудовая пенсия одноименного вида определяется как денежная выплата в целях компенсации заработной платы или иного дохода, утраченных членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью кормильца. Из этого определения можно сделать вывод, что законодатель связывает прекращение получения кормильцем заработка или иного дохода именно с его смертью, а назначение пенсии – с необходимостью компенсации этого дохода.

      Однако  анализ норм Законов «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и «Об основах обязательного социального страхования в РФ» дает основание считать, что утрата заработка (дохода) относится к категории страхового риска, наличие которого влечет за собой обязательное страхование всех лиц, имеющих такой заработок (доход). Что касается страхового случая, то им применительно к рассматриваемому виду пенсии является смерть кормильца. Прекращение его физического существования навсегда лишает членов его семьи возможности получить от него необходимое содержание.

      В п. 1 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ воспроизводится норма Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 о том, что семьи безвестно отсутствующих лиц приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Иными словами, потерей кормильца признается не только его смерть, но также и определенным образом подтвержденное его безвестное отсутствие.

      Право на пенсию не зависит также от причины  наступления смерти (за исключением, установленным п. 11 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ). Следовательно, трудовая пенсия может быть назначена членам семьи застрахованного, умершего и от общего, и от профессионального заболевания либо от трудового увечья. Не имеет значения также причинная связь смерти с пребыванием на военной службе и службе, приравненной к военной. Равным образом причиной смерти может быть радиационная или техногенная катастрофа и др. Однако во всех этих случаях следует учитывать более выгодный вариант реализации права на пенсию, в том числе и по разным пенсионным законам.17

      При применении комментируемой нормы следует  учитывать п. 10 ст. 9 Закона, согласно которому порядок осуществления  и финансирования страховых выплат нетрудоспособным членам семьи лиц, умерших вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, регулируется специальным Федеральным законом. Включение этой нормы в пенсионный Закон, на наш взгляд, может явиться для правоприменительных органов основанием отказывать в назначении пенсии семьям застрахованных, умерших от указанных причин.

      Пункт 10 ст. 9 Закона устанавливает независимость  права на пенсию от времени наступления  смерти кормильца. При этом законодатель не уточняет, о каком времени идет речь. Эта норма дает основание для вывода, что не имеет значения, наступила ли смерть до или после вступления в силу данного Закона. Не важно также, какой период времени прошел от смерти кормильца до признания членов его семьи нетрудоспособными. Не имеет значения, родился ли ребенок до или после смерти лица, за которого назначается пенсия.

      Следует также иметь в виду, что при  определении права на данный вид  пенсии применяется п. 3 ст. 4 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, согласно которому обращение за назначением пенсии либо за отдельной ее частью может  осуществляться в любое время, без  ограничения каким-либо сроком.

      В п. 11 ст. 9 Закона предусмотрено исключение из правила, установленного п. 10, согласно которому пенсия назначается независимо от причины смерти кормильца. Право на трудовую пенсию утрачивается, если кормилец умер, причинив вред своему здоровью собственными умышленными действиями. Законодатель признает таковыми совершение умышленного уголовно наказуемого деяния, установленного в судебном порядке, либо умышленного нанесения ущерба своему здоровью.

      Не  может быть назначена трудовая пенсия семье застрахованного и в  том случае, если его смерть наступила  вследствие умышленного нанесения  ущерба своему здоровью. Законодатель не раскрывает это понятие и не указывает, кто и каким образом должен доказывать его наличие или отсутствие. Очевидно, что возникшая правовая неопределенность требует восполнения пробела подзаконным актом.18

      Пенсия  устанавливается тем членам семьи  умершего застрахованного гражданина, которые признаются законодателем  нетрудоспособными и по общему правилу  могут быть отнесены к его иждивенцам. Как и при пенсионном обеспечении по инвалидности, для назначения пенсии необходим факт наличия у кормильца страхового стажа.

      Закон в основном сохраняет ранее действовавшие  нормы о круге лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи. Прежде всего, как и по Закону 1990 г., к нетрудоспособным членам семьи относятся дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие 18-летнего возраста или старше, если они стали инвалидами до достижения указанного возраста. Сохраняется также дополнительное условие признания братьев, сестер и внуков нетрудоспособными членами семьи. Они являются таковыми, если не имеют трудоспособных родителей (п. п. 1 и 2 ст. 9 Закона).

      Закон РФ от 20.11.1990 г. №340-1 предусматривал специальную  норму (ст. 51), согласно которой обучающиеся по очной форме имели право на пенсию до окончания обучения, но не дольше чем до достижения 23-летнего возраста. Это касалось обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно – правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования.

      В Законе от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ данное правило  сохранилось, однако, согласно редакции пп. 1 п. 2 ст. 9 Закона, дети, братья, сестры и внуки такого возраста теперь именуются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца. Отнесение их к нетрудоспособным дает основание для теоретических рассуждений, но в практическом плане право на пенсию от этого изменений не претерпело.19

      Ко  второй категории нетрудоспособных членов семьи (пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона) законодатель относит лиц, занятых уходом за малолетними  родственниками умершего (не достигшими 14 лет). При этом, как и ранее, имеет значение степень родства с кормильцем как лиц, за которыми осуществляется уход, так и того, кто такой уход осуществляет. Нетрудоспособными членами семьи, как и ранее, признаются один из родителей умершего или его супруг либо бабушка, дедушка, независимо от их возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает. Ст. 9 Закона дополняет этот круг членов семьи еще двумя категориями – братом (сестрой) либо ребенком умершего, достигшими 18 лет. Брат и сестра предусматривались среди занятых уходом и ранее, однако для них не устанавливалось условие достижения 18-летнего возраста. Поскольку как несовершеннолетние члены семьи умершего брата или сестры они могут получать пенсию лишь при определенном условии – если не имеют трудоспособных родителей, указание в новом Законе на 18-летний возраст, дающий им право на пенсию в случае ухода за малолетними братьями или сестрами, фактически это право ограничивает по сравнению с Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1.

      Традиционно в круг нетрудоспособных членов семьи  умершего входят его дедушка и бабушка. По сравнению со ст. 50 Закона 1990 г. уточнено, что пенсия им может быть назначена, если они достигли упомянутого выше пенсионного возраста либо являются инвалидами. Сохранилось дополнительное условие приобретения бабушкой и дедушкой права на пенсию за внука (внучку) – отсутствие лиц, которые в соответствии с российским законодательством обязаны их содержать.

      В п. 3 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ воспроизводится  понятие иждивенства, содержавшееся и в прежнем пенсионном законодательстве. Члены семьи умершего признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Факт иждивенства необходим не во всех случаях. Независимо от нахождения на иждивении умершего назначается пенсия одному из родителей, супругу либо другому члену семьи из указанных в п/п. 2 п. 2 ст. 9 Закона 2001 г., занятому уходом за малолетними в возрасте до 14 лет.

      Нетрудоспособные  родители и нетрудоспособный супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию (п. 5 ст. 9 Закона). Аналогичная норма содержалась и в прежнем законодательстве. Сейчас она уточнена: это правило действует во всех случаях независимо от продолжительности периода, прошедшего от момента смерти сына, дочери либо супруга и до утраты источника средств к существованию. Не имеет значения и продолжительность периода от даты смерти кормильца до даты (времени), когда претендующие на пенсию родители или супруг стали нетрудоспособными. Понятие нетрудоспособности применительно к рассматриваемой ситуации содержится в п/п. 3 п. 2 ст. 9 Закона – это достижение пенсионного возраста – 60 либо 55 лет (в зависимости от пола) либо признание лица инвалидом.

      Согласно  п. 7 ст. 9 Закона пенсия, назначенная  по случаю потери кормильца – супруга, сохраняется при вступлении в новый брак. Эта норма воспроизводит ранее существовавшее правило.

      Как предусматривает п. 8 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, усыновители имеют право на пенсию наравне с родителями, а усыновленные – наравне с родными детьми. Закон РФ 1990 г. это правило не предусматривал. Однако его отсутствие не свидетельствовало о том, что усыновители и усыновленные не пользовались правом на пенсию. Такое право основывалось на нормах семейного законодательства. Прямое упоминание в пенсионном законе прав этой категории граждан является оправданным, поскольку снимает возможные вопросы.

Информация о работе Пенсионное обеспечение РФ.