Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:20, дипломная работа
Целью написания данной работы является изучение и анализ современного и дореформенного пенсионного законодательства, учет результатов теоретических исследований, глубокое познание процесса развития и особенностей действующих норм, устанавливающих порядок пенсионного обеспечения, определение перспектив и путей его развития и совершенствования.
Введение
Глава I. Эволюция правового регулирования пенсионного обеспечения граждан
Глава II. Понятие трудовой пенсии и условия ее назначения
§1. Понятие и виды трудовых пенсий
§2. Условия назначения и размеры трудовых пенсий
а) Условие назначения и размер трудовой пенсии по старости
б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю
потери кормильца
в) Условие назначения и размер трудовой пенсии по
инвалидности
Глава III. Понятие и виды государственных пенсий
§1. Понятие государственной пенсии
§2. Виды государственных пенсий
а) Пенсия по старости
б) Пенсия по инвалидности
в) Пенсия по случаю потери кормильца
г) Пенсия за выслугу лет
д) Социальная пенсия
Глава IV. Обязательное пенсионное страхование в РФ
Заключение
Список использованной литературы
При выезде за пределы таких районов (местностей) на новое постоянное место жительства пенсии определяются без учета районного коэффициента (п. 2 ст. 18 Закона 2001 г.).38
Глава IV. Обязательное
пенсионное страхование
в РФ
Вступивший
с 1 января 2002 года в силу Федеральный
закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в РФ»
устанавливает основы государственного
регулирования обязательного
Каковы основные положения Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», в чем их суть? Прежде всего, закон дает основные понятия, которые применяются в законе. Назову некоторые из них:
-
обязательное пенсионное
-
обязательное страховое
Страховщик, в частности, обязан:
Понятие застрахованных лиц содержится в ст. 7 Закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ. Согласно этой норме обязательное пенсионное страхование распространяется как на граждан РФ, так и на проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, если они работают по договорам: трудовому, авторскому, лицензионному либо по другому гражданско-правовому, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг. В круг застрахованных включены также лица, которые самостоятельно обеспечивают себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, нотариусы частной практики, адвокаты); являются членами крестьянских (фермерских) хозяйств либо родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (п. 1 ст. 7 Закона).
Закон
предусматривает еще две
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, равном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде РФ. Именно с этой целью в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ с 1 января 2002 года на каждого застрахованного будут вестись индивидуальные лицевые счета, на которых будут фиксироваться суммы, уплаченные за это застрахованное лицо работодателем (страхователем), (в течение его трудовой деятельности), которые и составят его пенсионный капитал, из которого будет исчисляться его пенсия. Понятно, что страховые принципы назначения и исчисления трудовых пенсий рассчитаны на молодых, которые к моменту наступления пенсионного возраста успеют накопить пенсионный капитал в виде перечисленных на его лицевой счет страховых взносов. Они составят базу, из которых будет исчисляться страховая и накопительная части пенсии. Условия назначения и выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливаются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Каким же образом будет накапливаться пенсионный капитал застрахованных лиц?
Законом от 15.12. 2001 г. № 167-ФЗ установлены размеры отчислений страховых взносов за каждого застрахованного на его лицевой счет отдельно на финансирование страховой части трудовой пенсии и отдельно на финансирование накопительной части трудовой пенсии. В сумме отчисления на страховую и накопительную части трудовой пенсии составляют 14% от заработка застрахованного. Это половина установленного на сегодняшний день тарифа отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следует иметь в виду, что чем старше застрахованный, тем большая часть из установленных 14% отчисляются на страховую часть пенсии, а меньшая – на накопительную часть. Размер отчислений также зависит и от величины дохода (заработной платы) застрахованного. Например, для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше, имеющих годовой доход до 100 тыс. рублей, установлены такие размеры отчислений: 14% – на финансирование страховой части пенсии, на накопительную часть не отчисляется; мужчины 1953 по 1966 год рождения и женщины с 1957 по 1966 год рождения с таким же доходом – соответственно 12% на страховую часть, 2% – на накопительную; для лиц 1967 года рождения и моложе с таким же доходом – 8% и 6% соответственно (приложение 3).40
Обращаем внимание на то, что указанные отчисления производятся работодателем за каждого застрахованного в пределах установленного тарифа, т.е. новый закон не предусматривает дополнительных вычетов из заработной платы работающих граждан. Очевидно, что индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о стаже, отчисленных страховых взносах становится востребованным. Ведь именно на основании этих сведений исчисляется пенсия за период с 1.01.2002 г. Поэтому и работодатель, и каждый застрахованный заинтересованы в том, чтобы на лицевой счет каждого застрахованного лица заносились полные и достоверные сведения о перечисленных страховых взносах. За каждым застрахованным Федеральный закон закрепил право контроля за правильным и своевременным внесением сведений о перечисленных страховых взносах на его лицевой счет.41
Одной из важных составляющих пенсионной реформы является создание у граждан мотиваций к участию в пенсионной системе и обеспечение их информацией для планирования своего пенсионного будущего. В числе других способов решения этой задачи используется предоставление каждому застрахованному лицу сведений о приобретенных им пенсионных правах. С этой целью, в рамках реализации пакета федеральных законов по пенсионной реформе, Пенсионный фонд РФ с текущего года осуществляет информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе персонифицированного учета.
В
соответствии с законодательными актами
и постановлениями
В 2002 году в бюджет ПФР на обязательное пенсионное страхование посту-
пило страховых взносов на сумму 298,9 млрд. руб., в том числе страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии – 261,0 млрд. руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 37,9 млрд. рублей.
В целях реализации Федерального закона от 24 июня 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»44 Фондом осуществлялось временное размещение страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в разрешенные законодательством виды активов.
Сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ в 2002 году, составила 37,9 млрд. руб. и в полном объеме направлена на временное размещение в разрешенные виды активов. Сумма полученного дохода (купонов) составляет 4,8 млрд. рублей и также направлена на временное размещение. По состоянию на 08.10.2003 стоимость инвестиционного портфеля 2002 года с учетом рыночной стоимости ценных бумаг составляет 50,77 млрд. рублей.
Сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ в 2003 году, составила 33,7 млрд. руб. и полностью направлена на временное размещение в разрешенные виды активов. Сумма полученного дохода (купонов) в 2003 году составляет 0,8 млрд. рублей и также направлена на временное размещение. По состоянию на 08.10.2003 стоимость инвестиционного портфеля 2003 года с учетом рыночной стоимости ценных бумаг составляет 35,15 млрд. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2003 № 266 «О конкурсах по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом РФ договора об оказании услуг специализированного депозитария и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений»45 Минфином РФ в августе – сентябре 2003 года были проведены соответствующие конкурсы.
После
определения победителей
Пенсионным фондом РФ создана инфраструктура, позволяющая осуществлять прием и обработку заявлений от застрахованных лиц по выбору инвестиционного портфеля (управляющей компании), охватившая все регионы РФ.
В органах Пенсионного фонда РФ проведена работа по организации приема и обработке заявлений застрахованных лиц. Сформирована нормативная база, регулирующая порядок приема и обработки органами ПФР заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).
По состоянию на 03.11.2003 отделениями Пенсионного фонда РФ заключено 1281 соглашение о взаимном удостоверении подписей, в том числе с кредитными организациями – 365, с крупными региональными предприятиями-работодателями заключено 819 соглашений. Заключено 17 соглашений о сотрудничестве с кредитными организациями, имеющими разветвленную региональную филиальную сеть.
До сведения населения доводится информация о местах и времени приема заявлений. Во всех органах Пенсионного фонда РФ и организациях, заключивших соглашения о взаимном удостоверении подписей, оформлены специальные стенды, содержащие информацию, необходимую застрахованному лицу для реализации права на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании).
Во
всех регионах на базе крупных предприятий-