Пиар в сфере выборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:58, реферат

Описание

Цель работы это изучение сущности PR-технологии и их влияние на избирательные кампании.
Задачами данного реферата являются:
определение понятий политический PR, PR в сфере выборов;
выявление проблемных моментов в PR;
описание некоторых PR-технологий в сфере выборов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ PR-ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ВЫБОРОВ 5
1.1 Основные понятия PR 5
1.2 Задачи PR в сфере выборов 6
2 ТЕХНОЛОГИИ PR ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СФЕРЕ ВЫБОРОВ 9
2.1 PR- технологии: сущность, виды и характеристика 9
2.2 Агитация и пропаганда как политическое средство в сфере выборов 12
2.3 Влияние PR – технологии на общественное сознание 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат Пиар в сфере выборов.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

 Таким образом, PR-коммуникация  служит для ориентации потребителя  среди возможных вариантов выбора, но, и это важно еще раз подчеркнуть,  не навязывает сам выбор, не осуществляет принуждение. Напротив, эффективность PR как способа коммуникативного воздействия заключается в богатстве предлагаемых альтернатив. В условиях, когда эффект коммуникации обусловлен результатом взаимодействия всех участников коммуникации, инициатором становится тот, кто сможет работать с большим количеством альтернатив выбора, чем получатель. PR формулирует мотивированные альтернативы потребительского выбора, создавая условия для разных траекторий процесса принятия решения через произвольное обращение потребителя к различным группам дополнительных аргументов. Вариативность обоснования решения в ситуации выбора из нескольких конкурирующих предложений и определяет эффективность PR в современном обществе потребления.

 

2.2 Агитация и пропаганда как политическое средство в  сфере выборов

 

 Агитация и пропаганда  как средства воздействия на  аудиторию относятся к числу  политических. В тоталитарных государствах  они являются рычагами управления  обществом, обеспечивая безальтернативное господство на экономическом и политическом фронтах. В развитых демократических государствах они приобретают множественный характер, соответствующий стоящим за ними политическим и экономическим группировкам. Агитация и пропаганда, в отличие от мероприятий PR, носят жесткий целенаправленный характер. Если стратегии PR ведут к установлению доверия с добровольной ориентацией на предлагаемые ценности, то агитация и пропаганда действуют как система принудительных мер, позволяющих манипулировать людьми и целыми общественными группами. Мероприятия PR профессионалы нередко называют «окучиванием», что равносильно подготовке почвы для благоприятного сотрудничества. Для агитации и пропаганды характерны постоянное противопоставление, поиски и нахождение врагов, сплошь и рядом появляется неполная информация, дезинформация, а нередко и клевета и оскорбления оппонентов.

 Американские исследователи  полагают, что агитация и пропаганда  гораздо ближе к рекламе, поскольку  механизмы воздействия на потребителей  в обоих случаях одни и те  же. Американские исследователи считают даже, что агитация за представителя той или иной политической группировки практически не отличается от рекламы зубной пасты. Сложность состоит в одушевленности рекламируемого объекта, который в силу этого может ухудшить впечатление, открыв рот и отвечая на вопросы. Поскольку это неминуемо, предполагается создание более широкой и гибкой системы мер воздействия на аудиторию, включая работу над имиджем кандидата, выбором политических и экономических программ и обещаний, созданием групп поддержки, сравнением своих программ с имеющимися конкурентными. Поэтому все-таки более логично помещать агитацию и пропаганду в группу социально-политических и социально-экономических методов воздействия на массовую аудиторию.

 При слиянии экономических  и управленческих структур или, мягче говоря, их зависимости друг от друга возникает очень мало исследованное, но, тем не менее, очень важное социально-политическое явление лоббизма, представляющего собой механизм воздействия на властные структуры с целью изменения общественно-экономической панорамы в пользу тех или иных предприятий, например, изменения налоговой системы.

 Эксперты выделяют  в лоббизме два этапа. Первый, который является вполне нормальным  явлением для демократического  открытого общества, сводится к информированию властных структур и клиентов о проектах законов, постановлений и регламентирующих документов. Это — естественный коммуникационный мониторинг, и он больше всего вписывается в практику PR-мероприятий. Его называют также мягким лоббированием. На втором этапе возникает опасность использования тех же коммуникационных структур для создания более привилегированного положения каким-либо определенным предприятиям. Злоупотребление привилегированными отношениями благодаря хорошим отношениям создает коррумпированный капитал, представляющий собой разновидность мафиозного поведения. На современном этапе лоббизм перешагнул национальные рамки и стал средством достижений в международном масштабе. Эксперты предлагают также выделить два направления лоббирования — вертикальное и горизонтальное. Вертикальное обращено к самым высоким должностным уровням вплоть до президента. Горизонтальное лоббирование рассчитано на широкий круг лидеров общественного мнения. Для него характерно использование петиций, писем и других форм общественного воздействия. В лоббировании могут участвовать профсоюзы, ассоциации, отдельные авторитетные личности.

 Отношения между  властью и капиталом носят  замкнутый, но подвижный характер. Меняется экономическая ситуация, изменяются верхние эшелоны власти и возникают новые и новые претенденты на доминирование в коммуникационном пространстве. Интерес к СМИ объясняется возможностью узаконить и сделать престижным и социально значимым свое пребывание на общем рынке, а также усилить свои позиции.

 К явлению адаптации возможно применить критерий энтропии, в основе которого лежит выявленная закономерность, заключающаяся в том, что способность системы адаптироваться к меняющимся условиям обеспечивается объемом и структурой содержащейся в ней информации, степенью ее упорядоченности и сложности. При этом особо следует отметить, что при уменьшении в данном случае энтропии не происходит уменьшения разнообразия системы, если мы говорим об эволюционном типе систем, что таким образом не отрицает вывода о способности систем с более высокой степенью разнообразия эффективнее адаптироваться к окружающей среде. В данном случае энтропия и разнообразие не являются взаимоисключающими или, точнее говоря, конкурирующими критериями.

 Следует также высказать  предположение о том, что, собственно говоря, сложные динамические системы характеризуются не свойством открытости, поскольку они все открыты, а наличием и «качеством» механизмов адаптации и защиты.

 Так, некоторые  современные исследователи предлагают  следующий подход:

 При взаимодействии  любой развивающейся системы  с окружающей ее средой система  распределяет внешнее воздействие  на 2 потока. Первый, «полезный» сигнал, она поглощает и использует  в целях адаптации и развития, используя механизм адаптации,  а второй, отраженный - отклоняет и возвращает в среду, задействовав механизм защиты. При этом развиваться лучшим образом будет та система, у которой:

1) наиболее адекватный  внешнему воздействию механизм  адаптации; 

2) наиболее совершенный  механизм защиты, способный оградить систему от сигналов, переработка которых выходит за пределы возможности адаптера;

3) наиболее благоприятная  среда, содержащая все необходимое  для поддержания адаптера и  защитного механизма в состоянии  эффективной работоспособности,  но не подвергающая систему воздействиям, с которыми не могут справиться, ни тот, ни другой[10].

Делая вывод, отметим, что  агитация и пропаганда как средства влияния на аудиторию относятся к числу политических. Они являются рычагами управления обществом, обеспечивая безальтернативное господство на экономические и политические сферы. Агитация и пропаганда, в отличие от мероприятий PR, носят твердый целенаправленный характер. Также действуют как система принудительных мер, позволяющих манипулировать людьми и общественными группами.

 

2.3 Влияние PR – технологии на общественное сознание

 

 Сегодня же целенаправленное  воздействие на массы с целью  управления ими или же с  целью формирования массового  сознания со стороны субъекта  управления также классифицируется  как информационно-психологической войны, хотя подобные субъектно-объектные отношения можно определить как пропаганду, манипуляцию, PR и т. д., так как со стороны масс отсутствует возможность активной и адекватной реакции по отношению к источнику манипуляций или пропаганды (особенно, если воздействие осуществляется неявно).

 Известно, что наиболее  эффективным управление будет  лишь в случае, когда разнообразие  методов управления соответствует  разнообразию объекта управления. Именно для максимизации эффективности  информационно-психилогической войны на практике применяются методы, в наибольшей степени учитывающие специфику и свойства массового сознания. Другими словами, если бы цели воздействия на массовое сознание не достигались бы применяемыми сегодня методами, то данные методы не были бы использованы.

 Считается, что  законодательные ограничения применения  тех или иных технологий во  многом неэффективны по ряду  причин. В первую очередь, законотворческая  деятельность носит преимущественно  реактивный характер в плане  отражения объективных процессов, протекающих в обществе. Как правило, любые законотворческие инициативы являются реакцией на уже свершившееся событие, на уже протекающий процесс, на новые условия функционирования государства и общества, на уже осуществленные воздействия на массовое сознание. Реактивный способ адаптации к изменению окружающей среды известен и применяется во многих социально-политических системах. Однако его эффективность оставляет желать лучшего. Вряд ли реакция общества, на которое уже осуществлено определенное мощное информационно-психологическое воздействие, будет адекватной и эффективной.

 При использовании  активной формы адаптации, система  работает «на опережение», предупреждая  возможные изменения во внешней  среде, предвосхищая воздействия  со стороны внешней среды, предугадывая или прогнозируя ее дальнейшее поведение. При такой форме адаптации реализуются механизмы опережающего развития. С точки зрения системного подхода система стремится к образу потребного будущего. Данную форму можно также описать следующим образом: лучшая защита (в данном случае от окружающей среды) - это нападение[4].

 Как правило, активная  форма адаптации присуща высокоорганизованным  системам с развитыми механизмами  анализа и прогноза информации  в адаптационных механизмах. Такие системы имеют наиболее выраженную способность к выживанию в даже достаточно агрессивных средах. Такие системы, как правило, способны не только предсказывать дальнейшее поведение внешней среды, но и способны оценивать последствия воздействий системы на среду для самой системы, так как вызванные системным воздействием изменения в окружающей среде могут через определенный интервал времени в опосредованном виде воздействовать уже на саму систему[5].

 Однако, на практике  законотворческие системы, как,  впрочем, и вся система законодательной власти РФ, далеко не всегда работают на опережение.

 В целом имеет  смысл говорить об интегральной  возможности государственной системы  и ее подсистемы - законодательной  - реагирующей возможности. Именно  способность адекватно реагировать на изменение внешних условий и внутреннего состояния, быстро адаптироваться к ним делает систему динамически устойчивой и способной к саморазвитию.

 В качестве опережающего  воздействия на массовое сознание  вполне допустимой выглядит упреждающая вакцинация общества на уровне морально-нравственных императивов. Если на основе прогноза изменения технологий информационно-психологического воздействия на массы сформировать негативное отношение населения к подобного рода воздействиям, ожидаемым в будущем, то эффективность таких технологий будет явно снижена. При этом задействуется не громоздкая и инертная законотворческая машина, а мобильный механизм изменения массовых предпочтений и общественного мнения.

 Основная сложность  подобного подхода - необходимость эффективных методов разъяснения и убеждения, основанных не на голом страхе перед неизвестной технологией, а на доведении до населения результатов мониторинга как явных, так и скрытых воздействий на массовое сознание, грамотное объяснение внутренних механизмов работы нежелательных для государства и общества технологий, описание форм защиты от подобного рода воздействий[12].

Таким образом, наиболее результативным управление будет лишь в случае, когда разнообразие методов управления отвечает разнообразию объекта управления. Именно для максимизации эффективности на практике используются методы, в наибольшей степени учитывающие специфику и свойства массового сознания. Другими словами, если бы цели воздействия на массовое сознание не достигались бы применяемыми сегодня методами, то данные методы не были бы использованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

PR-технологии в сфере выборов имеют огромное значение, так как без них не обходится не одна предвыборная кампания.

 В обществе должны  вырабатываться моральные нормы, совокупность которых формирует своего рода фильтр на пути движения информации к исходному потребителю, следовательно, информационные каналы, технологии и типы информации, применение которых не поощряется и даже осуждается в данном обществе, естественным путем задерживаются этим фильтром или ослабляются настолько, что их применение становится практически нецелесообразным.

 Основная задача  государства в данном случае  заключается в поддержании работоспособности  этого фильтра, сохранении его  защитного потенциала, разработке  высокоэффективных технологий нейтрализации  негативных информационных потоков  и исключении возможностей манипуляций массовым сознанием преимущественно путем информирования и обучения своих граждан.

 В противном случае, как бы не было сильно и  могущественно государство, неграмотность  и неразборчивость населения  к воздействиям на психологическом  уровне, некритичность к получаемой информации, способны привести к массовым негативным социально-психологическим явлениям, которые вполне могут вывести государственную систему из состояния равновесия.

Информация о работе Пиар в сфере выборов