Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:47, контрольная работа
Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем психологической диагностики детей. В особой мере это относится к дефектологии, где степень недоразвития познавательных процессов кладется в основу соответствующего диагноза, определяет социальный статус ребенка и форму обучения. В свою очередь, правильный и своевременно поставленный диагноз является необходимым, хотя и недостаточным условием успешного применения коррекционного обучения и воспитания ребенка.
Именно Выготский разработал
основные закономерности формирования
личности нормального и аномального
ребенка, диалектически вскрыл взаимосвязь
и взаимообусловленность речи и
мышления, показал значение этих высших
психических функций как
При анализе различных
вариантов дефекта
Л. С. Выготский сформулировал
положение о процессе развития как
о становлении человека, человеческой
личности. Это развитие совершается
путем непрерывного возникновения
новых особенностей, новых связей,
новых образований. Новообразования,
как указывал Выготский, подготавливаются
всем ходом предшествующего
Наряду с появлением на каждом этапе развития новообразований и перестройкой межфункциональных связей, как показал Выготский, в процессе развития аномальных детей под влиянием обучения и трудового воспитания происходит особое, своеобразное для каждой аномалии развития изменение структуры дефекта. Выготский обосновал положение, согласно которому личность аномального ребенка имеет сложное строение и различные затруднения во взаимодействии с социальной средой приводят к сдвигам и перестройке личности ребенка. Выготский обнаружил значительную и своеобразную неравномерность развития психических функций при разных видах дефектов. В связи с нарушением сенсорных, интеллектуальных, аффективных, волевых процессов соотношение психических функций меняется: одни функции выпадают или резко задерживаются в развитии, другие компенсаторно развиваются под влиянием самостоятельного упражнения и специального обучения и, в свою очередь, влияют на другие стороны психической деятельности и личности аномального ребенка.
До Выготского дефектология
базировалась на идее об обособленности
психических функций и
Теория развития Выготского категорически потребовала индивидуализирования объекта: понимание внутренней сущности патологического процесса неотделимо, по Выготскому, от четкого представления о личности больного.
Рассматривая сущность процессов
компенсации, Выготский на основе исследований
приходит, к выводу о двустороннем
характере последствий дефекта:
одной стороны, происходит недоразвитие
функций, непосредственно связанных
с болезнетворным фактором, с другой
— возникают приспособительные
компенсаторные механизмы. При этом
процесс компенсации
В трудах Выготского не только
раскрывалась сложная структура
дефектов в плане неравномерного
развития психических функций (неравномерность
степени и тяжести нарушения
различных психических
Чем дальше отстоит нарушение от пораженного органа и связанного с ним первичного отклонения, тем легче, по данным Выготского, это нарушение поддается коррекций ("лечебно-педагогическому воздействию").
Постановка проблемы первичных и вторичных отклонений, их различение в развитии аномального (трудного) ребенка привели Выготского к пересмотру важнейших вопросов диагностики аномального развития; он отстаивал качественный, а не чисто количественный под ход к изучению ребенка с дефектом, требовал объяснения особенностей такого ребенка, причинного, каузального, динамического, позитивного, а не симптоматического рассмотрения его развития. В связи с этим он подвергал острой критике современное ему состояние педагогики трудного детства, сравнивая его с состоянием психиатрии до Крепелина, когда психозы классифицировались по их внешним проявлениям, так же как внутренние болезни по наличию кашля или головной боли.
В работах Выготского, посвященных
аномальным детям, большое внимание
уделялось соотношению
Дискутируя с К. Левином, Выготский отмечал, что понять своеобразие слабоумного ребенка значит не просто передвинуть центр тяжести с интеллектуального дефекта на дефекты в аффективной сфере; это означает в первую очередь необходимость подняться вообще над изолированным, метафизическим рассмотрением интеллекта и аффекта как самодовлеющей сущности, признать их внутреннюю связь и единство, освободиться от взгляда на связь интеллекта и аффекта как на одностороннюю механическую зависимость мышления от чувств.
В дефектологических трудах Выготского, особенно в книге "Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства", опубликованной после его смерти (1936), давалась исключительная по глубине критика антинаучности современного ему состояния педологии.
На отношении Выготского
к современной ему педологии
следует остановиться особо. В то
время в советской психологии
детская психология как самостоятельная
ветвь психологических знаний еще
не выделилась, ее основы только закладывались,
в том числе и трудами
Психологические исследования Выготского, касавшиеся ребенка, носили название педологических. Сам Выготский писал о необходимости существования особой науки о ребенке, которую в Период его научного творчества именовали педологией. Но нужно подчеркнуть, что он критически относился к педологическим методам исследования массовой школы по негативным признакам, как научно недостоверные. Критикуя тестометрические методы, он утверждал, что отбор по отрицательным признакам выделяет и объединяет в одну группу таких детей, которые не будут иметь ничего общего между собой, если их рассматривать с позитивной стороны. Он пишет, что традиционные методы исследования основываются на чисто количественной концепции развития и негативной характеристике ребенка. Выготский выступает против примитивной классификации детей на нормальных, социально запущенных и дефективных. По словам Выготского, в основе построения этой схемы лежит антинаучный, схоластический путь. Его критика метода тестов и концепции двух факторов, лежащих в основе педологических исследований, не потеряла своего значения и сегодня.
Установка на поиск положительных возможностей и качественного своеобразия развития аномального ребенка является ведущей во всех работах Выготского, и в частности в его работах, касающихся диагностики развития.
Таким образом, общепсихологическая
идея развития, идея о качественных
сдвигах в процессе развития ребенка
и обнаруженные Выготским закономерности
развития высших психических процессов,
социальная обусловленность развития
и ведущая роль обучения в развитии
нашли свое блестящее раскрытие
при разработке проблем трудного
детства. Вместе с тем это обогащало
общую, детскую и педагогическую
психологию, служило источником для
новых гипотез и для углубления
общих теоретических
Нельзя понять глубокого
интереса Выготского к проблемам
детской и возрастной психологии,
если не учесть того, что он был теоретиком
и, что особенно важно, практиком
в области аномального
На руководимых Выготским
конференциях подробно изучались и
всесторонне разбирались дети различных
возрастов. Их история болезни, история
развития, обучения и воспитания, результаты
комплексного изучения подробно анализировались
Выготским и дополнялись
Всю работу Выготского в этой области пронизывала идея социальной обусловленности специфически человеческих свойств психики. Вопреки биологизаторским тенденциям, отмечавшим обреченность аномальных детей, Выготский, учитывая биологическую основу нарушений развития, занимал оптимистическую позицию: он подчеркивал роль социальных факторов, способных повлиять на судьбу ребенка, на возможность компенсации и коррекции дефекта.
Анализ каждого случая той или иной аномалии Выготский рассматривал как конкретное выражение той или иной общей проблемы дефектологии. Опираясь на данные клинического изучения, Выготский при разрешении вопросов теории и практики исследования детей наметил основные принципиальные вопросы диагностики на путях конкретного применения диалектического метода.
Заключение
Проведенный анализ показал необходимость расширения традиционных подходов к психологической диагностике детей с интеллектуальной недостаточностью за счет более полного учета их аффективно-личностных характеристик.
Отсюда следует вывод,
что, проводя дифференциально-
Информация о работе Подход к диагностике аномалий психического развития Льва Сергеевича Выготского