Подход к диагностике аномалий психического развития Льва Сергеевича Выготского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание

Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем психологической диагностики детей. В особой мере это относится к дефектологии, где степень недоразвития познавательных процессов кладется в основу соответствующего диагноза, определяет социальный статус ребенка и форму обучения. В свою очередь, правильный и своевременно поставленный диагноз является необходимым, хотя и недостаточным условием успешного применения коррекционного обучения и воспитания ребенка.

Работа состоит из  1 файл

Упоминание о целительном и коррекционно - копия.docx

— 38.97 Кб (Скачать документ)

Поэтому, например, оценка уровня понимания смысла ситуации, в которой  ребенок находится или которую  себе представляет, дает больше информации о его интеллектуальных возможностях, чем результат выполнения тестового задания. А понимание смысла ситуации непосредственно связано с деятельностью эмоционального воображения дошкольника и через него с эмоциональным предвосхищением ситуации и способностью к идентификации.

Почти полное совпадение диагностических  выводов по отдельным экспериментам  показало высокую надежность предложенных методов исследования.

В основе этого факта лежит  системная организация выделенных единиц детского самосознания. Важным подтверждением данного вывода явились  и результаты пролонгированного  наблюдения за этой группой детей  после их поступления в школу.

Таким образом, предлагаемый подход позволяет решить многие сложные  проблемы дифференциально-психологической  диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью.

К общим закономерностям  психического развития следует отнести: единство и взаимодействие биологического и социального в психическом  развитии, системный характер психического развития, скачкообразность, поэтапность развития, наличие сензитивных периодов, развитие от простого к сложному.

Среди специфических закономерностей  детей с нарушениями развития, в том числе и детей с  речевой патологией, наиболее важными  являются следующие: в структуре  дефекта проявляются как первичные (ядерные) нарушения, так и вторичные  отклонения, системные последствия; нарушения психического развития оказывают  отрицательное влияние на весь дальнейший процесс психического развития; любые нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности отмечается неравномерность в развитии психических функций; имеет место своеобразие в приеме и переработке всех видов информации, уменьшение объема информации, ее искажение; наблюдаются особенности формирования личности; при нарушении психического развития возникают трудности социальной адаптации; у детей с нарушениями развития всегда имеются потенциальные возможности развития за счет сохранных функций. Одним из основополагающих положений, определяющих особенности психического развития детей с речевой патологией, является концепция Л. С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития.

Зону актуального развития Л. С. Выготский охарактеризовал  как уровень психического развития ребенка, который выявляется в настоящее  время. Другими словами, это то, чем  ребенок овладел, какие функции  и процессы, какие психические  новообразования он приобрел к настоящему времени. Уровень актуального развития определяется созревшими структурами  мозга.

Зона ближайшего развития представляет собой ближайшую перспективу  психического развития. По мнению Л. С. Выготского, это то, что ребенок  может выполнить с помощью  взрослого, то, что определяет динамику его психического развития. Зона ближайшего развития определяется функционированием  созревающих структур мозга. Таким  образом, то, что сегодня ребенок  может выполнить в сотрудничестве со взрослым, завтра он сможет сделать самостоятельно.

Определение зоны ближайшего развития позволяет целенаправленно  организовать процесс обучения, которое  должно идти впереди развития. Обучение, учитывающее зону ближайшего развития, помогает ребенку перейти от зоны ближайшего развития к зоне актуального  развития, подняться на более высокую  ступень развития психических функций  и процессов.

Значимость выявления  зоны ближайшего развития особенно важна  для обучения детей с проблемами в развитии, в том числе и  детей с речевыми нарушениями, так как определяет особенности процесса обучения этих детей.

Зона ближайшего развития различных психических функций  у детей с речевой патологией характеризуется неравномерностью, дисгармонией, «минимальным шагом» динамики, а также замедленным темпом перевода зоны ближайшего развития в зону актуального  развития, что необходимо учитывать  при изучении особенностей психического развития этой категории детей, а  также в процессе коррекционно-педагогического  воздействия.

Природный эксперимент (нарушения  тех или иных психических процессов  у аномальных детей), как считал Выготский, проливает свет на общие закономерности формирования психики и личности ребенка в норме. На материале  патологического развития Выготский  подтвердил обнаруженные им общие закономерности развития и показал их специфические  особенности. Все эти положения  привели к новому пониманию проблемы специального, дифференцированного  и своевременного о бучения и  развития аномального ребенка и  позволили по-новому понять проблему диагностики и компенсации различных  дефектов. Этим Выготский обозначил  новый этап в развитии дефектологии и поднял ее на уровень диалектико-материалистической науки; он ввел генетический принцип  в изучение аномального ребенка, показал, что аномальный ребенок  есть прежде всего ребенок, который развивается, как и всякий другой, но его развитие идет своеобразно. Он показал всю сложность структуры дефекта и специфические особенности этапов развития у детей с различными дефектами, защищая оптимистическую точку зрения на возможности этих детей. Выготский подверг суровой критике существовавшие методы специального обучения и указал пути их перестройки.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая  клиника трудного детства//Собр.соч.:в 6 том., М.,1989.

2. Выготский Л.С. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. –Минск,1997.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -М,2003.


Информация о работе Подход к диагностике аномалий психического развития Льва Сергеевича Выготского