Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:47, контрольная работа
Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем психологической диагностики детей. В особой мере это относится к дефектологии, где степень недоразвития познавательных процессов кладется в основу соответствующего диагноза, определяет социальный статус ребенка и форму обучения. В свою очередь, правильный и своевременно поставленный диагноз является необходимым, хотя и недостаточным условием успешного применения коррекционного обучения и воспитания ребенка.
Поэтому, например, оценка уровня понимания смысла ситуации, в которой ребенок находится или которую себе представляет, дает больше информации о его интеллектуальных возможностях, чем результат выполнения тестового задания. А понимание смысла ситуации непосредственно связано с деятельностью эмоционального воображения дошкольника и через него с эмоциональным предвосхищением ситуации и способностью к идентификации.
Почти полное совпадение диагностических выводов по отдельным экспериментам показало высокую надежность предложенных методов исследования.
В основе этого факта лежит
системная организация
Таким образом, предлагаемый
подход позволяет решить многие сложные
проблемы дифференциально-
К общим закономерностям психического развития следует отнести: единство и взаимодействие биологического и социального в психическом развитии, системный характер психического развития, скачкообразность, поэтапность развития, наличие сензитивных периодов, развитие от простого к сложному.
Среди специфических закономерностей
детей с нарушениями развития,
в том числе и детей с
речевой патологией, наиболее важными
являются следующие: в структуре
дефекта проявляются как
Зону актуального развития Л. С. Выготский охарактеризовал как уровень психического развития ребенка, который выявляется в настоящее время. Другими словами, это то, чем ребенок овладел, какие функции и процессы, какие психические новообразования он приобрел к настоящему времени. Уровень актуального развития определяется созревшими структурами мозга.
Зона ближайшего развития
представляет собой ближайшую перспективу
психического развития. По мнению Л. С.
Выготского, это то, что ребенок
может выполнить с помощью
взрослого, то, что определяет динамику
его психического развития. Зона ближайшего
развития определяется функционированием
созревающих структур мозга. Таким
образом, то, что сегодня ребенок
может выполнить в
Определение зоны ближайшего развития позволяет целенаправленно организовать процесс обучения, которое должно идти впереди развития. Обучение, учитывающее зону ближайшего развития, помогает ребенку перейти от зоны ближайшего развития к зоне актуального развития, подняться на более высокую ступень развития психических функций и процессов.
Значимость выявления зоны ближайшего развития особенно важна для обучения детей с проблемами в развитии, в том числе и детей с речевыми нарушениями, так как определяет особенности процесса обучения этих детей.
Зона ближайшего развития
различных психических функций
у детей с речевой патологией
характеризуется
Природный эксперимент (нарушения
тех или иных психических процессов
у аномальных детей), как считал Выготский,
проливает свет на общие закономерности
формирования психики и личности
ребенка в норме. На материале
патологического развития Выготский
подтвердил обнаруженные им общие закономерности
развития и показал их специфические
особенности. Все эти положения
привели к новому пониманию проблемы
специального, дифференцированного
и своевременного о бучения и
развития аномального ребенка и
позволили по-новому понять проблему
диагностики и компенсации
Список используемой литературы:
1.Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр.соч.:в 6 том., М.,1989.
2. Выготский Л.С. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. –Минск,1997.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -М,2003.
Информация о работе Подход к диагностике аномалий психического развития Льва Сергеевича Выготского