ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 2
Научные
подходы к пониманию
проблем общения в социальной
психологии 3
Теоретические
подходы к исследованию
общения в социальной
психологии 7
Общение:
структура, функции,
основные понятия 12
ВЫВОД: 18
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
объясняется тем, что в современных социальных
условиях, когда на смену привычным формам
жизни приходят новые рыночные отношения,
интерес к проблемам общения еще больше
обострился. Вне общения просто немыслимо
человеческое общество. Общение выступает
в нем как способ интеграции людей и вместе
с тем, как способ их развития. Именно отсюда
и вытекают проблемы общения как способы
взаимодействия и самопознания. В ряду
разных научных дисциплин, способных решить
эти задачи первостепенное место отводится
социальной психологии.
Вопросам
общения посвящены труды многих
выдающихся психологов-классиков, таких
как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А.
Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н
Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и
др. Однако, однозначного подхода к
проблемам общения в психологической
науке не существует, что и позволило
нам рассмотреть их более детально,
и определило направление исследования.
Процесс
общения достаточно сложное социальное
явление, поэтому необходимо более
детально рассмотреть его структуру.
К пониманию структуры общения
существуют разные подходы. Т.М. Андреева
предлагает характеризовать структуру
общения путем выделения в
ней трех взаимосвязанных сторон:
коммуникативной; интерактивной и
перцептивной. Б.Ф. Ломов в общении
выделяет три функции: информационно
- коммуникативную, регуляционно-коммуникативную,
эффективно - коммуникативную. Естественно,
что все это деление весьма
условно. Иногда в более или менее
аналогичном смысле употребляются
и другие классификации.
Общение
- взаимодействие двух (или более) людей,
направленное на согласование и объединение
их усилий с целью налаживания
отношений и достижения общего результата.
Общение есть не просто действие, но
именно взаимодействие: оно осуществляется
между участниками, из которых каждый
равно является носителем активности
и предполагает его в своих
партнерах (Я.Л. Коломинский)
Научные
подходы к пониманию
проблем общения в социальной
психологии
А.А. Бодалев
утверждает, что в историческом плане
можно выделить три подхода к
изучению проблемы общения: информационный
(ориентированный на передачу и прием
информации); интеракциональный (ориентированный
на взаимодействие); реляционный (ориентированный
на взаимосвязь общения и взаимоотношения).
Несмотря на очевидное сходство концепций,
терминологии и исследовательской
техники, каждый подход опирается на
разные методологические традиции и
предполагает хотя и взаимодополняющие,
но, тем не менее, разные аспекты
анализа проблемы общения.
А.Н. Леонтьев
подчеркивает, что проблемы общения
в науке представлены в разных
теоретических подходах неоднозначно.
Информационные подходы. Были развиты
в основном в 30-е -- 40-е годы и с тех пор широко
используются до настоящего времени. Объектом
исследований является передача сообщений,
главным образом фактических, реальных
между «участниками» -- сообществами, организациями,
индивидами, животными, техническими устройствами,
которые способны посылать и принимать
информацию при помощи какой-то системы
сигналов или символов.
Интеракциональные
подходы были развиты главным
образом в 60 -70-е годы. В отличие
от информационного подхода, рассматривающего
общение как трансакции по передаче
информации (отдельные коммуникационные
акты), в интеракциональном подходе
общение рассматривается как
ситуация совместного присутствия,
которая взаимно устанавливается
и поддерживается людьми при помощи
различных форм поведения и внешних
атрибутов (внешности, предметов, обстановки
и т.п.). И это поведенческое
управление ситуацией совместного
присутствия, ее поддержание происходит
относительно независимо от намерения
участвующих индивидов. Хотя они
обладают действительным контролем
за входом или выходом из ситуации
в соответствии со своими намерениями,
до тех пор, пока участники принимают
присутствие и поведение друг
друга в ситуации, они не могут
избежать постоянной координации поведения
по отношению друг к другу.
Интеракциональный
подход признает положение, что само
взаимодействие включает обмен сообщениями.
Но главный исследовательский интерес
больше направлен на организацию
поведения. Теоретические основания
этого подхода: ориентация на многоаспектность
анализа человеческого поведения
во множестве жизненных условий
и обстоятельств (в различных
социальных контекстах); поведение
является не столько функцией внутренних
побуждений индивида, его мотивационных
или личностных факторов, а больше
-- функцией самой ситуации взаимодействия
и социальных взаимоотношений (позиция
ситуационного подхода в социальной
психологии).
Реляционный
подход. Этот подход начал постепенно
развиваться с середины 50-х годов
(Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).
Основное
положение этого подхода состоит
в том, что социальный контекст и
человеческая среда не образуют условия
и обстоятельства, в которых преобразуется
информация и происходит межличностное
взаимодействие, а являются самим
общением как таковым и понимаются
как системы взаимоотношений. Другими
словами, термин «общение», «коммуникация»
-- это обозначение общей системы
взаимоотношений, которые люди развивают
друг с другом, с общиной и средой
обитания, в которой они живут.
Любое изменение какой-либо части
этой системы, вызывающее изменение
других частей, называется «информацией».
Согласно
этому подходу, нельзя сказать, что
люди, животные или другие организмы
вступают в общение (информационный
подход) или участвуют в нем (интеракциональный
подход), поскольку они уже являются
неотъемлемой частью этого процесса
независимо от того, хотят они этого
или нет, частью как локальной, так
и глобальной экосистемы взаимоотношений.
Они включаются в эту систему
с момента рождения и не покидают
до момента смерти.
По
утверждению Г.М. Андреевой, три направления
теоретических исследований оказались
инструментальными и способствовали
появлению реляционной теории коммуникаций;
а) кибернетика и теория общих
систем; б) теория логических типов, которая
идентифицирует разрывы непрерывности
между различными уровнями абстракции
(например: «индивид-общение», «индивид
- взаимоотношения» и т.д.); в) биологические
исследования экосистем и динамики взаимоотношений
между организмами и средой обитания.
Категория
общения является базовой для
социально-психологической науки. Вследствие
сложности данного явления, существует
достаточно много подходов к его
рассмотрению. Кроме социальной психологии,
общение рассматривают и другие
науки. Так, общефилософская концепция
представляет общение как актуализацию
реально существующих общественных
отношений: именно общественные отношения
обусловливают форму общения. Общение
- это способ реализации актуальных
отношений в социальном взаимодействии.
Социологическая
концепция обосновывает общение
как способ осуществления внутренней
эволюции или поддержания статус-кво
социальной структуры общества, социальной
группы в той мере, в какой эта
эволюция предполагает диалектическое
взаимодействие личности и общества.
Социально-педагогический подход к
анализу сущности общения опирается
на его понимание как механизма
влияния (с целью социального
воспитания) общества на личность. В
связи с этим в социальной педагогике
все формы общения рассматриваются
как психотехнические системы, обеспечивающие
взаимодействие людей. При психологическом
подходе общение признается важнейшей
социальной потребностью и средством
развития высших психических функций.
Н.В. Казаринова
подтверждает, что решение проблемы
общения является весьма специфичным
в рамках отечественной социальной
психологии. Сам термин «общение»
не имеет точного трактования
в традиционной социальной психологии.
Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому
английскому термину «коммуникация»,
под которым понимается процесс
передачи информации от отправителя к
получателю.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
вышеперечисленные теоретические
подходы не исчерпывают актуальность
исследования проблемы общения в
социальной психологии. Вместе с тем
они показывают, что общение должно
изучаться как многомерное явление,
а это предполагает изучение явления
с помощью методов системного
анализа.
1.3 Основные концепции общения
в отечественной и зарубежной психологии
В отечественной
психологии общение трактуется иначе,
чем термин «коммуникация» и включает
не только передачу и прием информации,
но и восприятие партнера по общению,
оказание воздействия на него и т.д.
По сути дела, общение есть реализация
всей системы отношений человека
- и общественных и межличностных,
считает М.В. Гамезо.
Кроме
того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание
его рассматривается в отечественной
социальной психологии в контексте
психологической теории деятельности.
В соответствии с этим подходом предполагается,
что любые формы общения включены
в специфические формы совместной
деятельности: люди не просто общаются
при выполнении ими различных
функций, но они всегда общаются в
процессе некоторой деятельности и
по поводу нее .
Б.Ф. Ломов
подчеркивает, что в процессе совместной
деятельности люди вступают в определенные
виды межличностного взаимодействия.
При этом между ними возникают конкретные
отношения, устанавливается как нормативная,
так и личностная (психологическая) сторона
их контактов. Осуществляется координация,
согласование индивидуальных усилий отдельного
человека со всей системой коллективных
действий в достижении поставленных задач.
Общение при этом выступает как средство
формирования общности индивидов, выполняющих
совместную деятельность.
А.Н. Леонтьев
настаивает , что в понимании взаимосвязи
деятельности и общения существуют следующие
основные аспекты:
1. деятельность
и общение рассматриваются не
как параллельно существующие
взаимосвязанные процессы, а как
две стороны социального бытия
человека. Общение при этом рассматривается
как специфический вид человеческой
активности, продуктом которой являются
отношения между людьми;
2. общение
понимается как определенная
сторона деятельности: оно включено
в любую деятельность, есть ее
элемент, в то время как саму
деятельность можно рассматривать
как условие общения;
3. общение
интерпретируется как особый
вид деятельности, специфическая
форма взаимодействия с другими
людьми, средство его организации.
Однако
все подходы признают недопустимость
отрыва друг от друга деятельности
и общения, утверждает А.Н Леонтьев.
Посредством общения деятельность организуется
и обогащается. Построение плана совместной
деятельности требует от каждого ее участника
оптимального понимания ее целей, задач,
уяснения специфики ее объекта и даже
возможностей каждого из участников. Включение
общения в этот процесс позволяет осуществить
«согласование» или «рассогласование»
деятельностей индивидуальных участников.
Все сказанное
позволяет сделать вывод, что
принцип связи и органического
единства общения с деятельностью,
разработанный в отечественной
социальной психологии, открывает действительно
новые перспективы в изучении
этого явления. При этом под общением
следует понимать форму социального
взаимодействия людей, в котором
осуществляется обмен мыслями и
чувствами, мотивами и действиями посредством
знаковых (языковых) средств в целях
взаимопонимания и согласования
совместной деятельности, утверждает
Я.Л. Коломинский.
В ряде
зарубежных психологических концепций
существует тенденция к противопоставлению
общения и деятельности (Ш. Тейлор,
Л. Пипло, Д. Сирс.) Так, например, к такой
постановке проблемы, в конечном счете,
пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя
с Г. Тардом, он обращал особое внимание
не на динамику общественных явлений,
а на их статику. Общество выглядело у
него не как динамическая система действующих
групп и индивидов, но как совокупность
находящихся в статике форм общения. Фактор
общения в детерминации поведения был
подчеркнут, но при этом была недооценена
роль преобразовательной деятельности:
сам общественный процесс сводился к процессу
духовного речевого общения.