Подходы общения к изучению в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:50, творческая работа

Описание

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии 3
Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии 7
Общение: структура, функции, основные понятия 12
ВЫВОД: 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 19

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 49.33 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ 2

Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии 3

Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии 7

Общение: структура, функции, основные понятия 12

ВЫВОД: 18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 19 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Вопросам  общения посвящены труды многих выдающихся психологов-классиков, таких  как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н  Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и  др. Однако, однозначного подхода к  проблемам общения в психологической  науке не существует, что и позволило  нам рассмотреть их более детально, и определило направление исследования.

Процесс общения достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более  детально рассмотреть его структуру. К пониманию структуры общения  существуют разные подходы. Т.М. Андреева предлагает характеризовать структуру  общения путем выделения в  ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной и  перцептивной. Б.Ф. Ломов в общении  выделяет три функции: информационно - коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, эффективно - коммуникативную. Естественно, что все это деление весьма условно. Иногда в более или менее  аналогичном смысле употребляются  и другие классификации.

 

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение  их усилий с целью налаживания  отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих  партнерах (Я.Л. Коломинский)

Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии

А.А. Бодалев  утверждает, что в историческом плане  можно выделить три подхода к  изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием  информации); интеракциональный (ориентированный  на взаимодействие); реляционный (ориентированный  на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской  техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и  предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты  анализа проблемы общения.

А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения  в науке представлены в разных теоретических подходах неоднозначно. Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е -- 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» -- сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Интеракциональные подходы были развиты главным  образом в 60 -70-е годы. В отличие  от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе  общение рассматривается как  ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается  и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних  атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое  управление ситуацией совместного  присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения  участвующих индивидов. Хотя они  обладают действительным контролем  за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники принимают  присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут  избежать постоянной координации поведения  по отношению друг к другу.

Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес  больше направлен на организацию  поведения. Теоретические основания  этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения  во множестве жизненных условий  и обстоятельств (в различных  социальных контекстах); поведение  является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных  или личностных факторов, а больше -- функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция  ситуационного подхода в социальной психологии).

Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).

Основное  положение этого подхода состоит  в том, что социальный контекст и  человеческая среда не образуют условия  и обстоятельства, в которых преобразуется  информация и происходит межличностное  взаимодействие, а являются самим  общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими  словами, термин «общение», «коммуникация» -- это обозначение общей системы  взаимоотношений, которые люди развивают  друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части  этой системы, вызывающее изменение  других частей, называется «информацией».

Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что  люди, животные или другие организмы  вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный  подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого  или нет, частью как локальной, так  и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему  с момента рождения и не покидают до момента смерти.

По  утверждению Г.М. Андреевой, три направления  теоретических исследований оказались  инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций; а) кибернетика и теория общих  систем; б) теория логических типов, которая  идентифицирует разрывы непрерывности  между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид - взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.

Категория общения является базовой для  социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его  рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция  представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения  обусловливают форму общения. Общение - это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии.

Социологическая концепция обосновывает общение  как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво  социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта  эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к  анализу сущности общения опирается  на его понимание как механизма  влияния (с целью социального  воспитания) общества на личность. В  связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются  как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом  подходе общение признается важнейшей  социальной потребностью и средством  развития высших психических функций.

Н.В. Казаринова подтверждает, что решение проблемы общения является весьма специфичным  в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение»  не имеет точного трактования  в традиционной социальной психологии. Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», под которым понимается процесс  передачи информации от отправителя к получателю.

Таким образом, можно сделать вывод, что  вышеперечисленные теоретические  подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в  социальной психологии. Вместе с тем  они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления  с помощью методов системного анализа.

1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии

В отечественной  психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека - и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо.

Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание его рассматривается в отечественной  социальной психологии в контексте  психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных  функций, но они всегда общаются в  процессе некоторой деятельности и по поводу нее .

Б.Ф. Ломов  подчеркивает, что в процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.

А.Н. Леонтьев настаивает , что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:

1. деятельность  и общение рассматриваются не  как параллельно существующие  взаимосвязанные процессы, а как  две стороны социального бытия  человека. Общение при этом рассматривается  как специфический вид человеческой  активности, продуктом которой являются  отношения между людьми;

2. общение  понимается как определенная  сторона деятельности: оно включено  в любую деятельность, есть ее  элемент, в то время как саму  деятельность можно рассматривать  как условие общения;

3. общение  интерпретируется как особый  вид деятельности, специфическая  форма взаимодействия с другими  людьми, средство его организации.

Однако  все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Все сказанное  позволяет сделать вывод, что  принцип связи и органического  единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной  социальной психологии, открывает действительно  новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать форму социального  взаимодействия людей, в котором  осуществляется обмен мыслями и  чувствами, мотивами и действиями посредством  знаковых (языковых) средств в целях  взаимопонимания и согласования совместной деятельности, утверждает Я.Л. Коломинский.

В ряде зарубежных психологических концепций  существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности (Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.) Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

Информация о работе Подходы общения к изучению в социальной психологии