Подходы общения к изучению в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:50, творческая работа

Описание

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии 3
Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии 7
Общение: структура, функции, основные понятия 12
ВЫВОД: 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 19

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 49.33 Кб (Скачать документ)

Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии

 

 

В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интернациональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь  общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты  анализа проблемы общения.

Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:

  • содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.);
  • человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);
  • принятие аристотелевской и Ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.

В рамках информационного подхода  существуют два основных направления  исследований.

Первое  направление занимается теорией  и практикой обращения или  изменения сообщений е различные  изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей  декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949),

Первоначальная  модель состояла из 5 элементов: источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник информации (дешифратор), получатель информации (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «источником» и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь» (отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность» или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).

Данная  теоретическая модель обладала рядом  положительных качеств - простотой  и наглядностью, возможностью быстрой  квантификации, универсальностью. Но эти  же обстоятельства привели к игнорированию, недооценке исследователями потенциальной  полезности или даже возможности  существования других подходов в  изучении проблемы общения.

Первый  аналитический обзор использования  этой теоретической модели коммуникаций в различных дисциплинах и  сферах исследовании был дан К. Черри  в 1957 г.

Второе  направление исследований возникло в 60-х годах.

Основным  предметом этого направления  явился анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Основные исследования в этой области были выполнены  И. Гофманом (1963,1969, 1975),

В своих исследованиях Гофман разработал и использовал для анализа  общения модель коммуникационного  обмена, состоящую из 4 элементов:

  • коммуникационные условия или условия общения, устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямое, непосредственное—непрямое, опосредованное, симметричное - асимметричное передавание сообщений);
  • коммуникационное поведение или стратегия общения, которые используют участники общения во взаимоотношениях друге другом;
  • коммуникационные ограничения, включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;
  • основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.

Именно  разработка и использование этой модели в анализе межличностного общения помогла наиболее полно  сблизить и навести мосты между  информационным и интеракциональный подходами к изучению проблемы общения.

Интеракциональный подходы. Были развиты главным образом в 60 - 70-е годы В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.

Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес  больше направлен на организацию  поведения. Теоретические основания  этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения  во множестве жизненных условий  и обстоятельств (в различных  социальных контекстах); поведение  является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных  или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция  ситуационного подхода в социальной психологии); положения обшей теории систем, вводящей в исследовательский  инструментарий и концептуальный аппарат  такие фундаментальные понятия  как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».

В рамках интеракционального подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос — какими способами/путями структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения.

Условно можно выделить пять наиболее важных моделей.

Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х годов (Р. Бёдвистел, 1970) для невербального общения. Одно из основных положений модели — несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположение, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.

Модель  социального навыка (М. Аргайл, А, Кендон, 1967). Эта модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игра в карты и т. п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. высказывается идея научения общению в самом общении.

Равновесная модель (М. Apгайл, Дж. Дин, 1965). Модель опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации, Т. е. любое изменение в использовании поведения типа X обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот (например, диалог—монолог, сочетание вопросов и ответов).

Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен, 1968). В этой модели постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ: первый вид программы имеет дело с простой координацией движений; второй — контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует сами процедуры изменений, то есть управляет комплексной задачей мета общения.

Эти программы интернализуются или  усваиваются индивидами по мере научения функционированию в качестве полноценных членов конкретной группы, сообщества и культуры; а также позволяют организовывать разнородный поведенческий материал в осмысленные и подходящие взаимообмены. Именно содержательный контекст конкретной ситуации, конкретная задача и конкретная социальная организация «запускают» действие конкретной программы.

Системная модель (А. Кендон, 1977) рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы; первая — это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая — это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.

Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).

Основное  положение этого подхода состоит  в том, что социальный контекст и  человеческая среда не образуют условия  и обстоятельства, в которых преобразуется  информация и происходит межличностное  взаимодействие, а являются самим  общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими  словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы  взаимоотношений, которые люди развивают  друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут.

Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».

Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что  люди, животные или другие организмы  вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого иди нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.

Рассмотрим  этот подход подробнее. В историческом аспекте (информационный и интеракциональный подходы) изучение общения и межличностных взаимоотношений считались двумя различными сторонами исследований. С развитием реляционного подхода укрепилась тенденция к интеграции этих сфер исследования: делать акцент на изучение таких параметров процесса общения, которые характеризуют отношения между людьми в «реальных» видах человеческих взаимоотношений. Основная посылка состоит в том, что любой акт общения - это акт участия во взаимоотношениях.

С этой точки зрения можно считать, что взаимоотношения не существуют как отдельные реальные сущности в каком-либо смысле; скорее их природа  выводится из потока взаимообменов  между индивидами, являющимися частью их взаимоотношений. Другими словами, ключевой элемент концепции: взаимоотношения  — это «нечто», что существует между и вне индивидов; то есть взаимоотношения существуют на над  индивидуальном или «трансактном»  уровне. Главная позиция нового подхода  состоит в следующем: природа  взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и  пространстве.

Три направления теоретических исследований оказались инструментальными и  способствовали появлению реляционной  теории коммуникаций: а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид - взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.

Наиболее  интересные и важные исследования, проведенные на основе реляционного подхода, были осуществлены в области  психопатологии (Г. Бэйтсон и др., 1956; Р. Д. Лэйнг, 1959). В частности, была предложена реляционная объяснительная модель общения больного шизофренией.

По  утверждению самих сторонников  подхода, реляционная теория общения  находится на начальной стадии своего развития, несмотря на длительный период существования с момента зарождения (Р. Харре, Р. Ламб (ред.), 1983), Признается, что эта теория представляет один из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений, к  изучению общения, взаимодействия и  поведения, которые до сих пор  были известны социальным и поведенческим  наукам.

Ее  методологический потенциал и сила заключаются в том, что она  заменяет аристотелевский принцип  картины мира на «системный подход».

Информация о работе Подходы общения к изучению в социальной психологии