Подходы общения к изучению в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:50, творческая работа

Описание

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии 3
Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии 7
Общение: структура, функции, основные понятия 12
ВЫВОД: 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 19

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология.docx

— 49.33 Кб (Скачать документ)

Общение: структура, функции, основные понятия

 

 

Под структурой объекта в науке понимается порядок совокупности устойчивых связей элементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность  как явления при внешних и  внутренних изменениях.

В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место, и методологическая проработка этого вопроса изданный момент позволяет  выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения (Г. М Андреева, 1988; Б. Ф.Ломов, 1981), выступающих  общеметодологическим ориентиром организации  исследований. К структуре общения  можно подойти по-разному, как  через выделение уровней анализа  явления, так и через перечисление его основных функции. Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б. Ф. Ломов, 1984)

Первый  уровень — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй  уровень — мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

Третий  уровень — микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера. (Например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т. п.).

Каждый  из перечисленных уровней анализа  требует специального теоретико-методологического  и методического обеспечения  и своего особого понятийного  аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача разработки принципов и способов выявления взаимосвязей между разными  уровнями и взаимных переходов от одного из них к другому.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет  общение в процессе социального  бытия человека.

Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Одним из общепринятых является выделение  в общении трех взаимосвязанных  сторон или характеристик — информационной, интерактивной и перцептивной (Г. М. Андреева, 1980). В более или менее аналогичном смысле выделяются информационно - коммуникативная, регуляционно - коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции (Б. Ф.Ломов, 1984).

Информационно-коммуникативная  функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из характеристик общения. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимовоздействие на мысли, чувства и поведение партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходкой системой кодирования/декодирования сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы). В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм — кинетику (отико- кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику); паралингвистику (система вокализации, паузы, покашливания и т. п.); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении) и визуальное общение (система «контакта» глазами). Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми могут обмениваться партнеры по общению.

Регуляторно - коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире — в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами — не бывает общения  без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без  общения.

Аффективно-коммуникативная  функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Представляется  оправданным привести другую классификационную  схему функций общения, в которой  наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношении (отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакова (1994); а познавательная функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой (1988). Сопоставление двух классификационных схем позволяет (конечно, с определенной мерой условности) функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную функцию объединить (включить) в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Г. М. Андреева, 1988).

При изучении перцептивной стороны общения  используется специальный концептуально-терминологический  аппарат, включающий ряд понятий  и определений и позволяющий  анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения.

Во-первых, общение невозможно без определенного  уровня понимания (а точнее — взаимопонимания) общающихся субъектов.

Понимание — это определенная форма воспроизведения  объекта в сознании, возникающая  у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью (В. В. Знаков, 1994).

В случае общения объектом познаваемой  реальности является другой человек, партнер  по общению. При этом понимание можно  рассматривать с двух сторон: как  отражение в сознании взаимодействующих  субъектов целей, мотивов, эмоций, установок  друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно  говорить не о социальной перцепции  вообще, а о межличностной перцепции  или восприятии, а некоторые исследователи  больше говорят не о восприятии, а о познании другого. Эта проблема продуктивно изучается А. А. Бодалевым (1965; 1983).

Основными механизмами взаимопонимания в  процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация»  имеет в социальной психологии несколько  значений. В проблематике общения  идентификация — это мысленный  процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать  и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный  процесс уподобления себя другому  человеку, но с целью «понять» переживания  и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия  есть аффективное «понимание». Как  видно из определений, идентификация  и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической  литературе термин «эмпатия» имеет  расширенное толкование — в него включаются процессы понимания как  чувств, так и мыслей партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и  безусловно положительное отношение к личности партнера. Это означает наличие: а) принятия личности этого человека в целостности; б) собственной эмоциональной нейтральности, отсутствия оценочных суждений о нем (В. А. Соснин, 1996).

Рефлексия в проблеме понимания друг друга  — это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению, В ходе взаимного  отражения участников общения «рефлексия»  является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов  общения, и коррекции их понимания  особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания в  общении является межличностная  аттракция. Аттракция — это процесс  формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом  чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции — как формирование эмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга, можно предлагать и другие варианты. Вместе с тем они показывают, что  общение должно изучаться как  многомерное явление. А это предполагает изучение явления с помощью методов  системного анализа,

В заключение необходимо кратко остановиться на проблеме методов исследований.

Во-первых, для общего представления о методах  можно использовать таблицу, которая  дает схематическую классификацию  методов (табл. 1). Эта схема позволяет  систематизировать и сравнивать методы при более глубоком изучении проблемы общения.  
 
 
 
 
 
 

  Тип эмпирической информации (получаемых данных)
Тип источника  получения данных Субъективный Объективный
Участник  изучаемой ситуации Методы самоотчета Методы самоотчета о поведении
Внешний наблюдатель Субъективные  отчеты наблюдателя Поведенческие методы
 

 

Методы  самоотчета используются для получения  данных о субъективных восприятиях  и эмоциональных состояниях участников общения (как своих, так и партнера).

Поведенческие методы дают объективные данные о  конкретном поведении при помощи внешнего наблюдения за взаимодействием. Наиболее часто используемая практика — разработка различных кодирующих систем для записи наблюдаемых событий  в зависимости от исследовательской  задачи, включая специальные аудио- и видео технические устройства.

Третья  группа методов — это поведенческие  самоотчеты, т. е. данные собираются от участников общения, но не в отношении  их эмоциональных состояний, а о  своих взаимодействиях, о своем  собственном поведении и о  поведении партнера.

И последняя группа методов — это  субъективные отчеты внешних наблюдателей (их мнения, суждения, оценки) как о  внешней стороне общения, так  и о мыслях и состояниях участников взаимодействия.

Заинтересованный  читатель может найти подробное  обсуждение методов в ряде цитируемых выше работ и специально в работах  Р. Бэйлса (1970); Г. Фаснахта(19&2), М. Аргайла.А. Фенхейма и Дж. Грехем (1981). В последней  монографии дано теоретическое и  экспериментальное обоснование  так называемого ситуативного подхода, в настоящее время широко используемого  в исследованиях проблем общения.

Информация о работе Подходы общения к изучению в социальной психологии