Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать взаимосвязь темперамента и конфликтности юношей и девушек.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности темперамента и конфликтности у юношей и девушек;
- провести эмпирическое исследование по теме работы.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И КОНФЛИКТНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 4
1.1 Особенности конфликтности в юношеском возрасте 4
1.2 Анализ типов темперамента в юношеском возрасте 9
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...13
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И КОНФЛИКТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 14
2.1 Методы исследования 14
2.2 Изучение темперамента: особенности у юношей и девушек 15
2.3 Исследование конфликтности в юношеском возрасте 16
2.4 Анализ взаимосвязи темперамента и конфликтности в юношеском возрасте 18
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25-26
ПРИЛОЖЕНИЯ. 27-28
социальные детерминанты - факторы микро- и макросреды. Соответственно определению понятия "конфликтность" эти детерминанты включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения[19, c.61].
1.2 Анализ типов темперамента в юношеском возрасте
Самой существенной особенностью личности в юношеском возрасте является выработка взглядов и убеждений, формирование мировоззрения, что находит выражение в попытках самоопределения. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то юноши или девушки наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. «Никто не может приказать мне думать так, а не иначе, навязать свое мнение», «У меня есть свои убеждения, и я могу их отстаивать» и т.д. При этом старшеклассники претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, чем подростки: «Хочется самому находить ответы на волнующие вопросы»[30, c.55].
Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений.
Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.
Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность[30, c.56].
В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.
Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.
Тип нервной системы у лиц юношеского возраста определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, которые можно тестировать с помощью теста-опросника Стреляу. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом.
Меланхолический темперамент юноши или девушки определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.
У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.
Флегматическим темпераментом называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.
Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у юноши или девушки достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.
Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.
Если на схеме расположить все темпераменты в системе координат, в точке начала которых сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), то другие темпераменты отклоняются от него в зависимости от выраженности черт трех координат типа нервной системы, характерных этим темпераментам, рис 1.1
Рис 1.1 Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы
Темперамент — это понятие психологическое, а тип нервной системы — физиологическое[32, c.39].
Описание особенностей различных темпераментов в юношеском возрасте может помочь разобраться в чертах темперамента, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у юношей и девушек бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент юноши или девушки к тому или иному типу.
Меланхолик чаще всего легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, особенно учебы на первом курсе, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости. Такие юноши или девушки особенно переживают за опрос на лекциях, знакомствах с новыми преподавателями, новыми студентами, новыми предметами. Сессия для таких молодых людей – особенное «переживательное» время.
Флегматик медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в учебе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В учебе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.
Сангвиниг - живой, горячий, подвижный, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в учебе, особенно в общественных делах, интересуется студенческой жизнью и вне учебного заведения, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если учеба не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
ВЫВОДЫ
Темперамент - совокупность индивидуальных психических особенностей личности. Темперамент составляет основу развития характера человека. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку. Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.У холерика-поспешность решений. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Рассмотрим на практическом примере взаимосвязь темперамента и конфликтности в юношеском возрасте на практическом примере.
18
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И КОНФЛИКТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Методы исследования
В рамках курсовой работы было проведено эмпирическое исследование с целью анализа взаимосвязи темперамента и конфликтности молодых людей юношеского возраста.
Гипотеза – тип темперамента взаимосвязан с уровнем конфликтности юношей и девушек.
В исследовании принимали участие 40 первокурсников Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка.
Исследование состояло из трех этапов, использовались два метода исследования.
На первом этапе проводилась диагностика темперамента юношей и девушек. В качестве методики исследования использовался тест-опросник Г. Айзенка (Приложение 1). Юношам и девушкам было предложено ответить на вопросы анкеты. При обработке теста использовался ключ.
Если ответ "ключа" совпал с ответом, прибавлялся один балл. Если не совпадает, - ноль баллов.
Ключ к методике:
Шкала лжи: Ответ "да" на вопросы: 6, 24, 36. Ответ "нет" на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54.
Шкала экстраверсии.
Ответ "да" на вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответ "нет" на вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
Сосчитайте сумму.
Шкала эмоциональной устойчивости.
Ответ "да" на вопросы: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Баллы подсчитывались с целью определения типа темперамента, рис 2.1
Рис 2.1 Определение типа темперамента
На втором этапе экспериментальной работы была использована методика «Диагностика конфликтности» Ю.Н. Карандышева (Приложение 2).Юношам и девушкам было предложено оценить самого себя по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда — 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе (приложение 2).
Эксперимент проводился в спокойной обстановке. Юноши и девушки были предупреждены, что нет правильных ответов – есть только собственное мнение. Экспериментальная работа проводилась анонимно.
По окончании результаты были обработаны в программе «Статистика», проведен корреляционный анализ Спирмена.
Рассмотрим полученные результаты.
2.2 Изучение темперамента: особенности у юношей и девушек и девушек
По результатам опросника Айзенка был сделан вывод о типе темперамента испытуемых. Полные данные отображены в Приложении 3. Количество юношей и девушек по видам темперамента указаны в Таблице 2.1 (юноши) и 2.2 (девушки).
Таблица 2.1 Темперамент испытуемых, юноши
| Абсолютная величина,чел | % |
Меланхолики | 6 | 30 |
Сангвиники | 8 | 40 |
Флегматики | 1 | 5 |
Холерики | 5 | 25 |
Таблица 2.2 Темперамент испытуемых, девушки
| Абсолютная величина,чел | % |
Меланхолики | 1 | 5 |
Сангвиники | 7 | 35 |
Флегматики | 3 | 15 |
Холерики | 9 | 45 |
Информация о работе Понятие и сущность взаимосвязи темперамента и конфликтности у юношей и девушек