Понятие и сущность взаимосвязи темперамента и конфликтности у юношей и девушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:02, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является проанализировать взаимосвязь темперамента и конфликтности юношей и девушек.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности темперамента и конфликтности у юношей и девушек;
- провести эмпирическое исследование по теме работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И КОНФЛИКТНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 4
1.1 Особенности конфликтности в юношеском возрасте 4
1.2 Анализ типов темперамента в юношеском возрасте 9
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...13
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И КОНФЛИКТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 14
2.1 Методы исследования 14
2.2 Изучение темперамента: особенности у юношей и девушек 15
2.3 Исследование конфликтности в юношеском возрасте 16
2.4 Анализ взаимосвязи темперамента и конфликтности в юношеском возрасте 18
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25-26
ПРИЛОЖЕНИЯ. 27-28

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)

18

 



 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.

Практическое исследование подтвердило гипотезу о том, что в юношеском возрасте существует взаимосвязь темперамента и конфликтности в юношеском возрасте.

Изучение взаимосвязи темперамента и конфликтности обуславливается тем, что психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности юноши и девушки и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.

Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.

Вопрос адаптации юношества часто возникает и всегда живо обсуждается в среде методистов, психологов, кураторов.

На современном этапе развития психологической работы со юношами и девушками следует обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации юношей и девушек, которое должно включать в себя:

                    диагностику юношей или девушек и выявление дезадаптированных;

                    тренинги знакомства с целью сплочения групп;

                    проведение психолого-педагогических консилиумов с целью выработки программы помощи дезадаптированным молодым людям;

                    индивидуальные консультации психолога.

18

 



 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Абеев И.П. Математическая статистика для психологов, - Мн.:Тесей, 2007. – 234с.

  1. Аверьянова Н.Н.Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 2001. – 400 с.

3.                  Алябьева Н.П. Темперамент: понятие и сущность, - СПб.: Питер, 2006. – 323с.

4.                  Ананьев Б.Г. Строение характера, - М.:Высшая школа, 1982. - 20 с.

5.                  Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

  1. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психофизиологии // Психологический журнал. 1981. т. 2. № 1.
  2. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 2004. – 490с.

8.                  Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – Л.:Нева, 2001. - 354 с.

  1. Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – 780 с.

10.             Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб.:Питер, 2002. – 382с.

11.             Драгунова Т.В. Психология, - М.:Олма-пресс, 2006. -223 с.

12.             Дьяченко М.И., Кандыбович И.Т. Краткий психологический словарь: Личность. Образование. Самообразование. Профессия. – Мн: Хэлтон, 2003. - 97 с.

13.             Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 2004. – 328 с.

14.             Елизаров А. Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. – М.:Овал, 2002. – 84 с.

15.             Зайцев Н.Н. Настольная книга практического психолога, - СПб.:Питер, 2007. – 232с.

16.             Запорожец А.В. Психологическое развитие человека, - М.:Олма-пресс, 2006. - 623 с.

17.             Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

18.             Кабанов М.М., Личко А.Е. и др. Методы психодиагностики и психокоррекции, - Мн: Аверсэв, 2007. - 90 с.

19.             Кириченко Т.Н. Конфликтность в ранней юности, - Мн.:Тесей, 2001. – 176с.

20.             Ковалев Л.Г. Психология личности. - М.: Владос, 2007. – 322с.

21.             Кон И.С. Социология личности. - М.: Просвещение, 1967. – 167с.

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах  и таблицах, - М.: Олма-пресс, 2004. – 335с.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1975. – 227 с.
  3. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 2001. – 220 с.
  4. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение, 2005. – 156 с.
  5. Общая психология/Под ред. Е. И Рогова. – М.: Владос, 2006. – 448 с.
  6. Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С.Т.Посоховой. – М.-СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
  7. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 19-32.

29.             Сидоренко А. А. Методы математической статистики в психологии.  - М.:Инфра-М  2004. - 358 с.

  1. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии/Под общей ред. И.В.Роевич. – М.: Прогресс, 1982. – 280 с.

31.             Суханкина Л.В. Проблема межличностного конфликта, - Мн.:Новое время, 2008. – 190с.

32.             Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности., - СПб.: Питер, 2003.- 606 с.

33.             Чеховских М.И. Психология, - М.: Новое знание, 2006. – 380с.

34.             Шаповаленко И.В. Возрастная психология, - М.:Гардарики, 2007. – 349с.

  1. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. В кн.: Гиппенрейтер Ю.Б, Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – 392с.

18

 



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

  1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?
  2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
  3. Считаете ли Вы себя беспечным человеком?
  4. Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
  5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
  6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?
  7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
  8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
  9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
  10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
  11. Смущаете ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
  12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
  13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
  14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
  15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
  16. Вас легко обидеть?
  17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
  18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?
  19. Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
  20. Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?
  21. Часто ли Вы мечтаете?
  22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
  23. Часто ли Вас тревожит чувство вины?
  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
  25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
  26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
  27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?
  28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?
  29. Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?
  30. Вы иногда сплетничаете?
  31. Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?
  32. Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
  33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
  34. Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?
  35. Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"?
  36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
  37. Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
  38. Вы раздражительны?
  39. Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
  40. Верно ли, что Вас не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
  41. Вы ходите медленно и неторопливо?
  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?
  43. Часто ли Вам снятся кошмары?
  44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
  45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
  46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
  47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
  48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
  49. Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
  50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
  51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?
  52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
  53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
  54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
  55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
  56. Любите ли Вы подшутить над другими?
  57. Страдает ли Вы от бессонницы?

18

 



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Опросник Ю.Н. Караншыдева

 

1. Рветесь в спор

7654321

Уклоняетесь от спора

2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

765432 1

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать

7654321

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов

7654321

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента

7654321

Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку

765432 1

В напряженной обстановк( чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

765432 1

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

765432 1

Уступаете в спорах

9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта

765432 1

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

7654321

Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

18

 



 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 

Тип темперамента юношей и девушек (по результатам методики Г.Ю.Айзенка)

 

№п/п

Юноши

Тип темперамента

Девушки

Тип темперамента

1

Владимир М

Меланхолик

Татьяна С

Меланхолик

2

Евгений Б

Холерик

Юлия В

Сангвиник

3

Дмитрий Л

Флегматик

Виктория Д

Сангвиник

4

Михаил Н

Меланхолик

Ольга Н

Холерик

5

Максим К

Холерик

Мария Ю.

Сангвиник

6

Алексей Я

Сангвиник

Инна В

Сангвиник

7

Александр С

Сангвиник

Наталья П

Холерик

8

Сергей Б

Сангвиник

Илона Н

Флегматик

9

Владимир К

Меланхолик

Инна П

Флегматик

10

Михаил Ж

Холерик

Алеся В

Холерик

11

Сергей К

Сангвиник

Алена О

Холерик

12

Алексей З

Сангвиник

Алеся Л

Холерик

13

Валерий Ш

Меланхолик

Елена Т

Холерик

14

Алексей М

Холерик

Наталья К

Флегматик

15

Иван П

Меланхолик

Татьяна К

Холерик

16

Александр Ж

Сангвиник

Оксана Р

Холерик

17

Иван С

Сангвиник

Катерина И

Сангвиник

18

Николай Ф

Холерик

Светлана Г

Холерик

19

Сергей К

Сангвиник

Людмила К

Сангвиник

20

Павел К

Меланхолик

Наталья П

Сангвиник

Информация о работе Понятие и сущность взаимосвязи темперамента и конфликтности у юношей и девушек