Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать взаимосвязь темперамента и конфликтности юношей и девушек.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности темперамента и конфликтности у юношей и девушек;
- провести эмпирическое исследование по теме работы.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И КОНФЛИКТНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 4
1.1 Особенности конфликтности в юношеском возрасте 4
1.2 Анализ типов темперамента в юношеском возрасте 9
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...13
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПЕРАМЕНТА И КОНФЛИКТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 14
2.1 Методы исследования 14
2.2 Изучение темперамента: особенности у юношей и девушек 15
2.3 Исследование конфликтности в юношеском возрасте 16
2.4 Анализ взаимосвязи темперамента и конфликтности в юношеском возрасте 18
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25-26
ПРИЛОЖЕНИЯ. 27-28
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы можно сделать выводы.
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.
Практическое исследование подтвердило гипотезу о том, что в юношеском возрасте существует взаимосвязь темперамента и конфликтности в юношеском возрасте.
Изучение взаимосвязи темперамента и конфликтности обуславливается тем, что психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности юноши и девушки и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации.
Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.
Вопрос адаптации юношества часто возникает и всегда живо обсуждается в среде методистов, психологов, кураторов.
На современном этапе развития психологической работы со юношами и девушками следует обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации юношей и девушек, которое должно включать в себя:
диагностику юношей или девушек и выявление дезадаптированных;
тренинги знакомства с целью сплочения групп;
проведение психолого-педагогических консилиумов с целью выработки программы помощи дезадаптированным молодым людям;
индивидуальные консультации психолога.
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абеев И.П. Математическая статистика для психологов, - Мн.:Тесей, 2007. – 234с.
3. Алябьева Н.П. Темперамент: понятие и сущность, - СПб.: Питер, 2006. – 323с.
4. Ананьев Б.Г. Строение характера, - М.:Высшая школа, 1982. - 20 с.
5. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – Л.:Нева, 2001. - 354 с.
10. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб.:Питер, 2002. – 382с.
11. Драгунова Т.В. Психология, - М.:Олма-пресс, 2006. -223 с.
12. Дьяченко М.И., Кандыбович И.Т. Краткий психологический словарь: Личность. Образование. Самообразование. Профессия. – Мн: Хэлтон, 2003. - 97 с.
13. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 2004. – 328 с.
14. Елизаров А. Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. – М.:Овал, 2002. – 84 с.
15. Зайцев Н.Н. Настольная книга практического психолога, - СПб.:Питер, 2007. – 232с.
16. Запорожец А.В. Психологическое развитие человека, - М.:Олма-пресс, 2006. - 623 с.
17. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
18. Кабанов М.М., Личко А.Е. и др. Методы психодиагностики и психокоррекции, - Мн: Аверсэв, 2007. - 90 с.
19. Кириченко Т.Н. Конфликтность в ранней юности, - Мн.:Тесей, 2001. – 176с.
20. Ковалев Л.Г. Психология личности. - М.: Владос, 2007. – 322с.
21. Кон И.С. Социология личности. - М.: Просвещение, 1967. – 167с.
29. Сидоренко А. А. Методы математической статистики в психологии. - М.:Инфра-М 2004. - 358 с.
31. Суханкина Л.В. Проблема межличностного конфликта, - Мн.:Новое время, 2008. – 190с.
32. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности., - СПб.: Питер, 2003.- 606 с.
33. Чеховских М.И. Психология, - М.: Новое знание, 2006. – 380с.
34. Шаповаленко И.В. Возрастная психология, - М.:Гардарики, 2007. – 349с.
18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
18
Опросник Ю.Н. Караншыдева
1. Рветесь в спор | 7654321 | Уклоняетесь от спора |
2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений | 765432 1 | Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном |
3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать | 7654321 | Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего |
4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов | 7654321 | Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов |
5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента | 7654321 | Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента |
6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку | 765432 1 | В напряженной обстановк( чувствуете себя неловко |
7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер | 765432 1 | Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8. Не уступаете в спорах | 765432 1 | Уступаете в спорах |
9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта | 765432 1 | Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта |
10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя | 7654321 | Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины |
18
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Тип темперамента юношей и девушек (по результатам методики Г.Ю.Айзенка)
№п/п | Юноши | Тип темперамента | Девушки | Тип темперамента |
1 | Владимир М | Меланхолик | Татьяна С | Меланхолик |
2 | Евгений Б | Холерик | Юлия В | Сангвиник |
3 | Дмитрий Л | Флегматик | Виктория Д | Сангвиник |
4 | Михаил Н | Меланхолик | Ольга Н | Холерик |
5 | Максим К | Холерик | Мария Ю. | Сангвиник |
6 | Алексей Я | Сангвиник | Инна В | Сангвиник |
7 | Александр С | Сангвиник | Наталья П | Холерик |
8 | Сергей Б | Сангвиник | Илона Н | Флегматик |
9 | Владимир К | Меланхолик | Инна П | Флегматик |
10 | Михаил Ж | Холерик | Алеся В | Холерик |
11 | Сергей К | Сангвиник | Алена О | Холерик |
12 | Алексей З | Сангвиник | Алеся Л | Холерик |
13 | Валерий Ш | Меланхолик | Елена Т | Холерик |
14 | Алексей М | Холерик | Наталья К | Флегматик |
15 | Иван П | Меланхолик | Татьяна К | Холерик |
16 | Александр Ж | Сангвиник | Оксана Р | Холерик |
17 | Иван С | Сангвиник | Катерина И | Сангвиник |
18 | Николай Ф | Холерик | Светлана Г | Холерик |
19 | Сергей К | Сангвиник | Людмила К | Сангвиник |
20 | Павел К | Меланхолик | Наталья П | Сангвиник |
Информация о работе Понятие и сущность взаимосвязи темперамента и конфликтности у юношей и девушек