- Понятие предмета права социального обеспечения. Признаки общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.
- Фонд социального страхования РФ.
- Пенсионный фонд РФ.
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Наряду с централизованными
формами в последнее время
получают распространение и формы
негосударственного социального обеспечения.
К их числу можно отнести:
- Муниципальное социальное обеспечение
- Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
- Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.
Право социального обеспечения (ПСО)
– это самостоятельная отрасль права,
совокупность правовых норм, регулирующих
пенсионные и некоторые другие отношения
по материальному обеспечению и социальному
обслуживанию нетрудоспособных членов
общества, предоставлению им действующих
льгот и преимуществ, а также тесно связанных
с ними процессуальных отношений по разрешению
споров и процедурных отношений по установлению
юридических фактов.
Предмет права социального обеспечения
– это совокупность общественных отношений,
регулируемых данной отраслью права.
В предмет права социального обеспечения
входят следующие отношения:
Отношения по пенсионному обеспечению;
Отношения по социальному обслуживанию;
Отношения по выплате пособий;
Отношения по бесплатному медицинскому
обслуживанию и т.д.
Кроме того, к названным выше отношениям
относятся также:
процессуальные отношения –
это отношения по разрешению споров,
возникающих между участниками
отношений по пенсионному обеспечению;
процедурные отношения – это
отношения, возникающие в связи
с установлением или проверкой
фактов, имеющих значение для предоставления
тех или иных видов социальной
защиты (например, установление инвалидности).
Предмет права социального обеспечения
- это комплекс общественных отношений
материального и процедурно—процессуального
характера, возникающих в связи с наступлением
определенных законом случаев (социальных
рисков) и направленных на компенсацию
от их наступления путем распределения
материальных благ.
- Метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению.
Метод права
социального обеспечения – совокупность
приемов и способов, с помощью которых
государство регулирует правовые отношения в этой
сфере.
Метод ПСО имеет следующие отличительные
признаки:
сочетание централизованного и
локального способов установления прав
и обязанностей субъектов (на федеральном
уровне закрепляется определенный социальный
стандарт, который ни при каких условиях
не может быть понижен субъектами РФ, а
может быть только повышен за счет собственных
источников (например, установление доплаты
к пенсии в г. Москве);
права и обязанности субъектов
в этой отрасли могут устанавливаться
не только нормативным, но и договорным
путем (например, в коллективном договоре
на конкретном предприятии могут
быть предусмотрены более льготные
условия по сравнению с действующим
законодательством: досрочный уход
на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное
лечение и т.д.). Но условия, достигнутые
при договорном регулировании, не должны
ухудшать положение работников по сравнению
с законодательством, в противном
случае они признаются недействительными.
все права и обязанности субъектов данных
отношений определены законом и не могут
изменяться по соглашению сторон;
специфика санкций, применяемых к
правонарушителям, и способы защиты
нарушенного права (как в административном,
так и в судебном порядке).
Специфика санкций заключается, во-первых,
в том, что имущественное взыскание
может быть обращено только на граждан,
которые виновно излишне получили
суммы выплат по социальному обеспечению.
Например, гражданин представил для
назначения пенсии заведомо ложный документ
о своей работе с вредными условиями
труда, на которой никогда не работал.
С учетом этого документа ему
назначили пенсию, а впоследствии
этот факт выявился. В таком случае
этот гражданин должен полностью
возместить незаконно выплаченную
ему сумму пенсии. А если переплата
образовалась из-за ошибки работника
органа, осуществляющего пенсионное
обеспечение, то в таком случае вина
пенсионера отсутствует, и взыскание
с него излишне выплаченных сумм
производиться не должно. А во-вторых,
санкции носят правовосстановительный,
а не штрафной характер: граждане возвращают
только излишне полученную сумму и дополнительных
лишений не испытывают.
Защитить нарушенное право можно
путем обращения в вышестоящую
инстанцию (например, обжаловать решение
районного управления социальной защиты
населения можно в соответствующее
окружное управление или в Департамент
социальной защиты населения города),
а при несогласии и с вынесенным
этим органом (органами) решением –
в суд, в порядке, установленном
законодательством о гражданском
судопроизводстве.
- Понятие и содержание принципов права социального обеспечения России.
Под принципами
ПСО понимаются руководящие начала,
положения, определяющие сущность, содержание
и направление развития комплекса
правовых норм ПСО.
К числу отраслевых принципов относятся:
1. Всеобщность социального
обеспечения. Он предполагает
равную для каждого члена общества
возможность получать определенные
виды социальной поддержки независимо
от пола, расы национальности
и т.п. Например, право на пенсию принадлежит
не только тем гражданам, которые осуществляли
трудовую деятельность, но также и тем,
кто по объективным причинам не работал
(уход за детьми. Не трудоспособность,
инвалидность).
2. Общедоступность
социального обеспечения.
3. Установление уровня социального
обеспечения, гарантирующего достойную
жизнь человека, свободное развитие
личности. Достаточный уровень жизни
включает в себя достаточное
питание, достаточную одежду, достаточное
жилище и непрерывное улучшение
условий жизни.
4. Многообразие оснований, форм
и видов социального обеспечения.
Под основаниями социального обеспечения
понимают обстоятельства, при наступлении
которых у человека возникает
право на социальное обеспечение. Так,
это - временная нетрудоспособность, инвалидность,
достижение определенного возраста, потеря
кормильца, смерть, рождение человека
и др.
5. Дифференциация условий и порядка
представления социального обеспечения
субъектами общественных отношений.
Она может быть обусловлена
факторами: вид трудовой деятельности,
местность выполнения работ или
место проживания, материальное
положение субъектов, семейное
положение и т.д.
6. Целевое использование средств.
Данный принцип предлагает осуществление
социального обеспечения за счет
денежных средств. Специально
выделенных и предназначенных
для этих целей (государственные
средства и добровольного социального
страхования, благотворительности…).
Кроме того, в соответствии с
гл. 24 НК РФ для создания эффективных
условий социального обеспечения
на территории России был введен
единый социальный налог.
- Общая характеристика и виды правоотношений по социальному обеспечению.
1.Отношения по поводу денежных
выплат, их виды: по поводу обеспечения
пенсиями; обеспечения пособиями;
обеспечения компенсационными
выплатами; обеспечения страховыми
выплатами;
2.Отношения, возникающие по поводу
натуральных видов социального
обеспечения: по поводу представления
бесплатной или на льготных
условиях медицинской помощи; по
поводу представления бесплатной
или на льготных условиях социальной
помощи на дому; по поводу представления
протезно-ортопедической помощи; по
поводу санитарно-курортного лечения;
по поводу представления содержания
детей в воспитательных и образовательных
учреждениях; по поводу представления
профессионального обучения и трудоустройства
молодежи; по поводу предоставления транспортных
средств инвалидам.
3.Отношения, процедурно-процессуального
характера: по поводу установления
юридических факторов; по поводу
реализации права на отдельные
виды социального обеспечения;
по поводу защиты нарушенных
прав.
- Государственные органы и учреждения как субъекты правоотношений по социальному обеспечению. Правовой статус государственного и негосударственного пенсионного фонда.
Социальное обеспечение можно
охарактеризовать как форму распределения
материальных благ с целью удовлетворения
жизненно необходимых личных потребностей
(физических, социальных и др.) стариков,
больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев,
потерявших кормильца, безработных, всех
членов общества в целях охраны здоровья
и нормального воспроизводства
рабочей силы за счет специальных
фондов, создаваемых в обществе на
страховой основе, или за счет ассигнований
государства в случаях и на
условиях, установленных в законе.
Если говорить коротко, то под социальным
обеспечением понимаются различные
формы помощи общества своим членам.
Главной организационно-правовой формой
социального обеспечения является
государственное социальное страхование
. Суть его заключается в разделении социального
риска потери заработка, снижении доходов
ниже прожиточного минимума, потребности
в медицинской помощи и других социальных
услугах между государством и самими работниками,
которые подлежат обязательному государственному
социальному страхованию.
Для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь создаются
федеральные внебюджетные фонды.
- Фонд социального страхования РФ.
- Пенсионный фонд РФ.
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Другой организационной формой
социального обеспечения является
прямое ассигнование из федерального
бюджета (например, пенсии военнослужащим,
государственным служащим, предоставление
социальных услуг престарелым и
т. д.).
Наряду с централизованными
формами в последнее время
получают распространение и формы
негосударственного социального обеспечения.
К их числу можно отнести:
Муниципальное социальное обеспечение
Так, например, Правительством
Москвы осуществляется многоплановая
социальная политика, направленная
на улучшение жизни москвичей
всех социальных слоев и категорий.
В этих целях Правительством
Москвы ежегодно утверждается
комплексная программа мер социальной
защиты москвичей. В числе этих
мер можно назвать выплату
компенсации (или доплаты) неработающим
пенсионерам (и отдельным категориям
работающих) до социальной нормы.
Негосударственные пенсионные
фонды (НПФ).
Эти фонды осуществляют свою
деятельность на основании Федерального
Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ "О
негосударственных пенсионных фондах".
В настоящее время в России
функционирует свыше 250 НПФ, имеющих
лицензию. Исключительным видом деятельности
НПФ является негосударственное пенсионное
обеспечение участников фонда на основании
договоров о негосударственном пенсионном
обеспечении населения с вкладчиками
фонда в пользу участников фонда. Деятельность
НПФ заключается в аккумулировании пенсионных
взносов, размещении пенсионных резервов,
учете пенсионных обязательств фонда
и выплате негосударственных пенсий участникам
фонда.
Благотворительную деятельность граждан
и юридических лиц.
Правовое регулирование осуществляется
на основании Федерального закона
от 11.08.95г. № 135-ФЗ "О благотворительной
деятельности и благотворительных
организациях", Закона г. Москвы
от 05.07.95г. № 11-46 "О благотворительной
деятельности" (с изменениями
и дополнениями от 10.06.98г.).
Предоставление работникам
предприятий (в т.ч. и вышедшим на
пенсию) за счет прибыли различных льгот
и компенсаций.
Так, например, в г. Москве социальная
защита осуществляется следующими органами
и учреждениями:
- Департамент социальной защиты населения города Москвы.
- Управления социальной защиты населения административных округов.
- Районные управления социальной защиты населения.
- Центры социального обслуживания.
- Бюро медико-социальной экспертизы.
- Центры помощи семье и детям.
- Социальные приюты для детей.
- Пансионаты для ветеранов.
- Психоневрологические интернаты.
- Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей.
- Реабилитационные центры для инвалидов.
- Геронтопсихиатрический центр.
- Дома ночного пребывания.
- Центр социальных выплат.
- Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия».
- Московский центр технических средств реабилитации.