Понятие предмета права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:44, доклад

Описание

Понятие предмета права социального обеспечения. Признаки общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.
Фонд социального страхования РФ.
Пенсионный фонд РФ.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Работа состоит из  1 файл

Понятие предмета права социального обеспечения.docx

— 38.31 Кб (Скачать документ)

 

 

  1. Виды источников права социального обеспечения. Разграничение компетенции федеральных органов власти и субъектов РФ в области принятия нормативно-правовых актов по вопросам социального обеспечения.

Под источниками ПСО принято  понимать нормативно-правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения и регулирующие общественности отношения, составляющие предмет ПСО.

Так, к источникам ПСО (по юридической силе) относят:

    • -Конституцию;
    • -Федеральные законы;
    • -Подзаконные акты;
    • -Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры
  1. Порядок добровольного вступления в систему обязательного пенсионного страхования и его правовое значение.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» физические лица имеют право  добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию  и выполнять уплату страховых  взносов в бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не выполняется  уплата страховых взносов. Закон не ограничивает круг таких лиц. Однако обязательным условием является отсутствие уплаты страховых взносов за указанное лицо.

 

Таким образом, гражданин вправе добровольно  вступать в правоотношения и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных  платежей за другое физическое лицо, являющееся безработным, студентом, школьником старших  классов, домохозяйкой и др. Если человек  сейчас нигде не работает, то страхователь за него страховые взносы не уплачивает.

 

На данный момент не существует строго урегулированного законом нормативного документа в отношении добровольного  пенсионного страхования. Но стоит  в очереди на утверждение проект ФЗ «О добровольном накопительном пенсионном страховании в Pоссийской Федеpации». Если обязательное пенсионное страхование считается государственным, то добровольное пенсионное страхование относиться к негосударственному пенсионному обеспечению.

 

Представленный законопроект регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при выполнении добровольного накопительного пенсионного  страхования. Добровольным накопительным  пенсионным страхованием можно назвать  система накопительного пенсионного  страхования, которая основывается на добровольном участии физических и юридических лиц в формировании пенсионных накоплений с целью получения  физическими лицами пенсий, дополнительных к видам пенсий, установленных  законодательством Российской Федерации  об обязательном пенсионном страховании  и государственном пенсионном обеспечении. Тaкая система включает в себя следующие виды накопительного пенсионного страхования:

 

1) личное накопительное пенсионное  страхование, предусматривающее  формирование, назначение и выплату  личных дополнительных пенсий  на основании пенсионных договоров,  заключённых физическими лицами  в свою пользу, либо физическими  или юридическими лицами в  пользу третьих физических лиц,  самостоятельно от их места  работы и жительства;

 

2) корпоративное накопительное  пенсионное страхование, предусматривающее  формирование, назначение и выплату  корпоративных дополнительных пенсий  на основании пенсионных договоров,  заключенных работодателем в  пользу физических лиц, состоящих  (ранее состоявших) в трудовых  отношениях с работодателем, по  условиям, определённым трудовым  договором, или коллективным договором,  или региональным (отраслевым, межотраслевым,  территориальным, профессиональным) соглашением;

 

3) региональное накопительное пенсионное  страхование, предусматривающее  формирование, назначение и выплату  региональных дополнительных пенсий  на основании пенсионных договоров,  заключённых по единым для  данного административно-территориального  образования Российской Федерации  условиям.

 

Деятельность по добровольному  накопительному пенсионному страхованию  включает в себя приём и накопление пенсионных взносов, инвестирование и  организацию инвестирования активов  добровольного накопительного пенсионного  страхования, учёт пенсионных накоплений, назначение и выплату дополнительных пенсий пенсионерам. Добровольное накопительное  пенсионное страхование выполняется  согласно с условиями пенсионного  договора, заключаемого между вкладчиком и накопительным пенсионным фондом. Добровольное накопительное пенсионное страхование выполняется только накопительными пенсионными фондами, нaпример, на базе выполнения данного страхования создаётся фонд по добровольному накопительному пенсионному фонду.

 

Вкладчиком в данный фонд могут  быть разные лица:

 

1) любое физическое лицо,

2) любое юридическое лицо,

 

3) исполнительные органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации и (или) исполнительные  органы местного самоуправления.

 

Участниками данного фонда могут  быть разные физические лица, заключившие  пенсионные договоры.

 

Пенсионные взносы по добровольному  страхованию уплачиваются вкладчиками  согласно с выбранными ими пенсионными  схемами, которые к тому же могут  быть различного вида:

 

- с установленными взносами (условия  пенсионной схемы устанавливают  порядок уплаты пенсионных взносов  вкладчиком, а порядок выплаты  дополнительной пенсии участнику  определяется в момент её назначения);

 

- с установленными выплатами  (условия пенсионной схемы устанавливают  порядок выплаты дополнительной  пенсии участнику, согласно с  которым оговаривается порядок  уплаты пенсионных взносов вкладчиком).

 

  1. Исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Законодателем установлен следующий  перечень категорий лиц. имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости:

  • - мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет. Если они проработали не менее 20 лет и 7 лет и 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж, соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
  • - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда. Соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
  • - женщины по достижении   возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве. Других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочном - разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;
  • - женщины по достижении 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
  • - мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении 50 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на выводе угля и имеют страховой стаж, не менее 25 лет и 20 лет;
  • - мужчины 55 лет, женщины 50 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, лесоустроительных и изыскательских работ и имеют стаж 25 лет и 20 лет;
  • - мужчины по достижении 55 лет, женщины 50 лет, если проработали  они  проработали. Соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплава включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж, соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
  • - мужчины 55 лет. Женщины 50 лет. Если они проработали не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж не менее 25 лет и 20 лет; и т.д.

 

Условия назначения трудовой пенсии по старости  перечисленным выше категориям граждан применяются  только в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих  видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 г., а в случае назначения трудовой  пенсии  по старости в  период с 1 января по 31 декабря 2002 г. –  на день, с которого назначается  трудовая пенсия по старости. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 г., устанавливаются профессиональные пенсии:

  • - женщины, родившие пять и более детей и воспитывавшие и их до достижении или возраста 8 лет, а также матери инвалидов с детства, воспитывавшие их до 8 лет, по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет;
  • - женщины, родившие двух и более детей, по достижении 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах крайнего Севера, либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
  • - инвалиды вследствие военной травмы: мужчины по достижении 55 лет и женщины 50 лет, если не имеют страховой стаж 25 лет и 20 лет;
  • -  инвалиды по зрению, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности Ш степени: мужчины 50 лет и женщины 40 лет, если они имеют страховой стаж, не менее 15 лет и 10 лет;
  • - мужчины 55 лет и женщины 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юстиции РФ, не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж, не менее 25 лет и 20 лет;
  • - лица по достижению возраста 50 лет. Если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • - лица, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста и т.д.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, перечисленных выше, с учетом которых назначается  трудовая пенсия по старости, правила  исчисления периодов работы (деятельности) и досрочного назначения трудовой пенсии со стороны при необходимости  утверждаются постановлением Правительства  Российской Федерации.

 

  1. Стаж государственной службы, выслуга лет (значение, порядок подтверждения, правила исчисления).

Статья 19. Стаж государственной службы

1. Стаж государственной службы - это суммарная продолжительность  периодов осуществления государственной  службы и иной деятельности, учитываемая  при определении права на пенсию  федеральных государственных служащих  и при исчислении размера этой  пенсии (см. комментарий к ст. 2 Закона).

 Согласно законодателю, в военную выслугу лет включаются следующие периоды:

  • - военная служба;
  • - служба в органах внутренних дел;
  • - служба в Государственном противопожарной службе;
  • - служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • - служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • - служба в советских партизанских отрядах и соединениях;
  • - время пребывания  в плену, если такое пленение не было добровольным и военнослужащих, находившихся в плену, не совершал государственное преступление против СССР. При этом время прохождения службы в особых условиях подлежат зачету в военную выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке.

В соответствии со ст.7 ФЗ № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в РФ»  федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу  лет при одновременном наличии следующих условий:

  1. стаж государственной службы (выслуга) не менее 15 лет;
  2. увольнение с федеральной государственной службы по следующим основаниям:

 

  • - ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ;
  • - увольнение  с должностей утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращениями этими лицами своих полномочий;
  • - достижение предельного возраста, установленного ФЗ для замещения должности федеральной государственной службы;
  • - обнаружившиеся   несоответствие замещаемой  должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья. Препятствующего продолжению государственной службы;
  • - увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Информация о работе Понятие предмета права социального обеспечения