Понятие социализации и ее этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:00, контрольная работа

Описание

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988). В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотребелением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (Бронфенбреннер, 1976).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие социализации……………………………………………………....4
2. Этапы социализации……………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………….10
Список используемой литературы………………………………………..…11

Работа состоит из  1 файл

Понятие социализации и ее этапы.docx

— 36.10 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию Министерства образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Дзержинский филиал

 

Заочное отделение

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ

«Понятие социализации и ее этапы»

 

         

 

 

 

 

 

Специальность: Государственное и

                                                        муниципальное управление

 

                                                                       Выполнил: студент

                                                                       ЗО гр. № 08-ГД-1

                                                                       САВИНЧЕВ АЛЕКСАНДР

                                                                       АЛЕКСАНДРОВИЧ

                                                                       Научный руководитель:

                                                                       Старший преподаватель

                                                                       Ефимов А.Е. 

                                                                 

                                                              

 

 

г. Дзержинск

2010 г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Понятие социализации……………………………………………………....4

2. Этапы социализации……………………………………………………….7

Заключение…………………………………………………………………….10

Список используемой литературы………………………………………..…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди  различных представителей психологической  науки (Кон, 1988). В системе отечественной  психологии употребляются ещё два  термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова  «социализация»: «развитие личности»  и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается  довольно критическое отношение, связанное  уже не только со словоупотребелением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (Бронфенбреннер, 1976).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие социализации

Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания  и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально  детерминирована, то какой смысл  говорить о вхождении её в систему  социальных связей. Не будет ли при  этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человеческое существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь «гоминизации»? Не совпадает ли понятие социализации с процессом гоминизации? Как известно, Л.С. Выгодский решительно протестовал против изображения ребенка как существа,  которому еще необходимо гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к «социализации».

Сомнение вызывает и возможность  точного разведения понятия социализация с другими, широко используемыми  в отечественной психологической  и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно  и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности – одна из ключевых идей отечественной  психологии. Более того, признание  личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идея развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его  развития немыслим вне его социального  развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитее личности»  и «социализация» в этом случае как  бы совпадают, а акцентная активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания – социальная среда и подчеркивается направление её воздействия на личность.

Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в её активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без  опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться её абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса  о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.

 

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей  литературе в двух значениях –  в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного  воздействия на человека со стороны  субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему  определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь  ставится на целенаправленность, планомерность  процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия, понимается специальный  институт, человек, поставленный для  осуществления названной цели. В  широком смысле слова под «воспитанием»  понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с  целью усвоения им социального опыта  и т.д. Субъектом воспитательного  процесса в этом случае может выступать  и всё общество, и, как часто  говориться в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять  в широком смысле этого слова, то различие исчезает.

Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в социальную среду.

 

Именно на эти две стороны  процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие  эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос становится именно так, что человек  не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в  собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразовании социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, то есть в известной отдаче, когда результат Ом её является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, то есть продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятие социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Первая сторона процесса социализации – усвоение социального  опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует  момент воздействия человека на среду  с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь  потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений  требует принятия определенного  решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации  субъекта, построения определенной стратегии  деятельности. Таким образом, процесс  социализации в этом его понимании  ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии – «со стороны взаимодействия личности и среды» (Андреева Г.М. Социальная Психология. 2002).

 

  • 2. Этапы социализации
  •  

    Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

    Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

     Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

    1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
    2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
    3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

     Одним из первых  выделил элементы социализации  ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

     Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

     Многие психологи и  социологи подчеркивают, что процесс  социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

    Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы  и ценности, овладевая теми или  иными социальными ролями. При  этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

     

    Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные  убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и  развитие Я.

    Информация о работе Понятие социализации и ее этапы