Предмет экономической социологии. Человек в роли потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:28, контрольная работа

Описание

Экономическая социология является новым, активно формирующимся научным направлением и учебной дисциплиной в структуре социологического знания. Она выступает важным элементом вузовской подготовки специалистов экономического профиля. Знание социально-экономических проблем современного общества, социологических подходов и методов его анализа необходимо для успешной деятельности в системе социально-политических и экономических отношений.

Содержание

Введение 3
I. Предмет экономической социологии 4
1.1.Цель экономической социологии 4
1.2. Объект экономической социологии 6
II. Социальные основы предпринимательской деятельности 7
2.1. Предпринимательство 7
2.2.Социальный портрет современного предпринимателя 8
III. Человек в роли потребителя 13
3.1. Образ жизни и потребления человека 13
3.2. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителя 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

экономической социологии.docx

— 107.25 Кб (Скачать документ)

                                                

                                                Содержание

 

Введение                                                                                                        3

 

I. Предмет экономической  социологии                                                        4                                                                        

 1.1.Цель экономической социологии                                                          4                

1.2. Объект экономической  социологии                                                     6

II. Социальные основы предпринимательской  деятельности                     7

2.1. Предпринимательство                                                                         7

 2.2.Социальный портрет современного предпринимателя                       8                                          

III. Человек в роли потребителя                                                                  13

 3.1. Образ жизни и потребления человека                                                13

 3.2. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителя                 15

Заключение                                                                                                  18

Список использованной литературы                                                         19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 

Экономическая социология является новым, активно формирующимся научным  направлением и учебной дисциплиной в структуре социологического знания. Она выступает важным элементом вузовской подготовки специалистов экономического профиля. Знание социально-экономических проблем современного общества, социологических подходов и методов его анализа необходимо для успешной деятельности в системе социально-политических и экономических отношений.

Изучение экономической  социологии способствует формированию у студентов гуманитарного подхода к оценке роли и места экономики в жизни общества. М\/Такй подход позволяет избежать одностороннего рассмотрения экономики как замкнутой, самодостаточной системы, успешно преодолевать экономический детерминизм в организации социально-экономической деятельности, учитывать социальные механизмы и социальные последствия функционирования экономики, оптимально соотносить ее развитие с социальными целями общества.

Изучение экономической  социологии помогает глубже понимать сущность социально-экономических  процессов как на макро, гак и на микроэкономическом уровнях, полнее использовать возможности человеческого фактора в отраслях экономики и в целом социальные резервы общественного производства и трудовых коллективов.

 

 

 

 

 

 

 

 

                I. Предмет экономической социологии

                

                   1.1.Цель экономической социологии

Экономическая социология в  широком контексте изучает социальные аспекты развития экономики как  социального института и его  влияния на жизнедеятельность, интересы, поведение, сознание личности и социальных групп.

Цель экономической социологии — исследовать социальные аспекты и последствия развития экономической сферы жизнедеятельности общества в условиях рыночных отношений, способствовать повышению результативности социального механизма экономики и принимаемых управленческих решений, а значит — улучшению условий и качества жизни населения.

Экономическая социология, ее предмет, объекты, пути развития и  интеграции в систему подготовки специалистов финансово-банковского  профиля и сегодня вызывают дискуссии  среди социологов и экономистов  в России и за рубежом.

Принципиальной темой  дискуссий является содержание предмета экономической социологии. С позиций  экономистов, это преимущественно  макроэкономические закономерности развития общества, а с позиций социологов — социальные отношения в сфере  экономики и экономическое поведение. Но экономические и социальные закономерности тесно взаимосвязаны, и это обстоятельство является решающим для характеристики предмета экономической социологии.

Предмет экономической  социологии — социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики.

В более узком смысле предмет экономической социологии — экономическое поведение (индивида, социальной группы, населения) и социальные явления в сфере экономики и финансов. Например, в финансово-банковской сфере экономической жизни предметом экономической социологии может быть: рынок как социально-экономическое явление во всем многообразии его форм (финансовый, инвестиционный, страховой, налоговый, недвижимости, ценных бумаг, валютный, ипотечный, труда, товаров и услуг); собственность как важнейший социальный институт; риски; угрозы экономической безопасности; социальный обмен и др.

В конкретных социологических  исследованиях в качестве предмета экономической социологии могут  выступать: риски (их социальная сущность и последствия), деньги как социально-экономический  регулятор поведения, деятельность финансово-банковских институтов как  один из видов социальной деятельности и одновременно социальный процесс, локализованный в рамках финансового  рынка, социальные конфликты в сфере  финансовой деятельности, социально-профессиональная мобильность специалистов финансового  рынка, тендерная асимметрия в финансово-банковской сфере и т.д.

Развитие социальных отношений  в сферах труда, собственности, производства, распределения и обмена формирует  различные виды экономического поведения  в обществе. Причем вследствие сегментированности рынка (рис. 2.1) различные виды экономического поведения складываются в зависимости от выполнения индивидом той или иной ролевой функции — вкладчика, налогоплательщика, страховщика или страхователя, банкира, потребителя, инвестора и т.д. Поэтому, применяя теорию ролей, можно изучать различные виды экономического поведения, проявляемого личностью.

Сам рынок, социальные отношения, развивающиеся между его субъектами и объектами, являются предметом  экономической социологии.

 

Рис. 2.1. Сегментированность рынка (указаны лишь некоторые сегменты рынка).

                  1.2. Объект экономической социологии

В общем виде объектом экономической социологии является социальная реальность в сфере экономических отношений, а именно:

человек (как «экономический», так и «неэкономический») во всем разнообразии выполняемых им социальных ролей в сфере экономики и  финансов;

социальные статусные  группы и общности (социально-профессиональные, социально-территориальные, социально-демографические, тендерные), осуществляющие свою деятельность во всех отраслях экономической жизни  и проявляющие разные формы экономического поведения;

социальные институты  и организации, выступающие в  качестве субъектов рынка, — государство, банк, страховая или инвестиционная компания, домохозяйство, налоговая  инспекция, фондовая биржа

В прикладном плаче - это объекты и субъекты рынка, его производители и потребители, реализующие в своем экономическом поведении все многообразие ролевых статусов (вкладчик, клиент, банкир, дилер, страховщик, налогоплательщик, покупатель и т.д.).

 

 

II. Социальные  основы предпринимательской деятельности

                       

                            2.1. Предпринимательство

Предпринимательство – неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций.

Однако в Гражданском  кодексе РФ предусматривается индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица, которая осуществляется в рамках общих правил предпринимательства, регулирующих деятельность юридических лиц.2

Главное содержание предпринимательства  в сфере производства заключается  в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные  услуги) и удовлетворении его путем  изготовления (создания) и продажи  продуктов (выполненных работ, оказанных  услуг) в качестве товара.

Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия. Задача любого предпринимателя  – получить доход на вложенный  труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного  дохода на капитал.

Следовательно, предпринимательство  – это хозяйственная деятельность, направленная на получение и наращивание  дохода. Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский  стиль управления, который принимает  форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые уделяют недостаточное  внимание предпринимательству, теряют позиции на рынке из-за недостаточной  гибкости управления и производства.

Сегодня наибольшие шансы  разбогатеть имеют россияне, отличающиеся не столько высокой квалификацией, знаниями, деловой энергией и талантом, сколько наличием выгодных связей, нахрапистостью, пренебрежением к закону и морали.

Спекулятивный характер капиталов  препятствует становлению цивилизованных норм экономического поведения. Распространяются хищнические формы эксплуатации ресурсов, «проедаются» основные фонды экономики, происходит утечка национальных богатств за рубеж и т.д.

2.2. Социальный портрет современного предпринимателя

Можно сказать, что выведенный в результате исследования облик  типичного предпринимателя это  в некотором смысле - человек будущего, это «гражданин гражданского общества», построением которого мы сегодня  озабочены.

Составление социального  портрета современного российского  предпринимателя представляется возможным  осуществить с помощью анализа  многочисленных публикаций, посвященных  этой теме и материалов социологического исследования.

Во-первых, необходимо указать, что практически любая литература по предпринимательству обращает внимание на некоторый особый «дух предпринимательства», который, по нашему мнению, в наибольшей степени связан с их выраженной склонностью  к лидерству.

К характеристикам лидерства  относят такие черты, как: стремление к самостоятельности, автономности, независимости, к достижениям в  трудовой деятельности, к карьере  и власти, а также решительность  и уверенность в себе.

Особые интеллектуальные способности предпринимателя характеризуются  таким образом: гибкость мышления и  аналитический склад ума, умение думать, генерировать идеи, в том  числе коммерческие, это творчески  мыслящий человек, обладающий смекалкой  и широтой мировоззрения, умеющий  находить нестандартные решения.

Как предрасположенность  к предпринимательской деятельности отмечаются также и особые психологические  характеристики личности: восприимчивость  к переменам, склонность к новаторству, инновациям, риску и одновременно устойчивость к стрессам.

И последнюю группу особых качеств предпринимателя составляют так называемые коммуникативные  способности, к ним относят: умение понимать людей и выстраивать  с ними взаимоотношения, то есть и  быть коммуникативным, умение подбирать себе компаньонов и исполнителей и также выстраивать отношения в интересах дела. Некоторые авторы указывают также на важность такой поведенческой характеристики, как агрессия, другие же, напротив, считают характерным стремление к сотрудничеству.

Экономические характеристики: стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия по соединению материальных и денежных средств, а также труда  с целью возрастания их совокупной стоимости.

Социальные характеристики: инициативность, организаторский талант, включая умение осуществлять организацию  и реорганизацию социально-экономических  механизмов, готовность рисковать.

И психологические характеристики: присутствие творческого начала и стремление к новизне, к самостоятельности, желание чего-либо добиться или достигнуть.

Предприниматель по-западному - это новатор, реформатор и революционер в способах производства. Главное  отличие отечественного и зарубежного  предпринимателя может состоять в том, что стремление к умножению  богатства не является главной целью  деятельности. И это можно увидеть, анализируя значимость для российского  предпринимателя тех или иных ценностей. Впоследствии мы сможем осуществить  анализ и наиболее характерных черт предпринимателя, соотнося их с теми, которые, в конечном счете, определяют успех их деятельности.

Информация о работе Предмет экономической социологии. Человек в роли потребителя