Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:28, контрольная работа
Экономическая социология является новым, активно формирующимся научным направлением и учебной дисциплиной в структуре социологического знания. Она выступает важным элементом вузовской подготовки специалистов экономического профиля. Знание социально-экономических проблем современного общества, социологических подходов и методов его анализа необходимо для успешной деятельности в системе социально-политических и экономических отношений.
Введение 3
I. Предмет экономической социологии 4
1.1.Цель экономической социологии 4
1.2. Объект экономической социологии 6
II. Социальные основы предпринимательской деятельности 7
2.1. Предпринимательство 7
2.2.Социальный портрет современного предпринимателя 8
III. Человек в роли потребителя 13
3.1. Образ жизни и потребления человека 13
3.2. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителя 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Введение
I. Предмет экономической
социологии
4
1.1.Цель экономической социологии
1.2. Объект экономической
социологии
II. Социальные основы
2.1. Предпринимательство
2.2.Социальный портрет современного
предпринимателя
8
III. Человек в роли потребителя
3.1. Образ жизни и потребления
человека
3.2. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителя 15
Заключение
Список использованной литературы
Экономическая социология является новым, активно формирующимся научным направлением и учебной дисциплиной в структуре социологического знания. Она выступает важным элементом вузовской подготовки специалистов экономического профиля. Знание социально-экономических проблем современного общества, социологических подходов и методов его анализа необходимо для успешной деятельности в системе социально-политических и экономических отношений.
Изучение экономической социологии способствует формированию у студентов гуманитарного подхода к оценке роли и места экономики в жизни общества. М\/Такй подход позволяет избежать одностороннего рассмотрения экономики как замкнутой, самодостаточной системы, успешно преодолевать экономический детерминизм в организации социально-экономической деятельности, учитывать социальные механизмы и социальные последствия функционирования экономики, оптимально соотносить ее развитие с социальными целями общества.
Изучение экономической социологии помогает глубже понимать сущность социально-экономических процессов как на макро, гак и на микроэкономическом уровнях, полнее использовать возможности человеческого фактора в отраслях экономики и в целом социальные резервы общественного производства и трудовых коллективов.
I. Предмет экономической социологии
1.1.Цель экономической социологии
Экономическая социология в
широком контексте изучает
Цель экономической социологии — исследовать социальные аспекты и последствия развития экономической сферы жизнедеятельности общества в условиях рыночных отношений, способствовать повышению результативности социального механизма экономики и принимаемых управленческих решений, а значит — улучшению условий и качества жизни населения.
Экономическая социология, ее предмет, объекты, пути развития и интеграции в систему подготовки специалистов финансово-банковского профиля и сегодня вызывают дискуссии среди социологов и экономистов в России и за рубежом.
Принципиальной темой
дискуссий является содержание предмета
экономической социологии. С позиций
экономистов, это преимущественно
макроэкономические закономерности развития
общества, а с позиций социологов
— социальные отношения в сфере
экономики и экономическое
Предмет экономической социологии — социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики.
В более узком смысле предмет
экономической социологии — экономическое
поведение (индивида, социально
В конкретных социологических исследованиях в качестве предмета экономической социологии могут выступать: риски (их социальная сущность и последствия), деньги как социально-экономический регулятор поведения, деятельность финансово-банковских институтов как один из видов социальной деятельности и одновременно социальный процесс, локализованный в рамках финансового рынка, социальные конфликты в сфере финансовой деятельности, социально-профессиональная мобильность специалистов финансового рынка, тендерная асимметрия в финансово-банковской сфере и т.д.
Развитие социальных отношений в сферах труда, собственности, производства, распределения и обмена формирует различные виды экономического поведения в обществе. Причем вследствие сегментированности рынка (рис. 2.1) различные виды экономического поведения складываются в зависимости от выполнения индивидом той или иной ролевой функции — вкладчика, налогоплательщика, страховщика или страхователя, банкира, потребителя, инвестора и т.д. Поэтому, применяя теорию ролей, можно изучать различные виды экономического поведения, проявляемого личностью.
Сам рынок, социальные отношения,
развивающиеся между его
Рис. 2.1. Сегментированность рынка (указаны лишь некоторые сегменты рынка).
1.2. Объект экономической социологии
В общем виде объектом экономической социологии является социальная реальность в сфере экономических отношений, а именно:
человек (как «экономический», так и «неэкономический») во всем разнообразии выполняемых им социальных ролей в сфере экономики и финансов;
социальные статусные группы и общности (социально-профессиональные, социально-территориальные, социально-демографические, тендерные), осуществляющие свою деятельность во всех отраслях экономической жизни и проявляющие разные формы экономического поведения;
социальные институты и организации, выступающие в качестве субъектов рынка, — государство, банк, страховая или инвестиционная компания, домохозяйство, налоговая инспекция, фондовая биржа
В прикладном плаче - это объекты и субъекты рынка, его производители и потребители, реализующие в своем экономическом поведении все многообразие ролевых статусов (вкладчик, клиент, банкир, дилер, страховщик, налогоплательщик, покупатель и т.д.).
II. Социальные
основы предпринимательской
2.1. Предпринимательство
Предпринимательство – неотъемлемая
часть хозяйственной
Однако в Гражданском
кодексе РФ предусматривается
Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.
Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия. Задача любого предпринимателя – получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал.
Следовательно, предпринимательство
– это хозяйственная
Сегодня наибольшие шансы разбогатеть имеют россияне, отличающиеся не столько высокой квалификацией, знаниями, деловой энергией и талантом, сколько наличием выгодных связей, нахрапистостью, пренебрежением к закону и морали.
Спекулятивный характер капиталов препятствует становлению цивилизованных норм экономического поведения. Распространяются хищнические формы эксплуатации ресурсов, «проедаются» основные фонды экономики, происходит утечка национальных богатств за рубеж и т.д.
2.2. Социальный портрет современного предпринимателя
Можно сказать, что выведенный в результате исследования облик типичного предпринимателя это в некотором смысле - человек будущего, это «гражданин гражданского общества», построением которого мы сегодня озабочены.
Составление социального портрета современного российского предпринимателя представляется возможным осуществить с помощью анализа многочисленных публикаций, посвященных этой теме и материалов социологического исследования.
Во-первых, необходимо указать,
что практически любая
К характеристикам лидерства относят такие черты, как: стремление к самостоятельности, автономности, независимости, к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти, а также решительность и уверенность в себе.
Особые интеллектуальные
способности предпринимателя
Как предрасположенность
к предпринимательской
И последнюю группу особых
качеств предпринимателя
Экономические характеристики: стремление к умножению богатства, к инновациям и их осуществлению, действия по соединению материальных и денежных средств, а также труда с целью возрастания их совокупной стоимости.
Социальные характеристики:
инициативность, организаторский талант,
включая умение осуществлять организацию
и реорганизацию социально-
И психологические
Предприниматель по-западному - это новатор, реформатор и революционер в способах производства. Главное отличие отечественного и зарубежного предпринимателя может состоять в том, что стремление к умножению богатства не является главной целью деятельности. И это можно увидеть, анализируя значимость для российского предпринимателя тех или иных ценностей. Впоследствии мы сможем осуществить анализ и наиболее характерных черт предпринимателя, соотнося их с теми, которые, в конечном счете, определяют успех их деятельности.
Информация о работе Предмет экономической социологии. Человек в роли потребителя