Предмет экономической социологии. Человек в роли потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:28, контрольная работа

Описание

Экономическая социология является новым, активно формирующимся научным направлением и учебной дисциплиной в структуре социологического знания. Она выступает важным элементом вузовской подготовки специалистов экономического профиля. Знание социально-экономических проблем современного общества, социологических подходов и методов его анализа необходимо для успешной деятельности в системе социально-политических и экономических отношений.

Содержание

Введение 3
I. Предмет экономической социологии 4
1.1.Цель экономической социологии 4
1.2. Объект экономической социологии 6
II. Социальные основы предпринимательской деятельности 7
2.1. Предпринимательство 7
2.2.Социальный портрет современного предпринимателя 8
III. Человек в роли потребителя 13
3.1. Образ жизни и потребления человека 13
3.2. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителя 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

экономической социологии.docx

— 107.25 Кб (Скачать документ)

Культура воздействует как  на выбор отдельного потребителя, так  и на структуру потребления общества в целом.

Оценивая разные продукты, потребитель отдает предпочтение одному из них. В какую сторону склонится  чаша весов - нередко зависит от той  культурной среды, к которой принадлежит  индивидуум.[6]

Индивид является членом множества  социальных групп. Его положение  в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Скажем, по отношению к своим родителям  он играет роль сына или дочери, в  собственной семье - роль жены или  мужа, в рамках фирмы - роль директора. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждая из ролей, исполняемых человеком, будет так или иначе влиять на его потребительское поведение.

Каждой роли соответствует  определенный статус, отражающий степень  положительной оценки ее со стороны  общества. Роль директора имеет более  высокий статус по сравнению с  ролью сына или дочери. В качестве директора человек приобретает  одежду, автомобиль, часы, которые отражают именно эту его роль и ее статус. Покупатель часто останавливает  свой выбор на товарах, по которым  судят о его статусе в обществе.

Роль - это модель поведения, обусловленная статусной позицией. Потребительское поведение включает в себя целую серию ролей:

·  Роль инициатора состоит в принятии решения о том, какая потребность в данный момент наиболее актуальна, и в принятии решения о совершении покупки с целью ее удовлетворения.

·  Роль фактора состоит в действиях, оказывающих влияние на процесс принятия решения о покупке. Это могут быть действия, способствующие покупке или предотвращающие ее.

·  Роль покупателя состоит в акте покупке, в процессе которой отдаются деньги в обмен на товар или услугу.

·  Роль пользователя состоит в действиях по потреблению или использованию купленного товара.

Роль может исполняться  как одним индивидом, так и  группой, например, семьей, приятелями и т.д.[7]

Сильное влияние на поведение  потребителя могут оказывать  члены его семьи.

Сейчас, в рекламе, предназначенной  для женщин, все чаще находит отражение  роста доходов и обязанностей, стремление к самовыражению и  совершенствованию. В роли мужчины  все чаще прослеживается совместное с женами выполнение домашних обязанностей. Дети во многом учатся правилам потребления  и совершения покупок у своих  родителей и оказывают довольно существенное влияние на семейные покупки.[8]

                                              Заключение 
 
    В сегодняшнем обществе есть и «аутсайдеры», люди «не у дел», и люди, попавшие в «ловушку бедности», и так называемые «новые бедные», появившиеся в результате непредвиденной потери работы, неспособности справиться с квартирными долгами и тому подобное. «Рекордная» безработица – тяжелое бремя для национальной экономики. 
    Естественно, что такие перемены прямо или косвенно затрагивают каждого гражданина и каждую сферу общества. Новая ситуация требует от индивида и от общества в целом известной гибкости, пересмотра ценностей и адаптации действий соответственно новой обстановке. Такие глобальные проблемы могут решаться только на уровне общества. Экономическая реальность требует целенаправленных усилий хотя бы для отдаления трудностей. 
     Экономический рост и повышение жизненного уровня – чрезвычайно многогранные показатели качества жизни, включающие в себя компоненты «твердой технологии» (то есть технологии, на которую индивид не может оказывать влияние; механизмы, станки, машины) и составляющие «мягкой технологии»: экология, сельская и городская община, местная культура, удовлетворительная работа, взаимосвязь труда и досуга, дружеские отношения и др.

Таким образом, в условиях благополучия, когда твердая технология стабилизируется, становятся релевантными и показатели мягкой технологии, как то: «направленность к окружающей среде», «центральное место человека»  и «гражданская воля».

 

 

 

 

                     Список использованной литературы

 

1.     Верховин В.И. В поисках предмета экономической социологии // Социол. исслед. 1998, № 1, с. 46. 
     2.     Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 2005. С. 210

3.     Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 1991. 446 с. 
     4.     Кравченко А.И. Социология для экономистов.  М.: ЮНИТИ 2001, – 336 
    5.     Полани К. Два значения термина «экономический»// Неформальная экономика. Россия и мир. – М.: Логос, 1999. 
     6.     Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. М., 1997. С. 14-49; Дорин А.В. Экономическая социология. Учебное пособие. Мн., 1997. С. 20-29.

7.     Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1996

 8.     Смелзер Н.Дж. Социология экономической жизни // Американская социология. М.: Прогресс, 1965, - 188 с.

 9.     Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.Н. Калугина. - Новосибирск: Наука, 1999.

 10. Социология и современная Россия / Под ред. А.Б. Гофмана. – М.: ГУ

ВШЭ,2003. 
 

 


Информация о работе Предмет экономической социологии. Человек в роли потребителя