Предмет экономической социологии. Человек в роли потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:28, контрольная работа

Описание

Экономическая социология является новым, активно формирующимся научным направлением и учебной дисциплиной в структуре социологического знания. Она выступает важным элементом вузовской подготовки специалистов экономического профиля. Знание социально-экономических проблем современного общества, социологических подходов и методов его анализа необходимо для успешной деятельности в системе социально-политических и экономических отношений.

Содержание

Введение 3
I. Предмет экономической социологии 4
1.1.Цель экономической социологии 4
1.2. Объект экономической социологии 6
II. Социальные основы предпринимательской деятельности 7
2.1. Предпринимательство 7
2.2.Социальный портрет современного предпринимателя 8
III. Человек в роли потребителя 13
3.1. Образ жизни и потребления человека 13
3.2. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителя 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

экономической социологии.docx

— 107.25 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в настоящее  время страх перед расслоением  общества на богатых и бедных является одной из важнейших тенденций  в общественном мнении. Хотя этот процесс  является естественным и неизбежным, в глазах людей он опасен и отрицательно сказывается на многих сторонах жизни  общества. Это связано прежде с  демографическими проблемами: падение  рождаемости, высокая смертность вследствие падения уровня жизни большей  части населения.

Однако пытаться остановить процесс расслоения общества путем  ограничения доходов, непомерных налогов  не имеет смысла. Подобные действия могут лишь сделать невозможным  развитие предпринимательства, погасить частную инициативу.

Несмотря на критичность, неприятие частью населения предпринимательства  и предпринимателей, люди в большинстве  своем уже не верят в возможность  ликвидации предпринимательской деятельности, да и не хотят этого. 45% опрошенных считают, что, учитывая сегодняшнюю  обстановку в стране, предпринимательство  будет развиваться высокими темпами. 39% считают, что предпринимательство  будет развиваться медленно. Лишь 2,5% населения считают, что предпринимательство  постепенно заглохнет, а из экспертов  этой позиции не придерживается никто.

Хотя предпринимательство  все больше набирает силу, тем не менее, оно сталкивается с немалыми трудностями и нуждается в  поддержке со стороны органов  власти и управления. При проведении политики поддержки предпринимательства  важно учитывать, в каких сферах экономики она нужна больше всего. По мнению самих предпринимателей, следует поддерживать, прежде всего, интеллектуальное производство (информатика, наука, искусство) - 64%. Затем следует  производство средств производства (39%) и другие производящие отрасли (строительство, производство предметов потребления, сырьевые - все по 33%). Менее всего, по мнению экспертов, нуждаются в  поддержке не производящие отрасли  экономики - сфера обслуживания (14%), торговля (12%), финансы (12%).

Прежде всего, наиболее вероятный  резерв пополнения рабочей силы частного сектора составляют молодые люди в возрасте до 30 лет (45%), служащие (44%), учащаяся молодежь (62%), с незаконченным  высшим и средним специальным  образованием (40%).

Работники частного сектора  проявляют наибольшую удовлетворенность  местом своей работы (61%). При этом 21% работников государственного сектора  и 26% работников коллективного хотели бы работать в частном секторе. В ближайшем будущем следует ожидать отток рабочей силы в частный сектор экономики (особенно за счет коллективного сектора), который будет значительно пополняться за счет молодежи (57% учащейся молодежи выразили желание работать в частном секторе экономики).

Как показывает исследование, большинство опрошенных хотело бы заниматься предпринимательской деятельностью, при этом предпочитают малый бизнес. Несколько меньше тех, кто хотел  бы участвовать в среднем бизнесе, и совсем немного - в крупном. Надо отметить, что с уменьшением доходов  возрастает количество тех, кто не желает участвовать в бизнесе вообще.

Сами предприниматели  основными целями бизнеса считают  реализацию своих творческих способностей, экономическую свободу и укрепление национальной экономики.

Однако большинство опрошенных "не предпринимателей" (56%) считают, что основной целью предпринимательства  является обогащение, в то время  как реализацию творческих способностей отмечают лишь 7%. Только 6% думают, что  целью предпринимателей является укрепление национальной экономики, и 3% - рост материального  благополучия народа. Таким образом, опрошенные считают предпринимателей людьми, которых волнует, прежде всего, собственное материальное благополучие, все же остальные цели у них  остаются на втором плане. Но при оценке самих себя, отвечая на вопрос о  том, какая цель была бы главной для  них, если бы они были предпринимателями, значительно меньшее число из них отмечают цель обогащения (28%) и  большее - такие цели, как реализация своих творческих способностей (21%), укрепление национальной экономики (11%), рост материального благополучия народа (10%).

Население считает, что для предпринимателей наиболее значимыми должны быть «деньги», тогда как в действительности они стоят на 8-10 месте. На первом же месте выступает «иметь надежных друзей», кстати, население эту ценность поставило на 4-е место.

2-3-4-е места предприниматели  отвели «честности» и «независимости  в действиях и суждениях». И  если население последнюю ценность  поставило практически на ту  же ступень по шкале ценностей,  то для «честности» было отведено 11-12 место.

Интересно отметить, что 8-10-е места  для предпринимателей наравне с  такой ценностью, как "деньги", заняли соответственно: "любовь", "творчество", "стремление к  знаниям". Население же их оценивает  по-иному, а именно: если "стремлению к знаниям" было отведено даже более  значимое место -

7-е, то «любовь» они поставили  на 16-е место, а «творчество» - и вовсе на 18-е.

Такие исследования демонстрируют  в целом высокую значимость для  предпринимателей ценностей, связанных  с их самоактуализацией; так называемые «традиционные» занимают промежуточное место и наименее - те, которые могут быть определены как «мишура», внешний блеск и которые поневоле бросаются в глаза населению.

Отличие имеется и по другим показателям: по наличию рабочего и свободного времени у предпринимателя, а  также по соотношению трудовых затрат и получаемых доходов.

Треть опрошенного населения посчитала, что у предпринимателей довольно много свободного времени, тогда  как только 1/15 часть предпринимателей согласна с ними. Рабочий день предпринимателя  в целом довольно велик, большая  их часть уделяет работе от 8 до 12 часов (53,3%), до 8 часов трудится только - 6,7%, 13,3% - предпринимателей проводит в  работе в среднем 12-16 часов в сутки, а 26,7% - вовсе более 16 часов.

Можно сказать, что выведенный в  результате исследования облик типичного  предпринимателя это в некотором  смысле человек будущего, это «гражданин гражданского общества», построением  которого мы сегодня также озабочены, что это – «элемент будущего в  настоящем». И такое оценивание представляется более правомерным, чем утверждение, что предприниматели - это представители  особой группы.

                        III. Человек в роли потребителя

 

                 3.1. Образ жизни и потребления человека

Категория образа жизни отражает силовой характер социокультурного поля. Образ жизни – это типичные формы жизнедеятельности людей, навязанные полем. Можно дать и иное определение: образ жизни – это социальная структура как совокупность необходимых, типичных индивидуальных практик. Поскольку одно поле включает множество людей, то навязываемые, предписываемые им формы поведения носят типичный характер.

Образ жизни охватывает все  стороны социальной жизни человека. Его ядром является труд, способы  получения средств к существованию. Однако одной из его сторон является и образ потребления, то есть совокупность форм потребительского поведения, навязанных социальным полем. Образ жизни и  потребления – это необходимость, выскочить за пределы которой  можно, лишь покидая пределы поля, породившего соответствующие формы  жизнедеятельности. Социокультурное поле навязывает адекватный ему образ потребления по нескольким направлениям:

-   Ресурсы (прежде всего экономические) неравномерно распределены между полями и определяют пределы потребления. Поле – это пространство ограниченных возможностей. Различные поля – различные возможности.

-   Программа жизнедеятельности. В каждом социокультурном поле есть предписываемые программы потребления (ценности, нормы). Они навязывают индивидам ограничения выбора, запреты. Нарушения установленных культурных границ ведут к клеймению индивида как «некультурного», «странного», «дикого» и т.д., что чревато его исключением из данной группы.              Язык потребления, то есть совокупность правил интерпретации потребительских практик. Один и тот же потребительский акт в разных полях, интерпретируется по разному, выступая, например, как символ принадлежности к «своим» или «чужим», к «культурным» или «некультурным», «имеющим вкус» и «лишенным его».

Стиль жизни – это устойчивые формы индивидуального поведения, являющиеся результатом свободного личного выбора в пределах, навязанных полем. Это способ реализации личностью  социальных возможностей.[4] Ядром стиля жизни является стиль потребления. Он конкретен и привязан к определенному объекту: предмету, услуге (стиль потребления автомобиля, одежды, алкоголя и т.д.). Стиль потребления - это устойчивые формы использования тех или иных благ, свободно выбранные индивидом в пределах рамок, навязываемых образом жизни.

 

Таблица 1. Сравнительная  характеристика образа и стиля потребления.[5]

Критерий сравнения

Образ потребления

Стиль потребления

Степень свободы выбора образца  поведения

Ограничение выбора, принуждение  к выбору.

Свободный выбор.

Обусловленность выбора образца  поведения

Детерминированость характеристиками поля

Выбор среди доступных  стилей, исходя из индивидуальных склонностей

Степень привязанности к  месту в системе общественного  производства

Жесткая привязка к месту  в системе общественного производства (классовая, профессиональная принадлежность)

Относительная автономия  по отношению к месту в системе  общественного производства

Подверженность изменениям

Стабильность, традиционность

Изменчивость, подвижность

Характер

Знаковый характер

Символический характер.

Доминирование

Доминирующая форма дифференциации в индустриальном

Одна из ключевых форм дифференциации в постиндустриальном

Подверженность экспериментам

Закрыт для экспериментов

Открыт для экспериментов


Стиль жизни чаще всего  формируется в пределах одного образа жизни. Это особенно характерно для  обществ с ограниченными ресурсами  и жесткими культурными программами. Но в современных богатых обществах все чаще встречаются стили жизни, которые имеют межклассовый, межнациональный характер, то есть развиваются в пределах разных образов жизни.

    3.2. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителя

Как говорилось раннее, одновременно с внутренними факторами, оказывающими существенное влияние на поведение  потребителей, существуют также и  внешние факторы.

К факторам внешнего влияния  на поведение потребителя относятся: культура, демография, социальный статус, референтные группы, семья и домашнее хозяйство.

Культура - это совокупность устойчивых форм социального взаимодействия, закрепленных в нормах и ценностях, средствах коммуникации, часто передаваемых от поколения к поколению.

Основные компоненты культуры:

1)  Ценность - это социально предпочитаемый ориентир поведения или конечная цель жизни (существования) человека/группы/общества.

2)  Нормы - это правила, которые предписывают или запрещают конкретные поступки в конкретных ситуациях и базируются на культурных ценностях или выводятся из них. Нормы проявляются в разных формах:

-   право (нормы поведения, закрепляемые законом);

-   мораль (свод норм поведения, регулирующих наиболее важные принципы поведения людей);

-   обычаи (нормы повседневной жизни, передающиеся от поколения к поколению);

-   религия (совокупность норм, якобы предписанных Богом или богами);

-   мода (отличается своим непостоянством; источником ее является референтная (эталонная) группа).

3)  Язык - это средство общения с помощью символов, понимаемых всеми принадлежащими к данной культуре людьми.

4)  Санкции - это реакция носителей данной культуры на степень соблюдения культурных норм:

-   позитивные (орден, премия, популярность, одобрение и т.д.)

-   негативные (штраф, изоляция от окружающих, насмешки и т.д.)

Через санкции определенный вид потребления может или  стимулироваться, или тормозиться.

Культура проявляется  в существовании относительно устойчивых форм, моделей потребления.

Особенности культуры как  фактора потребительского поведения:

1.  Культура приобретаема, большая часть человеческого поведения обусловлена обучением.

2.  В силу высокой сложности современных обществ культура редко предоставляет детальное описание подходящего поведения. Вместо этого в большинстве индустриальных (постиндустриальных) обществ культура предоставляет рамки, в которых думает и действует большинство индивидуумов.

3.  Влияние культуры часто не осознается.

4.  Культура адаптивна. Она эволюционирует вместе с развитием способности общества функционировать.

Информация о работе Предмет экономической социологии. Человек в роли потребителя