Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:29, курсовая работа
Цель данной работы оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.
Введение
Параграф I Безнадзорность как социальное явление
1.1 Понятие детской безнадзорности
1.2 Причины и факторы риска детской безнадзорности
1.3 Социальный портрет безнадзорного ребенка
Заключение
Литература
Министерство
образования и науки
КГБОУ
СПО «Красноярский
ПЦК
«Социальная работа
Подорожная
Наталья АлександровнаАлександровна
Причины и факторы риска детской безнадзорности в Российской Федерации
по
теории, методике и практике социальной
работы
Руководитель: |
Бычкова Н.И., |
преподаватель
_________________ |
Стр. | |
Введение | 3 |
Параграф I Безнадзорность
как социальное явление
1.1 Понятие детской безнадзорности 1.2 Причины и факторы риска детской безнадзорности 1.3 Социальный портрет безнадзорного ребенка |
4
6 16 |
Заключение | 19 |
Литература | 21 |
Введение
Изменения, происходящие
сегодня в нашем обществе, выдвинули целый
ряд проблем, одной из которых является
проблема воспитания детей, имеющих определенные
отклонения в поведении. Актуальность
ее заключается в том, что с каждым годом
отмечается рост детской преступности,
наркомании, беспризорности и безнадзорности,
в целом прослеживается тенденция к увеличению
числа детей с девиантным поведением.
Причины
отклонений в поведении
Цель
данной работы оценить масштаб
явления детской
К
задачам исследования можно отнести: изучение
и анализ публикаций в СМИ , результатов
социологических исследований, посвященных
проблеме беспризорности и безнадзорности
несовершеннолетних; оценку социально-экономических
причин, оказывающих наиболее существенное
влияние на динамику и уровень детской
безнадзорности и беспризорности; иерархизация
основных проблем, связанных с высоким
уровнем детской безнадзорности и беспризорности;
характеристику системы профилактики
детской безнадзорности и беспризорности;
анализ основных проблем в сфере профилактики
безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Объект – детская безнадзорность.
Предмет – причины и факторы риска детской безнадзорности.
Цель – характеристика
Задача – характеристика
Параграф I Безнадзорность как социальное явление
Детская безнадзорность
–явление, формирующееся в связи с отсутствием
или недостаточностью контроля за
поведением и занятиями детей и подростков,
воспитательного влияния на них со стороны
родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность
выражается в отчуждении самих детей от
семьи, детского коллектива и одновременно
в безразличии родителей, воспитателей
к детям. По самым приблизительным подсчетам
из 30 с небольшим миллионов
российских детей более 700 тысяч детей-сирот,
2 миллиона подростков неграмотных,
более 6 миллионов несовершеннолетних
находятся в социально неблагоприятных
условиях. Статистические данные говорят
о том, что безнадзорность и беспризорность
детей с каждым годом приобретает все
более угрожающий характер, а положение
современной семьи остается достаточно
нестойким (как материально, так и морально).
Проблема безнадзорных детей с особой
остротой возникала в различные периоды
российской истории, в первую очередь,
в годы бедствий, связанных с войной, голодом,
эпидемиями и другими тяжелыми общественными
потрясениями. Одной из важных причин
беспризорности являлось и является разрушение
семейного быта и естественного уклада
жизни. В подобных условиях бездомный
ребенок рано включается в уличную борьбу
за выживание при отсутствии воспитательной
помощи взрослых и нормальной детской
среды. У такого ребенка меняется и психология,
поэтому беспризорные дети нуждаются
в особом воспитательном подходе. Наша
страна много раз испытывала своеобразные
пики беспризорности: в промежуток между
первой мировой и гражданской войнами,
после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы
Великой Отечественной войны.
Целью
работы с беспризорными
По данным социологических служб, сейчас в России безнадзорных детей на порядок больше, чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе.
Характеризуя
масштаб проблемы, ее причины и
следствия, необходимо обратить внимание
на различие в понятиях «беспризорные»
и «безнадзорные» дети. Беспризорные
дети – это те, кто не имеет
определенного места жительства
и (или) места пребывания. Такие дети
составляют не более 1/10 от числа безнадзорных,
к которым согласно Федеральному
закону «Об основах системы
Согласно имеющейся
статистике, большинство безнадзорных
детей характеризуется высоким
стажем родительской и общественной
запущенности. Преобладающий возраст
безнадзорных детей – от 8 до 13 лет. Можно
сказать, что эти дети не только попали
на социальное дно, но и по-своему адаптировались
к жизни в нечеловеческих условиях. Практически
все они находятся в группе риска, а многие
страдают неизлечимыми психологическими
и физическими расстройствами и болезнями.
Сложилось общественное мнение, что перспектив
социальной и человеческой реабилитации
у большинства таких детей очень мало.
В определенной степени отношение к безнадзорным
детям сегодня находится в критической
фазе: сохраняющийся потенциал общественного
сочувствия не реализуется в силу бедственного
материального и психического состояния
многих семей, родителей, слабости кадрового
и материально-технического обеспечения
специальных учреждений, мздоимства и
коррупции в органах власти и управления,
высокой степенью физической и психической
право травмированности безнадзорных
и беспризорных детей.3
Отношение
к безнадзорным детям во
многом совпадает с отношением
к неизлечимым больным (к
1.2.Причины и факторы риска детской безнадзорности
Причины детской безнадзорности:
- социально – экономические причины ( сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.)
- социально педагогические причины ( невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, частые конфликтные ситуации в семье и в школе, и др.)
- психолога - педагогические причины ( негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в семье и др.)
Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса
их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества. Бедность как причина; необходимость работать, толкает детей на улицу, постепенно они привыкают и отрываются от семьи; склонность детей к побегам, вызванная либо психическими отклонениями, либо романтическими устремлениями; отсутствие контроля за ребенком со стороны школы, внешкольных организаций, милиции и др.
Нет такого общества, в котором не существовало бы детской заброшенности и жестокого обращения с детьми, а стало быть, безнадзорных детей. Факторами риска детской безнадзорности являются: пьянство родителей, непонимание в семье, безработица родителей, невнимание родителей к проблемам своего взрослеющего ребенка.
Основными причинами, способствующими росту безнадзорности, являются проблемы экономического и социального характера: снижение уровня жизни, обострение социальных проблем в семье и обществе, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев, безработных. Основными причинами, способствующими росту безнадзорности, являются проблемы экономического и социального характера: снижение уровня жизни, обострение социальных проблем в семье и обществе, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев, безработных. Безнадзорные - это категория детей, которые до последнего времени прибывали в статусе «ничьих». Они продолжают жить под одной крышей с родителями, но связи их с семьей практически на грани разрушения. В таких семьях ребенок лишен внимания со стороны родителей. Отсутствие ухода , пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу психологическому, физическому, нравственному развитию ребенка, постепенно связи с семьей прерываются окончательно и ребенок переходит в категорию безнадзорных, которые со временем не возвращаются в семью, выбирают для своих интересов улицу.
Тяжёлое материальное
положение большинства
Информация о работе Причины и факторы риска детской безнадзорности в Российской Федерации