Причины и факторы риска детской безнадзорности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.

Содержание

Введение
Параграф I Безнадзорность как социальное явление
1.1 Понятие детской безнадзорности
1.2 Причины и факторы риска детской безнадзорности
1.3 Социальный портрет безнадзорного ребенка
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая подорожной 23.12.11.docx

— 55.05 Кб (Скачать документ)

     Красноярск, 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации

     Министерство  образования и науки Красноярского  края

     КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»

     ПЦК «Социальная работа 
 
 
 
 
 
 
 

     Подорожная  Наталья  АлександровнаАлександровна 

  Причины и факторы риска  детской безнадзорности в Российской Федерации

     Курсовая  работа

     по  теории, методике и практике социальной работы 
 

                    Руководитель:
                    Бычкова Н.И.,
                    преподаватель

                    _________________


 
 

                                                

                                                 Содержание

  Стр.
Введение 3
Параграф I Безнадзорность как социальное явление 

1.1 Понятие детской безнадзорности    

1.2 Причины и факторы  риска детской безнадзорности   

1.3 Социальный портрет безнадзорного ребенка    

 
4 

      6 

    16

Заключение     19
Литература     21

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение  

       Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания детей, имеющих определенные отклонения в поведении. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, беспризорности и безнадзорности, в целом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.  

     Причины  отклонений в поведении ребенка   возникают как результат политической, социально-экономической и экологической   нестабильности общества, усиления  влияния псевдо культуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. 

     Цель  данной работы  оценить масштаб  явления детской безнадзорности  и беспризорности в России, изучить  социальные причины этих негативных  явлений, выявить характеристики  безнадзорных и девиантных детей,  перспективы реабилитации. 

     К  задачам исследования можно отнести: изучение и анализ публикаций в СМИ , результатов социологических исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; оценку социально-экономических причин, оказывающих наиболее существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и беспризорности; иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем детской безнадзорности и беспризорности; характеристику системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности; анализ основных проблем в сфере профилактики  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.         

       Объект – детская  безнадзорность.

      Предмет – причины и  факторы  риска детской безнадзорности.

      Цель – характеристика факторов  риска детской безнадзорности  в России.

      Задача – характеристика детской  безнадзорности.

     

Параграф  I Безнадзорность как социальное явление

1.1.Понятие детской безнадзорности.

     Детская безнадзорность –явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля  за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. По самым приблизительным подсчетам из 30 с небольшим миллионов     российских детей более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона  подростков неграмотных,  более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях.   Статистические данные говорят о том, что безнадзорность и беспризорность детей с каждым годом приобретает все более угрожающий характер, а положение современной семьи остается достаточно нестойким (как материально, так и морально).  

    Проблема  безнадзорных детей с особой остротой возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.  

     Целью   работы с беспризорными несовершеннолетними  было включение брошенных детей  в нормальную общественную жизнь  посредством организации их физического  труда или посредством их распределения  по семьям. Конечно, далеко не  все проблемы перевоспитания  брошенных подростков, в первую  очередь духовные, были разрешены,  однако путь, который был намечен  государством, имел под собой  здравое основание. 

     По  данным социологических служб,  сейчас в России безнадзорных детей на порядок  больше, чем их было во время и  после гражданской войны. И, несмотря на определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности, правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими,  около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически  предоставлены самим себе.

Характеризуя  масштаб  проблемы, ее причины и  следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети – это те, кто не имеет  определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  относятся те, за поведением которых  отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. 2

Согласно  имеющейся  статистике, большинство  безнадзорных детей характеризуется  высоким  стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст  безнадзорных детей – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями. Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой степенью физической и психической право  травмированности безнадзорных и беспризорных детей.3 

     Отношение  к безнадзорным детям  во  многом совпадает с отношением  к неизлечимым больным (к великому  сожалению, они таковыми и являются). В общественном мнении, психологии  власти начинают возобладать  мотивы: если безнадзорность и  беспризорность – неизлечимая  социальная болезнь, то ее не  только нельзя, но и можно не  лечить, а порой и эксплуатировать  физически и морально детей  социального дна. Ослабляется  традиционная для России и  россиян милосердная доминанта  понимания жизненной связи потерянных  детей с потерянным обществом.   

1.2.Причины и факторы риска детской безнадзорности

Причины детской  безнадзорности:    

  - социально – экономические причины ( сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.)

   - социально педагогические причины ( невнимание  родителей и школы к проблемам ребенка, частые конфликтные ситуации в семье и в школе, и др.)

  - психолога -  педагогические причины ( негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в семье и др.)

 Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся  девиантным  поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков         является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса

     их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества. Бедность как причина; необходимость работать, толкает детей на улицу, постепенно они привыкают и отрываются от семьи; склонность детей к побегам, вызванная либо психическими отклонениями, либо романтическими устремлениями; отсутствие контроля  за ребенком со стороны школы, внешкольных организаций, милиции и др.

     Нет такого общества, в котором не существовало бы детской заброшенности и жестокого обращения с детьми, а стало быть, безнадзорных детей. Факторами  риска детской безнадзорности являются: пьянство   родителей, непонимание в семье, безработица родителей, невнимание родителей к проблемам своего взрослеющего ребенка.

   Основными причинами, способствующими росту безнадзорности, являются проблемы экономического и социального характера: снижение уровня жизни, обострение социальных проблем в семье и обществе, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев, безработных. Основными причинами, способствующими росту безнадзорности, являются проблемы экономического и социального характера: снижение уровня жизни, обострение социальных проблем в семье и обществе, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев, безработных. Безнадзорные - это категория детей, которые до последнего времени прибывали в статусе     «ничьих».  Они продолжают жить под одной крышей с родителями, но связи их с семьей практически на грани разрушения. В таких семьях ребенок лишен внимания со стороны родителей.  Отсутствие ухода , пренебрежение    интересами и потребностями развивающейся личности ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу психологическому, физическому, нравственному развитию ребенка, постепенно связи с семьей прерываются окончательно и ребенок переходит в категорию безнадзорных, которые со временем не возвращаются в семью, выбирают для своих интересов улицу.

Тяжёлое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, культурно – социальная маргинализация общества, – создают серьёзные психологические перегрузки для социального института семьи. Растёт число неблагополучных семей, из которых дети социально-психологически и экономически вытесняются на улицу. Эти дети зачастую становятся бомжами, попрошайками, – ведь каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимается попрошайничеством. Семейное неблагополучие – основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами риска безнадзорности становятся: безработица родителей и миграционные процессы, обострившиеся национальные конфликты, нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. И так, в нашем обществе и в мире в целом на безнадзорность детей и подростков влияют и кризисные трансформационные процессы в семье, и социальная напряжённость в обществе, и изменение функций и возможностей образовательных и воспитательных учреждений, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребёнка фактически выталкивают на улицу неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает; школа, «освободившаяся» от воспитания не занимается психолого-педагогической обеспеченностью жизнедеятельности детей; внешкольные учреждения, которых остается всё меньше и которые оказывают услуги на коммерческой основе, закрывают двери перед детьми. И, как следствие, волна детской безнадзорности в России и в мире нарастает с каждым годом. Безнадзорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, они оказываются на улице, приобретают негативный социальный опыт, попадают под влияние криминогенных элементов, которые их используют в своих преступных целях. Все это деформирует психическое, физическое, личностное, социальное развитие детей и подростков, зачастую необратимо искажает процесс их социализации в обществе.  Ослабление контроля за несовершеннолетними со стороны семьи является одним из факторов распространения безнадзорности. Дети перестают посещать школу. Между тем известно, что 3-4 месяцев жизни в безнадзорном режиме достаточно для десоциализации.

Информация о работе Причины и факторы риска детской безнадзорности в Российской Федерации