Причины и факторы риска детской безнадзорности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.

Содержание

Введение
Параграф I Безнадзорность как социальное явление
1.1 Понятие детской безнадзорности
1.2 Причины и факторы риска детской безнадзорности
1.3 Социальный портрет безнадзорного ребенка
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая подорожной 23.12.11.docx

— 55.05 Кб (Скачать документ)

     Все эти причины способствуют преждевременному психическому отдалению подростков от семей, которая, в свою очередь, осложняет их интеграцию в общество. Дети перестают нормально учиться, многие из них остаются неграмотными, педагогически запущенными. Ослабленные психические функции, серьезные нарушения физического здоровья, делают детей неспособными оказать сопротивление насилию со стороны социального окружения. Большинство беспризорных детей оказываются жертвами сексуальных посягательств, оказываются втянутыми в преступные группировки. Наряду с этим, реально просматривается, тенденция повышения криминогенной активности детей младшего возраста. Количество подростков, совершивших общественно опасные деяния, по которым уголовные дела были прекращены или в возбуждении таковых было отказано только в связи с не достижением возраста наступления уголовной ответственности, увеличилось за пятилетие на 11.3% и составило 117.5 тыс. человек.

      Продолжающийся распад семьи еще более увеличивает детскую безнадзорность. В 2008 году из-за разводов более 600 тыс. детей до 18 лет остались без одного родителя. Семей, где детей воспитывает один отец, становиться все больше. Если в 2002 году их было 1.2%, то за последний год прирост составил более 32%, в то время как количество семей, где воспитывает одна мать, уменьшилось на 11.2%. Дети из неполных семей находятся в более уязвимом положении по сравнению со своими сверстниками из полных семей. Им сложнее налаживать контакты, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы.     Неполные семьи - это материальные трудности, суженый круг внутрисемейного общения. Более 50% несовершеннолетних правонарушителей - дети из неполных семей, более 30% дети, имеющие психические отклонения, выросшие в неполной семье, чаще всего без отца.    Дети из таких семей, как правило, чаще всего без отца. Дети из таких семей, как правило, зачастую, пополняют ряды безнадзорных детей. 
 
 
 
 
 
 

                      1.3. Социальный портрет безнадзорного ребенка

      Дети из неполных семей находятся в более уязвимом положении по сравнению со своими сверстниками из полных семей. Им сложнее налаживать контакты, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Неполные семьи - это материальные трудности, суженый круг внутрисемейного общения. Более 50% несовершеннолетних правонарушителей - дети из неполных семей, более 30% дети, имеющие психические отклонения, выросшие в неполной семье, чаще всего без отца.     Дети из таких семей, как правило, чаще всего без отца. Дети из таких семей, как правило, зачастую, пополняют ряды безнадзорных детей.

    Дети из неполных семей находятся в более уязвимом положении по сравнению со своими сверстниками из полных семей. Им сложнее налаживать контакты, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Неполные семьи - это материальные трудности, суженый круг внутрисемейного общения. Более 50% несовершеннолетних правонарушителей - дети из неполных семей, более 30% дети, имеющие психические отклонения, выросшие в неполной семье, чаще всего без отца.     Дети из таких семей, как правило, чаще всего без отца. Дети из таких семей, как правило, зачастую, пополняют ряды беспризорных детей. Детская безнадзорность одна из наиболее значительных проблем, характеризующих неблагополучия в российском обществе. Сегодня, появилась значительная по масштабам категория детей и подростков, у которых уже атрофированы или разрушаются связи с семьей.

       Семья - базисная основа формирования личности. Не случайно в фольклоре всех цивилизованных стран популярные пословицы и поговорки о семье, смысл сводится к тому, что отсутствие семейного, домашнего воспитания не может быть компенсировано ни каким воспитанием. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что растет число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорные дети. Они входят в жизнь сломленными, озлобленными, одинокими. Поэтому, как правило, именно такие социально ущербные подростки склонны к безнадзорности.           Вступают в преступный мир, что всегда угрожает их жизни и здоровью. Скрываясь от родительского притеснения, дети на улице подвержены постоянному риску, стать жертвой физического, психологического, сексуального насилия. Потребность же заявить о себе как личности, желание достигнуть самоуважения и самоутверждения в окружающем социуме толкают ребенка на поиск общества, которое бы его по достоинству оценило, то есть на сближение с криминальной средой. Эта категория детей требует повышенного внимания и оказания экстренной помощи. Социальное и психологическое развитие таких детей    деформировано. Для них характерны низкая степень социальной адаптации, искажение ценностной ориентации, мотивов поведения, что зачастую является основой для развития социального инфантилизма и иждивенчества.

Комплекс негативных качеств превышает предел возможностей ребенка, ведет к их психическому перенапряжению, срыву, суицидальным попыткам, которые сегодня распространены среди детей в возрасте от 5 до 19 лет.

      Наличие безнадзорных детей нельзя считать сугубо современным явлением. Они существовали и раньше, но наибольшее распространение безнадзорность получает в период кризисных обстановок в стране. Статистических данных, которые позволили определить масштабы безнадзорности в нашей стране пока нет, и получить их трудно. По некоторым данным, сейчас в России 230 тыс. безнадзорных детей, причем их численность постоянно растет, в том числе в очень значительной степени из-за социально-экономической нестабильности. В основном родители безнадзорных детей имеют низкий образовательный уровень и невысокую профессиональную квалификацию. В особенно тяжелом положении оказываются дети, живущие в семье с отчимом. Часто они уходят из дома, чтобы выразить протест своей матери против появления отчима.

Достаточно большую  группу безнадзорных детей составляют дети из семей, где родители алкоголики, причем это не единственная причина, обычно ей сопутствуют конфликтные  отношения с родителями, учителями, сверстниками. Около 10% убежавших детей - это любители попутешествовать, но даже они часто в качестве дополнительной причины выдвигали «плохие отношения  с родителями». Лишь 5% беглецов покинули дома временно в поисках романтики  и приключений. Убежавший из дома безнадзорный ребенок,  от притеснения и жестокости родителей, подросток часто по-прежнему подвержен риску, стать жертвой насилия, ограбления, оскорбление. Так, по некоторым данным, от 20 до 40% детей переживают физическое насилие, около 8% - сексуальное.

      В полу ролевом поведении безнадзорных отмечают две крайности. С одной стороны, половая распущенность, с другой - полное непонимание отношений между полами. Особенно тяжело приходится девочкам. Вероятность того, что убежавшая из дома девочка будет втянута окружающими в раннюю половую жизнь, очень велика, почти все ее воспитанницы в прошлом подвергались изнасилованиям. Важно, чтобы в подростковом возрасте, когда еще можно что-то исправить, ребенок – безнадзорный ребенок имел возможность пообщаться со специалистом, способным выслушать его и помочь разрешить возникшие проблемы.

      Таким образом, в качестве заключения первой главы можно сделать следующие выводы: нет такого общества, в котором не существовала бы детская безнадзорность и жестокое обращение с детьми, а стало быть, и безнадзорные дети. Однако, по-видимому, есть условия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новом поколении и управлением их нравственным, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят:

  1. Особая структура семьи (неполные семьи, с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности;
  2. Представление о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумение воспринимать его как личность со своими особенностями и потребностями;
  3. Высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для соседского контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты или правопорядка;
  4. Низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества; не

мобилизованность  общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия;

  1. Неэффективная деятельность государственных социально контрольных         институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты).
 

                                                   Заключение 

 Детская безнадзорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

 1. рост числа граждан, лишенных родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

 2. массовые нарушения прав детей;

 3. рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, которые ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

 4. рост числа венерических заболеваний среди несовершеннолетних; высокий уровень беременности и родов у девочек подростков;

 5. омоложение преступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих средств к существованию.

             Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Современная практика профилактической работы строится на принципах охранно-защитной концепции  и включает широкую сеть разных ведомственных  учреждений, оказывающих социально-правовую, психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям «группы риска».

За последние  пять лет в России органами исполнительной власти всех уровней создано около 3 тыс. различных служб и учреждений, проведена большая работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому  обеспечению этого нового направления  социальной практики. Однако, недостаточная  эффективность профилактической деятельности различных ведомств, отсутствие логически  организованной координации между  ними снижают результативность их совместных усилий.

     Серьезные недостатки имеются в работе учреждений здравоохранения по охране репродуктивного здоровья подростков, лечению и реабилитации несовершеннолетних наркоманов, алкоголиков. Именно поэтому необходимо развивать сеть учреждений для социальной реабилитации  несовершеннолетних, которые бы целостно решали проблемы подростков коррекционно-реабилитационной работой ориентируя ее как на ребенка, так и на его семью. Такие центры имеют возможность помочь ребенку, пока он еще не утратил связи с семьей, другими институтами социализации, т.к. спектр услуг предоставляемых Центром несовершеннолетним, нуждающихся в государственной помощи весьма широк. Необходимо усовершенствовать работу правоохранительных органов по защите детей и подростков от физического, психологического, сексуального насилия, от вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность.

    Отлаживать координацию деятельности разных ведомств в сфере профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти всех уровней, которые должны осуществлять координацию  и  контроль за этой деятельностью, которые функционируют, по сути дела, на общественных началах и не имеют в достаточной степени ни  нормативно-правового, ни кадрового, ни информационного обеспечения своей деятельности.  

       В этих условиях, на мой взгляд, актуальной задачей становиться формирование государственной политики профилактики детской безнадзорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, обеспечение реальных прав детей на достойную форму существования в социальной среде.

         Конечно, в объеме одной курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания причин и факторов, влияющих на безнадзорность в семье, а так же разработаны и предоставлены меры по профилактике безнадзорности в семье.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно профилактики безнадзорности в семье данная тема будет оставаться актуальной .

                                   Список использованной литературы 

       
  1.        Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося  поведения подростка от типа  неблагополучной семьи. //Социальная  помощь семье и детям. Выпуск 1. Москва. 1999, с.-98.
  2. Алексеева Л.С. Меновщиков В.Ю. семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи. Москва. 1999, с.-62.
  3. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск. 20081 с. -95.
  4. Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось //Правда.- 2009.- №6
  5. Деев В.Г. Факторы формирования отрицательных потребностей в подростковом возрасте и их влияние на поведение. //Проблемы формирования социальных потребностей. Тбилиси. 2008.
  6. Детская безнадзорность как социальное явление в России.//Российский журнал социальной работы. 1999, №1.
  7. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков: информационный бюллетень. Москва. Институт социальной работы. 2008.
  8. Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
  9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва. 1999, С.-95.
  10. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: справочник НИИ семьи.
  11. Лоткин Д.Б. Как бороться с безнадзорностью.//Социальное обслуживание.
  12. .http://revolution.allbest.ru/sociology/00262187.html.
  13. ru.wikipedia.org › wiki/ Социальная_работа

Информация о работе Причины и факторы риска детской безнадзорности в Российской Федерации