Причины и факторы риска детской безнадзорности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы оценить масштаб явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и девиантных детей, перспективы реабилитации.

Содержание

Введение
Параграф I Безнадзорность как социальное явление
1.1 Понятие детской безнадзорности
1.2 Причины и факторы риска детской безнадзорности
1.3 Социальный портрет безнадзорного ребенка
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая подорожной 23.12.11.docx

— 55.05 Кб (Скачать документ)

 Причины способствующие  росту безнадзорности, среди которых :

1. рост числа  асоциальных семей;

2. безработные  родители;

3. беженцы и  вынужденные переселенцы;

4. нестабильные  браки (разводы);

5. низкий уровень  благосостояния семьи;

6. негативный  опыт отношений с родителями;

7. неготовность  школы оказывать социально-педагогическую  поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации;

8. наличие у  части учащихся негативного учебного  опыта.

Распад брака  как одна из причин безнадзорности. Существует ряд причин, способствующих росту безнадзорности. Значительно сократилось число детских дошкольных учреждений, образовательных структур, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музыкальных и художественных школ и т.д. самой важной причиной безнадзорности является кризис семьи: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала. Негативное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, открытая и скрытая пропаганда сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании, реклама пива. Установлено, что безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации. Основные последствия безнадзорности ребенка - это утрата детьми социальных навыков, криминализация, появление у детей различного рода зависимостей – алкогольной, наркотической и т.п., низкий образовательный и культурный уровень. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малоимущих семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса, проблемы, связанные с детской безнадзорностью все-таки останутся. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. И главное, нужно не только повышать уровень жизни подростков, но и укреплять их духовно-нравственные ценности. Не вызывает возражений, что основной причиной безнадзорности является ослабление связи с семьей, родными и близкими людьми. Ослабление таких связей приводит к потере ответственности ребенка за свои действия, поскольку ему безразлично, что подумают о нем родные, что они будут чувствовать, узнав о его поступке. Такое положение вещей дает подростку чувство «свободы», к которой, как правило, стремится каждый подросток, но проблема здесь заключается в том, что безнадзорные дети понимают эту свободу как безнаказанность, а не как ответственность за свои действия. Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса.      проблемы свободы выбора и социального творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.;

–   проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;

  –      проблемы социальной интеграции или дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.  

   Другими причинами являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений, слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности, нелегальная миграция детей (часто без сопровождения взрослых) из бывших республик СССР, вызываемая вооружёнными конфликтами и ещё более тяжёлым экономическим положением этих стран.  На протяжении ХХ века Россия пережила две волны детской безнадзорности , связанные с гражданской и Великой Отечественной войнами. В настоящее время можно говорить о третьей волне.  Безнадзорность детей является угрозой, будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования.  Семейный- детско-родительские отношения, кризис семьи, упадок воспитательного потенциала семьи и т.п.); социально - экономический; социально-психологический (проблема жестокости в семье, увеличение числа разводов и т.д.); школа (авторитарный стиль работы педагогов, наклеивание ярлыков и т.д.); психический (увеличение числа детей с аномалией психического развития), психологический (личностные характеристики ребенка). Ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами. И одним из способов решения этих проблем могут стать правонарушения и бродяжничество. 

Безнадзорные дети – несовершеннолетние , контроль за  поведением,   которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц (ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и под угрозой атрофии и разрушения.

     Причины детской безнадзорности: бедность как причина; необходимость работать, толкает детей на улицу, постепенно они привыкают и отрываются от семьи; склонность детей к побегам, вызванная либо психическими отклонениями, либо романтическими устремлениями; отсутствие контроля за ребенком со стороны школы, внешкольных организаций, милиции и др.

     Нет такого общества, в котором не существовало бы детской заброшенности и жестокого обращения с детьми, а стало быть, безнадзорных детей.

    Основная причина, толкающая детей на улицу - неблагополучная обстановка в семье. Об этом говорят цифры.

     За последние 5 лет в три раза возросло число родителей, лишенных родительских прав (с 11 до 35 тысяч). Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно среди женщин, приводит к необходимости срочно спасать от них их же детей.       Тысячи детей остаются без попечения родителей. Социальное сиротство, беспризорность стали устойчивыми социальными явлениями.

    «Уличные дети» бродяжничают, занимаются воровством,     попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия. Всплеск корыстной ориентации, отмеченный у широких слоев общества, увеличение числа неблагополучных семей, рост жестокости, и насилия в обществе. И в потоке низкопробных произведений массовой культуры, на занятость подростков в свободное время, выталкивание неплатежеспособных, неудобных учащихся из школы, сложности с трудоустройством - все это привело к резкому увеличению криминальной обстановки в среде несовершеннолетних. Выбитые из жизненной колеи дети, как правило, социально дезадаптированные, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое и физическое развитие.

    Таким образом, в современной России существенным признаком стали значительное увеличение размеров его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, и как следствие - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, беспризорность огромного количества детей и подростков практически во всех регионах страны. Основной причиной детской безнадзорности , несомненно, является нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образ жизни. Отчуждение ребенка от семьи редко вызвано внутренним конфликтом, основанном на упорном нежелании родителей войти в положение ребенка, простить его, помочь преодолеть кризисную ситуацию.

     Низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органов опеки и попечительства вопросов жизни, воспитания и дальнейшей судьбы детей также порождают безнадзорность , влекут за собой нарушение прав ребенка. Дополнительным фактором риска в последнее время становится  безработица родителей. В 702 тыс. семей с несовершеннолетними детьми один родитель является безработным. 70 тыс. безработных имеют более трех детей в семье. В 55 регионах России безработные женщины, имеющие детей инвалидов и несовершеннолетних детей, составляют более 50%.

      Тяжелое материальное положение семей толкает родителей к отказу от детей в виду невозможности их содержать. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. Так в домах ребенка, детей, лишившихся попечения родителей, в 2010 году стало больше чем на 3 тысячи. Ежегодно рожают детей более 55 тысяч  женщин в возрасте 14-17 лет (что составляет 3.8% от числа всех родившихся детей). Не подготовленные к воспитанию детей, чаще всего, не состоявших в браке, не имеющих поддержки со стороны своих семей и общества, они оставляют детей в роддомах. В 2009/2010 учебном году ввиду ограничения приема учащихся в 9-11 классы и сокращение приема в профессионально-технические училища около 500 тыс. подростков в возрасте 14-18 лет были лишены возможности продолжать обучение. Из 670 тысяч  детей и подростков, состоявших на учете внутренних органов, около 100 тысяч  нигде не учатся и не работают, 127 тысяч  живут в неполных семьях. В большинстве своем - это дети из асоциальных семей, где на их развитие и воспитание практически не обращается внимание.        Оказавшиеся вне влияния семьи и школы, нетрудоустроенные, лишенные нравственно осмысленного досуга, эти безнадзорные дети стали питательной средой для преступного мира. За последние 5 лет в три раза возросло число родителей, лишенных родительских прав (с 11 до 35 тысяч). Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно среди женщин, приводит к необходимости срочно спасать от них их же детей. Тысячи детей остаются без попечения родителей. Социальное сиротство, беспризорность стали устойчивыми социальными явлениями.

     «Глубокий кризис, охвативший производственную сферу, политику, культуру, образование, и одновременно либерализация цен, инфляция, коммерциализация социальной сферы, катастрофически обострили проблемы детей, привели к значительным социальным потерям, ударив в первую очередь по семьям с детьми. Положение детей осложняется еще и тем, что резко снизился уровень социальных гарантий для них в жизненно важных сферах духовного и физического развития. Значительно возросло число детей, для которых недоступен полноценный отдых в каникулярное время, посещение внешкольных учреждений, занятия искусством, спортом, художественным и техническим творчеством.

      Обостряется проблема жесткого обращения с детьми в семьях.     Исследования причин этого явления обнаруживают, что оно полимотивировано: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, требует заботы, приносит огорчения. В семьях деморализованных, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фактором жизни детей, жестокое обращение приобретает порой дикие формы; это побои, лишение пищи, воды, свободы.

     А если к этому прибавить школьную деривацию, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминальную направленность, то становится понятным рост   стрессов, побегов, правонарушений и даже самоубийств в подростковом возрасте.

     Всплеск корыстной ориентации, отмеченный у широких слоев общества, увеличение числа неблагополучных семей, рост жестокости, и насилия в   обществе. И в потоке низкопробных произведений массовой культуры, на занятость подростков в свободное время, выталкивание неплатежеспособных, неудобных учащихся из школы, сложности с трудоустройством - все это привело к резкому увеличению криминальной обстановки в среде несовершеннолетних. Выбитые из жизненной колеи дети, как правило, социально дезадаптированные, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое и физическое развитие.

      Таким образом, в современной России существенным признаком стали значительное увеличение размеров его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, и как следствие - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, беспризорность огромного количества детей и подростков практически во всех регионах страны. Основной причиной детской безнадзорности , несомненно, является нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образ жизни. Отчуждение  ребенка от семьи редко вызвано внутренним конфликтом, основанном на упорном нежелании родителей войти в положение ребенка, простить его, помочь преодолеть кризисную ситуацию.

Низкий уровень  предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органов  опеки и попечительства вопросов жизни, воспитания и дальнейшей судьбы детей также порождают безнадзорность, влекут за собой нарушение прав ребенка. Дополнительным фактором риска в  последнее время становится  безработица  родителей. В 702 тыс. семей с несовершеннолетними  детьми один родитель является безработным. 70 тыс. безработных имеют более  трех детей в семье. В 55 регионах России безработные женщины, имеющие  детей инвалидов и несовершеннолетних детей, составляют более 50%.

      Тяжелое материальное положение семей толкает родителей к отказу от детей в виду невозможности их содержать. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. Мощным фактором детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, в наши дни, несомненно, становиться нарушение прав ребенка в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья. Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число бродяжек, причем в ряде крупных городов детей используют как профессиональных нищих, взрослые, чаще всего выходцы из сопредельных государств.

Информация о работе Причины и факторы риска детской безнадзорности в Российской Федерации